Авиационный пулемет да.

      Комментарии к записи Авиационный пулемет да. отключены

Разработчик: В.А.Дегтярев
Страна: СССР
Начало разработки: 1925 г.
Принят на вооружение: 1928 г.

17 мая 1926 года Арткомом было утверждено техническое задание на проектирование унифицированного скорострельного пулемета, что бы употреблялся в качестве ручного в пехоте и кавалерии, и синхронного и турельного в авиации. Но более настоящим выяснилось создание авиационного пулемета на базе пехотного. Практика «превращения» ручного пулемета в подвижный летный (на шкворневых, одиночных турельных, спаренных турельных установках) использовалась еще в годы Первой Мировой.

Авиационный пулемет да.

Пехотный пулемет ДП.

Во время с декабря 1927 года по февраль 1928 года велись опробования авиационного варианта пулемета Дегтярева. Научно-технический комитет Управления ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии счел «вероятным одобрить для учета в плане серийного заказа представленный пример» пулемета Дегтярева.

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века, в один момент с неподвижным пулеметом ПВ-1 конструкции А.В.Надашкевича созданной на базе станкового пулемета «максим», на вооружение ВВС был принят турельный летный пулемет ДА (Дегтярева, летный). Для пулемета ДА был создан новый дисковый магазин емкостью 65 патронов (для более надежной работы его емкость была уменьшена до 63 патронов), в котором патроны размешались в три яруса и проделывали более сложный путь к патроннику, что было обстоятельством многих задержек в стрельбе. Пулемет кроме этого оснащался пистолетной новыми и рукояткой прицельными приспособлениями с флюгер-мушкой.

К передней части ствольной коробки авиационного пулемета Дегтярева привинчивалась планшайба. В ее нижней части был прикреплен шкворень, имеющий изогнутый вертлюг для крепления на установке. Вместо приклада были установлены насеченные древесные пистолетная задняя рукоятка и рукоятка управления.

Спереди сверху была закреплена втулка с кольцевым прицелом, в дульной части ствола на резьбе крепилась втулка имеющая стойку для флюгер-мушки. Потому, что сняли кожух и установили планшайбу, случились трансформации крепления направляющей трубки газового поршня. Сверху магазин оснащался ременной ручкой для удобства и быстроты смены.

Летный пулемет ДА.

Большое количество неприятностей при разработке и доведении пулемета Дегтярева ДА причинял гильзоулавливатель — устройство, необыкновенное кроме того для видавших виды оружейников. Любой из них замечательно знаком со всеми проблемами, которые связаны с подачей патрона из магазина в патронник, извлечением стреляной гильзы и выбросом в определенном направлении. И внезапно оказывается, что, установленный на самолете, пулемет не должен разбрасывать гильзы куда попало.

Любая из них, закатившись в дальний угол кабины, содержит подчас смертельную опасность: любой кусок металла, появлявшийся рядом с тягами, качалками, рычагами совокупности управления, может заклинить их, лишить пилотов всякой возможности осуществлять контроль полет.

Значит, все стреляные гильзы нужно собрать — и не по окончании полета, на полу кабины, а сразу же, на протяжении стрельбы. Первый блин вышел комом. Гильзы все время застревали в горловине мешка, его то и дело приходилось встряхивать — обременительно для ведущего пламя стрелка! Не отличных показателей дал мешок с твёрдыми профилированными каркасами самых различных форм.

Гильзы застревали. Казалось, как раз вследствие этого на первый взгляд совсем пустякового затруднения красивый пулемет так и не обоснуется на самолете. Киносъемка помогла совладать с непредвиденным препятствием.

руководитель и Учитель Дегтярева — В.Г.Федоров вспоминал: «Переработка самого пулемета не встретила для В.А.Дегтярева особенных затруднений, но основные трудности выявились при проектировании магазина и, как не покажется необычным, особенного мешка для улавливания гильз… Разработка его продолжительно не удавалась, получались заклинения стреляных гильз в горловине мешка, большею частью от подскакивания гильз вверх при частично наполненном мешке. Для облегчения помочь и наши работы нам НИИ УВВС произвело очень увлекательную работу — киносъемку выбрасывания гильз из пулемета, причем, пуская фильм очень медлительно, возможно было изучать необычный путь гильз и неспешно заметить обстоятельства появления случаев их заклинивания, а, следовательно, и устранить их.» Итог изучения — особенным образом спрофилированный вход в мешок, соответствующий траектории гильз.

Летный пулемет ДА с мешком для улавливания гильз.

Пулемет ДА являлся главным оборонительным оружием разведывательной авиации и бомбардировщиков ВВС РККА. 30 марта 1930 году на заседании у помощника главы оружий РККА отмечалось, что на вооружении в частях ВВС уже находится 1200 пулеметов ДА и еще готово к сдаче 1000 шт. Тактико-технические характеристики авиационной версии пулемета Дегтярева фактически остались прежними если сравнивать с пехотной.

Темп стрельбы 600 выстр/мин. был, само собой разумеется, не выдающимся на конец 20-х годов, но считался приемлемым. Громадной популярности пулеметов ДА содействовала взаимозаменяемость подробностей с распространенным в армиях пулемета ДП.

Но если сравнивать с современными ему зарубежными примерами авиационных пулеметов, у которых темп стрельбы достигал 700-900 выстр/мин, пулемет ДА все же смотрелся не сильный. Исходя из этого, в первой половине 30-ых годов двадцатого века на вооружение поступила спаренная турельная установка ДА-2 — ее разработку на базе авиационного пулемета Дегтярева Научно-технический комитет Управления ВВС заказал во второй половине 20-ых годов XX века Оружейно-пулеметному тресту.

Летный пулемет ДА-2.

Планшайба, находящаяся в передней части ствольной коробки, на каждом пулемете была заменена муфтой переднего крепления. Для крепления на установке помогали боковые приливы муфт, для удержания трубки газового поршня — нижние. Задним креплением пулеметов на установке являлись стяжные болты, проходившие через отверстия сделанных в задних приливах ствольной коробки.

В разработке установки учавствовали Н.В.Рукавишников и И.И.Безруков. Крючок неспециализированного спуска устанавливался на пистолетной рукоятке правого пулемета в дополнительной спусковой скобе. Спусковую тягу крепили к отверстиям спусковых скоб.

Тяга складывалась из соединительного валика и регулировочного штока. На левом пулемете флажок предохранителя и рукоятку затворной рамы перенесли не левую сторону, на его стволе устанавливался кронштейн для флюгер-мушки. Так как отдача спаренных пулеметов была весьма чувствительной для установки и стрелка, на пулеметах установили дульные тормоза активного типа. Дульный тормоз имел форму необычных парашютиков.

Сзади дульного тормоза размещался особый диск, защищающий стрелка от дульной волны — позднее тормоз таковой схемы устанавливался на крупнокалиберный ДШК.

Пулеметы с турелью соединялись через шкворень. Установку снабжали плечевым упором и подбородником (до 1932 года пулемет имел грудной упор). Вес ДА-2 со снаряженными магазинами и флюгер-мушкой составлял 26 килограммов, протяженность — 1140 миллиметров, ширина — 300 миллиметров, расстояние между осями каналов стволов — 193 миллиметров. Любопытно, что ДА и ДА-2 приняли на вооружение Управлением ВВС без официального оформления приказа Народного комиссариата обороны.

Эти пулеметы ставили на турели ТУР-5 и ТУР-6, а также в самолетные выдвижные пулеметные башни.

Летный пулемет ДА-2 на турели ТУР-6.

За время серийного выпуска пулеметов ДА, длившегося до 1932 года (спаренный ДА-2 производился до 1935 года) было выпущено 12914 ДА и 16040 штук ДА-2.

Автоматика пулемета ДА функционировала за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Совокупность запирания — перекос боевых упоров. Темп стрельбы пулемета ДА составил 600 выстр./мин, а начальная скорость пули примера 1908 года — 840 м/с. Вес пулемета без магазина 7,1 кг, со снаряженным магазином и гильзоулавливателем 11,5 кг.

Протяженность пулемета от дульного среза до заднего края древесной рукоятки 940 мм.

Пулеметы ДА и ДА-2 устанавливались на самолетах Р-5 и У-2ВС. На бомбардировщиках ТераБайт-3 пулеметы ДА и ДА-2 монтировались на неподвижных турелях ТУР-6 либо на перекатных турелях ТУР-5.

Боевая карьера «авиационного Дегтярева» была не продолжительной в отличие от танкового и ручного, провоевавших всю войну, и состоявших на вооружении впредь до 60-х годов. Уже вышеупомянутая низкая скорострельность в 600 выстр/мин, доставшаяся в наследство от пехотного ДП и магазинное питание, не разрешила авиационной версии пулемета Дегтярева быть использованной в качестве наступательного оружия.

Разумеется, что и сам Дегтярев в полной мере сознавал, что вопрос полной унификации оружия не совсем приемлем для авиационного оружия. Исходя из этого в начале 30-х годов в соавторстве с Георгием Семеновичем Шпагиным им была предпринята попытка создать глубокую модификацию пулемета, вычисленную только на авиационное использование.

В первой половине 30-ых годов XX века на опробования был представлен умелый летный пулемет ДАС (Дегтярева Летный Скорострельный), в котором от исходного примера — ручного ДП был сохранен только неспециализированный принцип автоматики с газоотводом и фактически ствол длиной 605 мм с четырьмя правосторонними нарезами. В остальном конструкция оружия была подвергнута важной переработке. Шпагиным был создан новый приемник под железную рассыпную ленту, кроме этого спроектированную Шпагиным.

Для повышения темпа стрельбы, что достиг 1200 выстр/мин, была применена схема стрельбы с закрытого затвора в отличие от прошлых моделей, и введен рычажный ускоритель.

Летный пулемет ДАС.

Изначально пулемет ДАС был запланирован на использование не только в качестве турельного, но и синхронного курсового, для чего комплектовался синхронно-отрывным механизмом спуска, прерывавшем стрельбу при работе синхронизатора и замыкателем на раму — «противоотскоком». Но, к моменту появления пулемета ДАС уже во вся проходил внедрение известный ШКАС, не смотря на то, что и более тяжелый и технологически сложный, но по темпу стрельбы в 1800 выстр/мин в полтора раза превосходивший Шпагина и изделие Дегтярева.

Модификации:
ДА — турельный пулемёт. Базисная модификация примера 1928 года.
ДА-2 — спаренный турельный пулемет примера 1930 года.
ДАС — Дегтярева Летный Скорострельный.

ТТХ:

Модификация: ДА / ДА-2 / ДАС
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод
Масса, кг: 7,1 (10,2 со снаряженным магазином) / 26,8 (с двумя снаряженными магазинами) / 10
Протяженность, мм: 960 / 1140 либо 955 / 1110
Протяженность ствола, мм: 605 (527 протяженность нарезной части)
Темп стрельбы, выстр/мин: 600 / 2 х 600 / 1200
Начальная скорость пули, м/с: 840 / 840 / 840
Емкость магазина: 63 / 2 х 63 / лента 250 патронов
Масса боеприпаса, г.:9,0-13,7 / 9,0-13,7 / 9,0-13,7
Тип снаряда:7,62 х 54R / 7,62 х 54R / 7,62 х 54R

Летный пулемет ДА.

Летный пулемет ДА на турели ТУР-5.

Летный пулемет ДА на шкворневой установке ночного бомбардировщика У-2ВС.

Летный пулемет ДА на шкворневой установке самолета-разведчика ХАИ-1ВВ.

Проекции пулемета ДА. Рисунок.

Летный пулемет ДА-2 на турели ТУР-5.

Стрелок бомбардировщика ТераБайт-3 с пулеметом ДА-2 на турели ТУР–6.

Стрелки ТераБайт-3 с пулеметами ДА-2 на турелях ТУР–6.

Летный пулемет ДАС.

.

.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Евгений Аранов. Стрелковое оружие СССР.
С.Л.Федосеев. Пулеметы России. Шквальный пламя.

Авиационный пулемет

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный четырехствольный пулемет гшг-7,62 (ткб-621).

    Разработчик: КБП МОП Страна: СССР Начало разработки: 1968 г. Принятие на вооружение: 1979 г. Разработка авиационного пулемёта ТКБ-621 (9А622) для…

  • Дегтярев авиационный

    Итогом долгой совместной работы двух отечественных выдающихся конструкторов-оружейников Василия Георгиевича Алексеевича и Владимира Федорова Дегтярёва в…

  • Авиационный пулемет ю-7,62.

    Разработчик: Ю.Ф.Юрченко Страна: СССР Начало опробований: 1938 г. На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе появился один из…

  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Авиационные пулеметы цквсв-19 и «сибемас».

    Разработчик: В.И.Силин Страна: СССР Опробования: 1937 г. К 30-м годам восходит творческий путь советского конструктора-оружейника Вячеслава Ивановича…

  • Авиационный пулемет сн.

    Разработчик: И.В.Савин и А.К.Норов Страна: СССР Начало разработки: 1934 г. Опробования: 1936 г. Принят на вооружение: 1937 г. 22 июня 1926 года в юный…