Броненосные крейсера типа морея — крейсера, да не совсем (phoenix purpura)

      Комментарии к записи Броненосные крейсера типа морея — крейсера, да не совсем (phoenix purpura) отключены

Хорошего времени дней, коллеги. Сейчас я представляю вам… Да сами заметите. С какой-то стороны данный корабль – практически полное повторение прошлого Айгайона.

А с другой – уже совсем второй корабль, с другими возможностями…

Вступление

Как-то с этим кораблем все у меня не складывалось. Было легко нужно связующее звено между следующей серией броненосных крейсеров Византии и Айгайоном, но сделать его очень сильно неповторимым никак не получалось. В следствии, не обращая внимания на многие часы, совершённые в граф. блокноте и редакторе с расчетами, оказался легко чуть-чуть раскабаневший Айгайон с 280-мм артиллерией ГК и легкой бронезащитой батареи.

Ничего шибко особого.

Сразу же оговорюсь по поводу классификации. Да, практически это (да и Айгайон также) – броненосец II ранга. Я это не отрицаю. Но… Все упирается в классификацию. В Византии, по моим версиям, на указанный период времени броненосцы низкоборотны, но прекрасно вооружены и защищены. Высокобортные же суда, пускай и с немногим более не сильный оружием, на фоне этого так и напрашиваются в ранг крейсеров, тем более что скорость хода таки самую малость выше, чем у ЭБРов.

Не смотря на то, что по большому счету, в случае если прикинуть – грань между броненосцами и броненосными крейсерами II ранга очень и очень узкая…

А вот следующий тип броненосных крейсеров оказался, как по мне, весьма и весьма интересным. И в полной мере себе предтеча линейных крейсеров как быстроходного крыла боевых эскадр. Фактически, к этому и иду…

Но о Фракиях я поведаю уже в следующей статье.

Раздельно про пункт со сравнением судов. Он, ИМХО, очень спорен из-за выбора того, с кем я Морею сравниваю. В случае если Орландо и Дюпуи де Лом еще подходят, то русские образцы — Память Азова и Адмирал Нахимов – смотрятся уже весьма вызывающе большие сомнения, потому что их проекты заметно (для того времени) старше ромейского примера. Однако, я все же выбрал их – Память Азова как самый близкий по времени, а Нахимов как очень близкий по боевому потенциалу.

Возможно, имело суть забрать для сравнения кроме этого и Рюрика, но сделал вывод, что это будет перебором. В итоге, Морея создается как раз как ответ зарубежным аналогам, и потому более поздние проекты не позволяют оценить ответ Византии.

Так как эти крейсера являются не очень желаемыми моими детищами, то вероятно много косяков и некое скудословие. Что, как и в прошедший раз, не сообщишь по тому количеству, что оказался в следствии…

постройка и Проектирование

Начальные замыслы по формированию броненосных крейсеров Византии включали в себя 12 колониальных броненосных крейсеров, но эти замыслы весьма скоро упали в свете реалий. Фактически, у Византии были средства реализовать эти замыслы, были яростные защитники аналогичного подхода – но все решил решение суда Магистра флота Мануила Валантиона Морейского, что отменил разработку следующей серии крейсеров в свете того, что

В случае если мы можем выстроить четыре крейсера по цене трех броненосцев вместе с огромным запасом вина для их офицеров, то лучше выстроить эти самые три броненосца [1], чем тратить деньги на заведомо уступающие неприятелю суда.

Магистр флота Мануил Валантион Морейский

В следствии Айгайоны на какое-то время остались единственными броненосными крейсерами Автократорико Нафтико [2]. Но уже во второй половине 80-ых годов XIX века вопрос о постройке следующей серии аналогичных судов встал снова. Обстоятельством тому стали крепнущие флоты государств Дальнего Востока – Китая, России и японии (которая рассматривалась в качестве теоретического соперника кроме того с учетом армейского альянса с ромеями). Айгайоны смотрелись на их фоне все более и более неуверенно.

Китайские броненосцы типа Динъюань и русский крейсер Адмирал Нахимов приводили к наибольшим опасениям. Помимо этого, начала приходить информация о том, что во Франции силами фирмы Форж и Шантье де ла Мидетерране для Японии подготавливаются к постройке какие-то диковинные бронепалубные крейсера, талантливые противостоять в сражении броненосцам [3]. В следствии основной соперник предстоящего развития Айгайонов – Магистр флота – дал зеленый свет на разработку

… броненосного (тяжелого) крейсера, талантливого в сражении противостоять броненосцам возможного соперника…

Устоявшаяся (с 1870-х годов) традиция о коллегиальной выработке четкого техзадания на проектирование стала причиной очередному совещанию МТР [4], на протяжении которого, как и в прошедший раз, ключевую роль сыграл Валерий Паксан, воображавший интересы ромейского оружейного концерна Паксан. По окончании обмена мнениями и выработки неспециализированной идеи, что для упрощения проектирования за пример направляться забрать Айгайон и просто заменить 210/35-мм артиллерию на 280/35-мм, с чем дали согласие большая часть присутствующих участников МТР. Помимо этого, было решено расширить количество противоминных орудий до 20 (ответ, принятое как бы кстати и не имевшее под собой никакого важного обоснования), расширить скорость хода на один узел и довести запас хода до пяти тысяч миль. С очень необычным предложением выступил один из участников рабочей группы, капитан I ранга Леонид Псар, помогавший до того в составе Китайской эскадры:

… бессчётные маленькие суда таких возможных соперников, как япония и Китай, ставят нас в невыгодное положение, в то время, когда на один отечественный крейсер при сражения будет обрушиваться град мелкокалиберных снарядов, каковые смогут поразить через обшивку расчеты отечественной среднекалиберной артиллерии и вывести ее из строя. Потому предлагаю обезопасисть батарею 130-мм орудий хотя бы 8,5-см броней, дабы оградить отечественных артиллеристов от пагубного влияния небольших снарядов и осколков со стороны соперника…

Предложение позвало бурю споров. Многие думали, что для того чтобы рода бронезащита будет ненужным балластом на корабле, другие же (по большей части офицеры, служившие на флоте) говорили о рациональности аналогичной защиты. В итоге, все решили слова представителя концерна Вулкания, нёсшего ответственность за производство корабельной брони:

… указанное вами усиление бронезащиты корпуса не должно составить неприятностей с позиций изготовления плит, помимо этого, у нас уже имеется задел и опыт по производству брони таковой толщины для флота и армии, так что цена корабля от аналогичных трансформаций возрастет незначительно…

В следствии в техзадании начала фигурировать и батарейная палуба, защищенная легкой броней. Конкурс было решено не проводить – так как новый корабль должен был стать улучшенным Айгайоном, то задание на проектирование выдали компании ENVF, которая за маленький срок справилась с переработкой. На ее же верфях были заложены во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века два корабля – Морея и Лакония [5]; они же стали единственными судами этого типа – Магистр флота категорически отказался выделять средства на постройку четвёртого кораблей и третьего, утверждая, что

…деньги, необходимые на постройку еще двух крейсеров этого типа, мы отыщем – но лишь в случае если отменим постройку двух полноценных броненосцев…

Но, обстоятельство эта была очевидно надуманной – средств у Византии хватало. Магистр флота скорее был уверенный в бесперспективности аналогичных судов, и соглашался строить их только для усиления Китайской эскадры, и никоим образом не в ущерб боевым эскадрам Средиземного моря [6].

Броненосные крейсера типа морея - крейсера, да не совсем (phoenix purpura)

Лакония в парадной окраске мирного времени

Постройка обоих крейсеров шла стремительными темпами, и уже к концу 1891 головная Морея проходила опробования в Средиземном море. Оба корабля были выстроены с малым перегрузкой, что не помешало на опробованиях превышать скорости хода и проектные мощности.

В то время концерном Паксан уже были совершены опробования фугасных снарядов с пикриновой кислотой в качестве ВВ, и ответ обезопасисть 85-мм броней батарейную палубу оправдало себя, не обращая внимания на то, что при его принятии руководствовались совсем вторыми обстоятельствами. В следствии при вступлении в строй обра корабля считались одними из самых современных в мире, талантливых противостоять не только крейсерам, но и броненосцам (при определенной толике успеха) соперника.

Тактико-технические характеристики

Лакония в обычной боевой окраске Китайской эскадры, 1904 год

«Морея», ENVF, Эфес – 15.07.1888/20.09.1889/1891

«Лакония», ENVF, Эфес – 15.07.1888/03.02.1890/1892

Водоизмещение: обычное 8750 тысячь киллограм, полное 9400 тысячь киллограм

Размерения: 109,9?19,5?7,5 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 10 800 л.с. = 18 узлов

Запас горючего: 1000/1400 тысячь киллограм угля

Дальность: 5000 миль (10 узлов)

Броня (металлическая): пояс 150-250 мм, палуба 25-50 мм, батарея 85 мм, кожухи КО 25 мм, подача 85 мм, башни 210 мм, крыши башен 25 мм, щиты орудий 25 мм, рубка 210 мм

Оружие: 2 280/35-мм, 12 130/40-мм, 20 50-мм орудий, 3 380-мм торпедных аппарата

Экипаж: 27/635 человек

Характеристики артиллерии Мореи

Во второй половине 90-ых годов XIX века 280-мм артиллерия Мореи и Лаконии была переведена на стрельбу бездымным порохом [7]. Соответствующие трансформации в конструкцию были внесены силами Артиллерийской мастерской в Кирене.

Схема бронезащиты Мореи.

Глядя на современников

Крейсер типа Орландо. Первые подобные суда были заложены на год раньше Мореи и стали прототипами многих броненосных крейсеров второстепенных морских держав мира. В Византии же на базе неспециализированной концепции Орландо разрабатывались бронепалубные крейсера финиша 1880-х – 1890-х годов.

Для сравнения с современниками направляться забрать суда, каковые строились в одно да и то же время с Мореей. Таковыми являются русские Память Азова и в некоей мере Адмирал Нахимов, английский Орландо (на 1 год младше Мореи) и французкий Дюпуи де Лом. Помимо этого, будет уместным сравнить Морею кроме этого и с китайскими броненосцами типа Динъюань, не смотря на то, что заложены они были на 9 лет раньше.

При с английским крейсером все предельно легко – практически он не сильный во всем, имеет очень ограниченные свойства по огневому действию на Морею, а бронезащита не разрешает сказать о надежной защищенности от огня как 280-мм тяжелых орудий, так и 130-мм скорострелок. Схема защиты Орландо сводится к местной бронезащите, узкому маленькому бронепоясу толщиной 254 мм и карапасной бронепалубе. Все это не дает достаточной защиты от огня ромейского корабля, а Морея со своей стороны имеет достаточно хорошую защиту от всего того, что может ей предложить английский крейсер.

Русский броненосный крейсер Память Азова

Броненосный крейсер Адмирал Нахимов

При с русским крейсером сравнение получается не в его пользу – ромейский корабль стремительнее, лучше защищен, имеет более тяжелую артиллерию главного калибра, а более малочисленнная и легкая артиллерия среднего калибра компенсирует собственные недочёты в сравнении со 152/35-мм орудиями скорострельностью (на Памяти Азова находились нескорострельные пушки). Сравнивать Морею с другим русским крейсером – Адмиралом Нахимовым – не совсем корректно, поскольку он во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века уже успел вступить в строй. Однако, его шансы на победу в сражении с Мореей выглядят все же немного лучше – более толстая бронезащита, шесть 203-мм орудий в бортовом залпе делают его более уверенным в столкновении с ромейским кораблем.

Французский крейсер Дюпуи де Лом

Сравнение с французским крейсером есть очень интересным. Его броневая защита, ориентированная на площадь, а не на толщину, давала надежную защиту от скорострельных орудий, а карапасная палуба сводила к минимуму шансы на попадание в погреб либо машинерию 280-мм боеприпаса, пробившего узкий внешний пояс. Это, и высокая скорость в 19 узлов теоретически разрешали французу сказать если не о возможности избежать боя, то хотя бы пережить его.

Со средствами действия на ромейский корабль у Дюпуи де Лома все немного хуже – не обращая внимания на хорошие чертей французских пушек, их было очевидно мало, а размещение всех их в башнях имело как достоинства, так и недостатки.

Китайский броненосец Динъюань

Как говорилось ранее, очень вызывающим большие сомнения выглядит сравнение с китайскими броненосцами типа Динъюань – они старше Мореи на 9 лет по дате закладки. Однако, на 1888 год это были самые возможные соперники, и ромейские крейсера (на тысячу тысячь киллограм более тяжелые, чем китайцы) владели подавляющим превосходством над ними.

Броненосцы Динъюань не были могут нанести критические повреждения ромейским судам (кроме таран), а сами были уязвимы для огня 280-мм орудий и 130-мм скорострелок. Однако, свойство ромейских судов послать на дно китайские броненосцы оценивается невысоко – на протяжении японо-китайской войны, в частности на протяжении сражения у реки Ялу, оба броненосца продемонстрировали высокую живучесть под огнем японской артиллерии.

Необходимо подчеркнуть, что все указанные суда, не считая китайских броненосцев и Адмирала Нахимова, имели водоизмещение значительно меньшее (на 2-3 тысячи тысячь киллограм), чем у Мореи, что заблаговременно ставит их в менее удачное положение при сравнении. Помимо этого, все эти суда предназначались для защиты собственной торговли (Орландо) либо для действия на морскую торговлю соперника (все остальные), а никак не для боя с одноклассниками, как Морея.

Потому сравнение это совершено на самых неспециализированных основаниях и практически не означает ничего. самые вероятными соперниками Византии на Дальнем Востоке были Япония, Китай, Англия и Франция, и при конфликта они имели возможность задействовать для исполнения задач в регионе броненосцы I ранга. При таких условиях Морея смотрится хуже фактически любого из них, не смотря на то, что и имеет гораздо большие шансы на успех, чем обычные крейсера-рейдеры.

Тридцать лет на работе империи

Морея в обычной викторианской окраске.

1891-1892 – Морея и Лакония проходят опробования, сразу же по окончании которых отправляются в Антоли [8].

1889-1891 – участие в подавлении Боксерского восстания.

1904-1905 – участие в войне с Великобританией и японией в составе Китайской эскадры, наряду с этим Морея до конца войны выступает флагманским кораблем. Оба крейсера переживают войну, не обращая внимания на повреждения, включая подрыв на мине Лаконии.

1911-1913 – оба крейсера переводятся в ранг учебных судов, не смотря на то, что при войны предполагается их применение для береговой обороны Антоли.

1914 – перед самым началом Первой Мировой Морея и Лакония переходят в Кирену и возвращаются в состав флота в качестве мониторов (броненосцев береговой обороны).

1915-1916 – оба крейсера отправляются в Александрию, где проходят капитальное переоборудование – заменяются котлы, устанавливаются були. Суда перевооружают – снимают все 50-мм пушки, 130-мм орудия заменяются на 100-мм скорострелки, вместо башен с 280-мм пушками устанавливаются две барбетные установки с 380-мм осадными мортирами. [9] В таком варианте оба крейсера применяют на протяжении Мальтийской операции, а по окончании – для помощи приморского фланга в Северной Африке и Италии.

1918 – сразу после окончания войны оба корабля выводят в резерв. Какое-то время обсуждается возможность капремонта изношенных корпусов.

1922 – по условиям Вашингтонского морского контракта оба корабля исключаются из перечней флота и продаются на слом.

Примечания

1) Что делать с деньгами, достаточными для закупки указанного количества вина, Магистр флота так и не сообщил. По крайней мере, история не сохранила его уточнение на данный счет.

2) Имперский флот.

3) В действительности возможность противостоять броненосцам крейсеров типа Мацусима представляются очень… Ограниченными.

4) Marine Techniko Prosopiko – Морской технический штаб.

5) При с Лаконией случился отход от уже принятой в то время традиции именовать броненосные крейсера в честь фем, поскольку провинция Лакония была частью фемы Морея.

6) До тех пор пока предположительно Византия будет иметь в Средиземном море 3 боевых эскадры – Греческая (базирование в Саламине и Кидонии, современная Суда), Египетская (Александрия) и Эгейская (Адрамитион, современный Эдремит). Наряду с этим Египетская и Греческая являются главными, а Эгейская по сути делает функции береговой обороны и состоит преимущественно из мониторов, ББО, миноносцев и канонерок. Помимо этого, имеются второстепенные маленькие эскадры, но о них как-то в второй раз.

7) Фактически, на бездымный белый порох (Poudre B) Византийский флот начал переходить еще во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века, но из-за приоритета на переоснащение и постройку броненосцев и бронепалубных крейсеров Морея и Лакония были переведены на него одними из последних во всем Афтократорико Нафтико.

8) Кто не в курсе – ВМБ Византийского флота в Китае.

9) Вероятнее такому варианту Мореи будет посвящена отдельная статья.

World of Warships: игра на крейсерах 2: Phoenix, Furutaka и Aoba

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: