Авиационный пулемет «hotchkiss mle.1909» (1914).

      Комментарии к записи Авиационный пулемет «hotchkiss mle.1909» (1914). отключены

Разработчик: Hotchkiss
Страна: Франция
Год создания: 1909 г.

За два года до начала 1-й Всемирный войны на моноплане «Deperdussin» Тип B был в первый раз установлен пулемет, что пребывал в передней части в кабине наблюдателя. Пулемет устанавливался на противокапотажной раме над плоскостью винта. Наблюдатель, что был частично защищен страницами 4-мм брони, для стрельбы из пулемета должен был подняться в кабине. Замысловатая стрелковая установка (турелью ее язык не поворачивается назвать) показалась плодом упрочнений инженера и французского лётчика Луазо (M.

Loiseau). Первая публичная демонстрация данной установки состоялась 11 февраля 1914 года, представ перед взглядами влиятельных госслужащих армии в Вийакубле неподалеку от Парижа. Пилотировал моноплан Депердюссен лейтенант армии Прево, а разработчик установки М.Луазо, стоя в передней кабине, собственноручно оперировал пулеметом «Hotchkiss Mle.1909», известным кроме этого как «Hotchkiss Portative» либо «Benet-Mercie M.1909».

Авиационный пулемет «hotchkiss mle.1909» (1914).

Самолет-разведчик Deperdussin В-двухместный, оборудованный стрелковой установкой М.Луазо с пулеметом Hotchkiss Mle.1909.

Самолет-разведчик Deperdussin В-двухместный, оборудованный стрелковой установкой М.Луазо с пулеметом Hotchkiss Mle.1909.

И пожалуй, как раз пулемет «Hotchkiss» направляться назвать первым авиационным пулеметом в истории авиации, а дату 11 феврая 1914 года — датой рождения авиационного оружия хорошей схемы.

С началом войны подобная схема размещения оружия была значительно доработана с возникновением самолетов с так называемым «фальшивым носом», в которых перед винтом самолета монтировалась гондола, где размешался стрелок с пулеметом, как, к примеру, в истребителе SPAD SA.1. Стрелок с пулеметом «Hotchkiss» размешался в гондоле, а его голову защищала железная сетка от непроизвольного попадания в винт благодаря неосторожного перемещения.

Но революцию в авиавооружении совершил французский летчик Ролан Гаррос (Eugene Adrien Roland Georges Garros ). Этот отважный человек первым внес предложение концепцию современного одноместного истребителя, вооруженного неподвижным пулеметом «Hotchkiss Mle.1909», расположенным на капоте самолета Morane-Saulnier Type N, стреляющего прямо через плоскость винта. Наряду с этим во избежании разрушения лопастей от неизбежного попадания пуль, на каждую из двух лопастей надевались особые V-образные железные дефлекторы, отражающие попадавшие в лопасти пули. Практическое применения дефлекторов аналогичного типа было удачно испытано в сражении в начале 1915 года, на целых полгода обеспечив господство в воздухе государств Антанты впредь до появления синхронизатора Антони Фоккера.

Что же воображал собой первый летный пулемет?

История пулеметов «Hotchkiss» началась в Австро-Венгерской империи, в то время, когда отставной ротмистр барон Одколек фон Аугезд создал схему с газоотводным двигателем автоматики, необычным ленточным едой, сошками и плечевым упором. В 1900 году Одколек пробовал довести пулемет в Российской Федерации, но неудачно. Да и в Австро-Венгерской империи он не вышел из умелой стадии. Одколек реализовал права на собственную совокупность французской компании «Гочкис энд Компани».

Компания была основана американцем Бенджамином Беркли Гочкиссом (Benjamin Berkeley Hotchkiss, 1826-1885) и неудивительно, что сейчас ее главным инженером был американец Лоуренс Бене (Веnеt), что вместе с инженером Хенри Мерсье (МеrсЁе) занялся доработкой совокупности. «Автоматическая митральеза Гочкиса» показалась в 1895 году, так что две схемы газоотводного двигателя — «Гочкис» и «Кольт» — были представлены практически в один момент.

Уже во второй половине 90-ых годов XIX века пулемет приняли на вооружение под обозначением Мle.1897, под 8-мм патрон «Лебель» ( 8 х 50R ). Основной новинкой стал медный радиатор ствола с поперечным оребрением. «Веревочную» ленту Одколека заменили твёрдой латунной лентой-обоймой («полосой»). Уже в 1900 году показалась следующая модель со треногой и стальным радиатором Мlе.00 с механизмами горизонтального и вертикального наведения. Позднее возвратились к медному радиатору, переделали схему автоматики, и ввели механизм регулировки темпа стрельбы — так показались Мle.1905 «Пюто» и Mle.1907 «Сент-Этьен», названные по именам компаний-производителей.

Пулемет «Пюто» (Рutaux), выпускавшийся «Мануфактюр д’Арме де Пюто», не относился к успешным. Механизм регулировки, задававший темп стрельбы от 8 до 650 выстр./мин, был неважной копией регулятора первого пулемета Максима 1884 года. Весьма не так долго осталось ждать «Пюто» были переданы из армий в крепости.

В пулемете Сент-Этьен (Sеnt-ЕtЁеnnе) «Мануфактюр д’Арме де Сент-Этьен» шток газового поршня двигался вперед и зубчатой рейкой поворачивал эксцентрик, отпиравший и отводивший назад затвор. В дополнение к газовому регулятору ввели гидравлический регулятор темпа стрельбы. Вместо ожидавшегося понижения импульсных нагрузок взяли переусложнение совокупности.

Возвратная пружина под стволом, нагреваясь, скоро теряла собственные свойства. Особое рычажное приспособление изменяло положение мушки при нагревании ствола, но ухудшения баллистики не компенсировало. Откидная правая стена коробки облегчала устранение задержек и осмотр пулемёта, вот лишь число этих задержек было через чур громадно.

Массивность пулемета (50,3 кг) не додавала ему популярности.

С началом всемирный войны войска признали «Сент-Этьен» через чур сложным и капризным, задержки и частые отказы из-за запыления были в боевых условиях нетерпимы, и в 1915 году армия Франции возвратилась к пулемету «Гочкис». К началу войны он выпускался на коммерческий рынок, в малом количестве имелся у колониальных частей, и те попали в Европу с лучшим пулеметным оружием, чем армия метрополии.

Армии потребовали пулемет Mle.1914 «Hotchkiss», не обращая внимания на его громадные размеры — протяженность 1270 мм (самый «долгий» станковый пулемет) против 1180 мм у «Сент-Этьен». Но протяженность ствола «Гочкиса» составляла 775 мм против 710 мм, и он был на 2,15 кг легче, давая наряду с этим лучшую кучность стрельбы. Первый громадный заказ на «Гочкисы» выдали в августе 1915 года, не смотря на то, что длился выпуск и прошлых моделей.

Производство станкового «Гочкиса» достигло максимума — 100 пулеметов в сутки — в последних месяцах 1917, по окончании чего быстро упало в связи с повышением выпуска ручных пулеметов.

Mle.1907 «Сент-Этьен» передали в Зарубежный Легион, и Сербии и армиям Италии. Действительно, в 1916 году показалась модификация Mle.1907/16 с новыми прицельными приспособлениями и газовым регулятором, но по окончании опробований ее решили передать африканским колониям — «Гочкис» и «Сент-Этьен» поменялись местами.

Mle.1914 «Гочкис» воображал собой развитие Mle.1900 с изменением ряда и исключением предохранителя подробностей. Масса ствола с радиатором составляла 10,4 кг, около половины массы «тела» пулемета; соединение со ствольной коробкой — сухарно-резьбовое, на дульную часть крепился пламегаситель. Газовая камера — закрытого типа с регулятором и цилиндром по принципу трансформации количества камеры.

Ведущим звеном автоматики была затворная рама. Движение поршня — долгий. Винтовая возвратно-боевая пружина удалена от ствола в нижнюю часть ствольной коробки.

Запирание канала ствола — качающейся личинкой (рычагом) в задней части затвора.

Ударник крепился на затворной раме, выстрел производился с заднего шептала. Боевой взвод выполнен на затворной раме, а шептало — конкретно на головке спускового крючка. Не лучшее ответ — при стрельбе, а тем более при ее прекращении на спусковой крючок передавались громадные импульсные нагрузки.

По окончании спуска с боевого взвода затворная рама шла вперед вместе с затвором, что, дослав патрон в патронник, останавливался. Рама, продолжая перемещение, поворачивала своим гребнем вперед личинку затвора, та собственными боевыми упорами поднималась на опорные плоскости ствольной коробки, создавая запирание канала ствола. Ударник проходил через канал затвора и разбивал капсюль.

По окончании выстрела пороховые газы отбрасывали раму назад, она своим отпирающим скосом выводила личинку из зацепления со ствольной коробкой и отводила затвор, сжимая возвратно-боевую пружину. Извлечение стреляной гильзы создавал подпружиненный выбрасыватель затвора. Затвор, двигаясь назад, поворачивал качающийся отражатель в ствольной коробке, и тот выталкивал гильзу вправо.

Протяженность хода подвижной совокупности — 165 мм.

Подающий механизм включал барабан с храповым колесом и зубчаткой. Выступы подачи затворной рамы поворачивали храповое колесо на один ход в два такта — при перемещении назад и вперед. Зубчатка наряду с этим протягивала ленту, ставя патрон наоборот извлекателя, что поднимал его вверх. При следующем ходе вперед затвор досылал патрон в патронник по направляющим скосам ствольной коробки.

Твёрдые металлические ленты на 30 патронов создавали много неприятностей — их перекашивало, сминало, легко заносилась грязь. «Полужесткая» лента на 250 патронов из шарнирно соединенных звеньев по три патрона не дала выигрыша ни в удобстве заряжания, ни в боевой скорострельности.

Прицел — секторный, его лимб нес метки от 2 до 24 (200-2400 м). Часть пулеметов снабжали упрощенным прицелом. Мушка имела возможность нести светящийся состав для стрельбы в темноте. Органами управления помогали рукоятка затыльника и пистолетная рукоятка.

Пулемет оказался прочным, относительно несложным — всего 86 подробностей, долгий тяжелый ствол снабжал хорошую баллистику.

В 1909 году компанией «Hotchkiss» было представлено на рынок два ручных пулемета массой 7 и 10 килограмм. В то время понятия «ручной пулемет» еще не существовало, и подобное оружие именовалось «ружье-пулемет». Они были выполнены на базе станкового пулемета ее же разработки.

К началу 1-й Всемирный войны во Франции пулемет был принят на вооружение под обозначением Мlе.1909, в Англии под обозначением Hotchkiss.303 Portable Mk.I, а В США — Benet-Mercie.30 M1909 (в Армии США на 1916 год имелось только 670 пулеметов «Гочкисс»). В 1915 году британцы поставили производство пулеметов в Энфилде и Ковентри (по заказам от Франции выпускалось около 700 единиц в месяц).

Эти пулеметы снабжали складными сошками, кольцом на стволе с цапфами под легкую треногу, имела возможность устанавливаться задняя опора. Ручной пулемет «Гочкисс» кроме этого поставлялся в Японию, Грецию, Испанию, Норвегию, Российскую Империю и Бразилию.

Оружейный отдел Арткома ГАУ сразу же решил испытать «тяжелый пример» имеющий быстросменный ствол и радиатор в Российской Федерации. И не смотря на то, что опробования, проводимые на Ружейном полигоне, были прекращены из-за поломки ствольной коробки, Оружейный отдел, «…учитывая… распространение в армиях зарубежных стран наровне с пулеметом и ружей-пулеметов» (Япония, США) решил продолжить опробования, и выдал заказ еще на 3 пулемета «Гочкисс».

В 1912 году компанией был представлен «пример для воздушного флота», имеющий вместо приклада пистолетную рукоятку, особый прицел и вертлюжную установку. 23 июля 1914 года компания выслала 4 набора конкретно в Офицерскую стрелковую школу.

Пулемет Hotchkiss Мlе.1909 сохранил газоотводный двигатель автоматики (отвод пороховых газов осуществлялся через поперечное отверстие находящееся снизу ствола) и долгим ходом газового поршня имеющего патрубок. Регулятор газовой камеры воображал собой вывинчиваемый поршень, расположенный впереди камеры и функционировавший по принципу трансформации количества. Отработанные газы сбрасывали через отверстия, находящиеся в газовом цилиндре.

Возвратную пружину располагали в канале штока поршня. Был поменян узел запирания — на боевой личинке затвора и на казенной части ствола выполнялась прерывчатая нарезка. Сцепление казенной части боевой личинки и ствола затвора производилось поворотной муфтой с внутренними секторами, ее осью вращения служил ствол, а шток поршня создавал поворот. Данной пара громоздкой совокупностью обеспечивалось защита и прочное запирание стрелка при прорыве через патронник пороховых газов.

На дульной части ствола крепилась муфта с приливом для сошек и мушкой. Рукоятка перезаряжания кроме этого являлась переводчиком-предохранителем. Поворотом рукоятки в поперечной плоскости определялся режим — предохранитель (отметка «S», пребывала на задней стенке ствольной коробки), одиночный пламя («R»), постоянный пламя ( «А»).

Подвижная совокупность автоматики имела длину хода равную 106 миллиметрам.

Питание осуществлялось от твёрдой ленты на 30 британских либо 24 французских патрона. Ленту продвигал палец рычага, что связан с подвижной совокупностью. Масса ленты была значительно меньше, чем у магазина, но она трудилась менее надежно, а заряжание пулемета особенно затруднялось ночью. На древесном прикладе имелись узкая шейка и пистолетный выступ для охвата левой рукой, плечевой упор.

В прикладе имелось отделение для размещения масленки.

Российская Федерация купила 540 ружей-пулеметов «Гочкисс» 1909 года, в целом поставку закончили в январе 1917 года. В Россию к «Гочкиссу» высылали матерчатые ленты, но работа пулеметов была такой ненадёжной, что они были переделаны под твёрдую ленту. Оружие не продемонстрировало каких-то особенных преимуществ не считая сравнительной простоты устройства.

По большей части, они употреблялось в авиации. В июне 1917 года в Англии приняли модификацию Mk.l имеющий полужесткую либо твёрдую ленту — эту самую успешную модификацию ручного «Гочкиса», по большей части, применяли как танковый пулемет. Позднее в этом качестве он попала в Россию вместе с британскими танками.

В авиации Антанты пулеметы Гочкисс, не смотря, на ранний старт, широкого распространения не взяли. Сказалась недостаточная надежность. В качестве наступательного оружия истребителей, по большей части, употреблялись британские Виккерсы, а в оборонительных турельных установках на долгое время занял собственный место Льюис.

Однако, французская авиация всю войну применяли как Hotchkiss Mle.1909, так и тяжелый Hotchkiss Mle.1914. Причем, последний взял кроме того большее распростанение. Он монтировался в передних кабинах семейства «истребителей-толкачей» Фарман. Для пулеметов Hotchkiss, применяемых в авиации, в большинстве случаев, употреблялись ленточные подачи, для чего были созданы катушки-бобины, монтируемые с правой стороны пулемета, но использовались и твёрдые обоймы.

Для Гочкисса Mle.1909 был кроме этого создан вариант вариант коробчатого магазина, вставлявшегося сверху, подобно пулемету «Madsen», но громадного распространения таковой вариант не взял.

В 1916 году для борьбы с германскими Цепеллинами и аэростатами был создан крупнокалиберный вариант пулемета «Hotchkiss» под 11-мм патрон Грасс с ленточной подачей, что был установлен на одном из самолетов Фарман MF-11. Самолет взял обозначение «Механическая Сова» и использовался на фронте. Правда распространения 11-мм Гочкиссы не взяли, а 11-мм патроны 11 х 59R были применены в пулеметах Виккерс.

Пулеметы «Гочкисс» ранних моделей не пользовался особенной популярностью ни в одной стране мира. Он считался капризным и малонадежным, что действительно, не помешало ему состоять на вооружении в 20 государствах, выпускаться огромными тиражами под самые различные снаряды. Лишь официально «Hotchkiss» в индийской армии стоял на вооружении до 1930 года, в английской армии — до 1939 года, во французских колониях и того продолжительнее.

С началом 2-й Всемирный войны пулеметы Hotchkiss Mle.1914 много попавшие к немцам, употреблялись под обозначением sMG 257(f).

Японцы, использовавшие пулеметы Гочкисс еще в годы Русско-японской войне, на его базе создали собственный пулемет Намбу Тип 03.

В начале 20-х годов в ходе конкурса на замену штатного пулемета был создан вариант Hotchkiss Mle.1922, проигравший конкурс примеру казанного арсенала в Шательро МАС. Однако, компания развернула выпуск новых ручных пулеметов для экспорта, под самые различные винтовочные калибры того времени, включая 6,5 мм Mannlicher-Schoenauer (для Греции), 7 x 57 Mauser (для Испании), 7,7 x 56R (303, для Англии), 7,92 x 57 Mauser (для Китая, Турции, Чехословакии) и другие.

В середине тридцатых годов армия Франции кроме этого закупила маленькое количество этих пулеметов в калибре 7,5 x 54 под обозначением Mle.1934. Необходимо подчернуть, что на протяжении выпуска и под различные договора пулемет претерпевал незначительные трансформации в конструкции, конфигурации стволов и фурнитуры (приклада, сошек и т.п.). Помимо этого, пулемет выпускался в двух вариантах, различавшихся совокупностью питания.

Характеристики:

Модификация: Mle.1909 / Mle.1914
Калибр, мм: 8 / 8
Тип автоматики: газоотвод
Темп стрельбы, выст/мин: 600-700 / 500 — 600
Начальная скорость боеприпаса, м/сек: 760 / 740
Масса пулемета, кг: 12,8 либо 15 (Benet-Mercie) / 23,5
Протяженность орудия, мм: 1190 либо 1244 (Benet-Mercie) / 1310
Протяженность ствола, мм: 565 либо 610 (Benet-Mercie) / 785
Тип патрона: 8 x 50R Lebel / .303 British (7,7 x 57R), .30-06 (7,62 x 63)
Ёмкость магазина,
Mle.1909: твёрдые ленты-кассеты на 9, 14 либо 30 патронов, либо полужесткие ленты на 50 патронов, ленты на 100 патронов
Mle.1914: твёрдые ленты-кассеты на 24 патрона либо полужесткие ленты на 251 патрон
Масса боеприпаса, г: 12,8 (8 x 50R).

Пулемет Hotchkiss Mle.1909 в авиационном выполнении.

Пулемет Hotchkiss Mle.1909 в авиационном выполнении.

Пулемет Hotchkiss Mle.1909 в авиационном выполнении.

Пулемет Hotchkiss Mle.1909 у пилота (стрелок с Colt M1895-14).

Пулемет Hotchkiss Mle.1909 на Фарман MF.11.

Пулемет Hotchkiss Mle.1909 на Фарман MF.11.

Пилот Ролан Гарро в кабине собственного Morane-Saulnier Type N с пулеметом Hotchkiss Mle.1909.

Пулемет Hotchkiss Mle.1914.

Пулемет Hotchkiss Mle.1914.

Пулемет Hotchkiss Mle.1914.

Пулемет Hotchkiss Mle.1914.

Пулемет Hotchkiss Mle.1922.

11-мм пулемет Hotchkiss.

Твёрдая лента на 24 патрона.

Твёрдая лента на 30 патронов.

Hotchkiss Mle.1914. Схема.

.

.
Перечень источников:
Евгений Аранов. Авиационное оружие Франции
Сайт «Уголок неба». 2015 страница: «Hotchkiss Mle.1909 (1914) 8-мм пулемет».

Пулемёт — Льюиса. Конструкция и принцип действия.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: