Авиационный пулемет шкас.

      Комментарии к записи Авиационный пулемет шкас. отключены

Разработчик: Шпитальный, Комарицкий
Страна: СССР
Изготовление опытного образца: 1930 г.
Опробования: 1932 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.

Первый пример советского скорострельного авиационного пулемета ШКАС был изготовлен в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Уже в первых числах Июня 1932 года Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев показали пулемет наркомвоеномору К.Е.Ворошилову. Находившийся наряду с этим представитель Оружпултреста И.Глотов потом воспоминал:

«На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, и представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал собственный согласие. С некоторым в полной мере понятным беспокойством поднялся за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один замечательный шквал выстрелов… Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Таковой итог внепланового опробования пулемета привёл к одобрению Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…»

Целый 1931 года шла доводка оружия. Не обращая внимания на явную перспективность этого примера, он был весьма сложным и настойчиво попросил больших технологов и усилий конструкторов, направленных на оптимизацию технических ответов, на увеличение живучести оружия. К доводке совокупности подключился целый инженерно-конструкторский коллектив: И.Пастухов, П.Морозенко, И.Сомов, С.Ярцев, М.Мамонтов, К.Руднев, Г.Никитин, А.Троненков и др.

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных опробований, а 7 октября 1932 года Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных октября года и 11 испытаний 1932 пулемёта принял распоряжение о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм летный скорострельный пулемет совокупности Шпитального — Комарицкого примера 1932 года — ШКАС» (Шпитального — Комарицкого летный скорострельный).

Производство пулемета, освоенное Тульским оружейным заводом, проводилось полукустарными способами из-за чересчур сложной конструкции оружия. Переход советской оружейной индустрии к изготовлению авиационного автоматического оружия с высокой скорострельностью настойчиво попросил увеличения производственной культуры, громадной точности в чертежах, расчетах допусков, применения особенно термической обработки и качественных сталей подробностей, определявших безотказность и живучесть работы автоматики.

Отечественные оружейные производства, не смотря на то, что они и пребывали на достаточно большом техническом уровне, все же были неподготовленными для того чтобы для того чтобы класса. Громаднейшие трудности появились при подборе высокопрочных особых сталей для самых пружин и напряжённых деталей, и при создании разработки их термической обработки. Как раз этим разъясняется малая живучесть первых пулеметов ШКАС, составлявших на первых порах ничтожные 1500-2000 выстрелов.

В один момент с выдачей в марте 1933 года заказа на первую большую партию пулеметов конструкторам внесли предложение расширить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, узнаваемый под внутризаводским обозначением КМ-33 (конструкторская модель 1933 года), что отправился в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство случился лишь в начале 1934 года.

Исходя из этого пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм летный скорострельный пулемет совокупности Шпитального — Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и по окончании постановки производства.

Громадную работу в этом направлении совершила несколько экспертов под управлением отечественного инженера-оружейника П.И.Майна.

Авиационный пулемет шкас.

Пулемет ШКАС КМ-33 ранний.

Неприятности приходилось решать на ходу. Как мы знаем, витые пружины при высоких циклических скоростях теряют собственные упругие особенности, становясь, по сути, жёстким телом. В пулемете ШКАС, возвратная пружина газового поршня, которая именно трудилась в аналогичных условиях, скоро выходила из строя.

Было нужно применить многожильную пружину, что существенно повысило ее стойкость. Для предотвращения экстракции и облегчения гильзы ее обрыва в каморе патронника ввели канавки Ревелли. При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию.

Были введены кроме этого пружинные буфера затворной затвора и рамы, каковые смягчали удар подвижной совокупности в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для повышения живучести ввели буферную пружину шептала.

Первыми вариантами пулемета ШКАС были крыльевая и турельная версии, освоенные индустрией в 1933-1934 годах. С 1935 года в производство отправилась пара поменянная версия КМ-35, которая отличалась снаружи от ранних моделей укороченным кожухом, охватывающего ствол с газоотводной трубкой, а в следующем году — окончательная серийная версия КМ-36 с рядом малозаметных снаружи технологических доработок.

Первым из серийных самолетов получил это оружие тип и-16 истребитель 4 — на нем установили крыльевые пулеметы с системой и тросовым механизмом перезаряжания тросов для спуска.

ШКАС Крыльевой.

Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16.

Открытая турельная установка Тур-8, созданная Н.Ф.Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (либо переднего визира), на кожухе — стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике — рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель закрывал шептало.

Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной совокупности в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.

28 марта 1935 года Ворошилов писал Орджоникидзе: «… в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпущены с этими пулеметами.»

Позднее, с созданием новых типов самолетов создали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, к примеру верхние турели совокупности Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТераБайт-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС создана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом.

Верхняя турель ТСС-1 и нижняя МВ-2 на бомбардировщике Ар-2.

Во второй половине 30-ых годов XX века был принят синхронный вариант, созданный в тульском ЦКБ-14 К.Н.Рудневым, В.И.Салищевым, В.А.Галкиным, В.П.Котовым, а во второй половине 30-ых годов XX века — установка синхронного ШКАСа разработки Г.Г.Куренкова, М.И.Владимирского, В.А.Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин.

Дабы компенсировать понижение скорострельности на синхронном варианте ШКАСа применили удлиненный на 150 мм ствол, что пара улучшало внешнюю баллистику пули, увеличивая ее начальную скорость. Конструкция синхронного пулемёта ШКАС отличалась от оригинала переносом всех главных подробностей, за исключением рычага взвода и бойка, с затворного блока на ствольную коробку. Наряду с этим на базе удлиненного синхронного ШКАСа существовали параллельно две версии — с тросовым механизмом заряжения и ручным.

ШКАС Синхронный.

ШКАС Синхронный, удлиненный с рукояткой заряжения.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века показалась последняя версия ШКАСа с длиной ствола на 75 мм меньше, чем у синхронной. ШКАС модели 1941 года предназначался только для крыльевой установки штурмовиков Ил-2.

ШКАС в крыле Ил-2. Схема.

Сначала, для стрельбы из пулемёта использовались валовые винтовочные патроны калибра 7,62 мм со всеми существовавшими в то время видами пуль, предназначенные для стрельбы из карабинов, ружей, пулемётов. Но в ходе опробований стало известно, что они не подходят для стрельбы из ШКАСа.

Механизмы оружия, владеющего высоким темпом стрельбы (порядка 1800 выстр./мин), так скоро создают извлечение патрона из ленты и досылание его в патронник, что появляющиеся наряду с этим инерционные перегрузки смогут привести к демонтажу патрона. Задержки, каковые появлялись при стрельбе из ШКАСа обычными патронами (излом и демонтаж патрона, выпадение капсюля, западание пули в гильзу, разрушение капсюльного состава) были позваны как раз инерционными перегрузками. Устранение большинства из перечисленных выше задержек потребовало разборки пулемёта, что на протяжении полёта, конечно, нереально.

Несовершенство патронов ставило под угрозу выполнение и жизнь лётчика боевой задачи. Замечательно спроектированное оружие, как выяснилось, обогнало по совершенству патроны, которыми стреляло — достаточно редкое явление в истории оружейной техники. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой: нужны особые авиационные патроны.

За их разработку взялся коллектив конструкторовпод руководством Н.М.Елизаровым. К середине 30-х годов работа закончилась и, в следствии, показались 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС.

Снаряд к авиационному пулемёту по внешнему виду фактически не отличаются от сухопутных винтовочных патронов. К тому же, в их конструкции имеются малозаметные, но серьёзные отличия, каковые отражают специфику применения снаряда как раз в оружии, владеющем высоким темпом стрельбы.

Для повышения прочности крепления пули в гильзе патроны с обычными пулями «Л» (лёгкая, обр. 1908 г.) и «Д» (тяжёлая дальнобойная обр. 1930 г., лишь для ГАУ), выпускавшиеся ТПЗ, имели двойной обжим дульца гильзы по высоте. С целью этого пули в таких патронах посажены глубже на 1,3 мм если сравнивать с простым патроном обр. 1908 г. На пулях отсутствуют канавки (каннелюры). Патроны, выпускавшиеся ППЗ, имели усиленный двойной обжим на краю дульца гильзы, что производился 4-мя плашками.

По окончании первого обжима патрон поворачивался на маленький угол и после этого производился повторный обжим на том же уровне. Протяженность патронов ППЗ оставалась стандартной, лёгкие пули имели возможность как иметь, так и не иметь каннелюру.

Если сравнивать с гильзой простого патрона гильзы для патронов к пулемёту ШКАС имели громадную толщину дна и стенок. Это увеличило их прочность и разрешило существенно уменьшить возможность поперечного разрыва гильз при выстреле — задержки, полностью неустранимой в полёте. Гильзы к патронам ШКАС изготавливались как из бронзы, так и из биметалла (сталь, плакированная томпаком), а потом лишь из биметалла (на ТПЗ начиная с 1935-1936 гг., на ППЗ — с 1938 г.)

Для предотвращения перемещения капсюля в гнезде довольно часто использовалось его кольцевое кернение, сам капсюль уменьшился по высоте. Дабы сохранить массу ударного состава при уменьшении высоты капсюля, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, что распределял ударный состав по краям капсюля. Капсюльный состав с фольгой закреплялся в колпачке капсюля при помощи намерено подобранных стойких лаков.

Кроме патронов с обычными пулями «Л» и «Д» к пулемёту ШКАС были созданы патроны с пулями особого назначения. Их номенклатура была достаточно широка и включала в себя:
— патрон с бронебойной пулей Б-30;
— патрон с бронебойно-зажигательной Б-32;
— патроны с трассирующими пулями Т-30 и Т-46;
— патрон с бронебойно-трассирующей пулей БТ;
— патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ;
— патроны с зажигательно-пристрелочной пулей ЗП и ПЗ.

Для отличия 7,62-мм «шкасовских» патронов от обычных с 1938 года на фланце гильзы выштамповывалась буква «Ш».

Для стрельбы из пулемёта ШКАС патроны снаряжались в железную рассыпную ленту, звенья которой соединялись между собой самими патронами. При стрельбе звенья ленты вместе с гильзами выбрасывались из пулемётной установки за борт самолёта либо в особый кошель.

Звенья патронов в ленте для пулемета ШКАС.

Патроны к пулемёту ШКАС, как и другие, укупоривались в «деревянные» ящики и цинки, на каковые наносился особый символ — надпись «ШКАС». Дополнительно наносился символ в виде красного либо тёмного пропеллера.

Наличие красного пропеллера обозначает, что патроны допущены к стрельбе через винт самолёта. В этом случае перемещение подвижных частей пулемёта согласовывалось с вращением коленчатого вала двигателя через особенное устройство — синхронизатор. Для допуска к стрельбе через винт, патроны подвергались тщательной аттестации.

Главным контролируемым параметром было, так именуемое, время срабатывания капсюльного состава, от которого значительно зависит момент, в то время, когда пуля покидает канал ствола оружия. Помимо этого, более строго проверялись баллистические характеристики, герметичность патронов и др. На укупорку патронов удачно прошедших аттестацию наносился красный пропеллер, у не прошедших — тёмный.

Патроны, у которых на коробке имелся символ в виде тёмного пропеллера были допущены для стрельбы из всех авиапулемётов, не считая синхронных.

В 30-е годы 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС выпускались на Тульском (ТПЗ) и Подольском (ППЗ) патронных фабриках.

С началом ВОВ патрон к пулемёту ШКАС с пулей Л приобрёл стандартную длину наряду с этим прочность посадки пули в гильзе обеспечивалась за счёт более плотного обжима пули и строго контролировалась. Пуля имела возможность иметь либо не иметь каннелюру. По большей части такие патроны употреблялись для учебных стрельб.

На протяжении войны 7,62-мм винтовочные патроны с пулями особого назначения выпускались на фирмах, трудящихся по заказам ГУ ВВС (главная потребность в них была как раз у авиации). Фабрики создавали такие патроны лишь со «шкасовскими» гильзами, имеющими утолщённые стены.

В первой половине 40-ых годов XX века стало известно, что патроны со спецпулями, поступающие в сухопутные армии с этих фабрик (заказы по линии ГАУ) при применении в пехотном оружии (пулемёты «Максим» и ДП, винтовка Мосина) дают задержки — наблюдались тугие экстракции гильзы. Для устранения этого недочёта гильз патронов, отгружаемых в сухопутные армии, покрывались особым лаком.

Воздействие автоматики пулемета происходило за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Питание пулемета производилось посредством железной звеньевой разъемной ленты. Пулемет был снабжен пружинными буферами затворной затвора и рамы.

Основной «изюминкой» ШКАСа была совокупность питания, фактически, и разрешившая достигнуть столь большого темпа стрельбы — 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси в неподвижного кожуха. На внутренней поверхности и оси зубчатки кожуха выполнялся винтовой паз. При перемещении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево.

Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, наряду с этим патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.

Так, извлечение патрона из ленты и его подача происходили медлено — к приемному окну ствольной коробки патрон доходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Тут его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая немного поднятым вверх. Это разрешало сократить длину хода затвора.

Постоянная работа подающего механизма, понижение патрона движения и скоростей ленты при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение либо перекос (действительно, крепления и прочность гильзы в ней пули у авиационных патронов все же было нужно расширить). Помимо этого, обрисованная совокупность разрешала уменьшить длину оружия, что важно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало высвободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и посредством откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, после этого включить подаватель.

не меньше остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При перемещении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель.

Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Из этого ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при перемещении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затвора и затворной рамы. Они не только смягчали удар подвижной совокупности в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с совмещением и хода малой длиной затвора по времени операций перезаряжания это уменьшало продолжительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

Схема работы пулемета ШКАС.

Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг. темп и Баллистика стрельбы у турельного и крыльевого вариантов однообразны: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже — до 1650 выстр./мин.

Но начальная скорость немного выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.

Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4, Пе-8, ТераБайт-4, ТераБайт-3 (на ТУР-6), Ер-2, ДБ-3, СБ, У-2ВС, Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный — на истребителях И-16, И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и др.

Серийное производство пулеметов ШКАС всегда росло. В первой половине 30-ых годов XX века было выпущено 365 экз., в первой половине 30-ых годов XX века — 2476, в 1935 году — 3566, во второй половине 30-ых годов XX века — 13005, во второй половине 30-ых годов XX века — 19687, в первой половине 40-ых годов двадцатого века — 34233, в первой половине 40-ых годов двадцатого века — 29450, в первой половине 40-ых годов XX века — 36255 и в 1945 году — 12455.

Пулемет ШКАС был оружием выдающимся во многих отношениях, по сути, являясь первым отечественным чисто авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований собственного времени. Постоянная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина, свирепая скорострельность — это было реализовано в ШКАС в первый раз.

К негативным моментам конструкции ШКАСа относится высокая трудоемкость и сложность конструкции пулемета. Кроме этого к недочётам возможно отнести невозможность смены направления подачи ленты. Из-за замысловатой схемы перемещения патрона, подача осуществлялась лишь снизу справа, что правда пара снижало остроту данной неприятности, если сравнивать с хорошими схемами подачи патрона чисто слева либо чисто справа.

С возникновением ШКАСа в советской школе стрелкового оружия случился отход от концепции унификации оружия для всех видов армии, за которую ратовали советские мэтры Дегтярев и Федоров. Не смотря на то, что ШКАСы время от времени использовались и в качестве ручных, и зенитных на разных импровизированных станках, большой темп стрельбы делал их живучесть в «сухопутном варианте» очень малой. Что ж, это было закономерной платой за выдающиеся качества этого оружия.

Среди современников — пулеметов, созданных в других государствах, не было оружия равного ШКАСу по темпу стрельбы. Кое-какие образцы зарубежных пулеметов, само собой разумеется достигали таких параметров как у ШКАСа, но лишь за счет понижения надежности.

Модификации:

ШКАС (т) — турельный, первая модификация.

ШКАС (кр) — крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел лишь те различия, каковые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом. Вес — 9,8 кг; при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин.

Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2.

ШКАС (с) — синхронный вариант пулемета ШКАС был создан во второй половине 30-ых годов двадцатого века конструкторами В.Н.Салищевым, К.Н.Рудневым и В.П.Котовым. Отличительной изюминкой конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех главных его подробностей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Вес — 11,1 кг, темп стрельбы- до 1650 выстр./мин, начальная скорость — 850 м/с.

Характеристики:

Калибр, мм: 7,62
Патрон: 7,62 х 54 мм R
Принципы работы: Отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин: 1800 (ШКАС (с) — 1650)
Вид боепитания: ленточное
Вес (турельный), кг: 10,5
Темп стрельбы, выст./мин: 1800
Начальная скорость, м/с: 825

Пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

Пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

Вариант пулемета ШКАС для установки на турель.

Стрелок-радист за турелью пулемета ШКАС бомбардировщика СБ.

ШКАС в разобранном виде.

7,62-мм летный пулемёт ШКАС. Рисунок.

ШКАС. Схема.

.

.

 Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Евгений Аранов. Авиационное оружие СССР.
Семен Федосеев. Авиационные высокотемпные.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «ШКАС 7,62-мм летный пулемет».

Пулемет из СССР опередивший время на десятки лет!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Шкас

    7,62-мм летный скорострельный пулемет В первый раз ШКАСы на советских истребителях использовались в воздушных битвах в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет уб.

    Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало разработки: 1937 г. Опробования: 1938 г. Принят на вооружение: 1941 г. Во второй половине 30-ых годов XX…

  • Шкас — шпитальный комарицкий авиационный скорострельный

    Большинство данной статьи о самоё известном советском авиационном пулемете авторской не есть. Так что, коллеги, не судите строго за вынужденный плагиат,…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет дак-32 (днк, дшка, дшта).

    Разработчик: В.А.Дегтярев Страна: СССР Начало разработки: 1929 г. Начало опробования: 1931 г. История отечественных крупнокалиберных пулеметов восходит к…

  • Авиационный пулемет ю-7,62.

    Разработчик: Ю.Ф.Юрченко Страна: СССР Начало опробований: 1938 г. На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе появился один из…