Бортовой радиолокатор «гроза»

Бортовой радиолокатор «гроза»

Радиолокатор «Гроза» помогает для обзора расположенной перед самолетом местности с целью навигационной ориентировки. Наряду с этим радиолокационное изображение на индикаторе близко к изображению

местности на карте соответствующего масштаба.

Азимутальный сектор обзора радиолокатора «Гроза» образовывает ±100° в обе стороны от продольной оси самолета. Разбивка азимутальной шкалы индикатора осуществлена через 10° с оцифровкой через 20°. Дополнительная калибровка через 2° для измерения угла сноса дана в секторе ±20Q от продольной оси самолета.

Радиолокатор «Гроза», не считая комплектации с одним индикатором и одним приемопередатчиком, существует в иных комплектациях: с одним приемопередатчиком и двумя индикаторами;

с двумя одним индикатором и приемопередатчиками;

с двумя приемопередатчиками и двумя индикаторами.

Органы управления расположены на лицевой панели главного индикатора:

1.  отключения радиолокатора и Клавиши включения. Радиолокатор начинает нормально трудиться через 3—5 мин по окончании включения, в то время, когда его элементы и узлы достаточно прогреются. Эта задержка имеет место и при краткосрочном отключении радиолокатора.

2.  Тумблер режимов работы, маркированный надписью «Режим», имеет положения: «Готов», «Почва», «Грозы», «Изо—Эхо».

При установке тумблера в положение «Готовность», в случае если за 3—5 мин до этого было включено питание локатора, он будет в состоянии готовности к немедленной работе, не смотря на то, что излучение радиолокатора отсутствует.

При установке тумблера в положение «Почва» излучение локатора включается и в антенне формируется веерный луч, нужный для обзора земной поверхности. В этом положении обеспечивается возможность увеличения контрастности отметок от нужных наземных объектов (города, реки, водоемы) на неспециализированном фоне земной поверхности. Это выполняется регулятором «Выделение».

В положении «Грозы» в антенне формируется узкий луч и производится переключение в индикаторе, снабжающее получение радиолокационного изображения гроз без помех от почвы при высотах полета более 1000 м и с независящей от дальности до гроз яркостью. В этом же режиме возможно оценить, с позиций безопасности, величину превышения над горными вершинами.

В положении «Изо—Эхо» луч остается узким, но за счет переключений в индикаторе происходит вычитание сигналов, превышающих по амплитуде заданную величину. Это разрешает по ширине затемненных участков в грозовых засветок выяснить на индикаторе возможную турбулентность.

В положении «Снос» луч локатора — веерный, но автоматическое азимутальное качание антенны отключается. Все нужные перемещения луча антенны по азимуту осуществляются методом нажатия одной из клавиш, расположенных слева от индикатора, причем скорость перемещения луча антенны локатора может изменяться при помощи регулятора «Выделение».

3.  Тумблер диапазонов развертки маркирован «КМ» и имеет пять положений: «30», «50», «125», «250» и «400». Этим тумблером изменяют масштаб радиолокационного изображения на индикаторе.

В первых четырех положениях развертка дальности начинается в момент излучения радиолокатора и заканчивается в момент прихода отраженных сигналов с указанных на этих положениях расстояний. В пятом положении развертка начинается в момент прихода отражений с дальности 200 км от самолета и заканчивается при их приходе с расстояния 400 км.

Увеличение дальности наблюдения отражений от земной поверхности и наземных объектов при сохранении непрерывности изображения для развертки 250 км в режиме «Почва» достигается автоматическим трансформацией формы луча антенны на веерную при перемещении рефлектора слева направо и узкую при перемещении справа налево.

При диапазоне развертки «400» в режиме «Почва» обзор осуществляется узким лучом, машинально ориентированным в вертикальной плоскости так, что он перекрывает целый развертываемый на индикаторе диапазон дальностей. Этим достигается увеличение дальности обнаружения городов и особенно больших промышленных и административных центров.

4.  Регулятор наклона, маркированный надписью «Наклон», разрешает наклонять луч антенны относительно плоскости горизонта в диапазоне углов ±10°.

5.  Регулятор яркости, маркированный надписью «Яркость», сконструирован так, что изменение яркости не требует одновременного регулирования яркости колец дальности либо трансформации положения ручки «Выделение». Все нужные коррективы вводятся машинально.

6.  Регулятор яркости меток «Метки» используется для трансформации яркости меток довольно радиолокационного изображения.

7.  Регулятор «Выделение» при работе в режиме «Почва» снабжает увеличение контрастности изображений самый интересующих наблюдателя объектов. Увеличение контрастности достигается методом исключения изображений небольших наземных объектов, не поддающихся либо тяжело поддающихся опознаванию, из неспециализированного радиолокационного изображения.

В режиме «Снос» этим регулятором осуществляется изменение скорости азимутального перемещения антенны. Увеличение контрастности в данном режиме, в случае если в нем нет необходимости, машинально исключается.

8. Регулятор «Частота» помогает для трансформации частоты местного гетеродина радиолокатора и снабжает ручную регулировку частоты при отказе автоматического регулирования, и при необходимости для ввода частоты гетеродина в зону захвата совокупности автоматики по окончании включения радиолокатора.

9.  Клавиши ручного управления азимутальным перемещением антенны предназначены для измерения угла сноса. Они расположены слева от главного индикатора симметрично клавишам выключения и включения радиолокатора и маркированы особыми значками.

Комплектация с двумя индикаторами. При установке на самолете радиолокатора с двумя индикаторами все управление работой станции, и выбор оптимальной длительности развертки осуществляются с главного индикатора.

Для личного регулирования радиолокационного изображения на дополнительном индикаторе имеются три регулятора: «Яркость», «Выделение» и «Метки».

Комплектация с двумя приемопередатчиками. Дополнительный приемопередатчик, в случае если радиолокатор им укомплектован, возможно срочно введен в работу при помощи переключения тумблера «Передатчик «Гроза» в положение «Резервный». Это делается при выходе из строя главного приемопередатчика. Дополнительный приемопередатчик играет роль не только тёплого резерва, но употребляется и при работе радиолокатора на развертке 400 км, пара увеличивая дальность обнаружения объектов.

Наряду с этим его подключение происходит машинально.

При любых комплектациях радиолокатора «Гроза» на самолете может дополнительно устанавливаться тумблер «Резерв, стаб.», отключающий при его установке в верхнее положение совокупность стабилизации антенны от самолетной гировертикали при выходе ее из строя. Данный тумблер значительно чаще устанавливается на приборной доске пилотов в районе тангажа указателя самолёта и расположения крена.

Включение радиолокатора в полете. Перед включением радиолокатора органы управления на дополнительных индикаторах и главном должны быть в следующих положениях:

  • тумблер «Режим» главного индикатора — в положении «Готовность»,
  • регулятор «Частота» главного индикатора — в крайнем положении по часовой стрелке;
  • регулятор «Яркость» обоих индикаторов — в среднем положении;
  • регулятор «Наклон» главного индикатора — в нулевом положении;
  • регулятор «Выделение» обоих индикаторов — в крайнем положении против часовой стрелки;
  • регулятор «Метки» обоих индикаторов — в среднем положении;
  • тумблер длительности развертки главного индикатора — в положении «50» либо «125».

При комплектации радиолокатора двумя приемопередатчиками тумблер «Передатчик «Гроза», расположенный в к а б и н е э к и- пажа, должен в любой момент находиться в нижнем положении.

Для включения радиолокатора направляться надавить до упора клавиш «РЛС вкл.» справа от главного индикатора, предварительно включив АЗС. Блоки локатора, прогревшись, включатся машинально через 3—5 мин.

Через 3—5 мин по окончании нажатия клавиши направляться установить необходимый «Режим», по окончании чего на экране локатора должны засветиться кольца дальности. В случае если наряду с этим хотя бы на одном из индикаторов кольца дальности не покажутся, нужно развернуть регуляторы «Яркость» соответствующих индикаторов до положения, при котором кольца покажутся. При неосуществимости получения колец дальности поворотом регуляторов «Яркость» это осуществляется регуляторами «Метки» при установке регуляторов «Яркость» в среднее положение, и установкой тумблера длительности развертки главного индикатора в положение «400» и обратно.

Отсутствие колец при всех принятых мерах лишь на одном из двух индикаторах говорит о выходе из строя лишь этого индикатора при сохранении работоспособности всего радиолокатора в целом.

Потом по окончании появления колец нужно убедиться в обычной работе локатора, для чего вращением регулятора «Наклон» против часовой стрелки (наклон антенны вниз) установить угол, равный 7°, а диапазон развертки, равный «30», —

полете на высотах 1000—3 000 м. При полетах на высотах 3 000—5  000 м, 5 000—12 000 м и более 12 000 «соответственно устанавливаются диапазоны «50», «125» и «250».

Вращением ручки «Частота» против часовой стрелки при необходимости» возможно добиться появления изображения земной поверхности на индикаторе.

В случае если по окончании поворота регулятора «Частота» против часовой стрелки до упора изображение не покажется, переставить снова тумблер «Режим» из положения «Почва» в положение «Готовность» и еще раз установить необходимый режим работы, установив регулятор «Частота» в исходное положение. Повторить обрисованные выше операции и по окончании появления изображения не трогать без необходимости регулятор «Частота». При достаточном опыте работы с локатором возможно для возвращения регулятора «Частота» в крайнее по часовой стрелке положение не переводить тумблер «Режим» в положение «Готовность» и обратно, а просто осуществлять вращение регулятора «Частота» быстро рывком.

В случае если при помощи обрисованных операций не удается взять радиолокационное изображение, направляться расширить угол наклона антенны до 8—9Ч и повторить диагностику.

При полетах над штилевым морем на высотах 5000 м и более получение на индикаторе изображения может оказаться неосуществимым, что не всегда указывает на неисправность радиолокатора.

Включение радиолокатора на земле перед взлетом. По окончании запуска авиадвигателей самолета радиолокатор должен быть включен при помощи клавиши «РЛС вкл.», как это обрисовано ранее. Переключать рукоятку «Режим» из положения «Готовность» в положение «Почва» направляться лишь при отсутствии в азимутальном секторе величиной 100° в обе стороны от продольной оси самолета на расстояниях менее 100 м каких-либо больших отражающих объектов (ангары, большие строения и т. п.).

В противном случае радиолокатор возможно выведен из строя.

При приближении самолета к концу ВПП перед отрывом тумблер «Режим» должен быть переведен в положение «Почва», тумблер длительности развертки — в положение «30», вращением регулятора «Частота» при необходимости должно быть получено изображение больших объектов недалеко от аэропорта. Наклон антенны наряду с этим нулевой.

Затем возможно начать обследование облачных образований в районе предполагаемой траектории комплекта высоты, для чего антенна поднимается вверх на угол, равный углу комплекта высоты, а тумблер режимов переводится в положение «Гроза».

Выключение радиолокатора. При обычной работе радиолокатора, при отсутствия необходимости в нем, но при жажде сохранить его готовность к работе в любую секунду, направляться отключить приемопередатчик, установив тумблер режимов в положение «Готовность». Когда потребуется снова применять радиолокатор, нужно данный тумблер перевести в требуемый режим, и радиолокатор будет трудиться, причем выдержки времени на прогрев аппаратуры не потребуется.

В случае если аппаратура не будет нужна в течение долгого времени либо при отказе ее, направляться отключить радиолокатор всецело, для чего надавить клавишу «Откл.» главного индикатора. Причем, при последующем включении, каким бы маленьким ни был промежуток между включениями, потребуется 3—5-минутная выдержка для прогрева аппаратуры и изображение на индикаторе возможно получено лишь затем срока.

РОЗ-1 — панорамная радиолокационная станция кругового обзора, имеющая четыре масштаба развертки: 20, 55, 110 и 200 км. В РОЗ-1 предусмотрена задержка начала развертки довольно зондирующего импульса (30 и 160 км), разрешающая разглядывать радиолокационные ориентиры на более дальних расстояниях, чем при масштабе 200 км.

Так, при задержке 30 км первая 50-kjk метка составит 80 км, а при задержке 160 км — 210 км.

Реверсивное управление вращением антенны снабжает определение угла сноса способом «Остановленной антенны».

С правой стороны индикатора внизу расположены ручки, предназначенные для регулировки качества изображения с надписью «Фок» и «Выделение.» Этими ручками регулируется тонналь- ность изображения: чёрный тон — от водной поверхности, яркий — от земной и броский — от отдельных объектов. Этими же ручками выделяется не сильный сигнал на фоне шумов либо сильный уборкой не сильный, и подчеркиваются сигналы, отраженные от водной поверхности. Правее расположена ручка с надписью «Подсвет шкалы».

С левой стороны индикатора внизу размещены ручки с надписями: «Ярк. экр.», «Ярк. мет.», тумблер с надписью «Азимут, метка», предназначенный для включения сигнала азимутальной метки. На передней части индикатора имеются: справа ручка с надписью «Шкала» для управления шкалой и слева — ручка с надписью «Визир» для управления визиром индикатора.

Остальные ручки предназначены для работ по техобслуживанию локатора.

На пульте управления расположены:

выключатель 1 питания радиолокатора с надписью «Питание», имеющий два положения: «Вкл.» и «Выкл.»;

выключатель 6 большого напряжения передатчика с надписью «Передатчик», имеющий два положения: «Вкл.» и «Выкл.»;

тумблер 18 контрольного прибора для контроля режимов работы: измерения выпрямленных напряжений токов кристаллов, напряжения датчика и тока магнетрона давления в герметической части передатчика. На тумблер имеются соответствующие надписи;

тумблер 15 масштабов развертки с надписью «Масштаб», имеющий четыре положения: «20», «55», «110» и «200»;

тумблер 11 задержки развертки с надписью «Задержка», имею щей три положения: «0», «30» и «160»;

ручка 9 наклона зеркала антенны с надписью «Наклон антенны», имеющем два направления перемещения: «Вверх» и «Вниз». Над данной ручкой для контроля установки угла антенны имеется индикатор 4 с соответствующей оцифровкой;

тумблер 10 с надписью «Вращение антенны» имеет два положения: «Вкл.» и «Ручн.». При верхнем положении тумблера «(Вкл.») антенна имеет постоянное круговое перемещение, а при нижнем положении тумблера («Ручн.») антенна остановлена и переведена на ручное управление;

ручка 13 переключения направления вращения антенны вручную с надписью «Влево—вправо». В этом режиме направление вращения антенны будет определяться направлением нажатия ручки:

ручка 12 для регулировки скорости вращения антенны при ручном управлении с надписью «Скор, ручн.»;

ручка 17 для регулировки усиления приемника с надписью «Усиление приемника»;

ручка 8 для ручной настройки частоты с надписью «Настройка»;

ручка 7 включения АПЧ с двумя надписями: «АПЧ» и «РРЧ»;

ручка 16 включения маяка с надписью «Маяк», имеющая два положения: «Вкл.» и «Выкл.»;

ручка 14 для регулировки яркости ламп подсвета с надписью «Подсвет»;

контрольный прибор 3 с тумблером 18, предназначенный для измерения главных питающих напряжений и токов при соответствующей установке тумблера;

сигнальные лампы: включения питания станции—зеленая 2 — слева вверху, включения большого напряжения — красная 5 — справа вверху и красные лампы подсвета лицевой панели.

проверка и Включение работы РОЗ-1

Перед вылетом при подключении к бортовой сети аэродромного источника питания либо по окончании запуска двигателей работа РОЗ-1 проверяется в таковой последовательности:

1.  Органы управления перед включением установить следующим образом:

  • включатель питания — в положение «Выкл.»;
  • включатель «Передатчик» — в по- положение «Выкл.»;
  • тумблер «Задержка» — в положение «О»;
  • тумблер «Вращ. ант.» — в положение «Ручн.»;
  • включатель «Маяк» в положение «Выкл.»;
  • тумблер «АПЧ—РРЧ» — в положение «РРЧ»;
  • ручку «Усиление приемника» — в крайнее левое положение вращением против часовой стрелки;
  • ручку скорости вращения антенны вручную («Скор, ручн.») — в крайнее левое положение вращением против часовой стрелки;
  • ручку «Подсвет» пульта — в крайнее левое положение вращением против часовой стрелки;
  • тумблер «Азимут, метка»— в положение «Выкл.»;
  • ручку «Ярк. экр.»—в крайнее левое положение вращением против часовой стрелки;
  • ручку «Фон»—в крайнее левое положение вращением против часовой стрелки;
  • ручку «Выделение» — в крайнее левое положение вращением против часовой стрелки;
  • ручку «Подсвет» шкалы — в крайнее левое положение вращением против часовой стрелки.

2.  По окончании установки ручек управления в указанные положения проверить по вольтметру напряжения 115 в (400 гц) и 27 в.

3.  Включить радиолокатор, поставив выключатель «Питание включено» в верхнее положение. Наряду с этим должны загореться лампы подсвета лицевой панели пульта и зеленая сигнальная лампа на нем (рядом с тумблером «Питание включено»). Вращением ручки «Подсвет» отрегулировать освещение пульта.

4.  По контрольному прибору на пульте управления проверить главные питающие напряжения (стрелка должна быть в пределах соответствующих секторов).

5.  Яркость свечения линии развертки отрегулировать вращением по часовой стрелке ручки «Ярк. экр.».

6.  Вращение антенны включить установкой тумблера «Вращ. ант.» в верхнее положение.

7.  Для определения работоспособности приемного тракта «по шумам» на экране радиолокатора нужно ручку «Фон» установить по

часовой стрелке в крайнее правое положение и вращением ручки «Усиление приемника» добиться появления «шумов» на экране индикатора. Затем ручкой «Ярк. экр.» добиться таковой яркости свечения развертки, при которой «шумы» остаются еще видимыми на экране.

8.  Добиться появления масштабных меток в виде броских узких колец вращением ручки «Ярк. мет.» вправо по часовой стрелке.

9.  Проверить правильность масштабов дальности. Для этого ручку «Масштаб» последовательно устанавливать в положение «20» «55», «110» и «200». По окончании проверки ручку установить в положение «20».

10. Изменение угла наклона зеркала антенны проверить по прибору, для чего тумблер «Наклон антенны» последовательно удерживать в положениях «Вверх» и «Вниз».

11. Проверить ручное вращение антенны, для чего тумблер «Вращ. антенны» поставить в положение «Ручн.» и нажатием «Вправо» и «Влево» убедиться во вращении антенны. После этого тумблер «Вращ. ант.» вернуть в положение «Вкл.».

12. Проверить токи кристаллов приемника и АПЧ, для чего установить тумблер контрольного прибора на пульте управления в положение «Ток крист, прием.» и вращением ручки «Настройка» добиться большого значения тока кристалла приемника. Затем установить тумблер в положение «Ток крист. АПЧ».

Стрелка прибора обязана пребывать в пределах установленного сектора.

13. Проверить ток магнетрона. Для этого поставить включатель «Передатчик вкл.» в верхнее положение, по окончании чего тумблер контрольного прибора поставить в положение «Ток магнетрона». Наряду с этим стрелка его обязана пребывать в пределах соответствующего сектора.

Предупреждение. При работе радиолокатора на земле с включенным передатчиком антенна должна быть немного поднята

вверх.

14. Вращением ручки «Настройка» добиться появления отраженных сигналов от максимальной яркости и ориентиров их свечения.

При установке тумблера «АПЧ—РРЧ» в положение «АПЧ» не должно быть ухудшения свечения радиолокационных ориентиров.

15. Проверить работу видео-усилителя методом установки ручки «Выделение» в крайнее правое положение поворотом по часовой стрелке. Яркость радиолокационного изображения обязана увеличиться.

16. Проверить наличие разеток при разных задержках, устанавливая тумблер «Задержка» поочередно в положения «30» и «160». По окончании проверки тумблер вернуть в положение «0».

На выруливающем для взлета со стоянки самолете навигатор обязан тумблер «Вращ. ант.» установить в нижнее положение и только по окончании отрыва самолета от ВПП перевести его в верхнее положение для надстройки.

Кое-какие нарушения в работе радиолокатора РОЗ-1 в полете и их устранение.

При работе с аппаратурой РОЗ-1 направляться иметь в виду, что:

1.  В совокупности АПЧ отсутствует поиск. При пропадания изображения на экране индикатора (при наличии тока магнетрона, шумов и смесителей) нужно тумблер «РРЧ—АПЧ» установить в положение «РРЧ», ручкой «Настройка» настроить радиолокатор на максимально замечаемую дальность по фону почвы и затем вернуть тумблер в положение «АПЧ». В случае если наряду с этим изображение пригаснег либо исчезает. Если по окончании замены предохранителя происходит его повторное

перегорание, радиолокатор нужно отключить.

должать работу с радиолокатором при положении тумблера на «РРЧ».

2.  На самолетах Ту-124 и Ту-134 герметическая часть радиолокатора подкачивается из герметической кабины и при понижении давления в ней менее 500 мм рт. ст. передатчик нужно отключить чтобы не было пробоя.

В случаях срывов развертки на экране колебаний и радиолокатора тока магнетрона нужно тумблер контроля на пульте управления поставить в положение «Напр, датч. давл.» В случае если стрелка контрольного прибора находится левее вертикальной черты шкалы прибора, то это говорит о понижении давления в герметической части ниже 500 мм рт. ст. и передатчик должен быть отключён.

Включение передатчика допускается лишь тогда, в то время, когда стрелка контрольного прибора находится правее вертикальной риски, т. е. при давлении в герметической части выше 500 мм рт. ст.

3.  В РОЗ-1 вероятны случайные перегорания предохранителей из-за отдельных бросков тока либо из-за их старения.

Выключение радиолокатора:

1.  Перед приземлением нужно остановить вращение антенны и отключить высокое напряжение.

2.  По окончании посадки самолета отключить питание радиолокатора.

3.  По окончании выключения радиолокатора все регулировки и ручки управления поставить в исходное положение.

Ссыдки по теме:

  • Радиотехническая совокупность ТАКАН
  • Совокупности ВРМ-5 и «КОНСОЛ» 1
  • Дальномерные радиотехнические совокупности навигации
  • Совокупность дальней навигации Сайтак (ЛОРАН-С)
  • Инерциальный совокупности навигации
  • Поплавковые интегрирующие гироскопы
  • Курсо-глиссадные совокупности
  • Бортовая аппаратура КУРС-МП-1
  • Бортовая совокупность БСУ-ЗП
  • Навигационный вычислитель
  • Навигационный рассчетчик НРК-2
  • Самолетные радиолокаторы
  • Бортовой радиолокатор «ГРОЗА»
  • Радиотехнические совокупности ближней навигации

Новые РЛС с АФАР для самолета 5-го поколения (New radar stations for fifth generation plane)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: