130 — Наше усё!

      Комментарии к записи 130 — Наше усё! отключены

Данный пост кроме того альтернативой статьёй не назовёшь – скорее некоторый этюд от легко извращённой фантазии

Но, к делу!

Итак. На рубеже 20-30-х в СССР начали приходить к мысли о необходимости обзавестись новыми крейсерами. Но опыта их постройки и проектирования не было, а брать – дорого. Была попытка прикупить у итальянцев их маломерные, но новенькие «Кондотьери», но не срослось.

То ли цену итальянцы заломили чрезмерную (не по большому счету, а конкретно для этих, открыто говоря, неважнецких корабликов), то ли в умах итальянских адмиралов взыграло что-то наподобие: «такая корова нужна самому».

Но «мысль запала в душу». Мысль в смысле ветхой итальянской теории прославлявшей скорость в ущерб всем остальным качествам. В действительности – для чего избыточные вооружение и броня, в то время, когда от более сильного соперника возможно , а более не сильный при случае порвать в клочья?

Да и по большому счету, лёгкий крейсер – он в принципе не боец, а разведчик – скаут либо по итальянской терминологии «эксплораторе».

На данной теории экономятся не просто броня и оружие – на этом экономятся по солидному счёту, металл, тоннаж водоизмещения и соответственно – ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ и ещё раз ДЕНЬГИ!

О дальноходности нам также очень заботиться ни к чему: Тёмное и Балтийское моря – ТВД для нас фактически закрытые.

В общем, итальянская мысль лёгких крейсеров-скаутов, являвшихся по сути оо-очень громадными эсминцами-переростками, для не шибко богатого СССР, сделавшего ставку на лёгкие силы флота – самое то!

Из этого, как и в РИ, ТТЗ на разработку проекта крейсеришки минимально вероятного водоизмещения (не более 6 тыс. т). С итальянцами о техпомощи также договориться и возможно, и необходимо.

В общем – теоретический чертёж корпуса покупаем у итальянцев, какой понравится. СУ – то же самое. Несложнее и дешевле всего применять и то и другое от «Кондотьери-В» – благо и ко времени в самый раз, и дешево (корпуса «Кондотьери» А и В – по сути, очень сильно увеличенные корпуса солидных эсминцев типа «Навигатори», каковые, кстати, относились в Италии к тому же классу скаутов «эксплораторе» что и крейсера), и солидную часть косяков «Кондотьери-А» в серии В уже устранили – как сие было быть может, на таком маломерке, само собой разумеется.

130 - Наше усё!

(Лёгкий крейсер-скаут типа «Кондотьери-В» «Армандо Диаз»)

Оружие вот тут возможно и почудить! С одной стороны – что нам необходимо? Учитывая, что от любых крейсеров соперника мы собираются удирать – нам кроме того шестидюймовки на фиг не упёрлись, потому, что война – это не рыцарский поединок один на один равных соперников и супротив отечественного «хорошего» лёгкого крейсера соперник свободно выставит целый дивизион, бригаду, в противном случае и дивизию.

Но вот что нельзя игнорировать ни за что – это атаки быстроходных миноносцев. А их возможно ещё больше! Исходя из этого и стволов у нас должно быть не просто большое количество, а довольно много.

Сейчас, разглядим, что у нас, фактически, имеется. В успешном серийном выпуске, честно говоря, нет по большому счету ничего важного, не считая ветхих 130- и 102-мм морских пушек.

130 мм – это весьма интересно. Кроме того весьма. 102 мм – этого для крейсера мало. Взгромождать же на небольшой крейсер два специальных калибра – основной и зенитно-универсальный, значит где-то в чём-то ущемлять себя в эффективности.

Вон на тех итальянцах стояло по 8 шестидюймовок и по 6 стволов 100-мм универсалок. И большое количество они им помогли?

Да и нет у нас ещё зениток-«универсалок» калибра 102 мм. В последний год царствования дома Романовых разработку начали, но так и не закончили.

Да и ну её

В общем, делаем так. Берём ОДИН калибр 130 мм и втыкаем на отечественный крейсерок этих пушек по максимуму во всех вероятных ипостасях!

Для начала – ГК. Чтобы сэкономить тоннаж и место, плюс иметь возможность при необходимости перевоплотить отечественный лёгкий миникрейсер в микрокрейсер тяжёлый, на конце ставим две респектабельные башни ГК, в каждой из которых будет 4 130-мм ствола. Правильнее две пары стволов.

Любая половинка башни – это всецело независимое, компактное отделение со спаркой 130-мм стволов в общей люльке. На возможность нужно предусмотреть возможность при необходимости и желании заменить каждую 130-мм спарку на одно 180-мм орудие, взяв тем самый прэлестную канонерочку с четырьмя 180-миллиметровками в двух двухорудийных башнях.

Так, ГК отечественного крейсерочка – это 8 130-мм пушек в двух башнях (броня – лоб 25 мм, другое – 15 мм). Подача снарядов к орудиям осуществляется двумя элеваторами – по элеватору на каждую полубашню. Ну а потому, что заряжаться отечественные пушки будут унитарными патронами, скорострельность у башни в целом, на любой ствол, будет как минимум не меньше, чем у двухорудийных башен с раздельным заряжанием (в случае если, само собой разумеется, в том месте на каждое орудие не трудятся сходу два элеватора!).

Внимательный и опытный читатель обязательно запротестует – какие конкретно на фиг унитарные патроны к 130-мм пушке?! Откуда?!

Да, при царе-батюшке вариант 130-мм пушки под патронное заряжание был отвергнут – как и её же вариант с клиновым затвором – как пишут отечественные глубокоуважаемые историки, «костным» царским адмиралам хотелось чего «несложнее и недороже». Из этого поршневой затвор и картузное заряжание. А ведь её по большому счету изначально проектировали как ПОЛУАВТОМАТ – тяжело поверить, правда?

Но вот в той же РИ уже советских времён, в то время, когда шла кампания по модернизации доставшейся от «проклятого самодержавия» артиллерии, вместо изначально декларированной программы: патронное заряжание, клиновый затвор и усовершенствованный досылатель (чтобы скорострельность расширить в два раза с 7 до 14 выстр/мин.), электрифицированные скоростные привода наведения, улучшенная за счёт повышения давления в канале ствола баллистика, совсем НЕ костные красные адмиралы последовательно отказались от патронного заряжания и внедрения, и клинового затвора, и электроприводов наведения. А повышение давления в канале ствола совместили с укорачиванием этого самого ствола, что увеличило дальнобойность на паршивые 300 м (Справедливости для нужно подчернуть, что повышения дальнобойности на несколько километров удалось добиться путём повышения угла ВН).

По сути, итогом мучительно затяжной, стоившей громадных денег и в целом появлявшейся фактически тщетной возни с «модернизацией» «ветхой хорошей» 130-мм пушки стало понижение её веса на сотню кг да и то самое повышение дальнобойности. Но за это заплатили не только громадными затратами, но и тем вздором, что на вооружении флота, по сути, были сходу ТРИ 130-мм пушки (ветхая, новая с небольшой нарезкой лейнированного ствола и новая с глубокой нарезкой – для увеличения живучести), к КАЖДОЙ из которых требовались личные неповторимые снаряды.

(Б-13 – модернизированная в советское время 130-мм пушка Обуховского з-да обр. 1913 г. – основное оружие отечественных эсминцев )

Я же предлагаю в данной АИ со всем революционным энтузизизьмом, модернизировать-таки 130-мм пушку нипадецки – благо имеется чертежи и изначальные расчёты по полуавтоматике для 130-мм орудия, имеется ветхие 120- и 152-мм патронные пушки Канэ, имевшие высоченную скорострельность, где по крайней мере часть неприятностей была решена, и имеется серийно создаваемая 102-мм пушка обр. 1911 г. Обуховского з-да с клиновым затвором

Т. е. хороший задел для настоящей АИ модернизации 130-мм пушки имеется. И в случае если на данной проблеме сконцентрировать все наличные инженерно-конструкторские силы артКБ «Коммуниста» (бывш. Обуховский), не распыляя их на всякие авантюрные прожекты (правильнее мой приключенческий прожект вместо вторых, реальноисторических J), то к середине 30-х, в то время, когда отечественные новые крейсера начнут вступать в строй – они именно поспеют.

И вот такие пушки, в четырёхорудийных башнях – ГК отечественных новых лёгких крейсеров!

Потом. Ближе к надстройкам, мы установим ещё две башни Правильнее башенки. Конструктивно, любая из этих башен – полубашня от ГК.

Т. е. два 130-мм ствола в общей люльке.

Логичный вопрос – нафига? А сейчас представьте себе, что в данной достаточно узкой и лёгкой двухорудийной башнёшке, механизмы и электромоторы – совершенно верно такие же, как в 4-х-орудийных башнях! Учитывая громадное понижение массы (броня этих башен уже – всего 15 мм вкруговую), передаточные числа поменяны и соответственно наведение значительно шустрее.

Угол возвышения значительно больше – до 65 гр. (исходя из этого башня мало выше).

Эти двухорудийные башни – ПОЛУУНИВЕРСАЛЬНЫЕ (привет Тухачевскому!) – т. е. смогут вести заградительный пламя ПВО, по крайней мере, на громадных расстояниях. Для чего пушки дооборудуются АУТами.

Ну и наконец – чистое ПВО. Все знают итальянские 100-мм спаренные зенитные установки Минизини? Они всецело электрифицированные, смогут наводиться с ПУАЗО (расчёты орудий их лишь заряжают).

Конечно оснащены АУТами (совершенно верно такие же мы будем устанавливать в полууниверсальные башни). Эти установки СССР брал в 30-е.

(Двухорудийная 100 мм зенитная установка Минизини)

Так вот. Потому, что те 100-мм пушки в СССР также не производятся, мы в АИ покупаем эти установки без пушек и капитально переделываем их в одноорудийные 130 мм! И таких установок на корабле будет 5.

Само собой разумеется, это будут не теже самые 130-мм пушки, что стоят в башнях, а значительно облегченные. Зенитной пушке возможно и ствол укоротить до 40 клб. (громадная дальнобойность зенитке, не имеющей радиовзрывателей, объективно ни к чему. Как и громадная досягаемость по высоте – всё равняется с высоты за 6 км хороший бомбардировщик в деятельно маневрирующий маленький крейсер не попадёт).

Да и толщину стенок ствола возможно уменьшить, потому, что и снаряд и заряд будут легче – для зенитки 33-кг боеприпас – ИМХО перебор, заряжать-то пушку будут вручную!

В общем, в случае если два «родных» 100-мм ствола с замками в установке Минизини весили суммарно до 4,5 т, а один «хороший» ствол с замком 130-мм пушки 5,2 т, то облегчать заключительную будет необходимо достаточно сурьёзно. Либо усиливать фактически «минизину» Лучше – и то и другое. Так надёжнее будет.

Специально для полууниверсальных башен и «минизин» разрабатываем «лёгкий» 130-мм зенитный шрапнельный боеприпас. Скажем, с массой патрона до тридцати килограмм – в любом случае боеприпас будет значительно круче, чем, скажем 17,5-кг боеприпас 102-мм пушки при подобной либо близкой скорострельности.

Всего, так, отечественный совсем маленький крейсер несёт аж 17 130-мм пушек! Причём при успехе модернизации, очень скорострельных. Любой эсминец/эсминцы, каковые постараются сунуться к такому крейсеру – голимые самоубийцы.

Бортовой залп из 15 130-мм орудий при средней скорострельности до 10 выстр/мин – не «хухры-мухры»! При жажде, возможно в принципе «пободаться» и с «обычным» лёгким крейсером, вооружённом шестидюймовками.

Осталось упомянуть вспомогательное оружие. Это 4 37-мм отечественных «пом-пома» обр. 17/28 г. – допустим, в данной АИ их серийный выпуск освоен на з-де им.

Калинина впредь до запуска и окончания доработки в серию недоводимых зенитных автоматов «Рейнметалл».

Плюс два лёгких двухтрубных 450-мм ТА, служащих не для боя, а сугубо для скорейшего потопления транспортов соперника.

К этому ещё возможно добавить опционно: крупнокалиберные пулемёты ДК обр. 32 г., морские мины, гидросамолёт и глубинные бомбы-разведчик. Катапульты, для экономии тоннажа, увы нет.

Совокупность управления огнём представлена двумя КДП ГК, каковые смогут руководить и башнями ГК, и полууниверсальными, подключая последние по мере необходимости для концентрации огня на неспециализированной цели. Резервного кормового дальномерного поста, опять-таки в целях экономии водоизмещения – нет.

Кроме этого крейсер несёт два директора ПВО, каковые побортно выдают целеуказание сугубо для «минизин».

А ещё, сами полууниверсальные башни оборудуются собственными дальномерами, благодаря которым смогут трудиться по любым целям в полной мере независимо. Сообщение же их с башнями ГК (через ПУАО, очевидно) возможно и обратной – при выходе из строя КДП главного калибра, четырёхорудийные башни смогут пользоваться данными для стрельбы с полууниверсальных башен.

Вот 37-мм «пом-помы» (как и ККП и ТА) ничего для того чтобы не имеют и обходятся только ручными дальномерами.

В полной мере вероятно – как уж водится (!), в ходе проектирования и расчётов водоизмещение крейсера увеличится и превысит те самые стандартные 6 тыс. т. (Чтобы этого избежать, возможно значительно облегчить бронирование – у РИ «Кондотьери-В» борта закрывал пояс в виде «сэндвича» из 24+18 мм брони. На отечественном «скауте» будет лишь 15-мм противоосколочная защита СУ и 15+25 мм защита погребов. Палуба – подобно.

У итальянцев 4 башни ГК защищала 40-мм броня. Я же предлагаю ограничиться 25-мм бронёй лобовой части двух башен ГК. А вся другая бронезащита башен и ГК и полууниверсальных, как говорилось выше, всего 15 мм – защита от пуль мелких осколков и винтовочного калибра.

Однако, совсем не исключена и строительная перегрузка. Но кроме того в случае если отечественный крейсер будет выдавать не 36-37 узлов, как итальянские «Кондотьери-В» (на опробованиях разгонялись до 38-39 узлов – но при водоизмещении кроме того близко не полном), а лишь 34-34,5 узлов – этого достаточно, чтобы своевременно уносить ноги от британских и германских крейсеров.

Наше всё. Марк Шагал.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: