Броненосные крейсера типа айгайон (phoenix purpura)

Хорошего времени дней, коллеги. Вот я и добрался до моей любимой технички по обновленной альтернативе Phoenix Purpura, и сейчас я представляю вам первые броненосные крейсера Византии, ставшие то ли дорогущим блином комом, то ли чем-то очень и очень многообещающим…

Вступление

на данный момент у меня сложилась достаточно занимательная ситуация с альтернативой – по окончании 800 лет хронологии и обильных текстовых излияний писать техничку, да и рисовать ее как-то вот уже не так хочется. Но это явление временное, и скоро меня может снова порвать. Очень сильно уж хочется закончить ветку броненосных крейсеров, да и броненосцы как бы ожидают… И бронепалубные крейсера… И по броневичкам задел имеется… Меньше, работы валом!

Но текст писать до тех пор пока лень. Что в свете представленного ниже обильного словоблудия, возможно, звучит не весьма правдоподобно.

Раздельно увижу, что уверенности в верном переводе на греческий некоторых терминов нет. Потому. вероятно. будут иметь место неточности, каковые я готов исправить, в случае если мне на них укажут.

Ну и самое последнее – фактически сама техничка. Так как последний раз подробно занимался я ей уже давненько, а память у меня дырявая, то многие нюансы имел возможность . Так что не отрицаю, что будут и технические неточности.

постройка и Проектирование

К идее броненосных крейсеров в Aftorkatoriko Naftiko [1] пришли только к началу 1880-х годов. На то были собственные обстоятельства, как объективные, так и субъективные.

В первую очередь, ромейские адмиралы предпочитали тратить бюджетные средства на полноценные мониторы и броненосцы, развитие инфраструктуры портов и снабжения, лишь позже деньги выделялись для постройки винтовых фрегатов, канонерских лодок и корветов, и только затем наступал черед других судов, к каким относили разные опыты наподобие броненосных таранов. Как раз к другим судам относили крейсера с поясным бронированием в Navarcheio [2] с момента их появления в 1870-х годах. Интерес к этим судам был если не нулевым, то весьма не сильный.

Положение изменилось с приходом в первой половине 80-ых годов XIX века на должность Магистра флота [3] адмирала принца Мануила Морейского. Пользуясь влиянием при императорском дворе, и признанием морских офицеров, он уже в первоначальный месяц собственного правления организовал при министерстве Marine Techniko Prosopiko [4], контору, важную за теоретическую и техническую проработку дорог развития флота. Кроме этого как раз во времена принца Мануила судостроительные программы прошли оптимизацию. Помимо этого, было заявлено, что

… требуется новый тип корабля, объединяющий в себе черты заморского крейсера-стационера и полноценного боевого корабля. Такие суда необходимы империи, чтобы четко обозначить и укрепить ее присутствие в Китае и Индии. Наряду с этим при войны они должны взять на себя функцию как рейдеров, так и конкретно боевых единиц, талантливых противостоять средним судам европейских держав конкретно в сражении.

В сравнении с полноценными броненосцами такие суда должны быть меньше и дешевле, но не в ущерб их боеготовности.

Из письма Магистра флота Мануила Валантиона к МТР

По окончании двух совещаний МТР в середине 1881 года, на которых находился сам Магистр флота, неспешно формировался вид будущего корабля. Был создан главный перечень требований к будущим судам:

1. Водоизмещение не более 4/5 от водоизмещения последних броненосцев, т.е. 8 тысяч метрических тысячь киллограм;

2. Броневая защита в течении всей ватерлинии, по примеру броненосцев типа Тавия [5]. Толщина бронезащиты должна быть достаточной для защиты от орудий средних калибров на классических расстояниях боя;

3. Хорошая крейсерская мореходность;

4. Дальность хода, достаточная для перехода из Антоли [6] в Кирену [7] с не более чем одной бункеровкой, т.е. не меньше 3500 миль;

5. Оружие, достаточное для противостояние небронированным и легкобронированным судам возможного соперника в колониях;

6. Скорость при естественной тяге и нормальном водоизмещении не меньше 17 узлов.

Из отчета совещания МТР от 05.08.1881

Последний пункт в собственной неопределенности отражал конструкторов и настроения адмиралов по поводу оружия новых судов. Существовало сходу пять (!!!) точек зрения по поводу того, какими калибрами орудий стоит вооружить новый крейсер:

1. Сократить калибр орудий тем, что достаточен против маленьких целей наподобие канонерок и безбронных парусно-винтовых шлюпов, фрегатов и корветов – т.е. сделать упор на калибр 155 мм;

2. Вооружить корабль самая мощной из всех вероятных вариантов артиллерией, практически уравняв по наступательной мощи новый корабль с броненосцами – т.е. 305 мм и 155 мм;

3. Позволить новому кораблю противостоять фактически любому вероятному боевому кораблю, но наряду с этим уменьшить состав оружия – т.е. 280 и 155 мм;

4. Еще более уменьшить основной калибр новых судов – т.е. 250 и 155 мм;

5. Вооружить корабль умеренным оружием довольно маленького веса, что разрешит сделать упор на защищенность, автономность и скорость хода – т.е. 210 и 155 мм;

Весьма скоро был отброшен второй вариант, поскольку он сулил мельчайшие пользы в плане сбалансированности новых характеристик и стоимости кораблей. Отказались и от первого варианта как заведомо ограничивающего потенциал крейсера. Четвертый вариант был отброшен по совету представителя артиллерийского концерна Паксан, так как разработка орудий калибра 250 мм в то время еще кроме того не началась.

В следствии мнения разделились по поводу того, выбрать ли более тяжелый вариант оружия, либо более умеренный.

Необходимо подчеркнуть, что в течении всего дискуссии техзадания к проектированию нового корабля по непонятным обстоятельствам не рассматривалась возможность противостояния с новыми китайскими броненосцами типа Динъюань, каковые в то время строились в Германии, не смотря на то, что среди предполагаемых соперников фигурировали китайские винтовые (фрегаты и корабли канонерки). Обстоятельство для того чтобы упущения остается непонятной, не смотря на то, что очень возможно, что имела место очевидная недооценка возможностей этих судов. Но, имели возможность сыграть собственную роль и достаточно утепленные отношения между Византией и Китаем, и то, что суда эти строились для Бэйянского флота, чья сфера заинтересованностей размешалась существенно севернее ромейской базы в Антоли.

Броненосные крейсера типа айгайон (phoenix purpura)

Фракиссий в парадной заморской окраске, 1892 год

Решающим в вопросе определения состава артиллерии выяснилось слово представителя артиллерийского концерна Паксан, сына главы компании, Валерия Паксана, владеющего знаниями не только в области огнестрельного оружия и артиллерии, но и в морской тактике:

В случае если противостоять суда этого типа должны флотам отсталых держав либо колониальным силам европейцев, каковые складываются из вероятно солидного числа небронированных либо слабобронированных судов, то здравым будет упор в его оружии сделать на бессчётные орудия веса и умеренного калибра, талантливые вести стрельбу достаточно довольно часто, дабы один отечественный корабль имел возможность противостоять нескольким вражеским. У нас уже разрабатывается новое облегченное орудие среднего калибра 130 мм, которое возможно готовым уже на следующий год.

Таких пушек на корабле возможно будет разместить больше, чем более больших и тяжелых 155-мм, а их меньшее действие на соперника в условиях колониальной работы и предполагаемого в тех регионах соперника не есть критическим недочётом. В качестве же главного калибра, по моему точке зрения, хватит и 210-мм орудий.

Валерий Паксан на совещании МТР

С этим мнением дали согласие многие, среди них и Магистр флота. В следствии было решено сделать ставку на новейшие образцы орудий, каковые лишь должны были поступить на вооружение только в следующем году. Исключением послужили 50-мм револьверные и одноствольные пушки, уже имеющиеся на вооружении.

Необходимо подчеркнуть, что изначально рассматривались пара вариантов размещения 210-мм орудий, но решено было остановиться на двух двухорудийных башнях в оконечностях.

Кроме артиллерии, новый корабль было решено вооружить тремя 380-мм торпедными аппаратами для ближнего боя.

Решили кроме этого вопрос классификации. С 1875 года любой океанский небронированный корабль именовался крейсером, но в 1881, в свете распространения идей броненосного крейсера на появления и Византию идей о постройке крейсеров бронепалубных, было решено поделить понятие крейсера на 3 ранга. Наряду с этим, кроме рангов, вводилось кроме этого наименование собственное.

Так, крейсера III ранга, являясь маленькими безбронными крейсерами для посыльной, колониальной работы и рейдерства, отныне именовались дромонами, крейсера II ранга – легкими, либо бронепалубными, а крейсера I ранга стали тяжелыми, либо броненосными.

Несложнее всего решился вопрос о парусном оружии нового корабля. Часть адмиралов настояли на том, дабы броненосный крейсер взял полную парусную оснастку, на что Магистр флота, служивший в конце 1870-х на броненосцах с парусной оснасткой, кратко и с иронией ответил

… лишь через мой труп. На современных тяжелых судах паруса скорее обуза, чем метод экономить уголь. Управляться под ними для команды и без того сложно, в случае если же водоизмещение судов будет увеличиваться , то паруса станут легко обузой, а также будут наносить ущерб боеготовности.

Магистр флота Мануил Валантион на совещании МТР

Дело было сделано, и вопрос о техзадании был решен. Был заявлен конкурс, в котором забрали участие 16 разных отдельных кораблестроителей 5 и фирм. В следствии самый отвечающим техзаданию был совместный проект болгарского инженера Драгомира Троянова и Эфесской компании Efeso nafpigiki viomichania Fyton (сокращенно ENVF). Отдельным имперским указом судам были даны заглавия в честь четырех имперских фем. Головной корабль стал называться Айгайон (фема Эгейского моря).

Всего в начале 1882 года было заложено четыре корабля – два на компании-проектировщике, и по одному в Афинах и Салониках на полуказенных верфях.

Постройка шла достаточно стремительными темпами. Спуск на воду Айгайона и Самоса состоялся уже на следующий год по окончании закладки, что являлось выдающимся достижением кораблестроительной индустрии империи, которая продемонстрировала, что не уступает по возможностям кроме того англичанам. Не вызывало нареканий и уровень качества постройки этих судов.

Однако, по окончании спуска на воду достройка замедлилась, не смотря на то, что и предсказуемо – промышленность Византии была занята, разрываясь между гражданскими проектами и военными, и главные вооружения и поставщики механизмов не брались нести ответственность за уровень качества продукции, создаваемой в спешке. Подобный подход был в полной мере естественным, и имел место и в других государствах мира.

Но кроме того не обращая внимания на подобные задержки, постройка судов была достаточно стремительной – Айгайон, Самос и Салоникский Фракиссий вступили в строй спустя три года по окончании закладки, и только Афинский Харсианон задержался в ожидании артиллерии и прошел опробования только в начале 1886 года. Все суда взяли строительную перегрузку (от 150 тысячь киллограм у Айгайона до 310 тысячь киллограм у Харсианона), что было нормой для того времени, но благодаря автомобилям, превзошедшим проектную мощность, удалось достигнуть расчетной скорости в 17 узлов при естественной тяге.

Тактико-технические характеристики

Айгайон в стандартной боевой окраске, Китайская эскадра, 1904 год

«Айгайон», ENVF, Эфес – 12.05.1882/14.09.1883/1885

«Самос», ENVF, Эфес – 12.05.1882/19.10.1883/1885

«Фракиссий», Thessaloniki nafpigeio, Салоники – 19.05.1882/12.12.1883/1885

«Харсианон», Athina nafpigeio, Афины – 03.06.1882/20.09.1884/1886

Водоизмещение: обычное 7900, полное 8350 тысячь киллограм

Размерения: 104,6?18,8?7,5м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 8200 л.с. = 17 узлов

Запас горючего: 800/1200 тысячь киллограм угля

Дальность: 4400 миль (10 узлов)

Броня (металлическая): пояс 150-250 мм, палуба 25-50 мм, кожухи КО 25 мм, подача 85 мм, башни 210 мм, крыши башен 25 мм, щиты орудий 25 мм, рубка 180 мм

Оружие: 4 210/35-мм, 12 130/40-мм, 14 50-мм орудий, 3 380-мм торпедных аппарата

Экипаж: 25/551 человек

Характеристики артиллерии крейсеров типа Айгайон [8]

Раздельно необходимо подчеркнуть отличия 13-em орудий Deig.A и Deig.B. Первое орудие проектировалось как нескорострельное, стреляло дымным порохом и владело довольно продолжительной перезарядкой. Но практически сразу после создания англичанами первой скорострельной пушки среднего калибра в 1886 ромейский концерн Паксан на базе 13-em Deig.A создал собственную скорострельную пушку, названную Deig.B. Трансформации были незначительны, что разрешало вносить их в конструкцию уже произведенных совокупностей.

Не обращая внимания на преемственность, орудия этих типов применяли различные снаряды.

Схема бронезащиты крейсера Айгайон

Сравнение с современниками

Так как в первой половине 80-х годов девятнцадцатого века броненосные крейсера не были очень популярны в ведущих государствах мира, то судов для сравнения по дате закладки довольно мало – только два. Это английские крейсера типа Имперьюз и русский Дмитрий Донской. Сразу же стоит подметить, что Айгайон создавался под пара иные задачи и не смотря на зарубежные аналоги, почему само сравнение их есть очень необычным.

Крейсер Ее Величества Имперьюз

Русский крейсер I ранга Дмитрий Донской

При с Имперьюзом все достаточно легко – англичанин больше и тяжелее, владеет заметно большей автономностью и теоретически лучше вооружен. Однако, не имеет возможности не привести к критике его схема бронезащиты (узкий маленький пояс, закрывающий только середину корабля, и карапасная палуба в оконечностях), и ромбическое размещение 234-мм орудий.

В следствии, имея формально более замечательное оружие (234-мм и 152-мм орудия против 210-мм и 130-мм), Имперьюз в бортовом залпе чуть ли превосходит Айгайон, а схема бронезащиты из трех разглядываемых судов представляется наименее оптимальной, не смотря на то, что и владеет громаднейшей толщиной. Что же касается скоростей Имперьюза и Айгайона, то они приблизительно равны – 16,7 и 17 узлов.

Английский крейсер Имперьюз теоретически владел преимуществом перед ромейским крейсером – 210-мм и 234-мм орудия обоих имели приблизительно однообразные параметры бронепробития (около 130 мм на дистанции 5,5 км), но англичанин за счет более толстого пояса владел большей территорией неуязвимости. Однако, кроме того при пробития поясной брони Айгайона 234-мм боеприпасу перед тем, как поразить крайне важные элементы, предстояло еще и пробить 50-мм скосы карапасной палубы, каковые упирались в нижний край пояса, что представляется маловероятным. Айгайон же, за счет большей скорострельности и большего числа орудий, был способен значительно стремительнее вывести из строя Имперьюз, чем напротив. Не обращая внимания на это, возможность потопить друг друга у ромейского и английского судов представляется низкой.

Схема бронезащиты крейсера Имперьюз

Что же касается Дмитрия Донского, то сравнение с ним достаточно любопытно. Донской, как и Айгайон, владеет полным поясом по ВЛ, чуть более узким, но и более высоким (2,4 м против 2 м у ромейского крейсера). Бортовой залп у него заметно не сильный в плане калибров ГК – всего одно 203-мм орудие против четырех 210-мм, но одновременно с этим русский крейсер имеет сильный бортовой залп из семи 152-мм орудий вместо шести 130-мм у Айгайона, что пара компенсирует отставание.

По скорости Донской уступал византийскому крейсеру на узел, как и уступал в дальности хода (3300 миль на 10 узлах вместо 4400). Однако Донской был на две тысячи тысячь киллограм легче.

В случае если же говорить о конкретно бое этих двух крейсеров между собой, то 210-мм орудия Айгайона имели возможность поразить пояс Донского с намного большей дистанции, чем орудия Донского – пояс ромейского корабля. Одновременно с этим у русского крейсера отсутствовали за поясом скосы, что угрожало ему тяжелыми повреждениями крайне важных узлов при пробития брони. В целом же, при столкновении Айгайона и Донского, стоит сказать о превосходстве ромейского корабля над русским.

Схема бронезащиты крейсера Дмитрий Донской.

В следствии возможно сделать вывод, что Айгайон был одним из лучших броненосных крейсеров собственного времени. Но, тут же стоит заявить, что соперников его ранга на момент закладки было мало, поскольку сам класс судов еще не стал достаточно популярным в мире, а техники и прогресс науки сделал Айгайона скоро устаревающим уже к началу 1890-х, кроме того с учетом модернизации 130-мм артиллерии. Помимо этого, по цене крейсера этого типа были немногим дешевле броненосцев, и к идее постройки следующей серии броненосных крейсеров возвратились только во второй половине 80-ых годов XIX века.

Краткая история работы

Фракиссий в викторианской окраске на протяжении собственных рейдерских операций в 1904-1905 гг.

1885 – вступление в строй Айгайона, Самоса и Фракиссия.

1886 – вступление в строй Харсианона. Составив эскадру из четырех судов, все крейсера переходят на работу в Китае. С этого момента и практически без пауз суда этого типа находятся в Китае, проходя докование в доке Антоли, и только иногда покидая регион.

1890 – участие крейсеров в совместных учениях с русскими судами у Владивостока.

1891 – все четыре корабля проходят модернизацию артиллерии СК, в следствии чего 130-мм калибр делается скорострельным.

1889-1891 – участие их экипажей и крейсеров в подавлении Боксерского восстания в Китае.

1904-1905 – участие в войне с Великобританией и японией в составе Китайской эскадры. Наряду с этим начало войны Фракиссий встретил в Судане, почему его предпочли применять как рейдера на английских торговых дорогах из Индии. Остальные же три корабля принимали участие в сражениях с японцами и британцами, в альянсе с русским флотом, не смотря на то, что и на вторых ролях из-за ветхой конструкции.

На протяжении конфликта погибли два корабля – Фракиссий, перехваченный эскадрой английских судов у берега Сомали, и Самос, подорвавшийся на мине и затонувший недалеко от Антоли.

1906 – сразу же по окончании окончания войны Айгайон и Харсианон переводят в ранг учебных судов. Наряду с этим Айгайон остается в Антоли, а Харсианон отправляется в Александрию.

1909 – Харсианонна данный момент; переводят в ранг судов-мишеней и деятельно применяют на протяжении учебных стрельб новых дредноутов. Ветхий корабль скоро приходит в негодность, по окончании чего его совсем исключают из перечней флота и реализовывают на слом.

1913 – из-за корпуса и ветхости механизмов по окончании многих лет активной работы Айгайон выводят из состава флота и сдают на слом.

Примечания

1) Имперский флот, полное наименование Имперский ВМФ – Aftokratoriko Polemiko Naftiko.

2) Военно-морское министерство.

3) Морской министр в России.

4) Морской технический штаб, сокращенно на греческом МТР. В правильности перевода очень сильно сомневаюсь, так что буду рад, в случае если меня кто-то исправит.

5) О которых, само собой, будет отдельная статья. Но по большому счету речь заходит о полном поясе по ВЛ с равноутолщенными броневыми плитами (без сужения к нижнему краю).

6) Антоли – ромейская колония в Китае на острове Чжоушань, немногим южнее Шанхая.

7) Кирена – военно-морская база Имперского флота в Персидском заливе, настоящий город Эль-Кувейт;

8) Наподобие как характеристики артиллерии составлял по похожим реальноисторическим совокупностям, но косяки в полной мере смогут быть.

Крейсер Omaha | World of Warships — Кракен в бою с 7-ками 🙂

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: