Летательный снаряд «эмбрион».

      Комментарии к записи Летательный снаряд «эмбрион». отключены

Разработчик: К.Я.Данилевский
Страна: Россия
Первый полет: 1897 г.Летательный снаряд «эмбрион».

В конце 90-х годов девятнадцатого века в журналах и газетах показались сообщения, что в Харькове врачом медицины Константином Яковлевичем Данилевским проводятся интересные испытания с «летательным боеприпасом».

«Боеприпас» врача Данилевского был микстом, другими словами комбинированным, в котором сочетались свойства аппаратов легче и тяжелее воздуха. Нужно заявить, что мысль комбинированного аэростатического аппарата выдвигалась и раньше, но, без сомнений, не было более страстного приверженца ее, чем К.Я.Данилевский.

Данилевский говорил, что мысль «боеприпаса» появилась у него еще в студенческие годы, мысль, говоря его словами, «…очень несложная и чистая, как хрусталь». Заключалась она в том, дабы уменьшить вес человека при помощи баллона с легким газом. Часть веса, маленькая (пара килограммов), обязана остаться не уравновешенной баллоном, и эту часть аэронавт будет поднимать уже сам, трудясь особыми крыльями.

Аппарат сможет опускаться, зависать без движений, лавировать в воздухе без расхода балласта и не производя из баллона газ.

В первой половине 90-ых годов XIX века (15 лет спустя по окончании окончания университета) он рискнул изготовить модель собственного аппарата. «Она послушно летела по всем направлениям, ее видели многие лица», — писал изобретатель, но желающих поддержать его, пуститься с ним, как он сказал, «…в плавание по волнам случайности и риска», не нашлось…

Все же Данилевский решил запатентовать собственный летательный аппарат, заявив об этом 4 января (все даты по старому стилю) 1894 года. Изобретатель назвал его «ковром-самолетом», не смотря на то, что ему следовало бы дать более правильное наименование — «летающий матрац».

Вправду, аппарат имел «аэропланную плоскость» длиной около 20 и шириной около 13 метров, похожую на матрац. Она складывалась из легкой рамы и прикрепленных к ней нескольких десятков цилиндрических баллонов с водородом. К раме на стропах было подвешено сиденье для аэронавта с педальным механизмом. Вращая педали, воздухоплаватель приводил в перемещение вертикальный воздушный винт.

Тяга последнего должна была компенсировать оставшийся неуравновешенным вес аппарата. Передвижение же в горизонтальном направлении в негромкую погоду вспоминало осуществлять посредством «аэропланной плоскости». Для этого ее следовало наклонить в ту либо иную сторону натяжением строп.

Тогда при спуске либо подъеме появилась бы сила, заставляющая аппарат двигаться вперед либо назад. Предусматривался и второй метод — применять попутные ветры различных высот.

Привилегию (патент) на летательный аппарат Данилевский взял более трех лет спустя, 19 марта 1897 года. За это время конструкция аппарата изменилась так, что от ветхого «ковра-самолета» осталась только сама мысль. Более того, изобретатель уже начал осуществлять собственный план фактически.

На новый летательный аппарат Данилевский также забрал привилегию, подав заявку 20 августа 1897 года. У этого аппарата был уже «обычный», цилиндрический баллон с заостренной носовой частью и округлой кормой. Баллон покрывался шелковой попоной с легкой балкой внизу. К балке на тросах подвешивался «станок» с шарниром для двух крыльев и седлом аэронавта. Крылья приводились в маховое перемещение ногами, вдетыми в стремена.

Устройство аппарата разрешало воздухоплавателю наклонять тело и тем самым изменять положение крыльев. Это, согласно точки зрения Данилевского, дало бы возможность выполнять горизонтальный полет.

На данный аппарат изобретатель взял привилегию также не скоро, практически три года спустя (29 июля 1900 года). Но времени он напрасно не терял. К тому же нашелся, наконец, меценат, что дал деньги на постройку первого аппарата. Этим доброхотом стал Андрей Андреевич Пильстрем. Швед по национальности, он в далеком прошлом переселился в Харьков, где обладал литейным заводом. Пильстрем был кроме этого известен, как попечитель и щедрый благотворитель.

Данилевскому, разумеется, удалось убедить его в перспективности собственной работы и взять желанную помощь.

«Летательный боеприпас» строился в Париже, в известной мастерской братьев Лашамбр, занимавшихся изготовлением аэростатов. К осени 1897 года аппарат готовься и доставлен в Харьков. Он существенно отличался по устройству от обрисованного в патенте, в особенности конструкцией машущих крыльев.

В знак того, что аппарат — умелый, «зародыш», как сказал Данилевский, его назвали «Эмбрионом».

Константин Яковлевич сам собирался испытать собственный первый «летательный боеприпас», но оказалось, что подъемная сила баллона чуть ли не на три пуда меньше запланированной. Требовался испытатель весом не более 50 килограммов. И для того чтобы Данилевскому удалось разыскать — 19-летнего рабочего-механика Петра Косякова.

Наскоро устроенный аппарат чтобы получить водород трудился не хорошо. «Все дело висело на волоске», — вспоминал изобретатель. Будущее улыбнулась ему, баллон удалось наполнить и 8 октября Петр Косяков совершил более двух десятков подъемов на высоту до 80 метров. В однои из полетов отвязался аппарат и гайдроп, став легче, поднялся на высоту 150 метров.

Он успел перелететь целый город, пока юный аэронавт сумел его посадить.

Данилевский был доволен: мысль себя оправдала. «Данный боеприпас, — писал об «Эмбрионе» его создатель, — был неуклюжести и образец топорности. Но в то время, в воздухе, он мне казался чудным крылатым Пегасом». В следующем, 1898 году, Данилевский планировал продолжить испытания, но с уже вторыми, более идеальными аппаратами.

Летательный боеприпас «ЭМБРИОН» в полете.

Летательный боеприпас «ЭМБРИОН» в полете.

Летательный боеприпас «ЭМБРИОН» в полете.

Петр Косяков в полете на аппарате «ЭМБРИОН».

Ангар с аппаратом «ЭМБРИОН».

Варианты гребных весел к аппарату «ЭМБРИОН».

.

.

Источник:
авиация и Воздухоплавание в Российской Федерации до 1907 г. Сборник материалов и документов под редакцией В.А.Попова.
Геннадий Черненко. «Воздушный велосипед» врача Данилевского.

OUT MASK

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: