Авиационный пулемет «lewis».

      Комментарии к записи Авиационный пулемет «lewis». отключены

Разработчик: А.Льюис
Страна: США
Год создания: 1912 г. 

Ручной пулемет, чья толстая тёмная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для собственного времени превосходным оружием. Сочетание малого веса, надёжности и простоты конструкции со скорострельностью обеспечили ему стремительное распространение во многих государствах мира. Пулемет обширно употреблялся в качестве пехотного, но не меньшую известность взяли его авиационные варианты.

Авиационный пулемет «lewis».Создатель пулемета полковник Айзек Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим экспертом по оружию Армии США. Он взял образование в военной академии «Вест Пойнт», которую окончил в первой половине 80-ых годов XIX века.

В 1911 году Льюис стал главой артиллерийской школы в форте «Монро», где взял мировое признание в качестве эксперта по электротехнике и механике. С приближением момента увольнения из армии полковник начал работату консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо (на фото полковник И.Льюис).

В течение последовательности лет Льюис трудился над созданием легкого пулемета, автоматика которого действовала за счет энергии пороховых газов. В то время компания ААС приобрела права на пулемет, созданный врачом Семюелом МакКлином. Технические ответы МакКлина Льюис применял при разработке собственного пулемета. За право производить пулемет конструкции Льюиса компания ААС передала ему контроль и контрольный пакет акций над распространением и производством.

Спустя два года Льюис создал пулемет с воздушным охлаждением и дисковым магазином ствола. Автоматика пулемета трудилась по принципу отвода газов. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень.

Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины и так заводил ее.

В один момент стойка на штоке поворачивала затвор и выводила его боевые выступы из кольцевого паза затворной коробки. При предстоящем перемещении поршня с затвором из казенника извлекалась гильза, которая после этого выбрасывалась наружу отражателем. Выступ затвора, действуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну.

По окончании отхода частей назад возвратная пружина раскручивалась и отправляла шток с затвором вперед. Затвор захватывал очередной патрон и отправлял его в патронник. Подаватель поворачивался вправо и заскакивал за очередной выступ магазина.

Стойка штока, двигаясь по прорези затвора, поворачивала его, боевые выступы входили в пазы коробки, боек ударника разбивал капсюль и создавал следующий выстрел.

Одной из неприятностей любого автоматического оружия есть интенсивное выделение тепла при стрельбе. Для решения данной неприятности Льюис придумал уникальную воздушную совокупность охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, закрытый громадным цилиндрическим кожухом.

На протяжении стрельбы пороховые газы, вылетавшие из ствола на громадной скорости, затягивали вовнутрь кожуха воздушное пространство, что, проходя по каналам радиатора, отбирал у него тепло. Но, не обращая внимания на то, что эта конструкция охлаждала ствол, очереди длиной более 20 выстрелов приводили к его перегреву, и требовалось делать паузу. Дисковый магазин емкостью в 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, но считалось, что этого достаточно, поскольку безлюдный магазин легко заменялся.

На протяжении работы в вооруженных силах США Льюис много раз выходил со собственными изобретениями к руководству, но не обнаружил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение военного руководства к изобретателям — «выскочкам» трудится против него. Исходя из этого Льюис решил применять другой подход.

В местечке Колледж Парк, штат Мэриленд, размещался «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Wright». Им руководил старый знакомый Льюиса капитан Де Форрест Чендлер. Льюис растолковал ему собственную идею нового оружия и внес предложение учавствовать в первых воздушных опробованиях пулемета.

Чендлер с громадным энтузиазмом взялся за дело. К опробованиям привлекли пилота лейтенанта Де Уитта Миллинга.

Льюис сообщил о собственном проекте заинтересованных июня и 2 офицеров 1912 года древесный биплан поднялся в воздух. Чендлер выпустил очередь по полотну, растянутому на траве перед ангаром. Остаток боекомплекта он расстрелял по близлежащему пруду. Данный исторический полет обширно освещался в прессе, но армейское руководство было очень возмущено тем, что Льюис кроме того не известил его заблаговременно об этом событии.

Но полет взял широкую огласку и Льюису внесли предложение совершить официальные опробования его пулемета. Опробования прошли удачно, но пулемет снова был отвергнут, поскольку Артиллерийское управление уже сделало выбор в пользу французского пулемета «Бене-Мерсье», во многом уступавшего совокупности Льюиса, вдобавок применявшего неудобные твёрдые ленты-обоймы. К тому времени Льюис уволился из последовательностей армии США и перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских предпринимателей. Пулемет продемонстрировал себя с хорошей стороны, в следствии было подписано соглашение, в соответствии с которому создавалась новая компания «Armes Automatic Lewis» для выпуска пулеметов Льюиса в Европе. Но единственным производителем, талантливым предложить нужные производственные мощности, была британская компания «Бермингем Смолл Армз» (BSA), с которой и подписали контракт.

Завод в Бернингеме начал готовить производственную оснастку.

Посредством отдела BSA по связям с общественностью Льюис договорился о публичной демонстрации воздушной стрельбы из собственного пулемета. Показ состоялся на стрелковом полигоне в Бизли 27 ноября 1913 года. Самолет известного летчика Грехема Уайта оборудовали дополнительным сиденьем для стрелка, которое занял бельгиец лейтенант Стеллингверф. Пилотировал машину Маркус Ментон.

В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты данной и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.

Компания BSA взяла заказы на пробные партии пулемета от армейских ведомств Англии, Бельгии, России, и последовательности других государств. Эксперты по оружию из Вулиджа совершили тщательные опробования. Не обращая внимания на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и советовали его к принятию на вооружение.

В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.

Серьёзное значение в судьбе пулемета «Lewis» имели пробные воздушные стрельбы, совершённые английским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Работой (RNAS — Royal Navy Air Service). По окончании них стало ясно, что пулемет совокупности Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного оружия. Но Военное Министерство Англии осторожничало , и компании BSA было нужно начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Бельгию и Россию.

Ориентируясь на возможность громадной войны в Европе, управление BSA решило увеличить производство и заказало новые станки в Соединенных Штатах.

Практически незадолго до войны, в июне 1914 года Адмиралтейство Великобритании и военное министерство, как бы «придя в сознание», без промедлений заказали 10 пулеметов Льюиса, а через 14 дней еще 45. Сразу после начала военных действий BSA взяла заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А по окончании того, как «Льюис пехотный», состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще показал себя в битвах (немцы, столкнувшись с этим суровым оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Скоро стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, исходя из этого британцы совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у большой американской оружейной компании «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме получили на выпуск пулемётов и полную мощность «Lewis» достиг в том месте 300 штук в неделю.

Конструкция пехотного варианта пулемета «Lewis» фактически не изменялась до конца Первой Мировой. Но для применения в авиации пулемет начал интенсивно модернизироваться. Первым трансформацией стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу «Максима», более эргономичной при обращении с пулеметом, закрепленным на стрелковой турели.

Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Массивная «труба» кожуха радиатора мешала стрелку прицеливаться, поскольку из-за громадной парусности пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Скоро стало известно, что из-за обдува воздухом в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего кожуха отказались, не смотря на то, что сам радиатор остался.

Кроме этого стало известно, что стреляные гильзы, вылетавшие за борт, повреждали полотняную обшивку самолета, а у автомобилей с задним размещением двигателя — еще и винт. В строевых частях начали самостоятельно оборудовать пулеметы мешками либо коробками для сбора гильз. По окончании получения официальной жалобы компания BSA начала выпуск мешков-гильзосборников для турельных вариантов пулемета «Lewis» емкостью в 94 гильзы.

Но для интенсивного боя емкость была недостаточной и ее увеличили до 330 гильз.

Дисковый двухрядный магазин на 47 патронов кроме этого был через чур мелок для воздушной стрельбы, поскольку часто менять его в толстых рукавицах на пронизывающем ветру было очень проблематично. Для облегчения судьбы стрелков в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснастили ручкой, разрешавшей осуществлять его замену одной рукой.

На протяжении эксплуатации пулемета «Lewis» часто случались повреждения газового цилиндра, пребывавшего под стволом. Для его защиты цилиндр и ствол были закрыты легкой железной трубой диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Эта доработка, и ряд других были произведены экспертами компании BSA в ноябре 1915 года.

Модифицированный вариант пулемета «Lewis» Mk.II запустили в серийное производство в середине 1916 года.

Принцип действия пулемета не разрешал применять его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линию огня требовалось направлять вне территории ометания воздушного винта. В большинстве случаев, на истребителях-бипланах пулемет «Lewis» закрепляли стойках-кронштейнах над верхним крылом. Сначала замена магазинов в таких установках представляла собой страшный «акробатический трюк».

Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, подняться в кабине во целый рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять безлюдный магазин, а на его место установить полней. Ясно, что в условиях воздушного боя заниматься подобными манипуляциями было легко нереально.

В 1916 году для удобства замены магазинов в Англии было создано особое приспособление. Его изобретателем считается сержант Фостер из 11-го дивизиона RFC. Это установка либо «лафет Фостера» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его возможно было сдвигать назад-вниз.

Для замены магазина летчик разблокировал на рельсе замок держателя и притягивал пулемет на себя до упора. В данном положении магазин легко сменялся, причем сделать эти возможно было одной рукой, не уставая с кресла. Такими установками оснащались, например, обширно распространенные английские истребители RAF SE.5a.

В Российской Федерации приблизительно одвременно с этим показалась подобная установка для истребителей «Ньюпор», созданная инженером Иорданом. Но в ней пулемет не опускался в кабину по направляющей, а отклонялся назад на шарнире.

В 1915 году пулемет «Lewis» стал стандартным оборонительным оружием самолетов Королевского морской авиации и Воздушного Корпуса Англии, и французских ВВС. Пулемет кроме этого весьма ценили германские авиаторы, каковые с радостью снимали их с разбитых и трофейных самолетов Антанты и применяли на собственных автомобилях.

В это же время, пулемет «Lewis», как и каждая техника, имел собственные недочёты. В полете при низких температурах часто мёрзла смазка. Газовый цилиндр потребовал чистки по окончании каждых 600 выстрелов, в противном случае поршень заклинивало.

Так же, как и прежде сохранялась опасность перегрева ствола при стрельбе долгими очередями, но на протяжении воздушных схваток стрелки часто забывали об этом, что приводило к отказам оружия.

В Королевской Морской Авиационной Работе употреблялся пара второй вариант пулемета «Lewis», чем в RFC. Во многих дивизионах радиаторы с пулеметов снимались, а для защиты газового цилиндра ставили металлической кожух. Доработанные так пулеметы удачно эксплуатировались.

В 1917 эксперты RFC заключили , что флотский вариант пулемета существенно легче и владеет меньшим воздушным сопротивлением, чем «Lewis» Mk.II. Доработки флотских экспертов, и ряд других, разрешавших снизить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить в новой модификации пулемета «Lewis» Mk III. Этот вариант стал широко распространен в военно-воздушных силах разных государств в течении последующих 20 лет.

Пулеметы «Lewis», состоявшие на вооружении в России и США, применяли патрон калибром 7,62 мм, тогда как Франция, япония и Италия применяли обычный английский патрон 0,303 (7,7-мм).

Из-за увеличенного до 750-850 выстрелов в 60 секунд темпа стрельбы у новой модификации участились отказы и ускорился износ механизмов. А возросшие высоты полетов обострили проблему с замерзанием смазки. В следствии к началу тридцатых годов XX века «Lewis» уже считался морально устаревшим и не хватает надежным оружием.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века ему на смену в английских Королевских ВВС пришел более идеальный и надежный «Vickers». Но кроме того на протяжении Второй мировой пулеметы Льюиса на зенитных турелях еще часто употреблялись в ПВО Англии.

Турельные пулеметы «Lewis», в большинстве случаев, оснащали простыми кольцевыми прицелами, на смену которым позднее пришли кольцевые прицелы с флюгерной подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Флюгерный прицел учитывал собственную скорость самолета, что разрешало прицеливаться более совершенно верно.

ТТХ:

Модификация: Lewis Mk.I(II) / Lewis Mk.III
Протяженность, мм: 1280 / 1080
Протяженность ствола, мм: 670 / 610
Калибр, мм: 7,7 либо 7,62 / 7,7 либо 7,62
Скорострельность, выст/мин: 550 / 550-850
Вес, кг: 11,5 / 7,7

Пехотный вариант пулемета «Lewis».

 Вариант пулемета «Lewis» для установки на самолетах — «Lewis 1915».

Летный пулемет «Lewis» с магазином на 97 патронов.

Пулемет «Lewis» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.

Пулемет «Lewis» установленный на самолете Morane-Saulnier L.

Один из вариантов установки пулеметов «Lewis» на самолет Farman F.40.

Пулеметы «Lewis» на самолете русского воздушного флота Caudron G.IV.

Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота с пулеметом «Lewis».

Пилот создаёт перезарядку пулемета «Lewis».

Пулемет «Lewis» на лафете Фостера.

Замена магазина у пулемета «Lewis» Mk.II на установке Фостера.

Истребитель SE.5a. Виден прицел «Aldis» и пулемет «Lewis» на креплении Фостера.

Установка Иорданова с пулеметом «Lewis».

Тренажер для обучения стрельбе с самолета из пулемета «Lewis».

Авиационные пулеметы «Lewis» и «Vickers» в музее.

Магазин пулемета «Lewis» (со снятой верхней крышкой) с 97 патронами рекомендован для авиации.

Магазин пулемета «Lewis» (со снятой верхней крышкой) с 97 патронами рекомендован для авиации.

Пособие на летный пулемет «Lewis».

.

.

Перечень источников:
Авиамастер. Денис Евстафьев. Его именовали гремучей змеей.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Lewis».

Фильм 5. Пулемёты. Часть 2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный четырехствольный пулемет гшг-7,62 (ткб-621).

    Разработчик: КБП МОП Страна: СССР Начало разработки: 1968 г. Принятие на вооружение: 1979 г. Разработка авиационного пулемёта ТКБ-621 (9А622) для…

  • Авиационный пулемет да.

    Разработчик: В.А.Дегтярев Страна: СССР Начало разработки: 1925 г. Принят на вооружение: 1928 г. 17 мая 1926 года Арткомом было утверждено техническое…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет уб.

    Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало разработки: 1937 г. Опробования: 1938 г. Принят на вооружение: 1941 г. Во второй половине 30-ых годов XX…

  • Авиационный пулемет сн.

    Разработчик: И.В.Савин и А.К.Норов Страна: СССР Начало разработки: 1934 г. Опробования: 1936 г. Принят на вооружение: 1937 г. 22 июня 1926 года в юный…

  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Авиационный пулемет «hotchkiss mle.1909» (1914).

    Разработчик: Hotchkiss Страна: Франция Год создания: 1909 г. За два года до начала 1-й Всемирный войны на моноплане «Deperdussin» Тип B был в первый раз…