Бпла-мишень ла-17 (изделие «201»).

      Комментарии к записи Бпла-мишень ла-17 (изделие «201»). отключены

Разработчик: Лавочкин
Страна: СССР
Первый полет: 1953 г.Бпла-мишень ла-17 (изделие «201»).

В первой половине 50-ых годов двадцатого века Главком ВВС маршал К.А.Вершинин обратился к С.А.Лавочкину с предложением выстроить радиоуправляемую мишень для тренировки летчиков. 10 июня вышло распоряжение правительства о разработке изделия «201» — будущего Ла-17. Особенное внимание при создании этого летательного аппарата уделялось понижению его стоимости, поскольку «жизнь» автомобили предполагалась краткосрочной — всего один полет. Это и выяснило выбор ПВРД РД-800 (диаметр 800 мм), трудившегося на бензине.

Отказались кроме того от топливного насоса, сделав вытеснительную совокупность подачи горючего посредством воздушного аккумулятора давления. Хвостовое оперение и крыло, собранные из профилей СР-11-12, для технологичности сделали прямыми. Самыми дорогостоящими составляющими, по всей видимости, были аппаратура и автопилот радиоуправления, для питания которой применили ветроэлектродвигатель, установленный в носовой части фюзеляжа.

На случай повторного применения мишени предусмотрели парашютно-реактивную совокупность спасения, а для мягкой посадки — особые амортизаторы.

В соответствии с заданием ВВС в качестве носителя выбрали самолет Ту-2, решив разместить мишень на его пояснице. Но таковой старт изделия «201» сочли небезопасным, и в декабре 1951 года по предложению ЛИИ начали разработку устройства подвески мишени под крылом бомбардировщика Ту-4 за второй мотогондолой. Эта «аэросцепка», снабжавшая более надежное отделение, предназначалась по идеи только для первых экспериментальных пусков, но потом стала штатной.

Летные опробования «201» начались 13 мая 1953 года на полигоне 6-го ГосНИИ ВВС. К тому времени под консолями доработанного Ту-4 подвешивались уже две мишени. Их сброс создавали на высотах 8000-8500 м при скорости носителя, соответствовавшей числу М=0,42, по окончании чего запускался ПВРД РД-900 (доработанный РД-800). Как уже говорилось, тяга ПВРД зависит от высоты и скорости полета, и при сухом весе 320 кг расчетная тяга РД-900 на скорости 240 м/с и высотах 8000 и 5000 м составляла соответственно 425 и 625 кгс.

Двигатель имел ресурс около 40 мин.. Учитывая, что длительность его работы в одном полете была около 20 мин., мишень возможно было применять два раза.

Забегая вперед, отмечу, что добиться надежной работы парашютно-реактивной совокупности спасения так и не удалось. Но мысль повторного применения мишени не угасла, решили ее сажать с планирования на выступающий под фюзеляжем двигатель. Для этого перед посадкой мишень переводилась на громадные углы атаки, уменьшала скорость и парашютировала.

Летные опробования подтвердили такую возможность, действительно, наряду с этим деформировалась мотогондола и требовалась замена ПВРД.

Не считая радиокомандной совокупности управления на борту мишени имелся автопилот. Первоначально это был АП-53, а на национальных опробованиях — АП-60.

Сразу после отделения от запуска и носителя ПВРД мишень переводилась в пологое пикирование для повышения скорости до 800-850 км/ч. На высоте около 7000 м она выводилась из пикирования и по радиокомандам с наземного пункта управления направлялась на полигон.

На протяжении национальных опробований, завершившихся в осеннюю пору 1954 года, взяли большую скорость 911 км/ч и практический потолок 9750 м. 700 литров топлива беспилотному самолету хватало только на 11 мин. полета, наряду с этим РД-900 надежно запускался на высотах 4300-9300 м.

Серийное производство изделия «201», взявшего по окончании принятия на вооружение обозначение Ла-17, развернулось на фабриках № 47 в Оренбурге и № 21 в Неприятном (в 1956-1958 годах в том месте выстроили 249 Ла-17). Для пусков Ла-17 в Казани модифицировали шесть четырехмоторных бомбардировщиков Ту-4.

Мишень в целом оказалась успешной, но у нее был один значительный недочёт — потребность в самолете-носителе Ту-4, эксплуатация которого обходилась в копеечку, да и «прямоточка» потребляла много бензина.

Аппетит, как мы знаем, приходит на протяжении еды. Армейские захотели увеличить круг задач, решаемых мишенью. Так неспешно пришли к мысли о замене ПВРД турбореактивным двигателем.

Для тренировки боевых расчетов ЗРК по предложению А.Г.Челнокова проработали автомобили «202» с малоресурсным ТРД РД-9К, (модификация РД-9Б, снимавшихся с истребителей МиГ-19), парой твердотопливных ускорителей ПРД-98 и с наземным стартом с лафета 100-мм зенитной пушки КС-19. ТРД расширил диапазон высот полета до 16 км. Летные опробования модернизированной мишени начались во второй половине 50-ых годов двадцатого века, а через два года первые изделия стали покидать цеха завода в Оренбурге.

В мае 1960 года начались совместные национальные опробования, и в том же году мишень под обозначением Ла-17М приняли на вооружение. Она выпускалась до 1964 года.

Как мы знаем, что при сближении движущихся навстречу объектов их относительная скорость складывается и может оказаться сверхзвуковой. Меняя углы встречи объектов, возможно увеличивать либо уменьшать относительную скорость. Данный прием и положили в базу тренировки боевых расчетов при стрельбах по Ла-17М, тем самым расширив возможности мишени.

