Шкас — шпитальный комарицкий авиационный скорострельный

Большинство данной статьи о самоё известном советском авиационном пулемете авторской не есть. Так что, коллеги, не судите строго за вынужденный плагиат, но без данной статьи в комплексной работе будет очевидный информационный пробел.

Летный пулемет ШКАС небезосновательно есть одним из предметов гордости отечественной школы стрелкового оружия. И как раз благодаря чего история его применения и создания, обрисованная за практически век во множестве публикаций, обросла большим числом преданий. К происхождению этих преданий много труда приложил и сам создатель пулемета Борис Гаврилович Шпитальный, человек, непременно, гениальный, но заласканный властью, один из фаворитов Сталина, и потому не избежавший звездной болезни, и как следствие, ужасного тщеславия.

В 20-е – 30-е годы Шпитальный стал автором многих изобретений, среди которых: «Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» (1927), «Одноместный быстроходный танк» (1928), «Автоматическое оружие» (1929), «Замедлитель темпа стрельбы к автоматическому оружию» (1931), «Автоматическая пушка 20-37 мм и 37-50 мм с установкой на самолетах» (1933), «Пулемет» (1933), «Автоматическое огнестрельное оружие с отводом пороховых газов и ленточным едой» (1936).

Сотрудничество с И.А. Комарицким стало самым заметным этапом его изобретательства. Факты о совместной деятельности Бориса Гавриловича Шпитального и Иринарха Андреевича Комарицкого находим в делах на изобретения «Замедлителя темпа стрельбы к автоматическому оружию» и «Автоматического огнестрельного оружия с отводом пороховых газов и ленточным едой», ставшие базой при создании пулемета ШКАС.

Шкас - шпитальный комарицкий авиационный скорострельный

Но, уже тут появляются последовательность вопросов, на каковые в документах ответов нет.

Любой человек, привычный с инженерной деятельностью, может подтвердить, что совместное авторство в разработке вероятно только на этапе генерирования идеи. В реализации идеи равного участия быть не имеет возможности. Неизменно кто-то из участников есть ведущим, а кто-то ведомым.

За отсутствием документов, стоит обратиться к логике. Мысль «сверхскорострельного пулемета» появилась у Шпитального во второй половине 20-ых годов XX века. Зная на данный момент, что ноу-хау ШКАСа, снабжавшее выдающуюся скорострельность, составляла барабанная постепенная подача патронов, логично предположить, что именно эта мысль лежала в базе предложения Шпитального, тогда еще молодого выпускника Столичного механического университета имени М. В. Ломоносова.

Остальные подробности конструкции пулемета – газоотводная автоматика, запирание патрона перекосом затвора – были прекрасно отработанными элементами более ранних конструкций автоматического оружия.

Учитывая фактически полное отсутствие опыта конструкторской деятельности у Шпитального в конце 20-х годов, логично высказать предположение, что на уровне идеи барабанной подачи авторство Б.Г. Шпитального заканчивалось и предстоящей разработкой совокупности – воплощением идеи в элемент конструкции будущего пулемета занимался Иринарх Андреевич Комарицкий, тульский инженер-оружейник дореволюционной школы.

Давать оценку такому раскладу с позиции нынешнего времени, возможно, будет некорректно. Но, однако, подчас не редкость, что сама по себе Мысль в разработке значит намного больше, чем сама разработка. Часто бывает, что дилетантский подход к некой задаче человека, что просто не в курсе, что «так не делают», рождает воистину революционные ответы в отличие от зашоренного взора именитого эксперта.

Первые свидетельства творческого тандема Шпитального и Комарицкого относится к 1928 году. В то время, когда за год до того, во второй половине 20-ых годов XX века Шпитальный по личной инициативе внес предложение авторскую работу «Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» – управление «Оружпултреста», в то время осуществлявшего контроль предприятия, занимавшиеся производством и разработкой автоматического оружия, в число которых входило и проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода, куда перешел трудиться Шпитальный, заинтересовалось предложением молодого инженера. Именно на тот момент за молодым экспертом, как это водится и по настоящее время, закрепили более умелого начальника – Иринарха Андреевича Комарицкого.

Для начала требовалось проверить саму реализуемость схемы, и в марте 1930 года трест выдал соответствующее задание Проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) Тульского оружейного завода. Уже 10 мая 1930 года на стрельбище ТОЗа испытан натурный пример «прибора совокупности инженера Шпитального, смонтированного на пулемете Дегтярева». Что это за «прибор» и на каком как раз примере пулемета Дегтярева это было испытано, до конца не светло.

Опытный образец пулемета Шпитального – Комарицкого был изготовлен в Туле в октябре 1930 года. А нужно подчернуть, что в управлении страны интерес к новому авиационному оружию был велик. В начале 30-х годов темп стрельбы состоявших на вооружении ВВС РККА авиационных пулеметов не превышал 600 выстр/мин, тогда как требования ВВС предполагали создание пулемета с темпом стрельбы до 1200 выстр/мин. Как раз под эти требования в КБ Ковровского завода В.А. Дегтярев и Г.С.

Шпагин разрабатывали собственный проект скорострельного пулемета ДАС – добротное оружие хорошей газоотводной схемы.

Творение же Шпитального и Комарицкого, без шуток отличаясь от хороших схем, давало слово существенно лучшие параметры скорострельности. Изюминка этого оружия заключалась в принципиально новом механизме подачи патронов из ленты в приемник, в котором разработчики смогли основной недочёт отечественного рантового патрона 7,62х54R – наличие выступающего фланца-закраины, воображавшего узнаваемые неудобства при применении в автоматическом оружии, перевоплотить в преимущество. Как раз благодаря наличию этого фланца патрон мог быть использован как собственного рода кулачок при перемещении по винтовой канавке барабана, так, что его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов.

Целый 1931 год шла доводка оружия. Не обращая внимания на явную перспективность этого примера, он был весьма сложным и настойчиво попросил больших технологов и усилий конструкторов, направленных на оптимизацию технических ответов, на увеличение живучести оружия. К доводке совокупности подключился целый инженерно-конструкторский коллектив: И. Пастухов, П. Морозенко, И. Сомов, С. Ярцев, М. Мамонтов, К. Руднев, Г. Никитин, А. Троненков и др.

13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов с целью проведения полигонных опробований. Уже в первых числах Июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев показали пулемет наркомвоенмору К. Е. Ворошилову.

Находившийся наряду с этим представитель Оружпултреста И. Глотов потом воспоминал:

На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, и представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал собственный согласие. С некоторым в полной мере понятным беспокойством поднялся за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один замечательный шквал выстрелов…

Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Таковой итог внепланового опробования пулемета привёл к одобрению Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…

А 22 июня показалось распоряжение Революционного военсовета СССР «О работе инженера Шпитального», в котором главе АУ РККА предлагалось:

«а) закончить все опробования пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение;

б) срочно выдать заказ индустрии на 100 пулеметов совокупности Шпитального с изготовлением их в 1932 г.;

в) в месячный срок совместно с главой ВВС РККА проработать вопрос о замысле внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и внести на утверждение РВСС».

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных опробований, а распоряжением от 11 октября 1932 года принял пулемет на вооружение.

ШКАС первых серий выпуска КМ-33, отличался кожухом на всю длину ствола.

Производство пулемета, освоенное Тульским оружейным заводом, проводилось полукустарными способами из-за чересчур сложной конструкции оружия. Переход советской оружейной индустрии к изготовлению авиационного автоматического оружия с высокой скорострельностью настойчиво попросил увеличения производственной культуры, громадной точности в чертежах, расчетах допусков, применения особенно термической обработки и качественных сталей подробностей, определявших безотказность и живучесть работы автоматики.

Отечественные оружейные производства, не смотря на то, что они и пребывали на достаточно большом техническом уровне, все же были неподготовленными для того чтобы для того чтобы класса. Громаднейшие трудности появились при подборе высокопрочных особых сталей для самых пружин и напряжённых деталей, и при создании разработки их термической обработки. Как раз этим разъясняется малая живучесть первых пулеметов ШКАС, составлявших на первых порах ничтожные 1500-2000 выстрелов.

В один момент с выдачей в марте 1933-го заказа на первую большую партию пулеметов конструкторам внесли предложение расширить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, узнаваемый под внутризаводским обозначением КМ-33 (конструкторская модель 1933 года), что отправился в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство случился лишь в начале 1934 года.

Исходя из этого пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм летный скорострельный пулемет совокупности Шпитального – Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и по окончании постановки производства. Громадную работу в этом направлении совершила несколько экспертов под управлением отечественного инженера-оружейника П. И. Майна.

Неприятности приходилось решать на ходу. Как мы знаем, витые пружины при высоких циклических скоростях теряют собственные упругие особенности, становясь, по сути, жёстким телом. В пулемете ШКАС возвратная пружина газового поршня, которая именно трудилась в аналогичных условиях, скоро выходила из строя.

Было нужно применить многожильную пружину, что существенно повысило ее стойкость. Для предотвращения экстракции и облегчения гильзы ее обрыва в каморе патронника ввели канавки Ревелли. При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию.

Были введены кроме этого пружинные буфера затворной затвора и рамы, каковые смягчали удар подвижной совокупности в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для повышения живучести ввели буферную пружину шептала.

Сначала для стрельбы из пулемёта использовались валовые винтовочные патроны калибра 7,62 мм со всеми существовавшими в то время видами пуль, предназначенные для стрельбы из карабинов, ружей, пулемётов. Но в ходе опробований стало известно, что они не подходят для стрельбы из ШКАСа.

Механизмы оружия, владеющего высоким темпом стрельбы (порядка 1800 выстр./мин), так скоро создают извлечение патрона из ленты и досылание его в патронник, что появляющиеся наряду с этим инерционные перегрузки смогут привести к демонтажу патрона. Задержки, каковые появлялись при стрельбе из ШКАСа обычными патронами (излом и демонтаж патрона, выпадение капсюля, западание пули в гильзу, разрушение капсюльного состава), были позваны как раз инерционными перегрузками.

Устранение большинства из перечисленных выше задержек потребовало разборки пулемёта, что на протяжении полёта, конечно, нереально. Несовершенство патронов ставило под угрозу выполнение и жизнь лётчика боевой задачи. Замечательно спроектированное оружие, как выяснилось, обогнало по совершенству патроны, которыми стреляло – достаточно редкое явление в истории оружейной техники. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой: нужны особые авиационные патроны.

За их разработку взялся коллектив конструкторовпод руководством Н. М. Елизаровым. К середине 30-х годов работа закончилась, и в следствии показались 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС.

Снаряды к авиационному пулемёту по внешнему виду фактически не отличаются от сухопутных винтовочных патронов. К тому же, в их конструкции имеются малозаметные, но ответственные отличия, каковые отражают специфику применения снаряда как раз в оружии, владеющем высоким темпом стрельбы.

В 30-е годы 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС выпускались на Тульском (ТПЗ) и Подольском (ППЗ) патронных фабриках. Для повышения прочности крепления пули в гильзе патроны с обычными пулями Л (лёгкая, обр. 1908 г.) и Д (тяжёлая дальнобойная обр.

1930 г., лишь для ГАУ), выпускавшиеся ТПЗ, имели двойной обжим дульца гильзы по высоте. С целью этого пули в таких патронах посажены глубже на 1,3 мм если сравнивать с простым патроном обр. 1908 г. На пулях отсутствуют канавки (каннелюры).

Патроны, выпускавшиеся ППЗ, имели усиленный двойной обжим на краю дульца гильзы, что производился 4-мя плашками. По окончании первого обжима патрон поворачивался на маленький угол и после этого производился повторный обжим на том же уровне. Протяженность патронов ППЗ оставалась стандартной, лёгкие пули имели возможность как иметь, так и не иметь каннелюру.

Разрез гильзы патрона: для ШКАС — слева и простая винтовочная — справа

Схема крепления пули в патронах: 1 – Подольского и 2 – тульского завода

Если сравнивать с гильзой простого патрона гильзы для патронов к пулемёту ШКАС имели бoльшую толщину дна и стенок. Это увеличило их прочность и разрешило существенно уменьшить возможность поперечного разрыва гильз при выстреле – задержки, полностью неустранимой в полёте. Гильзы к патронам ШКАС изготавливались как из бронзы, так и из биметалла (сталь, плакированная томпаком), а потом лишь из биметалла (на ТПЗ начиная с 1935-36 гг., на ППЗ – с 1938 г.)

Для предотвращения перемещения капсюля в гнезде довольно часто использовалось его кольцевое кернение, сам капсюль уменьшился по высоте. Дабы сохранить массу ударного состава при уменьшении высоты капсюля, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, что распределял ударный состав по краям капсюля. Капсюльный состав с фольгой закреплялся в колпачке капсюля при помощи намерено подобранных стойких лаков.

Кроме патронов с обычными пулями Л и Д к пулемёту ШКАС были созданы патроны с пулями особого назначения. Их номенклатура была достаточно широка и включала в себя:

– патрон с бронебойной пулей Б-30;

– патрон с бронебойно-зажигательной Б-32;

– патроны с трассирующими пулями Т-30 и Т-46;

– патрон с бронебойно-трассирующей пулей БТ;

– патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ;

– патроны с зажигательно-пристрелочной пулей ЗП и ПЗ.

Характеристики 7,62-мм патронов к пулемёту ШКАС:

Черта

Тип патронов

Л

Б-32

ПЗ

БЗТ

Т-30 (Т-46)

Масса патрона, г

21,75

21,75

22,2

21,23

21,7

Масса пули, г

9,6

9,5…10,0

9,7…10,4

9,0…9,2

9,4…9,6

Масса заряда, г

2,25

3,25

3,25

3,25

3,25

Масса гильзы,г*

18,7

18,7

18,7

18,7

18,7

Нач. скорость пули, м/с**

860

860

820

855

850

Протяженность патрона, мм***

75,2

77,2

77,2

77,2

77,2

Протяженность гильзы, мм

53,7

53,7

53,7

53,7

53,7

Протяженность пули, мм

28,4

37,8

38,5

40,1

37,8

* Приведена масса металлической биметаллической гильзы ШКАС

** Скорость пуль при стрельбе из винтовки

*** Протяженность патрона ШКАС с пулей обр. 1908 г. производства ТПЗ

Отличительная окраска пуль 7,62-мм патронов к пулемёту ШКАС осталась прошлой и соответствует окраске пуль сухопутных винтовочных патронов.

Для отличия 7,62-мм «шкасовских» патронов от обычных с 1938 г. на фланце гильзы выштамповывалась буква «Ш».

Для стрельбы из пулемёта ШКАС патроны снаряжались в железную рассыпную ленту, звенья которой соединялись между собой самими патронами. При стрельбе звенья ленты вместе с гильзами выбрасывались из пулемётной установки за борт самолёта либо в особый кошель..

Патроны к пулемёту ШКАС, как и другие, укупоривались в «деревянные» ящики и цинки, на каковые наносился особый символ – надпись «ШКАС». Дополнительно наносился символ в виде красного либо тёмного пропеллера.

Наличие красного пропеллера обозначает, что патроны допущены к стрельбе через винт самолёта. В этом случае перемещение подвижных частей пулемёта согласовывалось с вращением коленчатого вала двигателя через особенное устройство – синхронизатор. Для допуска к стрельбе через винт, патроны подвергались тщательной аттестации.

Главным контролируемым параметром было, так именуемое, время срабатывания капсюльного состава, от которого значительно зависит момент, в то время, когда пуля покидает канал ствола оружия. Помимо этого, более строго проверялись баллистические характеристики, герметичность патронов и др. На укупорку патронов, удачно прошедших аттестацию наносился красный пропеллер, у не прошедших – тёмный.

Патроны, у которых на коробке имелся символ в виде тёмного пропеллера, были допущены для стрельбы из всех авиапулемётов, не считая синхронных.

С началом ВОВ патрон к пулемёту ШКАС с пулей Л приобрёл стандартную длину, наряду с этим прочность посадки пули в гильзе обеспечивалась за счёт более плотного обжима пули и строго контролировалась. Пуля имела возможность иметь либо не иметь каннелюру. По большей части такие патроны употреблялись для учебных стрельб.

На протяжении войны 7,62-мм винтовочные патроны с пулями особого назначения выпускались на фирмах, трудящихся по заказам ГУ ВВС (главная потребность в них была как раз у авиации). Фабрики создавали такие патроны лишь со «шкасовскими» гильзами, имеющими утолщённые стены.

В первой половине 40-ых годов XX века стало известно, что патроны со спецпулями, поступающие в сухопутные армии с этих фабрик (заказы по линии ГАУ), при применении в пехотном оружии (пулемёты «Максим» и ДП, винтовка Мосина) дают задержки – наблюдались тугие экстракции гильзы. Для устранения этого недочёта гильзы патронов, отгружаемых в сухопутные армии, покрывались особым лаком.

Первыми вариантами пулемета ШКАС были крыльевая и турельная версии, освоенные индустрией в 1933-34 годах. С 1935 года в производство отправилась пара поменянная версия КМ-35, которая отличалась снаружи от ранних моделей укороченным кожухом, охватывающим ствол с газоотводной трубкой, а в следующем году – окончательная серийная версия КМ-36 с рядом малозаметных снаружи технологических доработок.

Крыльевой (вверху) и турельный (внизу) варианты ШКАС КМ-36

Первым из серийных самолетов получил это оружие истребитель И-16 – на нем установили крыльевые пулеметы с системой и тросовым механизмом перезаряжания тросов для спуска.

Крыльевая установка ШКАСов

Открытая турельная установка Тур-8, созданная Н. Ф. Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (либо переднего визира), на кожухе – стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике – рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель закрывал шептало.

Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной совокупности в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.

Позднее, с созданием новых типов самолетов создали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, к примеру верхние турели совокупности Г. М. Можаровского и И. В. Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТераБайт-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС создана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом.

Носовая пулеметная установка со ШКАСом на бомбардировщике Ар-2

Турель МВ-3 с пулеметом ШКАС

Турель ТСС-1 с пулеметом ШКАС

Хвостовая турель с пулеметом ШКАС на бомбардировщике ТераБайт-3

ШКАС бомбардировщика СБ

Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС создана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом

Во второй половине 30-ых годов XX века был принят синхронный вариант, созданный в тульском ЦКБ-14 К. Н. Рудневым, В. И. Салищевым, В. А. Галкиным, В. П. Котовым, а в 1938-м – установка синхронного ШКАСа разработки Г. Г. Куренкова, М. И. Владимирского, В. А. Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин.

Дабы компенсировать понижение скорострельности, на синхронном варианте ШКАСа применили удлиненный на 150 мм ствол, что пара улучшало внешнюю баллистику пули, увеличивая ее начальную скорость. Конструкция синхронного пулемёта ШКАС отличалась от оригинала переносом всех главных подробностей, за исключением рычага взвода и бойка, с затворного блока на ствольную коробку. Наряду с этим на базе удлиненного синхронного ШКАСа существовали параллельно две версии – с тросовым механизмом заряжения и ручным.

Синхронный удлиненный ШКАС с ручным заряжением

Синхронный удлиненный с тросовой совокупностью заряжения

В первой половине 40-ых годов двадцатого века показалась последняя версия ШКАСа с длиной ствола на 75 мм меньше, чем у синхронной. ШКАС модели 1941 года предназначался, в большинстве случаев, только для крыльевой установки штурмовиков Ил-2.

ШКАС модель 1941 года под турельную установку

Ответственное значение в повышении выпуска новых авиационных пулеметов имело ответ Комитета Обороны при СНК СССР от 26 мая 1937 г. о производстве пулеметов совокупности ШКАС и о наращивании мощностей для их изготовления. В соответствии с этим ответом выпуск пулеметов ШКАС начиная с 1937 г. быстро возрос, снабжая потребности стремительного повышения ВВС. Необыкновенное внимание организации валового выпуска пулеметов ШКАС уделял Г. К. Орджоникидзе.

Он много раз вызывал к себе Шпитального с докладом о тех либо иных работах, давал нужные указания фабрикам, явился инициатором строительства особого конструкторского бюро авиационного стрелкового оружия, оборудованного по окончательному слову техники. Громадную помощь в стремительнейшем наращивании мощностей по выпуску пулеметов ШКАС оказывал М. Н. Тухачевский, что с целью этого много раз приезжал в Тулу.

Выпуск всех видов пулеметов совокупности Шпитального – Комарицкого (турельных, крыльевых и синхронных) составил в 1933 г. – 365 шт., в 1934 г. – 2476, в 1935 г. – 3566, в 1937 г. – 13 005, в 1938 г. – 19 687, в 1940 г. – 34 233 шт. Всего же до начала войны советские ВВС взяли более 110 000 авиационных пулеметов ШКАС всех модификаций, каковые устанавливались фактически на всех моделях советских самолетов-истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков предвоенных лет.

В первый раз ШКАСы участвовали в воздушных битвах на бомбардировщиках и советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Показали себя ШКАСы и в битвах на Халхин-Голе, и в Финскую войну. На протяжении ВОВ значение ШКАСа не уменьшилось, не смотря на то, что, само собой разумеется, потенциал пулемета винтовочного калибра как наступательного оружия уже был недостаточен.

Исходя из этого к середине войны ШКАСы фактически прекратили ставить на истребители, уступив место крупнокалиберным УБ и пушкам ШВАК. Но крыльевые варианты до самого победного мая 1945 оставались очень действенным оружием на штурмовиках Ил-2 в качестве противопехотного средства. Выпуск ШКАСов длился до самого финиша войны.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века промышленность сдала 29 450 штук, в 1944-м – 36 255, в 1945-м – 12 455. А объем выпуска этих пулеметов возможно оценить в 160 тыс штук.

Автоматика пулемета трудилась за счет отвода пороховых газов, питание осуществлялось от рассыпной железной звеньевой ленты. Конструкция складывалась из ствола с кожухом, ствольной коробки с крышкой, затворной рамы со поршнем и штоком, затвора, зубчатки, кожуха зубчатки, его крышки и рычага подачи, муфты с рукояткой заряжания, отражателя, гильзоулавливателя, спускового механизма, затыльника.

Ствол крепился в кожухе сухарным соединен

Пулемет из СССР опередивший время на десятки лет!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный пулемет шкас.

    Разработчик: Шпитальный, Комарицкий Страна: СССР Изготовление опытного образца: 1930 г. Опробования: 1932 г. Принятие на вооружение: 1932 г. Первый…

  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Шкас

    7,62-мм летный скорострельный пулемет В первый раз ШКАСы на советских истребителях использовались в воздушных битвах в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда…

  • Авиационный пулемет «lewis».

    Разработчик: А.Льюис Страна: США Год создания: 1912 г. Ручной пулемет, чья толстая тёмная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет уб.

    Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало разработки: 1937 г. Опробования: 1938 г. Принят на вооружение: 1941 г. Во второй половине 30-ых годов XX…

  • 20-Мм авиационная пушка б-20.

    Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало создания: 1944 г. Опробования: 1944 г. За пара месяцев до начала ВОВ, в марте 1941 года, ведущий конструктор…