Зубастый толстячок

      Комментарии к записи Зубастый толстячок отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Любопытное совпадение: ровно через десятилетие по окончании первого полета Пишутера, практически сутки в сутки, 20 марта 1942 года, на противоположной стороне Тихого океана в первый раз поднялся в воздух второй перспективный истребитель – японский перехватчик Мицубиси J2M Райдэн (Гром). Сравивая эти автомобили, возможно оценить впечатляющий прогресс боевой авиации за предвоенное десятилетие.

В первую очередь, кидается в глаза отличие в аэродинамике. На Райдэне нет никаких расчалок, кабина – закрыта и вписана в обводы фюзеляжа, стойки шасси убираются в крыло и закрываются щитками, значительно тщательнее закапотирован двигатель. Вместо несложного кольцевого капота применен всецело закрывающий все элементы мотоустановки тоннельный капот, снабжающий минимально вероятное при радиальном моторе аэродинамическое сопротивление.

Самый увлекательна в Райдэне форма фюзеляжа. Казалось бы – для чего он таковой пузатый? В районе кабины его возможно было бы сделать значительно уже, соответственно, снизив площадь миделя и массу конструкции, напрямую воздействующую на лобовое сопротивление.

Но основной конструктор Райдэна Дзиро Хорикоси знал, что делает. Он спроектировал фюзеляж по принципу идеально обтекаемого тела, зная, что минимальным коэффициентом лобового сопротивления владеют вытянутые на протяжении направления перемещения фигуры, у которых громаднейшее поперечное сечение приходится приблизительно на середину длины. Другими словами, в этом случае – как раз недалеко от кабины.

Исходя из этого от пола кабины Грома до днища фюзеляжа – много безлюдного пространства.

По данной же причине двигатель очень сильно сдвинут назад и соединен с винтом долгим валом, на что насажена крыльчатка вентилятора. Без принудительного охлаждения обычная работа мотора в таких условиях была бы неосуществима. Очевидно, на вращение вентилятора расходуется некая часть мощности, но эта утрата с лихвой компенсируется выигрышем в аэродинамике.

Посмотрим, к какому результату привели все эти ухищрения, для чего сравним Райдэн с его ровесником – советским истребителем Ла-5, показавшимся на свет в том же марте 1942 года. На Райдэне первой серийной модификации J2M2 стоял 14-цилиндровый двухрядный звездообразный мотор Мицубиси Касэй-23 взлетной мощностью 1340 л.с. и 1040 л.с. – на высоте 5 километров.

Наряду с этим большая скорость самолета составляла 596 км/ч, скороподъемность у почвы – 970 метров в 60 секунд, а рабочий потолок – 11 680 метров. Включение совокупности водо-метанольного форсирования разрешало краткосрочно повысить взлетную мощность мотора до 1800 л.с., а скорость самолета – до 660 км/ч, но данный режим мы покинем за скобками, потому, что на Ла-5 его не было.

Лавочкинский истребитель был оснащен мотором М-82, подобным Касэю (14-цилиндровая двухрядная звезда), но значительно более замечательным. На взлетном режиме он развивал 1700 л.с, а на высоте – 1330. Наряду с этим большая скорость Ла-5 составляла 580 км/ч, скороподъемность – 833 метра в 60 секунд, а потолок – всего лишь 9500 метров.

Так, Ла-5, существенно превосходя японца мощностью силовой установки, столь же существенно проигрывал ему во всех летных чертях. К этому возможно добавить, что Райдэн был намного тяжелее Ла-5, потому, что он нес более сильное оружие (две пушки и два пулемета против двух пушек на Ла-5) и больший запас горючего. Взлетная масса Ла-5 составляла 3230 кг, а Райдэна – 3650.

И однако…

Кстати, в применении принципа идеально обтекаемого тела Хорикоси не был первопроходцем. Ранее по тому же принципу были спроектированы фюзеляжи американских истребителей Брюстер Буффало и Грумман Уайлдкэт, по поводу которых у нас также многие удивлялись а также хихикали – а чего это их так раздули в талии? Но ничего забавного в этих автомобилях нет, а имеется только продуманный инженерный расчет.

Но нужно подметить, что у Ла-5, все же, было одно неоспоримое и подавляющее превосходство перед Райдэном. Лавочкиных за войну у нас сумели настрогать в общем счете 9920 штук, а Райдэнов в Японии – всего-навсего 671, включая прототипы. Другими словами, в 15 раз меньше.

Зубастый толстячок

Первый прототип Райдэна J1M1 и первая серийная модификация J1M2 в стандартной окраске. Видно, что трехлопастный винт заменен на четырехлопастный, установлены личные выхлопные патрубки цилиндров двигателя и увеличен фонарь кабины для улучшения обзора.

Райдэн в сражении с американским палубным истребителем Хеллкэт.

Опытный образец Райдэна с 30-миллиметровыми пушками.

Сохранившийся до наших дней музейный экземпляр Райдэна.

Препарированная модель модель Райдэна, на которой видно его внутреннее устройство.

источник: http://vikond65.livejournal.com/603932.html

Ловля на спиннинг — Щука, ломаем стереотипы. Джиг а не воблеры.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: