Разработчик: А.Н.Рафаэлянц
Страна: СССР
Первый полет: 29 ноября 1956 года.
Турболёт — экспериментальный ЛА посадки и вертикального взлёта без аэродинамических несущих, стабилизирующих и рулевых поверхностей. Подъёмную силу Турболёт создаёт турбореактивный двигатель (из этого наименование «Турболёт»). Тяга ТРД превышает взлётный вес «Турболёта», что снабжает вертикальный взлёт и посадку аппарата, и вертикальную скорость более десяти метров/с.
Турболет создан для газоструйной работы системы и проверки двигателя управления для самолётов посадки и вертикального взлёта (СВВП). Журналисты дали ему прозвище «Летающий стол». Турболет был создан в 1955 году конструкторским бюро Летно-исследовательского университета в г. Жуковском, под управлением А.Н.Рафаэлянца.
Турболёт выполнен на сварной ферме, посередине которой размещён ТРД РД-9БП, создающий вертикальную тягу (до лета 1956 года употреблялся ТРД РД-45Ф). Перемещение в горизонтальной плоскости осуществляется наклоном вектора тяги ТРД в сторону направления полёта. управляемость и Устойчивость аппарата смогут обеспечиваться посредством струйных рулей (реактивных микродвигателей) и газовых рулей, установленных в реактивном сопле двигателя.
Турболёт употреблялись для управляемости проблем и исследования устойчивости СВВП, и спускаемых космических аппаратов, вычисленных для мягкой посадки на Луну и на планеты, лишённые воздухи. Данные исследований были позднее применены при постройке первого советского самолёта посадки и вертикального взлёта Як-36, а позднее и серийного Як-38.
Турболёт имел форменный каркас, вертикально установленный на нём ТРД, четырёхстоечное шасси, кабину пилота и разнесённые на четырёх штангах струйные рули. Турболёт испытал 29 ноября 1956 года летчик-испытатель Ю.А.Гарнаев. Испытательные полеты были весьма страшны. Турболет не владел громадной устойчивостью, возможность опрокидывания была высока.
При отказа двигателя аппарат преобразовывался в простой кусок железа, летать что, как мы знаем, склонен лишь вниз и весьма скоро. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века турболёт, пилотируемый Гарнаевым, демонстрировался на воздушном параде в Тушино с громадным успехом у зрителей.
ТТХ:
Протяженность, м: 10
Ширина, м: 10
Высота, м: 3,8
Макс. взлетная масса, кг: 2340
Количество топливных баков, л: 2 х 200
Двигатель: 1 х РД-9БП
-тип двигателя: турбореактивный одноконтурный
-тяга, кгс: 2835
Время полёта, мин: 10
Экипаж: 1.
«Турболет» на параде в Тушино. 1958 г.
«Турболет» в музее ВВС Монино.
«Турболет» в музее ВВС Монино.
«Турболет» в музее ВВС Монино.
5 РЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Увлекательные записи:
- Многоцелевой вертолет ка-60 «касатка».
- Разведчик-корректировщик ил-2кр.
- Многоцелевой истребитель су-30мк2.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Мечта каммхубера. экспериментальный сввп с.450 coleoptere
История европейских самолетов с посадкой и вертикальным взлётом началась сейчас Второй мировой, в то время, когда союзники деятельно проводили…
-
Экспериментальный истребитель с ввп versuchs-jager vj 101. германия. часть 1
Статья об экспериментальном СВВП VJ 101 уже выкладывалась на сайт. Этот материал, переведенный глубокоуважаемым сотрудником NF и мало дорботанный мной,…
-
Экспериментальный самолет-амфибия с ввп вва-14.
Разработчик: ОКБ Бериева, Бартини Страна: СССР Первый полет: 4 сентября 1972 г. С середины 1950-х годов в СССР начался процесс формирования…
-
Аэродинамический летательный аппарат как альтернатива вертолету и автомобилю
Исследуя возможность создания летательного аппарата, что имел возможность бы стать личным транспортным средством для простого гражданина страны на её…
-
Экспериментальный самолет с ввп vj-101c. германия
В середине пятидесятых годов тема вертикально взлетающих самолетов будоражила умы военных и конструкторов во многих государствах. Не стала исключением и…
-
Статья Вернера Швиппса (Werner Schwipps) «Lilienthals Normal-Segelapparat von 1894» из издания «Luftfahrt International» 8/1980 была переведена…