Авиационный пулемет colt-browning 1895/1914.

      Комментарии к записи Авиационный пулемет colt-browning 1895/1914. отключены

Разработчик: Джон Мозес Браунинг
Страна: США
Разработка: 1890-1891 гг.

Как и многие другие конструкторы, включая Максима, начал Браунинг с «автоматизации» винтовки, а взял некое подобие ручного пулемета. Первая конструкция была выполнена на базе магазинной винтовки «Винчестер» модель 1873 калибра .44-40 с качающимся рычагом-скобой. В устройство винтовки был добавлен качающийся поршень (конструктор назвал это «механизмом с откидным поршнем»), приводимый в перемещение за счет энергии пороховых газов, отводимых из ствола через особый надульник.

Снизу размешалась тяга для передачи упрочнения от поршня на скобу-рычаг.

Данной конструкцией заинтересовалась компания «Colt» («Colt’s Manufacturing Company»), с которой Браунинг, уже узнаваемый тогда оружейник, имел деловые контакты и ранее. Он тем временем подготовил предложения по улучшению собственного детища, каковые подал компании в ноябре 1890 года. В середине 1891 года компания приняла для патентования и дальнейшей разработки уже прототип пулемета, благо сама к тому времени занималась картечницами Гатлинга и не без интереса смотрела за опытами с пулеметами Максима.

Первым патентом на пулемет Джон Браунинг обладал совместно с братом Мэттью Сэндефуром, последующие были лишь на имя Джона. В ежедневнике начальника отдела перспективных разработок компании «Кольт» К.Дж.Эбетса имеется запись о втором посещении компании братьями Браунинг:

«1891, 10 июня. Два из десяти братьев Браунинг были тут для дискуссии собственного пулемета, модель которого Джон привез еще 1 мая, договорились, что мы постараемся раньше реализовать принцип, дабы опередить притязания на приоритет Максима (использование газа для привода механизма оружия).»

Авиационный пулемет colt-browning 1895/1914.

Джон Мозес Браунинг у собственного пулемета.

Второй «патентный пример» (действующая модель, нужная чтобы получить патент), предложенный Браунингом компании «Кольт», был выполнен уже под штатный винтовочный патрон американской армии .45-70. Данный патрон, не смотря на то, что еще и с дымным порохом, разрешил, благодаря достаточному давлению в канале ствола, обеспечить автоматическую стрельбу из пулемета и довести ее темп до 400 выстр./мин. Заявка на патент была направлена в Патентное бюро США 3 августа 1891 года.

В то время, когда конструкция, защищенная в последующие годы еще тремя патентами, была доведена до стадии постановки на производство, компания смогла, наконец, представить первый серийный пулемет, ставший известным как «Кольт» M1895. Увидим, что и все последующие модели пулеметов Браунинга первой начинала производить та же компания «Кольт».

В отличие от «Максима», пулемет «Кольт» M1895 не числится в последовательности успешных и не удостоился ни для того чтобы же широкого распространения, ни продолжительной боевой работы. Однако, в истории войн он сыграл важную роль.

Устройство пулемета.

Пулемет имел газовый двигатель уникального устройства. Развивая идею, заложенную в умелой самозарядной винтовке, Браунинг не связывается с газоотводными узлами и направляющими трубками, нужными для линейно движущегося поршня (такие схемы к тому времени уже были запатентованы различными конструкторами). Пороховые газы, пройдя открытое газоотводное отверстие снизу дульной части ствола, отбрасывали поршень, укрепленный на финише долгого плеча качающегося рычага – шатуна.

Тот поворачивался на 170° и приводил в перемещение второй рычаг – мотыль, связанный через скользящую планку с затвором.

Запирание канала ствола производилось перекосом затвора в вертикальной плоскости. Планка, игравшая роль затворной рамы, была ведущим звеном автоматики. Отходя назад, она влияла собственной поперечной осью на фигурный вырез в нижнем приливе затвора – бороде, задняя часть затвора опускалась и выходила из зацепления с опорной поверхностью ствольной коробки – происходило отпирание канала ствола.

Продолжая перемещение, планка отводила затвор назад, подпружиненный выбрасыватель затвора извлекал из патронника стреляную гильзу, та при перемещении назад ударялась о зуб вкладыша ствольной коробки, скользивший в пазу затвора, и выталкивалась вправо через выводное окно короба пулемета. Наряду с этим сжимались две возвратные пружины, смонтированные в направляющих трубках под стволом.

Через шарнирные серьги и штоки пружины были связаны с маленьким плечом шатуна, под их действием шатун поворачивался вперед, и вся подвижная совокупность возвращалась в исходное положение. Наряду с этим затвор досылал очередной патрон в патронник и, в случае если спусковой крючок оставался надавленным, происходил следующий выстрел.

За характерное перемещение рычага с поршнем, и за пыль, поднимаемую отводимыми вниз пороховыми газами, пулемет взял прозвище «potato digger» – картофелекопалка (механические картофелекопалки именно входили тогда в обиход). Считалось, что воздушное пространство, проникающий через газоотводное отверстие в канал ствола по окончании каждого выстрела, содействовал его охлаждению, но реально это снабжало разве что продувку самого отверстия.

Схема работы механизма питания пулемета «Colt».

В трубчатом затыльнике, закрывавшем позади ствольную коробку, монтировался ударно-спусковой механизм куркового типа с прямолинейным перемещением цилиндрического курка и спиральной боевой пружиной. Он имел открытый автоспуск и спусковой крючок. С правой стороны монтировался флажковый предохранитель, блокировавший курок. На затыльнике выполнялась рукоятка управления по типу револьверной, с древесными щечками.

Рукоятка заряжания представляла собой поперечный штырь на финише шатуна под поршнем. Для ускорения заряжания к данной рукоятке привязывали шнур, пропущенный под другим концом и вертлюгом станка привязанный к коробу. Была, но, и более эргономичная схема с качающимся блоком с рычагом, через блок перекидывался шнур с петлей под руку.

Питание пулемета осуществлялось из холщовой ленты на 100 патронов, подававшейся слева. Механизм питания включал приемник барабанного типа с приводом от скользящей планки, извлекатель и приспособление для подачи патрона. Барабан имел две зубчатки – задняя захватывала патрон в ленте за гильзу, передняя – за пулю.

Поворот барабана производился качающимся рычагом подачи, укрепленным в правой стенке ствольной коробки и связанным с качающимся подавателем. Особая собачка не допускала поворота барабана вправо. Путь патрона из ленты в патронник был следующим. При перемещении планки назад ее выступ надавливал на хвост подавателя, что взаимодействовал с рычагом подачи, тот перескакивал через зуб барабана, не вращая его.

При обратном перемещении планки подробности поворачивались в другую сторону, зуб рычага подачи поворачивал барабан на один очередной патрон и шаг появился перед продольным окном ствольной коробки.

Из ленты патрон извлекался подпружиненным извлекателем, укрепленным на планке. При ее перемещении назад извлекатель захватывал патрон за закраину гильзы (либо кольцевую проточку) и перемещал на протяжении паза ствольной коробки на лоток приспособления подачи.

По окончании полного извлечения патрона из ленты гребень планки надавливал на собачку лотка, лоток поднимал патрон до выхода из окна рамы, сейчас извлекатель отпускал патрон, а лоток останавливался, дабы не мешать экстракции стреляной гильзы. При обратном перемещении планка доворачивала лоток вверх, и патрон выяснялся в приемном окне ствольной коробки, где его подхватывал затвор. При заходе патрона в патронник гребень освобождал собачку лотка, и тот опускался.

Выступ планки надавливал на подаватель, и барабан подавал следующий патрон. Продвинув вперед кнопку разрядника, возможно было отключить механизм подачи и вытянуть ленту из пулемета.

Схема механизма подачи ленты пулемета «Colt».

Сначала пулемет, как и картечницы, ставили на колесный лафет, подобный облегченному артиллерийскому. Но скоро к «Кольту» приняли треножный станок. Он складывался из основания, к которому шарнирно крепились две передние ноги и одна задняя, вертлюга, качающейся части и червячного механизма вертикальной наводки. Тело пулемета крепилось на площадке качающейся части засовом и регулирующим винтом, на левой стороне площадки был держатель патронной коробки.

На долгой задней ноге станка крепились поворотная поперечная планка с упорами для локтей («низкая тренога») или сумка и сиденье с запчастями и принадлежностью («высокая тренога»).

Пулемет «Colt» на колесном лафете.

Пулемет «Colt» на низкой треноге.

Пулемет «Colt» на высокой треноге.

Незадолго до Первой мировой показалась модификация Colt-Browning М1895/1914 под патрон .30-06 «Спрингфилд», имевшая утяжеленный ствол без оребрения, что разрешило вести пламя долгими очередями. В Соединенных Штатах проводились испытания по установке пулемета «Colt» на автомобиль и на мотоцикл.

Пулемет Colt-Browning М1895/1914 на автомобиле.

Пулемет Colt-Browning М1895-1914 на мотоцикле.

Именно на модель М1895/1914 поступил заказ из России, вступившей в Первую мировую без количества так нужных армии пулеметов. Возможность их приобретения за рубежом Основное Артиллерийское Управление (ГАУ) российского Военного министерства изыскивало уже с началом мобилизации.

По замыслу снабжения армии, утвержденному в 1910 году, и в соответствии с дополнительными указаниями Главного Управления Генштаба (ГУГШ), поставки пулеметов в армию должны были закончиться к январю 1915 года. К этому времени она должна была иметь 4990 пулеметов, а в июле 1914 года их было всего 4157.

В июне 1915 года ГАУ выяснило ежемесячную потребность в 800 пулеметов, в октябре заключили , что до конца января 1917 года в армию требовалось поставить 31170 пулеметов (в конечном итоге война настойчиво попросила их около 76 тыс.). Пулеметный отдел Императорского Тульского оружейного завода, производивший пулеметы «Максим», в одиночку решить эту проблему не имел возможности.

Схема устройства пулемета Colt-Browning М1895/1914.

Заказы в Соединенных Штатах казались гарантией скорой поставки вооружения. Ассистент Министра обороны генерал Беляев в письме собственному коллеге Лукомскому от 22 августа 1915 года информировал: «Сознание не сильный стороны оружия отечественной Армии по окончании первых же месяцев войны выдвинуло на очередь вопрос приобретения пулеметов за рубежом, но… были встречены важные затруднения.» Они были обусловлены, во-первых, уже размещенными в Соединенных Штатах армейскими заказами Англии и Франции, а во-вторых, возможностью признания пулеметов «военной контрабандой».

Не без помощи английского правительства в январе 1915 года удалось оформить заказ всего на 1000 «кольтов» по цене 650 $ за штуку (эта очень удачная для поставщика цена позже оставалась неизменной, не смотря на то, что неспециализированная цена набора (включавшего треножный станок, запасные части и вьючное седло) имела возможность увеличиваться. Русский армейский агент в Соединенных Штатах полковник Голевский 8 и 29 марта и 15 мая (ветхого стиля) заключил с компанией «Кольт» соглашения о поставках пулеметов до 30 октября.

Ясно, что было нужно столкнуться и с мошенничеством. В апреле 1915 года бывший министр обороны Англии Э.Уорд внес предложение русскому армейскому агенту в Лондоне генералу Рубану поставку 20 тыс. пулеметов «Кольт» неким «синдикатом фабрик», в деле принимал участие и американский воротила, некоторый архитектор Андриус. Командированный в Соединенных Штатах генерал Сапожников утверждал, что пулеметы «…предполагалось брать и заказывать у несуществующего завода.» А Рубан 12 августа телеграфировал из Лондона: «Около 20 тыс. пулеметов Кольта бродит масса людей несомненных хищников. Вся эта компания неоднократно была уличена во лжи.»

31 августа ГАУ поручило Сапожникову вести переговоры о 20 тыс. пулеметов конкретно в Соединенных Штатах, а Голевскому – выдать заказ компании «Кольт» еще на 1000 пулеметов под русский патрон. 23 сентября Голевский разместил заказ на 2850 пулеметов.

Не считая оружия вьючных пулеметных команд, пулеметы предполагалось кроме этого применять «…на трициклетках либо на легких грузовиках .» Первая партия из 50 наборов пулеметов отправилась из Сиэтла уже в марте 1915 года, а к 1 октября было сдано 700 пулеметов. Они вместе с другими грузами отправлялись пароходами из различных портов двумя дорогами – во Владивосток либо в Архангельск.

Испытали пулеметы на Ружейном полигоне Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме в августе 1915 года. Рапорт главы школы генерала Филатова звучал не через чур обнадеживающе: «Заряжание пулемета одному человеку весьма затруднительно, …это заставляет признать, что пулемет Кольта совсем негоден для постановки на бронеавтомобили и воздухоплавательные аппараты. …Тренога разрешает создавать стрельбу только с положения сидя. Пулемет не имеет щита. …Разнообразие поломок и относительно много их показывает на малую прочность частей пулемета.»

Но пулеметы, взявшие обозначение «Кольт» обр. 1914 г., уже шли, а в декабре 1915 года уже вести войну, по крайней мере, на Южном фронте.

Русские пехотинцы с пулеметом Colt-Browning М1895/1914.

Не обращая внимания на вышеупомянутый рапорт Н.М.Филатова, «Кольту» нашлось место и в русской авиации, испытывавшей острую потребность в этом виде оружия. К тому же он был компактнее и легче «Максима» либо «Виккерса» – масса тела пулемета составляла 16,1 кг против соответственно 18,43 и 18,1 кг (без воды). Ручные пулеметы «Кольт» кроме этого превосходил по интенсивности огня.

Еще 4 октября 1915 года генерал Сапожников специально для авиачастей за наличные купил 67 пулеметов «Кольт» калибра 7 мм и 1 млн. патронов к ним.

19 февраля 1916 года штаб 4-й армии информировал в Авиаканц, что «…в гренадерском авиационном отряде произведен успешный опыт — установка пулемета совокупности Кольта на аппарате «Альбатрос».» Генерал-квартирмейстер 4-й армии писал в Ставку: «Не будет ли признано вероятным исходатайствовать выдачу пулеметов «Кольт» на вооружение отечественных самолетов до наступления военной кампании — это, без сомнений, принесло бы громадную пользу авиационному делу, тем более что аэропланы соперника кроме этого вооружены пулеметами.»

30 апреля 1916 года закупленные 7-мм пулеметы «Кольт» передали Воздухоплавательному отделу Главного Военно-технического управления (ГВТУ). Но скоро ГВТУ вернуло часть пулеметов в ГАУ для переделки их под отечественные 3-линейные патроны с зажигательными пулями. Но, по большей части, употреблялись «чужие» патроны — в ноябре 1916 года компании «Ремингтон» заказали 500 тыс. патронов калибра 7 мм для «кольтов» авиачастей.

Этими пулеметами на турельных либо шкворневых установках вооружались летательные аппараты «Лебедь-ХII», «Спад с кабиной» (SPAD SA.1 (2) — прим. редактора), «Фарман-XXX», «Вуазен».

Летный вариант Кольта на кустарной треноге, приспособленный русскими летчиками для стрельбы по неприятельским аэропланам. Юго-Западный фронт, зима 1916 г.

Заряжание пулемета со временем удалось пара упростить. В конце 1915 года к «Кольту» была предложена тренога с сиденьем, древесным прикладом-рукояткой и сменным бронзовым барабаном с лентой. В пехоте установка применения не отыскала, но барабан и приклад понадобились в авиации.

Завод «В.А.Лебедев» 10 декабря 1915 года взял костюм на 85 барабанов с мешками и креплением для стреляных гильз и 170 запасных барабанов — т.е. по три барабана на пулемет. На Комендантском аэропорте в Петрограде 29 февраля 1916 года установка завода «Лебедев» (созданная Д.Л.Колпаковым-Мирошниченко) удачно прошла опробования и была рекомендована для производства. «Кольт» ставился на самолет «Лебедь.XII» и на турельной установке Шкульника.

Пулемет Colt-Browning M1895/1914 на установке совокупности инженера Шкульника. Самолет-разведчик «Лебедь.XII».

Пулемет Colt-Browning M1895/1914 с барабанным магазином на установке совокупности Шкульника. Самолет-разведчик «Лебедь.XII».

Летнаб с пулеметом Colt-Browning M1895/1914 в кабине самолета «Лебедь.XI».

23 января 1916 года Воздухоплавательный отдел ГВТУ запросил правление Русско-Балтйского вагонного завода (РБВЗ) о возможности принять заказ на 110 установок совокупности лейтенанта Лаврова с синхронизаторами «…для аэропланов Моран-Парасоль для стрельбы через винт из Виккерса системы и пулемётов Кольта.» Но РБВЗ готовил сейчас подобные установки лишь для самолетов «Сикорский-XVI».

Colt-Browning M1895/1914 с синхронизатором Лаврова на самолете С-16.

Colt-Browning M1895/1914 с синхронизатором Лаврова на самолете С-16.

Русская авиация на протяжении войны применяла всего 6-7 типов пулеметов — на апрель 1916 года в ее частях имелось 72 «Кольта», 150 «Максимов», 89 «Виккерсов», 20 «Льюисов», 14 трофейных пулеметов. Так что в авиации «Кольт» не сыграл такую роль, как в армии.

ТТХ:

Модификация: Colt-Browning 1895/1914
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод
Масса, кг: 15,9
Протяженность, мм: 1080
Протяженность ствола, мм: 711
Темп стрельбы, выстр/мин: 480
Начальная скорость боеприпаса, м/с: 823-820
Емкость магазина: лента 250 патронов
Тип патрона: 7,62х63 (.30-06 Springfield); 7,62х54R

.

.

Перечень источников:
Издание «Мир оружия / WEAPON’S WORLD» № 2 (05) за 2005 г. С.Федосеев. Второй по окончании «Максима» (пулемет «Кольт» М1985).
Е.Аранов. Авиационное оружие США.

Стрельба из пулемёта Кольт Браунинг М1895

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: