Шкас

      Комментарии к записи Шкас отключены

Шкас

7,62-мм летный скорострельный пулемет
В первый раз ШКАСы на советских истребителях использовались в воздушных битвах в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании вести войну и бомбардировщики СБ, кроме этого несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Показали себя ШКАСы и в битвах на Халхин-Голе, и в советско-финской войне.

Схема пулемета создана конструктором Борисом Гаврииловичем Шпитальным посредством Иринарха Андреевича Комарицкого. В ее доработке участвовали И.А. Пастухов, П.К. Морозенко, А.А. Троненко, М.А. Мамонтов, Г.И. Никитин, К.Н. Руднев, И.П.

Сомов. Пулемет был принят на вооружение 11 октября 1932 г., но после этого еще два года ушло на некоторое упрощение и технологическую доводку конструкции, так что серийное производство развернулось лишь в начале 1934 г. В итоге оружию присвоили обозначение «7,62-мм летный скорострельный пулемет совокупности Шпитального и Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка его продолжалась и по окончании постановки производства в Туле.

Многочисленную работу совершила несколько экспертов под управлением большого оружейника П.И. Майна. На ШКАСе оттачивали собственные конструкторские свойства И.В.

Савин, А.К. Норов, С.А. Ярцев, Н.Ф. Токарев. 7,62-мм летный скорострельный пулемет
В первый раз ШКАСы на советских истребителях использовались в воздушных битвах в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании сражались и бомбардировщики СБ, кроме этого несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Показали себя ШКАСы и в битвах на Халхин-Голе, и в советско-финской войне.

Схема пулемета создана конструктором Борисом Гаврииловичем Шпитальным посредством Иринарха Андреевича Комарицкого. В ее доработке участвовали И.А. Пастухов, П.К. Морозенко, А.А. Троненко, М.А. Мамонтов, Г.И.

Никитин, К.Н. Руднев, И.П. Сомов. Пулемет был принят на вооружение 11 октября 1932 г., но после этого еще два года ушло на некоторое упрощение и технологическую доводку конструкции, так что серийное производство развернулось лишь в начале 1934 г. В итоге оружию присвоили обозначение «7,62-мм летный скорострельный пулемет совокупности Шпитального и Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка его продолжалась и по окончании постановки производства в Туле.

Многочисленную работу совершила несколько экспертов под управлением большого оружейника П.И. Майна. На ШКАСе оттачивали собственные конструкторские свойства И.В.

Савин, А.К. Норов, С.А. Ярцев, Н.Ф. Токарев.

Автоматика пулемета трудилась за счет отвода пороховых газов, питание осуществлялось от рассыпной железной звеньевой ленты. Конструкция складывалась из ствола с кожухом, ствольной коробки с крышкой, затворной рамы со поршнем и штоком, затвора, зубчатки, кожуха зубчатки, его крышки и рычага подачи, муфты с рукояткой заряжания, отражателя, гильзоулавливателя, спускового механизма, затыльника.

Ствол крепился в кожухе сухарным соединением. Патронник ствола — плавающего типа, другими словами с продольными канавками на стенках, выходящими за передний срез гильзы (канавки Ревелли). По окончании выстрела часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая разность давлений на стены гильзы и силу ее сцепления со стенками патронника.

Это облегчало экстракцию и предотвращало разрыв гильзы при высоких скоростях перемещения затвора. В 180 мм от дульного среза в стенке ствола выполнялось поперечное газоотводное отверстие. Газовая камора закрытого типа размешалась над стволом и снабжалась пробкой — газовым регулятором с тремя отверстиями диаметрами 2,5, 3,0 и 3,5 мм. Кожух со стволом крепился к ствольной коробке соединительной муфтой.

Охлаждение ствола было воздушным, не смотря на то, что в 1939 г. испытывался вариант и с водяным охлаждением.

Ведущим звеном автоматики служила затворная рама, жестко связанная со штоком поршня. В канале штока помещалась трехжильная возвратно-боевая пружина. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, наряду с этим задний скошенный срез затвора поднимался на боевой упор ствольной коробки сзади приемного окна.

отпирание и Запирание затвора создавал фигурный вертикальный выступ затворной рамы. Неспециализированная масса подвижной совокупности составляла 921 г, скорость перемещения назад — от 9,0 (при газоотводном отверстии 2,5 мм) до 12,1 м/с (при отверстии 3,5 мм).

Ударник был смонтирован в затворе. Выстрел производился с заднего шептала, что конечно для пулемета с громадным разогревом ствола. Боевой взвод был на левой стороне затворной рамы.

Спусковой механизм планировал в отдельном корпусе, для увеличения живучести в него ввели буферную пружину шептала. При приходе затворной рамы в крайнее переднее положение (другими словами по окончании запирания затвора) ее выступ бил по ударнику.

Основной «изюминкой» ШКАСа была совокупность питания, фактически, и разрешившая достигнуть столь большого темпа стрельбы — 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси в неподвижного кожуха. На внутренней поверхности и оси зубчатки кожуха выполнялся винтовой паз.

При перемещении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз.

За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, наряду с этим патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.

Так, извлечение патрона из ленты и его подача происходили медлено — к приемному окну ствольной коробки патрон доходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Тут его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая немного поднятым вверх. Это разрешало сократить длину хода затвора.

Постоянная работа подающего механизма, понижение патрона движения и скоростей ленты при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение либо перекос (действительно, крепления и прочность гильзы в ней пули у авиационных патронов все же было нужно расширить). Помимо этого, обрисованная совокупность разрешала уменьшить длину оружия, что важно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало высвободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и посредством откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, после этого включить подаватель.

не меньше остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При перемещении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель.

Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Из этого ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при перемещении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затвора и затворной рамы. Они не только смягчали удар подвижной совокупности в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с совмещением и хода малой длиной затвора по времени операций перезаряжания это уменьшало продолжительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

ШКАС первенствовал во многих отношениях. Предшествовавшие ему ПВ-1 А.В. Надашкевича, ДА и ДА-2 В.А-Дегтярева были продолжением опыта Первой мировой — приспособленными для авиации пехотными пулеметами «Максим» и ДП. ШКАС стал первым намерено авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований собственного времени.

Постоянная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина — это было реализовано в ШКАС в первый раз. Равно как в первый раз в одноствольных совокупностях был достигнут таковой темп стрельбы. В действительности:

7,62-мм французский летный пулемет «Дарн» с ленточным едой давал 1100-1200 выстр./мин, британский 7,7-мм «Виккерс»-Р (магазинное питание) — 1000, американский 7,62-мм «Кольт-Браунинг« (ленточное) — 900, германский 7,92- мм MG-17 (ленточное) — 1100.

ШКАС использовался в трех вариантах. Первым взял это оружие истребитель И-16 — в виде крыльевых пулеметов без прицельных приспособлений, с системой и тросовым механизмом перезаряжания тросов для спуска.

В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (либо переднего визира), на кожухе — стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике — рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель закрывал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной совокупности в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.

Изменился кожух ствола. Турельную установку создал Н.Ф.Токарев. К примеру, четыре установки Тур-8 имел бомбардировщик ТераБайт-3-АМ-34РН.

Позднее, с созданием новых самолетов, создали и другие варианты турельных (блистерных) установок.

Наконец, в 1936 г. был принят синхронный вариант (ШКАС обр. 1936 г.), созданный К.Н. Рудневым, В.П. Котовым, В.Н.

Салищевым. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр./мин, но некое удлинение пути разгона пули повышало начальную скорость до 800-850 м/с.

Разработка Н.М. Елизаровым вариантов винтовочного патрона с бронебойно-зажигательной, трассирующей, зажигательной пулей завершило формирование авиационного пулеметного комплекса.

Выпуск ШКАСов непрерывно увеличивался: в случае если в 1933 г. их полукустарным методом собрали 365 штук, а в 1934 — 2476, то в 1937 — 13 005, в 1940 — 34 233. Действительно, больший интерес к началу войны приводило к авиационному оружию более больших калибров — на 1941 г. запланировали выпуск лишь 3500 пулеметов ШКАС и 30 000 запасных стволов к ним.

Перечислим типы самолетов, на которых находились ШКАСы: истребители И-16, И-153, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовик Ил-2, бомбардировщики ТераБайт-3, ТераБайт-7, СБ, Су-2, He-2, Ту-2, Ил-4, Ер-2, У-2 (По-2), разведчики Р5-ССС, P-Z, Бе-2 (корабельный), армейские варианты Ли-2. ШКАСы ставили вместо ДШК кроме этого на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Турельная установка пулемета ШКАС на бомбардировщике СБ

В 1939 г. был принят и выпускался в маленьком количестве «сверхскорострельный» Ультра-ШКАС — время цикла автоматики в нем сократили, придав стволу перемещение вперед по окончании отпирания. На СБ ставили носовые установки со спаренными ШКАС. В 1935 — 1937 гг. К.Н. Руднев, В.Н. Полюбин, А.А.

Тропенков отрабатывали так именуемую механическую спарку ШКАС (МСШ) — органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000-6400 выстр./мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней — цикл автоматики включал два цикла выстрела, а большая сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. Но показательно, что предстоящие работы в этом направлении были прерваны в связи с планировавшимся переходом на крупнокалиберные пулеметы.

ШКАС принес Шпитальному известность. Стремительная карьера была обычным явлением в начале 30-х годов. В первый раз показавшись в среде оружейных конструкторов приблизительно в 1930 г., Борис Гавриилович уже в 1934 взял Особенное конструкторское бюро (ОКБ-15), которым руководил до 1953-го. Громадную помощь ОКБ оказывали Орджоникидзе, Тухачевский. Действовала собственного рода «звездная совокупность», в то время, когда в какой-либо области избирался один «лучший», самый опекаемый властью.

Шпитальный стал таковым в области артиллерийско-стрелкового оружия авиации. Попал и в поле зрения Сталина. В 1940 г. он, наряду с другими конструкторами, взял Звезду Героя cоцтруда и степень врача технических наук.

Сталинские премии 1941 и 1942 годов, два ордена Ленина, орден Суворова 3-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды… Увы, избежать «звездной болезни» он не сумел. По крайней мере и Б.Л.Ванников, много сделавший для развития и постановки производства ШКАС, тесно общавшийся со Шпитальным до войны, в бытность Наркомом оружий, и В.Н.

Новиков, помощник Наркома оружий в годы войны, покинули о Шпитальном не самые лицеприятные воспоминания.

Не сумел конструктор и повторить успех ШКАСа. Действительно, С.В. Владимиров создал на его базе сперва 12,7-мм пулемет, а позже и 20-мм автоматическую пушку ШВАК (кстати, один из первых серийных образцов бикалиберного оружия). К началу Великой Отечественной 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были главным и самым массовым оружием самолетов ВВС РККА. ШВАК кроме того стала танковой пушкой (ТНШ-20).

Но война, как самый ожесточённый экзаменатор, похоронила надежды Шпитального на «монополию». ШКАС стали заменять на самолетах 12,7-мм УБ совокупности М.Е. Березина. ШВАК сперва частично поменяли 23-мм ВЯ-23 А.А. Волкова и С.А.

Ярцева, а с 1944 г. — Б-20 Березина. ОКБ-15 Шпитального стало систематично проигрывать ОКБ-16 А

Скорострельность ПВ-1, ШКАС, ШВАК, ВЯ-23 в WarThunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный пулемет шкас.

    Разработчик: Шпитальный, Комарицкий Страна: СССР Изготовление опытного образца: 1930 г. Опробования: 1932 г. Принятие на вооружение: 1932 г. Первый…

  • Шкас — шпитальный комарицкий авиационный скорострельный

    Большинство данной статьи о самоё известном советском авиационном пулемете авторской не есть. Так что, коллеги, не судите строго за вынужденный плагиат,…

  • Авиационный пулемет сн.

    Разработчик: И.В.Савин и А.К.Норов Страна: СССР Начало разработки: 1934 г. Опробования: 1936 г. Принят на вооружение: 1937 г. 22 июня 1926 года в юный…

  • Авиационный пулемет «hotchkiss mle.1909» (1914).

    Разработчик: Hotchkiss Страна: Франция Год создания: 1909 г. За два года до начала 1-й Всемирный войны на моноплане «Deperdussin» Тип B был в первый раз…

  • Военно-воздушные силы ссср.

    ВВС СССР (ВВС СССР) — один из видов Армии СССР. Носили наименование: -с 1918-го по 1924 год — Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот; -с 1924-го по…

  • Дегтярев авиационный

    Итогом долгой совместной работы двух отечественных выдающихся конструкторов-оружейников Василия Георгиевича Алексеевича и Владимира Федорова Дегтярёва в…