Могучая светлана

      Комментарии к записи Могучая светлана отключены

1925-й год. Наподобие совсем сравнительно не так давно завершилась Гражданская война, стана ещё в разрухе, а флот, лишённый по окончании Кронштадтского мятежа, всякого доверия новой власти, по сути уже не существует. Кадры разогнаны. Корабельный состав фактически отсутствует – кроме того каким-то чудесным образом сохранившиеся суда по большей части ржавеют на «долговременном хранении» практически без оружия, реквизированного для сухопутных фронтов Гражданской войны.

Береговая структура развалена. Матчасть благополучно растащена.

Думается, на ВМС Советской республики возможно ставить крест по полному отсутствию таковых.

Но, как раз тогда на свет показался первый проект достройки крейсеров типа «Светлана». Причём на первый взгляд, проект весьма необычный. Он предусматривал оружие корабля вместо проектных 15 130 мм пушек, восемью могучими 203 мм орудиями.

В действительности, ничего необычного в этом проекте нет. Не смотря на то, что Советской республики тогда было совсем не до каких-то морских амбиций, РККА весьма нуждалась в помощи собственных операций в приморских районах корабельной артиллерией. Причём не абы какой, а по возможности, максимально замечательной.

Простое сравнение оружия, заложенного в проекте 1913 года и фигурирующего в проекте года 1925-го, самым наглядным образом демонстрируют то, чего желала РККА. Как раз РККА, а не флот!

Вот несложная табличка:

Пр. 1913 г.

Пр. 1925 г.

Орудий в бортовом залпе

8х130

7х203

Масса боеприпаса (кг)

Фугас обр. 11 г. 36,86

Фугас обр. 13 г. 139,2 (112,2)

Скорострельность (выстр/мин)

5(8)

4

Масса минутного залпа на ствол (кг)

184(295)

557 (449)

Масса залпа на борт (кг)

295

974 (785)

Масса минутного залпа на борт (кг)

1474(2350)

3898 (3141)

В скобках пр. 1913 г. расчёт при большой скорострельности 8 выстр./мин. (5 выстр/мин. обычная скорострельность).

В скобках пр. 1925 г. расчёт при применении вместо обычного, тяжёлого фугасного боеприпаса, боеприпаса лёгкого 112,2 кг. обр. 1915 г.

Что касается веса оружия. Масса одной 130 мм артустановки 17,16 т. Одной 203 мм установки – 40 т. Соответственно вес 15 130 мм АУ 264 т., а 8 203 мм АУ 320 т. Перегруз в 56 тысячь киллограм – фигня полная. Также самое касается и достаточно значительного повышения веса боекомплекта (55290 кг против 111360 либо 89760 кг при применении лёгких 112 кг снарядов). Отличие 56 либо 35 тысячь киллограм при БК в 100 снарядов на ствол, не смотря на то, что у РИ «Светлан» БК мог быть значительно больше и, соответственно тяжелее.

Так, суммарный перегруз 112 либо 91 т. Для корабля водоизмещения «Светланы» в полной мере приемлемый. Но мощь артогня у пр. 1925 года намного больше. Как и дальнобойность.

При однообразном большом УВН +30 гр. 203/50 пушка имела дальнобойность на 2 км больше. И совсем ясно, что для РККА артподдержка 203 мм пушек значительно предпочтительнее, чем 130 мм орудий.

Могучая светлана

Крейсер Красный Крым экс «Светлана»

При проектировании «Светлан», калибр орудий определял флот. И конечно, что он ориентировался на борьбу с миноносцами, малыми и просто крейсерами – для чего, в первую очередь, требовались приличный боекомплект и скорострельность. В 1925-ом, калибр орудий был ориентирован, сугубо на поддержку сухопутных армий.

Но, в 1925-ом, промышленность ещё не смогла реализовать данный проект. Да и позже, чтобы максимально сократить затраты, два крейсера достраивали по начальному проекту, со 130 мм артиллерией.

Крейсер Червона Украина экс «Адмирал Нахимов»

Но! Чуть у страны стало возмможно, третий крейсер достроили уже по значительно поменянному проекту с замечательными 180 мм пушками («Красный Кавказ»).

Крейсер Красный Кавказ экс Адмирал Лазарев

Да и новые крейсера пр. 26 строились со 180 мм артиллерией ГК, годной и для боя с крейсерами хоть лёгкими, хоть тяжёлыми и для помощи армии в прибрежных районах.

В данной АИ, к достройке «Светлан» приступили чуть позднее, но это была не возня со штучными судами, а реализация продуманной программы, целью которой было введение в состав флота целой группы крейсеров.

На Балтике и Чёрном море, надлежало организовать по бригаде. Состав каждой: два крейсера артиллерийской помощи – «Светланы», достроенные по проекту 1925 года, плюс дивизион эсминцев. Чуть позднее, (при наличии средств) в том же ключе надлежало достроить ещё два однотипных крейсера, доведя их количество в бригадах до трёх с тем, чтобы два из трёх всегда были готовы к выполнению и походу боевых задач.

Помимо этого, предполагалось вернуть в качестве минных, два крейсера типа «Богатырь», сделав их флагманами минных сил на Балтике и Чёрном море.

Сейчас, о фактически крейсерах.

Для эргономичного размещения 203 мм артустановок, (радиус обслуживания более 5,5 м) было нужно скорректировать размещение надстроек и оборудования на верхней палубе, а переднюю надстройку с боевой и штурманской рубками сместить пара назад. Было нужно внедрить прочные подкрепления под установки и повозиться с фактически артустановками.

установок и Пушек не хватало, и в случае если установки удалось или отремонтировать, или изготовить новые, то вернуть производство новых 203 мм стволов на изношенном и разукомплектованном оборудовании, выяснилось сложнее. Какое-то время кроме того рассматривались варианты замены 203 мм пушек на 190 мм итальянские, или на 180 мм отечественные, каковые предлагал конструктор Чернявский (как словно бы их изготовление было менее проблематичным, чем ветхих 203 мм!). Но, плодить вместо в далеком прошлом устоявшихся новые калибры, чуждые как флоту, так и армии, посчитали глупостью и просто купили в Италии новейшее оборудование для производства самых современных лейнированных стволов калибром до 203 мм включительно.

Кстати, пушки те были достаточно идеальны. Созданы Виккерсом лишь в 1905-ом году (как раз их, числом не меньше десятка перекалибровывали на 180 мм, всяких опытов для, в то время, когда в СССР увлеклись этим калибром). Палубные установки ещё того новее – первую испытали лишь в 1910-ом.

Они были прекрасно сбалансированы, имели эргономичные привода наведения и автоматическую эжекцию при открывании замка.

203 мм морская артустановка Виккерс (Англия)

Вот проблему погребов удалось решить только частично. Для тех орудий, в районах «дислокации» которых места для размещения полного БК не нашлось, увеличили с 13 до 15 человек расчёты, добавив номеров подачи боекомплекта. Помимо этого, делать роль дополнительных номеров расчёта, подающих снаряды, у таких пушек, обязали расчёты орудия ГК зенитных установок и противоположного борта.

Так, методой продолжительных тренировок удалось добиться, чтобы все орудия в бортовом залпе строгого выдерживали «паспортную» скорострельность. По крайней мере, на первой очереди БК и при полном штате номеров расчётов.

Не смотря на то, что, по солидному счёту, некое понижение скорострельности 203 мм пушек, трудящихся по береговым площадям, фактор мало значимый. Крейсера эти не для дуэлей с какиминить «Тренто» задуманы.

Потому, что применять крейсера предполагалось для помощи РККА в прибрежных районах, создавать сложную и замечательную ПВО посчитали излишним – в расчёте на прикрытие истребителей ВВС. Исходя из этого вместо зениток среднего калибра, на крейсерах устанавливали только по паре 37 мм зенитных автоматов обр. 28 г. в виде модифицированного виккерсовского «пом-пома».

Эти установки, кроме собственной главной функции, имели возможность значительно успешнее однозарядок среднего калибра трудиться и по торпедным катерам, расстреливая их автоматическим огнём.

Вместо четырёх неподвижных подводных ТА, в центре корпуса, побортно, установили по одному поворотному двухтрубному 450 мм ТА. Потому, что торпедное оружие считалось сугубо запасным (многие эксперты прямо предлагали от него отказаться как заведомо ненужного, но хорошие представления о том, что крейсер, под что бы он ни затачивался, не мыслим без торпедного оружие, сохранили ТА), запасных торпед не предусматривалось. Соответственно БК торпед если сравнивать с пр.

13 г. был сокращён с 6 до 4 штук.

Но эксперты признавали огромную опасность, которую воображали для крейсеров германские субмарины на Балтике. Исходя из этого, как раз для балтийских крейсеров были созданы бортовые наделки, с которыми, как ожидалось, у судов покажется хоть какая-то ПТЗ.

Помимо этого, эти бортовые наделки-поплавки в какой-то мере удачно компенсировали перегруз крейсеров, уменьшили осадку и улучшили их остойчивость, что для столь мощно вооружённых судов, предназначенных для действий в прибрежных районах, было крайне полезно. Так, за балтийскими, булями обзавелись и черноморские крейсера, каковые моряки именовали не в противном случае как канонерскими лодками-переростакми.

На первых же учениях, головной корабль продемонстрировал очень впечатляющие результаты, обрушив на прибрежный полигон всю собственную мощь, разрушая всё до чего дотягивался фугасами и уничтожая всё живое шрапнелью (в БК 203 мм орудий входили кошмарные 116,8 кг шрапнельные боеприпасы).

Руководство РККА было весьма достаточно «собственными» новыми крейсерами – что в то время никого не удивляло, потому, что кроме того структурно флот считался только морскими силами РККА.

р.с. А ещё, в случае если поразмыслить, такие крейсера Черноморского флота, в полной мере имели возможность разнести в пыль румынскую Констанцу летом 41-го, а Балтийского, оказать настоящую помощь в защите ЦМП Севастополям и действенно долбасить немцев на подступах к Ленинграду.

Царская невеста в Михайловском театре. Андрей Могучий.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Могучая валентинка

    Первые английские танки «Валентайн» (Infantery Tank Mark III Valentine), прибыли в СССР ещё в октябре-ноябре 41-го с караванами PQ-1 и PQ-2. Потому, что…

  • Пушка вя-23

    ВЯ-23 (по имени основных конструкторов ярцев и Волков, индекс обозначает калибр в миллиметрах) автоматическая авиационная пушка, созданная советскими…

  • Могучие крылья «руслана»

    Сейчас уже мало кого удивляет появление особых самолётов, предназначенных для перевозки грузов. В 50-е годы эти самолёты выделились в независимый класс…

  • Проект унаби

    Изначально желал дульный тормоз поставить. Но мысль была уже разобранной. А что до заглавия — ничего путного не придумал *** При подготовке к войне с…

  • Альтернатива: легкие крейсера типа красный урал

    Эта техническая альтернатива посвящается тем судам Российского Императорского Флота, каковые имели возможность бы стать частью флота советского. В первой…

  • Шведские барабанщики. проект тяжелого танка emil и опытный тяжелый танк krv. швеция

    Еще одна увлекательная статья глубокоуважаемого Юрия Пашолока выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Шведский Эмиль». Шведская…