Ла-5

      Комментарии к записи Ла-5 отключены

В конце 1941 г. в ОКБ С.А. Лавочкина проводились работы по модернизации истребителя ЛаГГ-3, уже не отвечавшего требованиям современного воздушного боя. Еще летом 1941 г. в конструкторское бюро были переданы чертежи винтомоторной группы М-82 с установкой синхронных 20-мм пушек ШВАК, созданные Н.Н. Поликарповым для истребителя И-185. Применение надежного серийного двигателя мощностью 1700 л.с. должно было существенно улучшить летные качества самолета.

Но «громадный лоб» звездообразного мотора М-82 не вписывался в фюзеляж, созданный под «узкий» рядный М-105. Конструкторам удалось в маленький срок отыскать решение проблемы и установить тяжелый двухрядный звездообразный двигатель без больших трансформаций конструкции. избежать срыва снижения выпуска и серийного производства истребителей для фронта. За базу был принят планер самолета ЛаГГ-3 без трансформации его конструкции, размеров и геометрии, с применением большинства серийных агрегатов и узлов.

направляться подчернуть, что попытки запустить в серию самолеты с мотором М-82 предпринимались конструкторскими бюро А.И. Микояна, С.В. Ильюшина, В.М. Петлякова и А.С. Яковлева. Но лишь на истребителе ОКБ С.А.

Лавочкина данный двигатель гармонично вписался в конструкцию самолета.

Ла-5Установка нового замечательного двигателя разрешила существенно улучшить маневренные характеристики, расширить скороподъемность и большую скорость, в особенности на вертикалях.

Весной 1942 г. были удачно совершены всесторонние национальные опробования автомобили. В последних числах Апреля 1942 г. Государственным обороным комитетом было решено начать серийное производство нового истребителя, взявшего обозначение Ла-5.

Конструкция всех модификаций Ла-5 была цельнодоревянной и практически не содержала дефицитных материалов. Двигатель воздушного охлаждения владел высокой живучестью и надёжностью — он сохранял работоспособность при простреле либо осколочных повреждениях кроме того нескольких из 14 цилиндров. Приборное оборудование разрешало пилотировать истребитель ночью и в сложных метеоусловиях.

На протяжении серийного производства самолет всегда совершенствовался: последовательно устанавливались двигатели М-82Ф и М-82ФН, улучшались защита пилота и аэродинамические свойства машины, понижался полетный вес. Очень направляться отметить изменение формы фонаря кабины и понижение гаргрота (по типу самолета Як-9), улучшивших обзорность, и замену древесного лонжерона крыла на железный.

Всего было выпущено 10 000 Ла-5 всех модификаций.

Самолет понравился фронтовым летчикам собственной простотой, неприхотливостью и надёжностью. Они единодушно отмечали высокие летно-технические качества автомобили. Ла-5 был одним из самых легко-управляемых истребителей, владел только высокими маневренными качествами, превосходно держался в глубоком вираже, имел хорошую скорость.

Данный самолет, вооруженный двумя синхронными 20-мм пушками ШВАК, разрешил отечественным пилотам в первый раз В первую очередь войны на равных вести борьбу с любым германским истребителем, поменяв тактику воздушного боя с оборонительной на активную наступательную.

До 5000 м, другими словами фактически на всех главных высотах воздушных боев, вариант Ла-5ФН владел преимуществом над главным германским истребителем Мессершмитт Bf 109G в маневре на вертикалях, а при маневрировании по горизонтали заходил ему в хвост на расстояние прицельного огня на 3— 4 вираже. Превосходство над Фокке-Вульф FW 190А в скорости и во всех видах маневра было еще более явным. В особой инструкции для германских авиачастей отмечалось, что самолет Ла-5 есть весьма страшным соперником, а летчикам рекомендовалось быть предельно внимательными, ведя с ним воздушный бой.

Самолет заслужил высокую оценку не только советских и германских летчиков, но и британских авиаспециалистов. Они назвали Ла-5ФН лучшим фронтовым истребителем второй мировой, не имевшим себе равных на Восточном фронте.

Технические данные Ла-5ФН

  • Экипаж: 1 чел.
  • Большая взлетная масса: 3290 кг
  • Размеры: протяженность х размах крыла: 8,67 х 9,8 м
  • Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-82ФН) х 1850 л.с.
  • Большая скорость полета на высоте 6250 м.: 634 км/ч
  • Скороподъемность (средняя): 16,6 м/с
  • Практический потолок: 10 750 м
  • Дальность полета: 930 км
  • Оружие: 2 х 20-мм пушки ШВАК
  • Большая бомбовая нагрузка: 100 кг бомб

 Особенности конструкции Ла-5ФН

  • Новый фонарь разрешил принципиально улучшить обзорность.
  • Бронезащита пилота включала в себя: лобовое 55-мм и заднее 66-мм бронестекла и металлическую бронеспинку сиденья толщиной 8,5 мм.
  • Сдвижная часть фонаря была легкосбрасываемой в аварийных обстановках;
  • Убирающееся в полете и самоориентирующееся при рулежке хвостовое колесо;
  • Лючок для обслуживания радиопередатчика;
  • Двухлонжеронное крыло с фанерной обшивкой было оборудовано автоматическими дюралюминиевыми предкрылками и отклоняющимися на 60? посадочными щитками;
  • киль и Фюзеляж выклеивались из березового шпона в пара слоев и оклеивались полотном;
  • Двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82ФН устанавливался на сварную, из металлических труб, мотораму и был капотирован легкосъемными дюралюминиевыми панелями, снабжавшими эргономичный доступ к мотору для ремонта и обслуживания;
  • Винт изменяемого в полете шага;

Модификации Ла-5

Ла-5. На планер самолета ЛаГГ-3 цельнодеревянной конструкции установлен двигатель М-82 (мощностью 1700 л.с). Для сопряжения капота с фюзеляжем добавлялась вторая обшивка из дюралюминиевых панелей. Автомобили первых серий имели круглый выпуклые створки и козырёк кабины хвостового колеса, как у ЛаГГ-3.

Самолеты оборудовались воздухозаборником, расположенном в переднем кольце капота, маленьким обтекателем на капоте и створками с выштамповками под выхлопные коллекторы. Взлетная масса — до 3360 кг. Скорость на высоте 6300 м — 556 км/ч. Выпускался серийно с апреля 1942 г.

Ла-5Ф. В осеннюю пору 1942 г. был создан новый вариант истребителя с форсированным двигателем М-82Ф. Носовая часть фюзеляжа была доработана в соответствии с габаритами нового двигателя. Ла-5Ф стали оборудоваться новым козырьком с плоским лобовым стеклом и улучшенной сдвижной частью фонаря.

Хвостовое колесо глубже убиралось в фюзеляж Створки колеса имели новую форму и продолжали линию фюзеляжа. Скорость на высоте 6300 м — 600 км/ч. Самолет Ла-5Ф выпускался серийно В первую очередь 1943 г.

Был выстроен один Ла-5Ф с облегченным оружием: одна 20-мм пушка ШВАК и один 12,7-мм пулемет УБС.

Ла-5Ф «облегченный». В начале 1943 г. был создан новый фонарь кабины с улучшенным обзором, имевший переднее и заднее бронестекла, выпуклую сдвижную часть и остекленную заднюю, медлено переходящую в пониженный гаргрот. Самолет имел уменьшенный запас горючего, поскольку два бензобака из пяти были сняты.

Строился серийно.

Ла-5 с двигателем М-71. Умелый экземпляр самолета оснащался двигателем М-71 мощностью 2000 л.с. Взлетный вес — 3526 кг, скорость на высоте 5500 м — 685 км/ч.

Из-за недоведенности мотора опробования окончены не были.

Ла-5ФН. Эта модификация самолета оснащалась двигателем М-82ФН, с ярким впрыскиванием горючего в цилиндры. Взлетная мощность мотора увеличилась более чем на 100 л.с. Выхлопные коллекторы были заменены личными патрубками (по 7 на каждой стороне). На верхней части капота разместили туннельный воздухозаборник Фюзеляж имел пониженный гаргрот. Была улучшена неспециализированная аэродинамика самолета, внутренняя герметизация фюзеляжа, теплоизоляция кабины со стороны двигателя.

Первый полет прошёл в марте 1943 г. С 1944 г. борта фюзеляжа у кабины были дополнительно обшиты узкими дюралюминиевыми страницами. Древесный лонжерон крыла заменен на железный, что разрешило уменьшить шасси. Взлетный вес снижен до 3290 кг.

Большая скорость возросла в среднем на 30 км/ч. Строился громадными сериями с лета 1943 г.

Ла-5ФН с ТК — вариант Ла-5ФН с турбокомпрессорами. В порядке опыта пара серийных Ла-5ФН переоборудовали нагнетателями конструкции Трескина. Самолет был признан неперспективным.

Ла-5УТИ — двухместный учебно-тренировочный вариант с мотором М-82Ф, оборудованный второй кабиной, с двойным управлением. Испытан в сентябре 1943 г. По главным чертям близок к серийному Ла-5Ф. Неспециализированная компоновка осталась неизменной. Но в отличие от Ла-5Ф правая пушка ШВАК, бронестекла фонаря, бронеспинка кресла, кислородное и радиооборудование не устанавливались.

Серийное производство начато в конце 1943 г. С 1944 г. кроме этого выпускался Ла-5УТИ с двигателем М-82ФН.

Боевое применение Ла-5

В первый раз Ла-5 были применены в сентябре 1942 г. под Сталинградом, пребывав на вооружении нескольких авиаполков. Модифицированные Ла-5Ф начали поступать во фронтовые части в начале 1943 г. А уже в июле первые полки, вооруженные новыми Ла-5ФН, участвовали в воздушных битвах на Орловско-Курской дуге.

В начале появления Ла-5Ф и Ла-5ФН на фронтах часто происходили нештатные обстановки: встречи со собственными же самолетами, экипажи которых еще не были привычны с силуэтами нового и внешним видом советского истребителя, время от времени заканчивались трагично, потому, что в определенных ракурсах самолет был весьма похож на германский истребитель FW190.

Самолеты Ла-5 деятельно принимали участие в военных действиях. Так, 14 сентября 1943 г. звено Ла-5, пребывав в патрулировании недалеко от Нежина, атаковало четверку истребителей FW 190, каковые штурмовали позиции отечественных армий Один германский самолет был сбит, остальные ушли без боя. Продолжив патрулирование, звено встретило 12 бомбардировщиков Ju 87, идущих к линии фронта.

Строй соперника удалось нарушить, но выходившая из атаки ведущая пара Ла-5 была атакована группой прикрытия FW 190. Один из германских истребителей был сбит начальником закрывающей пары, второй вышел из боя. По окончании комплекта высоты звено Ла-5 встретило новую группу бомбардировщиков. Одновременной атакой обеих пар Ла-5 три Юнкерса Ju-87 были сбиты в момент пикирования на отечественные позиции. Было совершено еще три боя и стёрт с лица земли один FW 190.

В следствии одного вылета произошло около десяти боев и было сбито 6 самолетов соперника.

24 сентября 1943 г. недалеко от Киева пара Ла-5 нападала 6 бомбардировщиков Хейнкель Не-111 и сбила один самолет. При выходе из пикирования оба истребителя Ла-5 были атакованы четверкой FW190. Переведя бой на вертикали, советские летчики перешли в наступление.

В сражении был сбит один Фокке-Вульф FW 190.

И в том и другом случае битвы происходили при большом численном превосходстве соперника. Не обращая внимания на это, германские летчики, утратив в атаке 1—2 автомобили, выходили из боя. Успех советских пилотов был обусловлен умением и слётанностью группы применять высокие маневренные качества собственных автомобилей.

Неповторимый по результативности воздушный бой совершил лейтенант Александр Горовец. На протяжении Курской битвы 6 июля 1943 г в одном бою на Ла-5 он стёр с лица земли 9 пикирующих бомбардировщиков Ju 87, и сам был сбит подоспевшими истребителями соперника. Посмертно ему присвоили звание Героя СССР.

На самолетах Ла-5Ф — Ла-5ФН вести войну такие советские летчики, как К.А Евстигнеев, В.И. Попков, А.В. Алелюхин, В.Д Лавриненков, Амет-Хан Султан, П.Я. Головачев и другие.

На истребителе Ла-5 начал собственный боевой путь трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. На самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 он принимал участие в 120 воздушных битвах, на протяжении которых сбил 62 самолета соперника.

Выпуск самолётов Ла-5 (1942 — 1944 гг.)1

Завод 1942 1943 1944 Всего
№21 1107 4619 3503 9229
№31 22 5 27
№99 184 102 286
№381 239 221 460
ВСЕГО 1129 5047 3826 10002

Примечания:

  1. Статистика серийного производства Ла-5 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 [?]

Тайны русского оружия. Закрывший небо — ЛА-5

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Истребитель ла-5.

    Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В начале 1941 года стало очевидным, что обещанный В.Я.Климовым мотор М-107, хоты и прошел…

  • Самолеты ла-5 и ла-7. фото. видео.

    Самолеты Ла-5 и Ла-7 входили в число одних из самых лучших самолетов Второй мировой. Первые самолеты Ла-5 были сконструированы всецело из древесины,…

  • Фронтовой истребитель миг-17ф (сф).

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1951 г. Для предстоящего улучшения летных черт МиГ-17 требовалось повысить тягу силовой…

  • Пассажирский самолет сталь-2.

    Разработчик: ООС, А.И.Путилов Страна: СССР Первый полет: 1931 г. В довольно маленьких количествах на внутренних линиях страны эксплуатировался…

  • Истребитель ла-5фн.

    Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Много хлопот индустрии и ВВС доставил карбюратор АК-82ВП мотора М-82, приводивший к…

  • Як-1

    Самолеты И-16 и И-153, составлявшие базу истребительной авиации, в конце 30-х годов уже не отвечали требованиям современного воздушного боя. Исходя из…