Установка уголковых отражателей (линз Люниберга) разрешила изменять действенную поверхность рассеивания (ЭПР) и создавать на экранах радаров цели, имитирующие фронтовые и стратегические бомбардировщики.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века Ла-17 еще раз модернизировали. Применение высотного двигателя РД-9ВК расширило диапазон высот полета от 100 до 18000 м. Дабы снизить при приземлении утраты не сбитых автомобилей, доработали посадочное устройство. Сейчас на минимальной расчетной высоте из хвостовой части фюзеляжа выбрасывался груз, связанный тросом с чекой, при выдергивании которой автопилот переводил мишень на громадный угол атаки. Парашютируя, она приземлялась на лыжи с амортизаторами, размещенные под гондолой ТРД.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века модернизированную мишень под обозначением Ла-17ММ запустили в серийное производство.

Но на этом история радиоуправляемых мишеней Ла-17 не закончилась. Запасы двигателей РД-9 скоро истощились, и в 1970-е годы показалось предложение заменить их на Р-11Ф-300 с самолетов МиГ-21, Су-15 и Як-28. К этому времени предприятие, носящее имя С.А.Лавочкина, всецело перешло на космическую тематику, и разрабатывать новую модификацию поручили казанскому ОКБ спортивной авиации «Сокол».

Модернизация, снаружи казавшаяся простой, затянулась практически на три года. С 1978-го по 1993 год мишень с двигателем РПК-300, сохранившая прошлое обозначение Ла-17ММ, производило Оренбургское производственное объединение «Стрела».

К середине 1970-х годов на полигонах пребывало еще много Ла-17. Не смотря на то, что они и считались достаточно устаревшими, но во многих случаях употреблялись по собственному прямому назначению. Надежность совокупности телеуправления была не на высоте, и часто радиооборудование отказывало.

В первой половине 70-ых годов XX века я был свидетелем случая, в то время, когда запущенная на полигоне в Ахтубинске мишень, поднявшись в круг, отказалась подчиниться наземному оператору и, сносимая ветром, передвигалась к городу. Последствия ее полета по окончании выработки горючего были непредсказуемые, и на перехват «взбунтовавшейся» мишени подняли МиГ-21МФ с экспериментальным оптическим прицелом «Волк». Четырех «болванок», как в обиходе именуют бронебойные боеприпасы, выпущенных с расстояния 800 м, выяснилось достаточно, дабы Ла-17М превратилась в кучу бесформенных обломков.

Заключительные модификации мишеней Ла-17К до сих пор употребляются на протяжении разных тренировок и учений расчетов средств ПВО.

Ла-17 возможно было встретить и на учебных полигонах дружественных государств. К примеру, в 1950-е годы много Ла-17 с ПВРД было поставлено в Китае, а во второй половине шестидесятых годов прошлого века китайская авиационная индустрия освоила их выпуск на собственных фабриках с турбореактивным двигателем WP-6 от самолета Q-5 (копии советского МиГ-19С). Мишень запускалась с применением стартовых твердотопливных ускорителей, а ее спасение осуществлялось посредством парашютной совокупности.

Опробования мишени, взявшей обозначение СК-1, завершились во второй половине 60-ых годов двадцатого века, а в марте следующего года ее приняли на вооружение.

В мае 1982 года начались опробования мишени К-1В с маловысотным профилем полета, в следующем году приступили к разработке СК-1С с увеличенной маневренностью и предназначенной для стрельбы по ней управляемыми ракетами, что потребовало создания новой совокупности управления.

ЛТХ:

Модификация: Ла-17 / Ла-17ММ
Размах крыла, м: 7,50 / 7,50
Протяженность, м: 8,175 / 8,36
Высота, м: 2,98 / 2,98
Площадь крыла, м: 8,55 / 8,55
Масса, кг
-безлюдного: 1044
-стартовая: 1459 / 2300
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-900 / 1 х ТРД Р-9ВК
Большая скорость, км/ч: 1 х 905 / 1 х 960
Дальность действия, аккумуляторная: 120
Длительность полета, мин: 8,5 / 60.

БПЛА-мишень Ла-17 на транспортной тележке.

Ла-17 под крылом Ту-4.

Ла-17 под крылом Ту-4.

Ла-17 под крылом Ту-4 в походном положении.

Ла-17 перед запуском опускалась вниз посредством параллелограмного механизма.

Отделение Ла-17 от самолета-носителя Ту-4.

Ла-17М на транспортно-пусковой установке перед запуском.

Ла-17М в полете.

Сборка мишени Ла-17М.

Ла-17ММ на транспортно-пусковой установке.

Ла-17ММ на транспортно-пусковой установке.

Старт Ла-17ММ.

Старт Ла-17ММ.

Старт Ла-17ММ.

Ла-17К на транспортно-пусковой установке.

Ла-17К на транспортно-пусковой установке.

Ла-17К на транспортно-пусковой установке.

БПЛА-мишень Ла-17К в экспозиции музея НПО им. С.А.Лавочкина.

Схема размещения Ла-17 на Ту-2.

Ла-17ММ. Схема.

.

.
Перечень источников:
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Дистанционно управляемые самолеты.
Время и Авиация. Альфред Матусевич. Реактивные беспилотные разведчики.
Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Крылья Отчизны. Анатолий Чесноков, Евгений Ерохин. Всего один полет? Самолет-мишень Ла-17.

старт самолета-мишени ЛА 17 (Николаевка)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: