Авиационный пулемет сн.

      Комментарии к записи Авиационный пулемет сн. отключены

Разработчик: И.В.Савин и А.К.Норов
Страна: СССР
Начало разработки: 1934 г.
Опробования: 1936 г.
Принят на вооружение: 1937 г.

22 июня 1926 года в юный Советской республике, советским изобретателем Я.П.Авдышевым была подана заявка на созданный им патент принципиально новой схемы автоматики пулемета, ранее нигде не использовавшейся в автоматическом оружии. В поданной заявке на изобретение описывалась схема пулемета с подвижным стволом, идущим при выстреле вперед, и затвором, отходящим назад.

Устройство пулемета по задумке Авдышева было в том, что подвижный ствол через зубчато-реечную передачу кинематически был связан с затвором. При выстреле, под действием пороховых газов, затвор откатывался назад, вращая шестерню, которая, со своей стороны, входя в зацепление с зубчатой рейкой, закрепленной на стволе, приводила в перемещение ствол, что откатывался в обратном направлении. Так, протяженность ствола и хода затвора были в два раза меньше, чем у хороших совокупностей, разрешая существенно сократить время цикла и быстро поднять скорострельность совокупности.

К сожалению, не считая номера патента № 5890 от 31.07.1928 г., ничего более об авторе данной схемы отыскать не удалось. По крайней мере, на момент защиты его, о реализации в металле конструкции Авдышева, по всей видимости, никто не думал. Но идею не забыли.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века два молодых конструктора, Иван Васильевич Александр и Савин Кузьмич Норов распоряжением Наркомвоенмора направляются в одно из конструкторских бюро Москвы, где они занимались разработкой разных установок новейшего пулемета ШКАС.

По всей видимости, оба инженера, показали себя как инициативные и гениальные разработчики и в первой половине 30-ых годов XX века взялись за реализацию изобретения Авдышева. Не светло, была ли это личная инициатива конструкторов либо указание было спущено более чем.

В 1935 году ими был представлен проект авиационного пулемета под винтовочный патрон 7,62 х 54R, что в подробностях пара отличался от предложенного Авдышевым. Ведущим элементом Норова и пулемёта Савина был подвижный ствол, приводимый в перемещение отводимыми из ствола пороховыми газами. Но в отличие от хороших совокупностей с газоотводной автоматикой, газоотводной трубки как такой в конструкции пулемета не было.

Штоком Норова и пулемета газового двигателя Савина был сам ствол, заключенный в герметичную гильзу. Дульные газы, отводимые через газоотводное отверстие в стенке ствола, давили на поршень, закрепленный на стволе, ближе к дульному срезу, и толкали шток-ствол вперед, преодолевая упрочнение боевой пружины. Казенная часть ствола и расположенного над ним связанного с затвором ползуна, была выполнены в форме зубчатой рейки, между которыми размешалось зубчатое колесо.

При перемещении ствола вперед ползун через шестерню отбрасывается назад, отпирает затвор, извлекает патрон из ленты и подает его на приемное окно; наряду с этим энергия ствола поглощается его пружиной, а энергия затвора и ползуна в конце отката — соответствующими буферными пружинами. Затем ствол возвращается пружиной ствола назад, в исходное положение, а ползун с затвором перемещается в крайнее переднее положение.

При перемещении ползуна вперед он своим скосом опускает патрон в лапки затвора и досылает его в патронник. По окончании остановки затвора на пеньке ствола ползун, продолжая перемещение, перекашивает затвор и создаёт запирание канала ствола. В крайнем переднем положении ползун своим сапожком ударяет по бойку, перемещающемуся в затворе, и создаёт выстрел.

Подача очередного патрона, находящегося в рассыпной железной ленте, в исходное положение осуществляется зубчаткой, которая поворачивается скосами вкладыша, расположенного на стволе, при перемещении ствола назад. Отражение стреляной гильзы производится очередным патроном, снижаемым скосом ползуна в лапки затвора.

Спусковой механизм допускает ведение лишь автоматического огня и имеет два шептала, каковые удерживают ползун в крайнем заднем положении по окончании отпускания спускового крючка. Предохранитель флажкового типа, размещен с правой стороны рукоятки управления огнем и фиксирует спусковой крючок.

Благодаря маленьким ходам подвижных частей на опробованиях пулемет Норова и Савина продемонстрировал немыслимую скорострельность, достигавшую 2800-3000 выстрелов в 60 секунд.

Для доводки собственной совокупности оба конструктора были во второй половине 30-ых годов двадцатого века командированы на Ковровский пулеметный завод, где ими были созданы установки для крыльевого варианта пулемета. Помимо этого И.В.Веневидовым и Г.М.Можаровским были созданы варианты для оборонительных турелей.

К сожалению, подробности о очевидных доводки проблемах и периоде пулемёта сейчас малоизвестны, равно как и подробные тактико-технические характеристики данной занимательной совокупности.

Так или иначе, к концу 1936 года летный пулемет Норова и Савина удачно прошел опробования.

8 июня 1937 года Комитет Обороны постановил дать заказ на серийный выпуск пулемета, присвоив ему наименование «7,62-мм скорострельный летный пулемет обр. 1937 г. совокупности Савина — Норова» либо сокращенно «СН».

Во время с 1937-го по 1939 год были изготовлены, по крайней мере 14 прототипов пулемета СН, шесть из которых было решено установить на серийный истребитель И-16 в крыльевых установках.

И-16 с пулеметами СН взяли обозначение тип 19, не обращая внимания на то, что не считая оружия самолет ничем не отличался от И-16 тип 10. Пулеметами СН заменили крыльевые ШКАСы, синхронные пулеметы не изменились ШКАСами.

В начале 1939 года завод № 21 изготовил три И-16 тип 19 (заводские №№ 1921111, 19212 и 19213). С 17 по 26 марта самолеты испытывал заводской летчик-испытатель полковник Томас Сузи. По итогам опробований было рекомендовано выстроить партию таких самолетов.

Три умелых И-16 тип 19, кроме этого известных под обозначением И-16СН, передали в ВВС на вооружении 1-й эскадрильи 25-го ИАП, в составе которой эти автомобили участвовали в советско-финской войне. Действительно, подробности их боевого применения отсутствуют.

К сожалению, тут в судьбу этого неповторимого оружия вмешался любимец Сталина Б.Г.Шпитальный. За создание собственного пулемета ШКАС взявший собственное ОКБ-15, Шпитальный ревностно смотрел за разработкой «никому малоизвестных» инженеров. И по окончании первых же известий об успешных опробованиях пулемета СН, продемонстрировавшего практически в два раза громадную скорострельность, чем у ШКАСа, он взялся за модернизацию собственного детища, кроме этого применяя патент Авдышева с подвижными в противофазе затвором и стволом.

Созданный на два года позднее пулемет УльтраШКАС продемонстрировал темп стрельбы 2400 выстрелов в 60 секунд. Впечатляюще, но все же меньше, чем у СН.

История не сохранила информации, какими дорогами УльтраШКАС, был в серии раньше пулемета СН, но практически на 100% возможно быть уверенным, что без административного ресурса, вхожего к Сталину Шпитального не обошлось.

23 апреля 1940 года ассистент главы гл. управления авиационного снабжения КА дивинженер Сакриер писал письмо № 553503сс главе 5 отдела секретариата КО Лешукову: «…средства стрелково-пушечного оружия, находящиеся в умелой разработке и подготовляемые к вводу на вооружение, представлены в таблице № 2 (приложение № 10). Из данной таблицы видно, что пулеметы калибра 7,62 мм Норова и конструкции Савина (СН) и конструкции Шпитального (УльтраШКАС) удовлетворяют требованиям высокой скорострельности.

Оба пулемета испытаны, причем пулемет УльтраШКАС как прошедший раньше, чем пулемет СН войсковые опробования, был начат в мае 1939 года освоением в производстве. Но, в виду сложности, он не освоен и до сих пор не выпущено ни одного пулемета. Одновременно с этим пулемет СН, прошедший войсковые опробования позднее, во всем распознал отличных показателей, чем пулемет УльтраШКАС.

Помимо этого, он намного проще и надежнее в эксплуатации, кроме того чем пулемет ШКАС. Исходя из этого целесообразно в качестве авиационного пулемета громадной скорострельности совсем принять пулемет СН.»

Итог был очевиден. При всей собственной напористости Шпитальный так и не смог довести до ума собственный УльтраШКАС, параллельно похоронив более удачливого соперника.

Иван Васильевич Александр и Савин Кузьмич Норов в первой половине 40-ых годов двадцатого века возвратились в Москву и работали в области артиллерийского стрелкового оружия, но ни при каких обстоятельствах более не возвращались к авиационному оружию.

Суммируя узнаваемые эти, возможно оценить разработку Норова и Савина как очень занимательное оружие, но, по всей видимости, изначально не имевшее возможности. Сверхскорострельные авиационные пулеметы в 30-е годы в СССР разрабатывались под популярную тогда концепцию высотных полетов, где, низкие забортные температуры разрешали осуществлять интенсивное охлаждение пулеметов.

Как мы знаем, концепция была ошибочной, еще ближайшие 10-15 лет воздушные битвы происходили достаточно низко. Одновременно с этим пулемет СН, ствол которого был заключен в замкнутый цилиндр газового двигателя, имел бы очень низкий коэффициент теплосъема, и при таком темпе стрельбы весьма скоро бы перегревался и выходил из строя. Но как этап в развитии советской стрелковой школы пулемет СН, непременно, заслуживает внимания.

Модификации:
СН (кр) — установка для крыльевого пулемета была создана Савиным и Норовым.
СН (с) — установка для для турели создана И.В.Веневидовым и Г.М.Можаровским.

ТТХ:

Тип: СН
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод с откатом ствола вперед
Темп стрельбы, выстр/мин: 3000
Начальная скорость пули, м/с: 775-825
Емкость магазина: лента
Масса пули, г: 9,0-10,4
Тип снаряда: 7,62 х 54R ШКАС

Авиационный пулемет сн.

Летный пулемет СН.

Пулемет СН в крыле И-16 тип 19.

Летный пулемет СН в экспозиции музея.

Спаренный турельный пулемет СН в экспозиции музея.

Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН в экспозиции музея.

Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН в экспозиции музея.

Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН в экспозиции музея.

Пулемет СН. Схема.

.

.

  Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Е.Аранов. Стрелковое оружие СССР.

ПУЛЕМЕТЫ (# 2). КРУПНОКАЛИБЕРНЫЙ И АВИАЦИОННЫЙ ПУЛЕМЕТ. ОБЗОР

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный пулемет ю-7,62.

    Разработчик: Ю.Ф.Юрченко Страна: СССР Начало опробований: 1938 г. На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе появился один из…

  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Авиационные пулеметы цквсв-19 и «сибемас».

    Разработчик: В.И.Силин Страна: СССР Опробования: 1937 г. К 30-м годам восходит творческий путь советского конструктора-оружейника Вячеслава Ивановича…

  • Авиационный пулемет да.

    Разработчик: В.А.Дегтярев Страна: СССР Начало разработки: 1925 г. Принят на вооружение: 1928 г. 17 мая 1926 года Арткомом было утверждено техническое…

  • Шкас — шпитальный комарицкий авиационный скорострельный

    Большинство данной статьи о самоё известном советском авиационном пулемете авторской не есть. Так что, коллеги, не судите строго за вынужденный плагиат,…

  • Пулеметы фиат в авиации италии

    Итальянский опыт в области армейских инноваций возможно охарактеризовать одной фразой – мозги трудятся лучше, чем руки. Итальянцам в собственности…