Испытано в ссср. истребитель-перехватчик bf 110 g-4 и его радиолокатор fug 202

      Комментарии к записи Испытано в ссср. истребитель-перехватчик bf 110 g-4 и его радиолокатор fug 202 отключены

Летом 1942 г. в Германии началось серийное производство последней модификации самолета Мессершмитт Bf 110 – ночного истребителя Bf 110G-4, один из первых вариантов которого оснащался радиолокатором FuG 202 «Лихтенштейн» для ведения военных действий в ночное время суток. На Восточном фронте эти самолеты воображали большую опастность: радиолокатор FuG 202 имел возможность обнаруживать «ночные» цели – самолеты отечественной дальней авиации, и бомбардировщики отечественных союзников, совершавших «челночные» полеты. «Челночными», по терминологии того времени, именовали такие полеты, в то время, когда самолеты союзников взлетали с британских аэропортов, а посадку совершали у нас. Тут они и дозаправлялись.

Испытано в ссср. истребитель-перехватчик bf 110 g-4 и его радиолокатор fug 202

Авиационная радиолокация в СССР лишь начала развиваться, и информация о аналогичной аппаратуре, находящейся в распоряжении соперника, была нам кстати. Наступающим советским армиям повезло: на аэропорте под Яссами немцы в спешке отступления покинули два самолета Bf 110G-4, оборудованные радиолокаторами FuG 202. Действительно, немцы успели нарушить работоспособность двигателей самолетов, но до радиолокационного оборудования руки у них не дошли.

Моторы исправили, и оба самолета было приказано «своим ходом» безотлагательно перегнать в Чкаловскую, в НИИ ВВС, для изучения. Один из «мессершмиттов» при перегонке разбился, второй, хоть и с большим трудом, но перегнали.

Главком ВВС маршал авиации Александр Александрович Новиков собрал громадное заседание.

«С командующим ВВС я познакомился с момента его назначения на эту должность в апреле 1942 г., в то время, когда он был еще генералом, – писал нарком авиапромышленности А.Н. Шахурин [1], – Война застала А.Л. Новикова на должности командующего ВВС Ленинградского военного округа. Весьма уважали Новикова не только подчиненные ему авиаторы, но и руководство Ленинградского фронта и в Ленинградском областном комитете партии. В то время, когда АЛ.

Жданова, первого секретаря Ленинградского областного комитета, задали вопрос об Александре Александровиче в связи с необходимостью назначить нового командующего ВВС страны, он советовал Новикова на эту должность».

А совет Жданова многого стоила.

В тот раз Новиков приказал срочно совершить опробования этого истребителя, имея в виду две задачи: изучить функционирование его радиолокатора FuG 202 и, по возможности, создать «противоядие» этому радиолокационному устройству.

Как писал В.В. Мацкевич,

«находившиеся ухмыльнулись, считая, что создать противоядие радиолокационной совокупности фактически нереально. На что маршал заявил, что против меча был создан щит, против пушки – броня; и в этом случае имеется какое-то средство. Летайте, испытывайте и создавайте защиту от Ме-110».

В испытательную бригаду были назначены: летчик, комполка Журавлев, инженер-испытатель майор техник и Осипов-лейтенант Мацкевич. Начались испытательные полеты на Bf 110. Сам В.В. Мацкевич именует их «ужасными»:

«у него без финиша, отказывали – и на земле, и в воздухе – моторы».

«С Журавлевым, – вспоминает В.В. Мацкевич, – 21 раз летал я; в 22-й раз полетел мой майор Осипов. И вот 22-го января случилась трагедия: Me-110 разбился».

Вспоминая это несчастье, В.В. Мацкевич считает, что в смерти членов экипажа был виноват он, Мацкевич.

«Майор Осипов немецкого языка не знал. Машина ушла в полет с пониженным показателем давления масла. Я постоянно подсказывал пилоту Журавлеву, что нужно делать, дабы данный уровень повысить.

А сейчас меня не было.

И Журавлев с Осиновым погибли. Ужасная катастрофа. Но в полетах я придумал противоядие Ме-110».

В числе вероятных вариантов применения Bf 110 обсуждался и таковой. Немцы совершали тогда ночные полеты для бомбардировки отечественных тыловых городов – Неприятного, Дзержинска.

не забываю эпизод из собственного пионерского детства. Ночные взрывы бомб где-то за лесами и по окончании них – отблески пламени далекого пожара. Немцы бомбят Дзержинск.

Их самолеты время от времени сбивали.

В памяти такая сцена: совместно со старичком-возчиком пионерского лагеря, обитателем соседней деревни Швариха, на телеге мы пересекаем ржаное поле. Справа что-то зашуршало. – «Хенде хох!» – додавая баса в собственный голос, выкрикиваю я. Из полевой зелени появляется фигура с поднятыми руками и медлительно направляется к нам. Это был летчик сбитого германского самолета.

Для пионерского лагеря подобное происшествие стало, само собой разумеется, событием: ребятня околачивалась около кабинета главы лагеря, где немца держали под арестом и ожидали приезда милиционера из города Вязники, что скоро и прибыл.

схемы и компоновка истребителя-перехватчика Bf 110 G-4

И вот появилось такое предложение: трофейный Bf 110 должен был пристроиться к германскому бомбардировщику и сбить его. Но для этого экипаж трофейной автомобили следовало обрядить в германскую форму, команды и разговоры вести лишь на немецком языке (фотография В.В. Мацкевича в германской форме приведена ниже).

Он принимал участие в проработке и этого варианта: немецкий язык он знал. Но по окончании смерти трофейного «мессершмитта» вторых таких самолетов заполучить больше уже не получалось, и мысль как-то сама собой отмерла.

…Война кончалась. Люди погибли.

«А у меня, – продолжает В.В. Мацкевич, – не хватило тогда смелости доказать, что я выполнил приказ маршала Новикова. Но, в то время, когда на протяжении Корейской войны в 1951 г. американцы против МиГов применили истребители «Сейбр» и стали сбивать отечественные самолеты, я явился к своим главам со своей идеей 1944 г. – создать противоядие «Сейбрам» и «перегрыз им глотки», до тех пор пока они не послали меня в Корею с 10 станциями защиты хвоста истребителей МиГ-15.

– Изобретение по приказу? – думал он, – А практически так оно и было» [2].

Истребитель Bf 110, имея на борту радиолокатор FuG 202, излучал зондирующие сигналы, каковые возможно было засечь пассивным радиолокационным устройством, настроенным на несущую частоту радиолокатора. Причем засечь на расстояниях до Bf 110, существенно превышающих дальность действия FuG 202, т.е. найти заблаговременно, давая возможность летчику отечественного самолета вовремя готовиться к предупреждению атаки огнем либо маневром.

Радиолокатор FuG 202 трудился в импульсном режиме, при длине волны X = 60 см. Его антенна размешалась в носовой части фюзеляжа и включала около 32 элементов. По прилагаемой инструкции (на немецком языке) дальность обнаружения цели должна быть не меньше 1,8 км, но В.В. Мацкевич установил, что реально она была не менее двух километров.

На какой дальности до Bf 110 устройство обнаружения пассивного типа имело возможность перехватить излучение радиолокатора FuG 202 – также удалось установить умелым методом: не менее пяти километров.

Но, в книге историков Д. Соболева и Д. Хазанова возможно отыскать следующие эти:

«Немцы начали обширно применять подобное радиоборудование на Восточном фронте в июле 1943 г., а через три месяца недалеко от Черкасс удалось захватить в плен радиста-оператора из IV/NJG5 унтер-офицера В. Кнехеля, поведавшего об основных принципах и устройстве действия бортовых локаторов «Лихтенштейн».

«Для нейтрализации работы локаторов британские летчики сбрасывали с самолетов легкие железные пластины, каковые продолжительно держались в воздухе и отражали от себя радиоволны – это сбивало с толку экипажи германских ночных истребителей»,

– заявил военнопленный. В конце 1944 г. на советские дальние бомбардировщики кроме этого начали загружать алюминиевую фольгу с дипольными отражателями» [3].

Не смотря на то, что работа по созданию «противоядия» в 1944 г. и не была начата, ее задел вселил в В.В. Мацкевича уверенность при создании радиолокационной аппаратуры для борьбы с «Сейбрами».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация Bf.110g-4c/R-3
Размах крыла, м 16.20
Протяженность, м 13.00
Высота, м 4.20
Площадь крыла, м? 38.40
Масса, кг
безлюдного самолета 5100
обычная взлетная 9400
большая взлетная 9900
Тип двигателя 2 ПД Daimler-Benz DB 601В-1
Мощность, л.с. 2 ? 1475
Большая скорость , км/ч
у почвы 500
на высоте 550
Крейсерская скорость, км/ч 510
Практическая дальность, км
без баков 900
с 2 900 л баками 2100
Большая скороподъемность, м/мин 660
Практический потолок, м 11000
Экипаж, чел 3
Оружие: две 30-мм пушки МК 108 со 135 боеприпасами на ствол и
две 20-мм пушки MG 151 с 300 боеприпасами (на правую пушку) и 350 боеприпасами (на левую), один 7,9-мм пулемет MG 81Z с 800 патронами.

Литература

  1. Шахурин А.И. Крылья Победы. – М.:Изд. политической литературы, 1983.
  2. Мацкевич В.В. Война в Корее через призму вечной борьбы творческого начала с бюрократией. Сайт: http://www.whoiswho.ru.
  3. Соболев ДА., ХазановД.Б. Германский след в истории отечественной авиации. – М.: РУСАВИА, 2002.

источники:

  • текст — Ю.Н. Ерофеев, д.т.н., доктор наук Ход ЗА ШАГОМ. Укрощение «ночного охотника» Техника и Оружие 08-2009
  • таблица с чертями и схемы — http://www.airwar.ru/enc/fww2/bf110g.html

Крылья Люфтваффе — Messerschmitt Bf.110 и Messerschmitt Me 410

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: