Авиационный крупнокалиберный пулемет уб.

      Комментарии к записи Авиационный крупнокалиберный пулемет уб. отключены

Разработчик: М.Е.Березин
Страна: СССР
Начало разработки: 1937 г.
Опробования: 1938 г.
Принят на вооружение: 1941 г.

Во второй половине 30-ых годов XX века М.Е.Березин начал проектировать замечательный 12,7-мм синхронный летный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре — декабре 1938 года синхронный пулемет удачно прошел полигонные испытания и заводский. 12 апреля 1939 года еще до окончания войсковых опробований 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный), что по праву заслужил звание лучшего в собственном классе, распоряжением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Любопытно, что на момент появления первых прототипов пулемета фамилии конструктора в то время не знали кроме того в Управлении оружия ГУ ВВС КА, исходя из этого в некоторых документах наименование пулемета писали так — 12,7-мм пулемет «Березина» — полагая, что оно выбрано по имени реки.

Михаил Евгеньевич Березин начал трудовую деятельность в девять лет, трудясь батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. Во второй половине 20-ых годов XX века поступил на рабфак при Ленинградском политехническом университете, после этого в Ленинградский военно-механический университет, по окончании окончания которого в первой половине 30-ых годов XX века он трудился на Тульском оружейном заводе сменным мастером, после этого инженером-конструктором. В 1935 году перешел в конструкторское бюро, где создал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, что стал первой независимой работой молодого конструктора.

Авиационный крупнокалиберный пулемет уб.

Михаил Евгеньевич Березин.

Проектирование замечательного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета Михаил Евгеньевич Березин начал еще во второй половине 30-ых годов XX века. Характерно, что задания «сверху» на создание оружия в рамках какой-либо национальной программы не было. По всей видимости работа по проектированию авиационного пулемета была инициирована в завода.

Пулемет изначально создавался под замечательный патрон 12,7 х 108 мм от пехотного пулемета ДШК. В проекте Березин выбрал достаточно популярную в те годы газоотводную схему автоматики, которая имела последовательность преимуществ перед вторыми схемами, например, компактность конструкции, надежность работы, меньшую зависимость от разброса мощности патрона, а потому, что ствол при выстреле остается неподвижным, громадную кучность стрельбы.

В октябре-декабре 1938 года пулемет БС (Березина-Синхронный) прошел серию полигонных испытаний и заводских, продемонстрировав только высокие характеристики, надёжность работы и хорошую живучесть его автоматики. Так, при массе чуть более 24 кг пулемет имел темп стрельбы до 1000 выстр/мин, при работе с синхронизатором, что неизбежно падал до 700-800 выстр/мин, что все равно превышало таковые показатели у любых современных ему зарубежных образцов. А применение только замечательного патрона, делало итоговый залп этого оружия самым замечательным в мире, сопоставимым с 20-мм совокупностями того времени.

13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых опробований пулемета, на основании распоряжения Комитета обороны пулемет был запущен в серийное производство.

К преимуществам данного 12,7-мм пулемета БС возможно было отнести:
— успешную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом;
— простое заряжание и разряжание;
— большой темп стрельбы;
— устранение задержек и быструю смену ствола;
— относительно малое простой и количество деталей устройство механизма.

Не обращая внимания на наличие броских хороших качеств, пулемет БС владел и рядом достаточно больших недочётов. Главным из них возможно назвать проблемы с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи достаточно архаичной для финиша 30-х годов тросовой совокупности, которая потребовала от пилота громадных физических упрочнений, что было недопустимо в сражении. Кроме этого, были распознаны недостатки, которые связаны с недостаточной живучестью некоторых подробностей автоматики и кроме этого потребовали устранения обстоятельства появления некоторых задержек в работе пулемета.

Принимая всё это к сведенью, Березин приступил к работе над усовершенствованным примером собственного пулемета, что взял обозначение УБ (Универсальный Березина). Пулемет сходу создавался в трех разных вариантах, каковые изменялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ.

Наряду с этим детали и основные механизмы всех трех пулеметов были сохранены аналогичными, за исключением ударного-спускового механизмов, в который были внесены кое-какие трансформации, связанные со спецификой применения данного оружия. В УБК и УБС устаревшая тросовая механическая схема перезарядки была заменена пневматической, для чего над газоотводной трубкой расположили пневмоцилиндр.

Это первенствовал коммунистический летный пулемет, в котором была реализована пневматическая совокупность перезарядки, значительно облегчавшая судьба летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. Наряду с этим в связи с невозможностью применения данной совокупности на турельной версии пулемета (обстоятельство была в габаритах кабины) конструктор Г.И.Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа, расположенную сверху ствольной коробки в горизонтальной плоскости.

Войсковые опробования новой версии пулеметов прошли в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м ИАП на истребителях И-153 и И-16. Всего опробованиям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общем итоге 48 286 выстрелов, а также 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов.

Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура окружающей среды доходила до -42°С … -48°С.

Воздействие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона на протяжении исполнения разных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и на протяжении пикирования. В любых ситуациях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая маленькое число задержек. Наряду с этим при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки имели возможность выпустить в среднем по 1470 патронов, что снабжало возможность совершения за сутки до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.

По окончании успешного исполнения главной программы опробований в воздухе пулеметы были подвергнуты опробованиям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть ствола пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. Наряду с этим новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, каковые отстреливали его в воздухе.

лейтенант Крючков докладывал, что в ходе проведения войсковых опробований пулемет БС показал себя в полной мере пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. На протяжении опробований пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав только пара легко устранимых задержек в стрельбе. Исходя из этого Крючков вычислял работу пулемета хорошей, для того чтобы же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его опробованиях.

Рабочая группа, которую управлял Герой Советского Союза полковник Н.П.Каманин, в собственном заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал опробования и возможно принят на вооружение.

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Необходимо подчеркнуть, что он поспел именно вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война распознала неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по разным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном фабриках.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1942-м — около 25 тыс, в первой половине 40-ых годов двадцатого века — 43 690, в первой половине 40-ых годов XX века — 38 340, в 1945 году — 42 952. Так, итоговый количество выпуска пулеметов Березина превысил 150 тыс штук.

Первым самолетом, спроектированным изначально под установку пулемета УБС стал истребитель И-200, будущий МиГ-3. Характерно, что распространенное вывод о слабости оружия МиГа не совсем корректно, довольно часто довооруженные парой крыльевых пулеметов УБК, «пятиточечные» МиГи имели один из самых замечательных залпов среди всех советских истребителей. Позднее синхронные «Березины» стали штатным оружием истребителей ЛаГГ-3, Як-7, як-9 и як-3.

Турельный УБТ в первый раз показался на советском бомбардировщике ТераБайт-7, в котором кроме того еще не принятые на вооружение пулеметы Березина размешались в уникальных установках в гондолах шасси, закрывая заднюю нижнюю полусферу. Характерно, что на немногочисленных выпущенных ТераБайт-7 состав оружия в разных установках всегда варьировался, но пара УБТ в «шассейных» турелях оставалась неизменной всю войну.

В годы войны главным потребителем турельных пулеметов Березина стали штурмовики Ил-2. Кроме этого небезинтересна история появления турельного Березина на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Из воспоминаний Л.Л.Селякова, помощника директора авиазавода № 22, производившего в годы войны бомбардировщики Пе-2:

«… На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. «Мессер» подходит практически в плотную, у него бронестекло, лупим в него практически в упор из «ШКАСа». Видели как он радуется: Сволочи!

Отваливает в сторону, делает боевой разворот и тихо из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен минимум пулемет Березина 12,7 калибра… Я в данный сутки остался на заводе, собрал ребят П.Чугунова, А.Архипова и говорю им: «Парни, мы должны установить у верхнего стрелка «Пешки» пулемет Березина.» До этого момента, не считая Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас без шуток оружием не занимался. Парни дали согласие.

10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали умелую установку, которую возможно было на фронте на самолете вместо ветхой установки под ШКАС. Установка была сделана. Неспециализированный вид установки «ФТ» был мной подписан 28 февраля 1942 г. Нужно было ее отстрелять в тире.

Забрали пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэропорте, наоборот сборочного цеха.

Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую назвали «ФТ» (фронт требует). Я зарядил пулемет, не воображая, что это будет за стрельба. Ни при каких обстоятельствах я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и надавил на спусковой крючок. Предстоящее случилось совсем мгновенно и по всем законам механики.

Я осознал, что пулемет мне не удержать. Я начал падать на пояснице, судорожно хватаясь за пулемет и, конечно, сжимая курок спуска пулемета. Падая на пояснице со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули обрисовывали в небе дугу. Набор был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная.

Мгновенно я осознал: еще мало и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю собственную волю в падении, я отпустил пулемёт и курок, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка «ФТ» жила, действовала и это было основное, а что я был слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие мелочи.

Установку закрепили, отстреляли необходимое количество боекомплектов и сдали в серию. Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с признательностями в адрес завода и окончательными требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые опробования были 5 мая 1942 г. под Керчью.

Заводские установки «ФТ» испытывал 30-й бомбардировочный полк под руководством полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. В то время, когда отечественные самолеты по окончании исполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили германские истребители.

Уверенные в собственной безнаказанности, они как и прежде, заходя с хвоста, пробовали приблизиться метров на 300, дабы бить точно.

Пара установок «ФТ» открыли огонь практически в один момент, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, упали на землю. Не осознав, что произошло, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр и также были сбиты. Это была победа нового оружия…»

Не считая перечисленных выше автомобилей турельные УБ составляли базу оборонительного оружия на бомбардировщиках Ил-4, Ту-2, Ер-2, Ар-2. Импровизированную башенную турель ставили на транспортных самолетах Ли-2. На пулеметы Березина поменяли штатное оружие на лендлизовских «Бостонах» и «Харрикейнах».

На протяжении ВОВ, в первой половине 40-ых годов XX века, Березин без каких-то важных конструктивных трансформаций смог легко переделать собственный летный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая взяла обозначение Б-20 и применяла штатные боеприпасы от пушки ШВАК. Кроме этого на протяжении войны было предпринято ряд попыток применять пулемет Березина в сухопутных армиях. Так, в первой половине 40-ых годов двадцатого века опробования проходила установка И.С.Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.

Уже по окончании завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для повышения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет увеличения скорости ведущего звена. Наряду с этим скорострельность пулемета возрастала примерно в 1,5 раза, но одновременно с этим быстро понижалась надежность работы автоматики пулемета.

В следствии этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение, да и время авиационных пулеметов подошло к концу.

В случае если сравнить летный пулемет Березина с таким хорошим и обширно распиаренным пулеметом Браунинга AN/M2, составлявшем базу оружия союзной авиации в годы 2-й Всемирный войны, возможно заключить, что Браунинг уступал УБ в темпе стрельбы на 24%, в кинетической энергии на дульном срезе на 15%, массе секундного залпа фактически в полтора раза. Будучи практически на 8 кг тяжелее, M2 владел фактически в два раза меньшей поражающей свойством, с единственным превосходством над УБ в начальной скорости боеприпаса (чуть более 1%).

Наряду с этим, в номенклатуру снарядов пулеметов Березина входили разрывные боеприпасы, которых не было у англичан и американцев. Единственно, чем творение Браунинга превосходило отечественное оружие была широкая унификация американского пулемета, что в разных выполнениях имел возможность употребляться в армии, авиации и флоте. Пулемет УБ все же был узкоспециализированным чисто авиационным оружием.

Сравнивать же пулеметы Березина с германскими MG-131, итальянскими «Брэда-Сафат» и «Скотти» по большому счету не имеет смысла, на столько превосходство советского пулемета было подавляющим. Единственным «одноклассником», превосходившим УБ по комплексу данных, стал японский клон Браунинга флотский пулемет Тип 3, да да и то только за счет применения намного более замечательного и тяжелого снаряда калибра 13,2 мм, к тому же, показался он только к концу войны.

Справедливости для необходимо подчеркнуть, что пулемет Березина без оглядки на собственные красивые характеристики, все же владел недочётами. Расположенный в задней кабине штурмовика Ил-2 на шкворневой установке пулемет УБТ, частенько страдал отказами при резких перемещениях, каковые приводили к изломам через чур твёрдой железной ленты. Кроме этого к большим недочётам направляться отнести малую унификацию подробностей пулемета.

В управлении к пулеметам Березина категорически запрещалось при одновременной разборке нескольких пулеметов смешивать их подробности.

Конструктивно пулемет УБ относился к совокупностям автоматического оружия, воздействие которых основано на принципе отвода пороховых газов через особое отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особенного клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, что приводился в воздействие от особой боевой пружины.

Имеющийся спусковой механизм снабжал ведение только автоматической стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Стрельба велась с открытого затвора, что предотвращало возможность самовоспламенения очередного патрона при перегреве. Питание пулемета патронами осуществлялось при помощи уникальной рассыпной железной ленты суммарной емкостью в 150-250 патронов у турельных предположений и до 400 патронов у синхронных и крыльевых предположений.

Звенья ленты для пулемета Березина конструктивно были аналогичны таковым от пулемета ШКАС, изготавливались штамповкой из низкоуглеродистой стали толщиной 0.95 — 1.1 мм. Ход ленты, 34 мм был уменьшен если сравнивать с неразъемной лентой пулемета ДШК (39 мм) во имя скорострельности. Масса звена составляла 34 грамма. Снаряженную ленту в соответствии с управления в обязательном порядке должны были контролировать на гибкость.

Наряду с этим диаметр окружности ленты, емкостью 100 патронов, уложенной на плоскость и завернуой в окружность фланцами гильз к центру окружности, не должен был быть больше 600 мм. Лента не должна была иметь заеданий в шарнирах. К сожалению, на первых порах это требование не всегда выполнялось, что по всей видимости было вызвано отладкой штамповой оснастки на звенья.

Кроме этого рекомендовалось звенья ленты применять не более 8 раз, предварительно при повторном снаряжении подвергая визуальному осмотру. Конечно, в условиях тотальной войны это требования выполнялись далеко не всегда, что кроме этого вело к понижению надежности оружия.

Механизм подачи ленты был ползункового типа. Наряду с этим подача патронов из приемника в патронник была не прямой. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, что соединялся с затворной рамой при помощи особого вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит посредством зацепов затвора, а ее отражение — последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета размешался особый буфер подвижных частей.

Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.

Модификации:

УБТ — турельный, использовался на самолетах: СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8;
УБК — крыльевой, использовался на самолетах: Пе-2, МиГ-15УТИ;
УБС — синхронный, использовался на самолетах: И-15, И-153БС, Як-1Б, Як-3, Як-7Б, Як-9, МиГ-3, ЛаГГ-3.

ТТХ:

Модификация: УБС / УБК / УБТ
Калибр, мм: 12,7 / 12,7 / 12,7
Вес без боекомплекта, кг: 21,45 / 21,41 / 21,43
Нач. скорость пули, м/сек: 814-850 / 814-850 / 814-850
Темп стрельбы, выстр./мин: 700-800 / 800-1050 / 800-1050
Дульная энергия, кгм: 1634 / 1634 / 1634
Дульная мощность, кгм/с: 21786 / 28598 / 28598
Масса секундного залпа, кг: 0,80 / 0,80 / 0,80
Автоматика: Отвод пороховых газов
Питание: Ленточное (рассыпная лента)
Запирание: Клиновое.

Пулемет УБТ (турельный).

Пулемет УБК (крыльевой).

Пулемет УБС (синхронный).

УБТ. Схема.

УБК. Схема.

УБС. Схема.

.

.

Перечень источников:
Евгений Аранов. Авиационное оружие ВВС РККА.
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия. 12,7-мм мулемёт Березина.
ГУ ВВС КА. Универсальный пулем УБ калибра 12,7-мм. Описание конструкции и экслуатация.

Як 9Т. Убиваем штуку УБС-ами

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный пулемет шкас.

    Разработчик: Шпитальный, Комарицкий Страна: СССР Изготовление опытного образца: 1930 г. Опробования: 1932 г. Принятие на вооружение: 1932 г. Первый…

  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет дак-32 (днк, дшка, дшта).

    Разработчик: В.А.Дегтярев Страна: СССР Начало разработки: 1929 г. Начало опробования: 1931 г. История отечественных крупнокалиберных пулеметов восходит к…

  • Дегтярева авиационный крупнокалиберный

    История отечественных крупнокалиберных пулеметов восходит к 27 октября 1925 года, в то время, когда Реввоенсовет СССР внес предложение Артиллерийскому…

  • 7.92-Мм авиационный пулемет czk vz. 30

    Окончание 1-й Всемирный войны сопровождалось фактически полным пересмотром привычных границ Европы, связанным с распадом четырех империй – Османской,…

  • Авиационный пулемет «lewis».

    Разработчик: А.Льюис Страна: США Год создания: 1912 г. Ручной пулемет, чья толстая тёмная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской…