Альтернативный колёсный танк ба-11

      Комментарии к записи Альтернативный колёсный танк ба-11 отключены

С бронеавтомобилем тяжёлого класса в СССР как-то не клеилось. Само собой разумеется, возможно задать каверзный вопрос: «А у большинства ли в мире клеилось?», но для СССР, как и нынешней России, мир не очень-то и указ и мы значительно чаще ориентировались на собственные потребности и теории, беря из-за бугра только то, что этим теориям и потребностям удовлетворяло и содействовало.

Да и то, не всегда. Вот и с БА тяжёлого класса произойдёт досадный облом.

Замечательно осознавая, что серийные средние БА (БА-3/6/10) собираемые на шасси простых гражданских грузовиков ГАЗ-ААА удовлетворяют армию только по принципу «лучше всё равняется ничего нет», а создание более замечательного БА тяжёлого класса упиралось в прискорбный факт: создавая более большой БА на шасси опять-таки более большого гражданского грузовика ЗиС-6, армия не имела возможности взять того на что рассчитывала. Опыт создания для того чтобы БА – БА-5 наглядно продемонстрировал, что при применении шасси серийного грузовика ЗиС с серийным же двигателем, БА получался опять-таки средний, причём во всех отношениях.

Альтернативный колёсный танк ба-11

(Бронеавтомобиль БА-5)

При подобных уровне защиты (если сравнивать с БА-10 кроме того похуже) и оружии, предельно проходимости и близкой динамике, броневик на шасси ЗиСа был более громоздким и дорогим. Исходя из этого в полной мере логично, что БА-5 не приняли на вооружение.

Однако, армии хотелось-таки взять более боеспособную бронемашину. Особенно учитывая, что главными назначениями средних БА были разведка и боевое охранение, а разведчик с проходимостью и плохой динамикой – нехорошей разведчик.

Вот тока повысить эту самую проходимость, имея под руками только шасси серийных грузовиков было сложно. Кроме того трёхмостовых.

Однако, заказ на новый тяжёлый БА на шасси всё того же ЗиС-6 был выдан КБ Ижорского завода, в конце 1937-го года.

В течение 38-го над ним трудились и в 39-ом, машина готовься . БА-11 прошёл полный цикл опробований а также выпущен маленькой серией (17 автомобилей). Однако, новая бронемашина по всем параметрам оказалась снова средней.

И по проходимости, и по динамике, и по оружию. Только незначительно улучшилась бронезащита. Наряду с этим, БА-11 ожидаемо был намного дороже главного армейского БА-10.

(Бронеавтомобиль БА-11)

(Бронеавтомобиль БА-10)

Однако, это намного более современная машина чем прошлые средние БА и в 1940-ом году планировали всецело заменить выпуск БА-10 на БА-11. Учитывая же исходные ТТХ и полученные на опробованиях средние показатели новой автомобили, её формально также отнесли к классу средних. Но, по настоящему массовый серийный выпуск налажен так и не был.

Не имея очевидных преимуществ над прекрасно освоенным индустрией БА-10, БА-11 армию возможно сообщить разочаровал и высокие чины с улицы Фрунзе решили притормозить переход на БА-11 до освоения автопромом более замечательных двигателей с которыми БА-11 будет уже реально крут. Помимо этого, был подготовлен проект нового полноприводного трёхмостового БА-13, оставшийся только на бумаге.

Так, в войну армия вступила, имея на вооружении всё те же средние (правильнее «средненькие») БА-3/6/10 на шасси слабеньких полуторок от ГАЗа.

Сейчас, к альтернативе.

Заказ ижорцам армия сформулировала легко и светло: создать тяжёлый БА, превосходящий по всем параметрам БА нынешнего поколения. По возможности, на агрегатах и узлах серийного ЗиСа.

Задачка та ещё А очередной БА-11 как в РИ в АИ не нужен.

Так вот. В том же 1938-ом году в СССР случились три события, каковые имели возможность весьма серьёзно оказать влияние на процесс сотворения нового тяжёлого БА.

Во-первых, на ГАЗе был создан и испытан неповторимый автомобиль инженера Данилова с колёсной формулой 8х6.

Мысль предельно несложная. Конструктор забрал укороченное шасси ГАЗ-ААА (укороченное именно для БА), и удлинил швеллера рамы для установки ещё одного ведущего моста (третьего). Всё легко. Но каков эффект! У автомобили быстро повысились грузоподъёмность и проходимость.

Снизилась нагрузка и на переднюю ось. Наряду с этим, как продемонстрировали опробования, управляемость осталась практически на прошлом уровне. Единственное что ухудшилось – это скорость, потому, что слабенький серийный двигатель еле проворачивал «» три моста.

Эта машина, созданная как раз что в расчёте на БА повышенной проходимости, так и осталась опытным образцом, потому, что автопром наконец-то начал снимать с себя ступор в который его ввело фанатичное преклонение перед схемой Кегресса и начал всерьёз интересоваться полноприводными колёсными схемами.

Машину бесперспективной по сравнению и с полугусем, и полноприводником.

Само собой разумеется, по солидному счёту это правильно. Но, в РИ кегрессовский полугусь себя не оправдал, а развернуть до войны выпуск полноприводных грузовиков в стране просто не успели. Какие конкретно уж тут крутые БА?!

Так вот. Для другого БА-11 мы берём схему Данилова.

Второе. Во второй половине 30-ых годов XX века была закуплена очередная партия импортных двигателей для тяжёлого трёхмостового грузовика Яг-10. Причём кроме привычных 93-сильных «Геркулесов», каковые закупались аж с конца 20-х, в 38-ом, в маленьком количестве купили более замечательную 103-сильную версию этого же двигателя. Он для отечественного альт.

БА-11 подошёл бы легко идеально. (Осмелюсь напомнить, что при создании РИ БА-11, его разработчики предполагали оснащать машину ЗиСовским движком форсированным до 86 л. с. А по итогам опробований, армейские грезили по большому счету всунуть под капот БА-11 двигун мощностью до 120 л. с.! Да хде-ж его узять?

В общем, ничего аналогичного для серийного выпуска «одиннадцатого» в стране не было и БА-11 установочной партии оснащались простыми 73-сильными ЗиСовскими моторами. Был, действительно, один БА-11, на что поставили умелый 97-сильный дизель. Но один.

И к тому же достаточно тяжёлый. Нагрузка на переднюю ось наряду с этим была очень большой, что неизбежно отразилось и на его надёжности, и на управляемости, и на проходимости. В случае если уже на БА-11 с серийными ЗиСовскими движками водители жаловались на очевидно чрезмерные упрочнения на рулевом колесе, то, что уж сказать про машину со намного более тяжёлым дизелем?

А вот при схеме Данилова, передний мост получается менее нагруженным (расстояние между первой (управляемой) осью и ближайшей ведущей минимальное) и возможно смело ставить тот самый 103-сильный Геркулес, освоить что в серии ИМХО «святой» долг отечественного автопрома. Хоть по лицензии, хоть путём очевидного дублирования самым пиратским способом.

В итоге, Геркулес – кроме того по тому времени двигатель несложной, надёжный, в далеком прошлом и прекрасно привычный ярославцам в качестве силового агрегата серийных Я-5 и Яг-10. Эти движки не только ставили на новые Яг-10, их в том месте же ремонтировали. В общем, ничего запредельно сложного в сборке этих движков для ЯГАЗа не было. Как раз в сборке.

До тех пор пока при ЯГАЗе не выстроят личный моторный завод (что вообще-то планировалось во время 40-42 г.г. но так и не было реализовано), возможно разместить заказы на комплектующие Геркулесов на вторых моторных фабриках, а также первое время приобретать необходимые подробности из зарубежа с постепенной локализацией полного цикла производства в Ярославле.

Причём приобретать с ЯГАЗа, ижорцы будут не только двигателя, но и те компоненты Яг-10, что потребуются для замены ЗиСовских агрегатов, появлявшихся слабоватыми (начиная с карбюратора, радиатора и некоторых элементов подвески). Переходить всецело на тяжёлое шасси Яг-10 потребности нет – боевая масса другого БА-11 превысит снаряжённую массу ЗиС-6 с полной нагрузкой не критично, но наряду с этим у нас будет не три, а четыре моста.

Третье. вооружение и Бронезащита. Усиливать броню если сравнивать с РИ БА-11 не требуется. 13 мм достаточно, чтобы держать бронебойную винтовочную пулю. Для защиты же от пули противотанкового ружья нужно броньки значительно больше, чем может выдержать шасси ЗиСа кроме того при схеме Данилова.

Вот в случае если отечественный другой БА-11 принять на вооружение в качестве среднего БА вместо нынешнего БА-10, а на шасси Яг-10 создать по аналогичной схеме ещё более большой и замечательный тяжёлый БА – вот на нём уже, пожалуй, возможно довести толщину брони до отметки защиты от ПТР – а это порядка 25-30 мм. Да и то, скорее всего лишь с передней проекции. Но опять-таки движка подходящей мощности (а тут потребуется не меньше 150 л.с.) для для того чтобы тяжеловеса в стране нет.

В общем, берём для отечественного другого среднего, но крутого, БА-11 броньку от РИ «одиннадцатого».

Оружие. С одной стороны, само собой разумеется возможно снова покинуть всё как имеется. В итоге, спарка «сорокапятки» 20К и ДТ – главное оружие львиной доли и БА и танков в довоенном СССР.

Что тут ещё выдумывать? Армию данный «дуэт» какбэ устраивает

Но! В том же 38-ом году, была сделана очередная (прошлая аж в 34-ом) и опять-таки успешная попытка группы энтузиастов приладить к простой танковой пушке-сорокапятке 20К автомат заряжания! (Что для БА-11 более чем актуально. В РИ, из-за неудачно расположенных боеукладок, практическая скорострельность «сорокапятки» БА-11 была ниже чем у БА-10).

В РИ от данной идеи отказались потому, что в армии уже начало внедряться представление о бесперспективности малокалиберных танковых пушек ввиду полной никудышности их ОФСов и малой бронепробиваемости ББС. Да и цена у пушки с полным автоматом была повыше чем с «полуавтоматом». Плюс вес артсистемы и необходимость возить увеличенный боекомплект (при том, что все танки и БА РККА были и без того в далеком прошлом и с лихвой перегружены).

В общем, вердикт «по совокупности»: «благодарю не нужно».

Ну а потому, что серийный выпуск БА в СССР если сравнивать с танками был не очень велик, а довольно лёгкое (и притом столь же довольно недорогое) скорострельное орудие для БА разведчика более чем нужно, вот и примем автоматическую версию серийной сорокапятки в качестве главного оружия другого БА-11. Благо четырёхосное шасси это в полной мере допускает.

Характерную проблему всех отечественных БА – очень нехорошую вентиляцию корпуса при перемещении с закрытыми люками (при стрельбе по большому счету впредь до отравления экипажей продуктами сгорания пороха), решаем легко: башня, заточенная под сорокапятку с автоматом заряжания будет иметь крышу только в первых рядах (чтобы было где установить перископический прицел, но наряду с этим, чтобы её не было над казёнником с приёмником автомата, куда нужно втыкать шестипатронные обоймы) и позади – над вместительной кормовой нишей, которая нужна для размещения увеличенного боекомплекта. В бортах башни, в том месте, где нет крыши, возможно ещё сделать и откидные боковины для резкого улучшения обзора на марше.

Вот таковой другой БА-11 получается. Его серийно возможно производить вместо БА-10 начиная с 1939 года в теории опять-таки до освоения новых полноприводных шасси, а вдруг этого не произойдёт, то до последней возможности – до эвакуации Ижорского завода в тыл уже на протяжении ВОВ.

Кстати, в Карелии, на протяжении Зимней войны, при лыжах на передних гусеничных цепях и колёсах Оверолл на трёх ведущих мостах, машина имела возможность бы продемонстрировать себя весьма кроме того прекрасно. Так как кроме того такая фишка как второй кормовой пост управления – необходимый для БА на шасси ЗиСа (имелся и на БА-5 и на БА-11) имел возможность появляться крайне полезен на узких зимниках в карельских лесах. По большому счету, в Красную армию БА ценили. Кроме того такие несовершенные как БА-10.

Не напрасно так как замечавший воочию действия БА-10 в Монголии Г. К. Жуков, в июле 41-го настоятельно потребовал от индустрии дать армии до Января этого года не меньше 500 БА-10 и для исполнения данной программы предлагал задействовать предприятия Омска.

И ещё. Мысль колёсной схемы 8х6 вовсе не авантюра. Она жива и сейчас.

Ну, и в заключении то, что само собой разумеется более реально, но, менее весьма интересно. Это простой БА-10, на ГАЗовском шасси модифицированном по Данилову. Другими словами как раз то, к чему хотели попасть в РИ. А вдруг ещё к этому добавить вместо серийного 50-сильного ГАЗовского, серийный же, но 73-сильный ЗиСовский движок с его же карбюратором и радиатором, бронемашинка окажется также очень и очень недурственная.

К тому же, возможно, достаточно легко осваиваемая в серийном производстве.

Part 3 — Scaramouche Audiobook by Rafael Sabatini — Book 2 (Chs 01-05)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: