Бмп по-болгарски

      Комментарии к записи Бмп по-болгарски отключены

В ноябрьском выпуске 2012 года издания Техника и оружие мне попалась увлекательная статья Геннадия Борисовича Пастернака о создании болгарской БМП, при прочтении которой я много раз ловил себя на мысли, что в конце 1920-х – начале 1930-х – времени отечественной индустриализации – годов приблизительно в тех же выражениях имел возможность бы писать о нас какой-нибуть приглашенный западный инженер.

* * *

В начале 1980-х гг. я пребывал в должности главы 3-го отдела Научного комитета ГБТУ. Не обращая внимания на то, что отдел занимался ОКР самого разного профиля, главное внимание было сосредоточено на создании новой перспективной военной машины пехоты (ОКР «Басня»; в 1987 г. машину приняли на вооружение под индексом БМП-3).

Это было вызвано тем, что принятая на вооружение БМП-2 (с 30-мм автоматической пушкой) на базе БМП-1 являлась, скажем прямо, тупиковым примером, предельно перегруженным, неспособным нести другие виды оружий с приличными чертями. Не было возможности кроме того легко повысить ее бронезащиту (как мы знаем, БМП-2Д с дополнительными экранами, выпущенная для 40-й армии в Афганистане, всецело утратила плавучесть, наряду с этим неприятность увеличения защищенности так и осталась нерешенной) либо применить комплексы активной защиты.

Ситуация около новой военной машины пехоты складывалась предельно нервозной как со стороны идеологов гражданской индустрии впредь до ВПК, так и руководящих управлений Минобороны. Обстоятельством для того чтобы положения стала информация об интенсивных изучениях, проводившихся в этом направлении в Соединенных Штатах и Германии (БМП «Брэдли» и «Мардер» соответственно). Кроме того 38 НИИ в Кубинке не считал работу Куганмашзавода по БМП «Басня» перспективной.

Бмп по-болгарски

Пастернак Геннадий Борисович

Отечественная цель должна была предельно отвечать национальной и военной теориям, каковые соответствовали фактическому состоянию армии: в условиях «холодной войны» над Европой был занесен замечательный бронетанковый кулак (в первую очередь — благодаря Советской Армии). И тут прятался, на первый взгляд, малозаметный подвох: европейские западные государства остерегались и принимали меры противодействия, мешающие такому формированию событий (к примеру, предполагались кроме того полосы ядерно-минных заграждений).

Но у них существовал союзник — США, которому территория Европы была не так дорога, как личная, и потому ее имели возможность перевоплотить в танконедоступную местность практически несколькими точечными ударами по плотинам и дамбам рек. Соответственно, требовались военные машины, с уверенностью преодолевающие водные заграждения (без инженерной подготовки берега), несущие действенное оружие и талантливые транспортировать подразделения линейных частей армии (мотострелков).

Последняя задача кроме этого решалась в один момент для колесных БТР по ОКР «Буйность», в рамках которой на них устанавливался дизельный двигатель вместо двух карбюраторных, фактически не чувствительный к забрызгиванию крыши моторного отделения водой (не глох). Результатом данной ОКР стало принятие в 1986 г. на вооружение Советской Армии БТР БТР-80.

Вот в данной обстановке в 1982 г. в 10-м управлении Генштаба (ГШ) появилась необходимость оказать помощь «боевой товарищам » — болгарам. Нужно было совершить консультацию по созданной ими БМП-23, о которой я не имел ни мельчайшего представления. В то время, когда меня ввели в курс дела, осталось непонятным, для чего я в том месте нужен.

Как растолковали, база болгарской автомобили — МТ-ЛБ. Пускай не обижаются клиенты данной автомобили ЦАВТУ МО, но о ней я знал тогда лишь войсковую шутливую расшифровку:

«мелкий, тесный, легкий, ненужный».

Какие конкретно консультации по данной машине я имел возможность совершить? На собственной БМП болгары применяли 23-мм зенитный автомат от спаренной зенитной установки ЗУ-23, его клиент — ГРАУ. Из-за чего бы не привлечь соответствующих экспертов?

Но было нужно ехать все же мне.

В Болгарии встретили отлично, сходу продемонстрировали новую машину. Оказалось, что ее собирают из всего, что получено от нашей страны по лицензиям, в частности: база — САУ «Гвоздика» (в отличие от МТ-ЛБ, удлиненная, с улучшенным бронированием), ночной прицел — подобен применяемому на отечественной снайперской винтовке, пушка — также отечественная, лицензионная, как и радиостанция.

Сел на место наводчика, осмотрелся и начал, как въедливый военпред, записывать недочёты, а их выяснилось много. На третьем странице я одумался: главные замечания — неустраняемые. Для чего я их отмечаю? Забрал листочки и больше их никому не показывал.

Обратился к разработчикам: чем могу быть им нужен (основной конструктор автомобили, как выяснилось, являлся экспертом по стрелковому оружию)?

Оказалось, что болгары желали бы поставить стабилизатор оружия на эту машину, в связи с чем накопилось большое количество вопросов, но по-русски они их толком сформулировать не смогут. А по-болгарски я ничего не могу осознать: взглянуть на один из письменных вопросов, помой-му уяснил сущность. Ответил на него на русском.

Болгарские сотрудники подтвердили, что я все верно осознал. Тогда я попросил дать мне все имеющиеся вопросы на вечер в отель.

На следующее утро удалось благополучно ответить на все поставленные (приблизительно 40) вопросов по стабилизатору, каковые, но, не касались тех неприятностей, каковые прятались в самой конструкции БМП-23. Ее среднюю часть занимал двигатель, а башню болгарские эксперты переместили к корме, что сделало стабилизатор практически ненужным: угол понижения пушки фактически отсутствовал, а баллистика пушки — высокая, при подъеме носовой части автомобили при перемещении на местности ствол пушки солидную часть времени будет находиться на упоре.

Вторая неприятность выявилась, в то время, когда я проехал на БМП-23: маленькая ямка, которую я на БМП-2 и не увидел бы, стала причиной травме колена, чему содействовал овальный поворачивающийся и не имеющий в тот момент стопора люк (меня так крутануло в этом люке, что я не удержался, стукнувшись обо что-то в). взглянуть на подвеску — движение опорного катка до упора составлял не более 110 мм! Ударные нагрузки на корпус автомобили стабилизатору также ни к чему — он в эти моменты не работает.

Еще одна неприятность выявилась при осмотре МТО: оказалось, что электрогенератор кроме того при данной нагрузке дышит на ладан. Краска над генератором на крышке МТО обгорела из-за его перегрузок, какой уж тут стабилизатор. А установка замечательного генератора настойчиво попросила бы новой модификации дизельного двигателя (мощность привода генератора следовало удвоить).

Совершённый перед поездкой инструктаж ограничил меня в возможности ссылаться на отечественные разработки по БМП-2 и, тем более, по БМП «Басня», исходя из этого я пребывал в непростом положении, не смотря на то, что от души желал как-то оказать помощь «братушкам». Но как поможешь, в случае если казенная часть пушки прокачивается между ног наводчика: работа стабилизатора в этом случае гарантирует получение травмы, а при перемещении вибрации были столь громадны, что ни одной цифры на радиостанции не удалось рассмотреть.

На следующий сутки нас с представителем 10-го управления ГШ вывезли на директриссу для демонстрации боевых возможностей. На расстоянии около 700 м стояла мишень, имитирующая амбразуру ДОТа. Вооружившись биноклем, я понял, что приблизительно в километре за целью находятся постройки и, не смотря на то, что людей не видно, показалось, что это что-то жилое.

Болгары подтвердили — это офицерские сады.

«А как же…?»

«Да в том месте на данный момент никого нет!»

Ну, хорошо, при четком сотрудничестве…

«Но что в том месте дальше по директриссе? Думается стадо коров?»

«Да оно на большом растоянии, неоднократно стреляли, происшествий не было. Животные в районе излетной дальности снарядов».

Запретить им стрелять я не могу.

Две-три очереди по цели не стали причиной попаданию. Задал вопрос о характеристике рассеивания. Говорят, что в чёрте пушки стоит 2 ду. Эти сведенья забраны из паспорта на спаренную ЗУ-23. Такая кучность требовалась для стрельбы по самолетам с данным комплексом прицеливания. В случае если установить в башню один автомат из спаренной установки без понимания требований, то возможно взять и 3 ду, и больше.

А какое количество реально на данной машине? Не знают. Так как кроме того 2 ду для БМП уже весьма не хорошо, а вдруг пушка еще и неправильно установлена…

Решили проверить на практике, а представления и болгарские специалисты не имеют, как это сделать. Говорю, давайте поставим на сто метров лист фанеры с габаритами 2?3 м. Выяснилось, нет у них фанеры. А вон плакат — по нему возможно?

Возможно, говорят. Стрельнули по нему, а он, имея размеры более метра по высоте и ширине, не уловил и половину очереди, тогда как при стрельбе из БМП-2 попадания всей очереди из 10 выстрелов я закрывал на фанерном щите полковничьей папахой. Оказалось, что болгарские разработчики по большому счету не занимались отработкой кучности стрельбы.

Задаю вопросы, имеете возможность изготовить на данный момент кольцо массой 500 г, дабы наряжалось с зазором 2—3 мм на ствол пушки? Можем. Ожидаем, и через час приносят кольцо массой 50 грамм! Делать нечего, берусь за коробки с ЗИП, нахожу кусок чего-то — по форме малоподходящий — остается мелочь, проволока. На отечественных полигонах ее навалом, любых диаметров, а тут хоть шаром покати.

Приблизительно еще через час нашли маленькой кусок проволоки, и мне удалось кое-как примотать ЗИПовскую находку сверху на дульную часть ствола, сказав присутствующим, что эффект увеличения кучности случится лишь в вертикальной плоскости. И сел в лужу. Вспомнились нечайно слова Черчилля:

«…Хороший политик с высокой долей возможности может угадать будущее, но после этого с еще большей достоверностью растолкует, из-за чего это не случилось».

Вся очередь появилась в плакате, да и еще с запасом: за время очереди груз, повернувшись около ствола пушки, сполз вниз, повлияв и на кучность в горизонтальной плоскости.

Затем меня познакомили с товарищем, установившим эту пушку: он, к моему удивлению, был не просто туляком, но и обладателем советского паспорта. Прекрасно обладающий русским языком (не смотря на то, что с заметным выговором), он легко осознал, какую обвязку пушки нужно смастерить, дабы добиться большой кучности. Для этого требовалась конструкция, которая удерживала бы груз (кольцо) в зоне пучности колебаний ствола по окончании выстрела с маленьким зазором на нем и имела собственную частоту колебаний на порядок выше собственных колебаний пушки.

Расстались в полной мере дружелюбно, если не считать, что на прощальном вечере отсутствовали упомянутый туляк, расстроенный и удрученный произошедшим, да и директор университета, не взявший от меня одобрения конструкции БМП-23 и обидевшийся до глубины души.

Потом генерал Ю.М. Потапов распорядился передать болгарам два боевых отделения БМП-2 с 30-мм пушкой, каковые они скоро установили на собственные автомобили и вывели их на парад, не смотря на то, что полагаю, что в тот момент такая установка не была обеспечена ни углами склонения, ни электроэнергией, ни динамикой ходовой части. Мне довелось изложить собственные аргументы помощнику министра по оружию Болгарии, но он посчитал их несерьезными.

Не это ли безразличие к «несерьезным» подробностям — обстоятельство того, что попытки Болгарии реализовать собственную продукцию вторым государствам терпят провал.

Прошло какое-то время, и будущее закинула меня опять в Болгарию — думается, в бесплодной попытке отработать единые требования к автомобилям ремонта и обслуживания танков в совокупности армий Варшавского Контракта.

Мое присутствие болгарские «бээмпешники» каким-то образом вычислили, сказав, что все сделали, как мной было нарисовано, но сдать машину по-прежнему не смогут. Просили подъехать на полигон, где происходил отстрел. Но как это осуществить, в случае если я был главой делегации, а шло заседание?

Их предложение: отлучиться на полигон на час-полтора, покинув для видимости за столом фуражку и свою тужурку.

Ни при каких обстоятельствах на «копейке» не ездил с таковой скоростью — за 120 км/ч. Нужно сообщить, туляк-конструктор сделал устройство «помощи» ствола идеально, но не сообразил, как его регулировать для отработки кучности. Я задал вопрос его, где на мишени первый боеприпас в очереди? Не знает. Тогда я внес предложение нанести на него красную краску. Поискали — нет на полигоне, имеется лишь тёмная, но так как дырки в щите и без того тёмные.

Намазали первый боеприпас погуще, гаечный ключ в руки — и первая машина сдана, вторую машину сдал сам туляк. Меня — в «копейку» и — на осиротевший стул: утрата для заседания мала, потому что о совместном едином подходе мы так и не договорились — сказалась специфика стран и армий.

А на снимках современных БМП-23 армии Болгарии прекрасно видна «обвязка» ствола автоматической пушки, значительно улучившая показатели кучности пушки на данной машине.

источник: Г.Б. Пастернак БМП по-богарски // Техника и оружие, ноябрь 2012 г.

Румынские танки TR-85M1 и БМП MLI-84M1 / Учения вооруженных сил НАТО

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: