Тактическая авиационная ракета х-31.

      Комментарии к записи Тактическая авиационная ракета х-31. отключены

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1975 г.
Опробования: 1982-1987 гг.

Разработка противорадиолокационной ракеты (ПРР) Х-31 началась в 1975 году в ОКБ «Звезда». Необходимость ее создания была позвана тем, что ее предшественница, ПРР Х-27ПС, не удовлетворяла клиента по скорости полёта и своей дальности пуска, заставляя носитель создавать пуск ракеты в зоне досягаемости ЗРК «Усовершенствованный Хок» и «Найк Геркулес» с маневром ухода от цели, что, со своей стороны, разрешало расчету ЗРК выключать РЛС, тем самым срывая наведение ПРР.

Предполагалось, что новая ракета будет иметь дальность пуска около 60 км и массу менее 400 кг, причем высокая (порядка 750 м/с при пуске на дальность 25 км с малой высоты) скорость разрешит ей обеспечить поражение фугасной боевой частью РЛС ЗРК «Усовершенствованный Хок» раньше, чем выпущенная им ЗУР достигнет носителя. По РЛС ЗРК «Найк Геркулес» удары планировалось наносить вне территории досягаемости ЗУР. Планировалось вооружить ПРР ударные самолеты третьего поколения типа МиГ-27, Су-17Су и М-24, на каждом из которых должно было размещаться как минимум несколько ракет.

Тактическая авиационная ракета х-31.

Проекции Х-31П. Схема.

Для обеспечения требуемой средней скорости при заданной массе было решено применять ПВРД. Для разгона ракеты до скорости запуска ПВРД употреблялся стартовый твердотопливный ускоритель, что удалось разместить в камере сгорания ПВРД.

В ходе проектирования стало ясно, что создать ракету массой менее 400 кг не удастся в первую очередь из-за трудности создания малогабаритного ПВРД. Так, вместо легкой ПРР была взята ПРР средней дальности для подавления ПВО с дальностью пуска, вдвое превосходящей заданную первоначально. Был расширен кроме этого список РЛС-целей для ракеты Х-31 за счет включения в него РЛС ЗРК SAM-D (будущий «Патриот»), и обзорных РЛС, трудящихся в диапазонах частотных литер В и С, для чего Омскому НПО «Автоматика» было выдано задание на проектирование трех ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), трудящихся в данных диапазонах.

В ходе создания ракеты Х-31 во второй половине 70-ых годов двадцатого века вышло правительственное распоряжение о создании на ее базе противокорабельного варианта, взявшего обозначение Х-31А, предназначенного для поражения надводных судов водоизмещением до 4500 т. Для этого на ракете Х-31 была установлена активная радиолокационная ГСН и проникающая боевая часть вместо осколочно-фугасной. Совершённые расчеты продемонстрировали, что возможность попадания ракеты Х-31А не учитывая огневого противодействия в одиночную морскую цель типа эсминец (ЭПР = 5000 м2) образовывает 0,6-0,9, типа ракетный катер (ЭПР = 500 м2) при ее маневрировании — 0,8, которая понижается до 0,55 при наличии группы из трех катеров, наряду с этим требуется около трех прямых попаданий ракет для утраты целью типа эсминец боеготовности.

Проекции Х-31А. Схема.

Заводские летные опробования ракеты Х-31 начались в мае 1982 года на самолете МиГ-27М. На них ракета была предъявлена в вариантах Пр1 и Пр2, и ее габаритно-массовые макеты для проверки аварийного сброса. Оснащенная макетом и стартовым двигателем маршевого двигателя Х-31Пр1 предназначалась для отработки отделения ракеты, ее стабилизации и старта на стартовом участке.

Х-31Пр2 со стартовым и маршевым двигателями силовой установки предназначалась для отработки запуска маршевого двигателя, определения ее черт, оценки работоспособности совокупности стабилизации, проверки аэродинамических и баллистических черт.

22 ноября 1983 года начался этап «А» национальных совместных опробований ракеты Х-31 с ГСН ПРГС-4ВП в составе совокупности оружия самолета МиГ-27М.
К этому времени Х-31 претерпела конструктивные трансформации, снаружи выразившиеся в первую очередь в трансформации формы крыла и места его установки для увеличения устойчивости ракеты. Параллельно с начавшимся 28 августа 1984 года этапом «Б» национальных совместных летных опробований ракеты Х-31 в комплексе оружия МиГ-27М был создан список мероприятий по модификации ракеты Х-31 с целью увеличения ее эффективности. Улучшения баллистических черт планировалось достигнуть понижением аэродинамического сопротивления за счет исполнения носовой части в едином калибре (360 мм) с камерой сгорания маршевой ступени, что кроме этого приводило бы к повышению запаса маршевого горючего, уменьшению габаритов бугелей, устранению зазоров и щелей между сопрягаемыми элементами каркаса, установке рулей в плоскости крыльев и др.

Технологический процесс планировалось усовершенствовать за счет обеспечения лучшего подхода к соединяемым штепсельным разъемам, прокладки жгутов в отсеков для обеспечения их надежной термоизоляции, более упрощения монтажа и рациональной компоновки агрегатов. Эксплуатационная надежность увеличивалась методом снаряжения ракеты и обеспечения досборки без ее расстыковки за счет установки блока розжига, прокладки части жгутов электросхемы и их проверки при сборке двигателя, установки пиропатронов на заводе без снятия обтекателей при эксплуатации, установки боевой части через люк, а не с торца, приводившего к необходимости отсоединения отсека с аппаратурой управления и наведения. Был совершён детальный анализ каждого элемента конструкции для понижения стартовой массы ракеты.

В феврале 1986 года удачно были совершены летно-конструкторские опробования модернизированной ракеты Х-31П. В мае продолжился этап «Б» национальных совместных летных опробований комплекса оружий самолета МиГ-27М с умелой ракетой Х-31П и умелой аппаратурой «Прогресс-Н».

В первых числах Июня 1987 года этап «Б» летных опробований был закончен и ракета рекомендована к принятию и серийному производству на вооружение.

Заводские летные опробования ракеты Х-31П с ГСН ПРГС-5ВП начались в январе 1986 года и проводились на самолете МиГ-27М с аппаратурой «Прогресс-Н». После этого в феврале 1987 года подключили самолет Су-24М, на двух самолетах продолжили летно-конструкторские опробования ракеты Х-31А. В третьем квартале 1987 года были выполнены практические пуски ракеты Х-31П с ПРГС-5ВП с самолета Су-24М, разрешившие удачно завершить заводские летные опробования 8 сентября 1987 года.

В последних числах Сентября 1987 года начались национальные совместные летные опробования данной ракеты, проводившиеся на самолетах МиГ-27Су и М-24М и удачно завершившиеся в последних числах Марта 1988 года, по окончании чего Х-31П с ПРГС-5ВП была рекомендована к принятию на вооружение.

Ракета Х-31П на транспортировочной тележке.

Ракета Х-31П.

В марте 1988 года начались заводские летные опробования ракеты Х-31П с ПРГС-6ВП. Они были закончены в последних числах Апреля 1988 года, после этого во второй половине 1988 года были совершены национальные совместные опробования данного варианта ракеты в составе оружия самолета МиГ-27М, завершившиеся с хорошим результатом.

Так как разведывательно-прицельная станция, трудящаяся в литерах В + С и В’ и предназначенная для установки на Су-24М к этому времени не была создана, совершить пуски ракет Х-31П с ГСН ПРГС-6ВП с него не представлялось вероятным. Исходя из этого умелый самолет Су-24М, доработанный для применения ракет Х-31П, был задействован в мае 1988 года с целью проведения контрольно-серийных опробований ракет Х-31П выпуска 1987 года, на протяжении которых проверялись кроме этого возможности применения с самолета ракет Х-31П с ГСН ПРГС-4ВП.

В июне 1986 года начались летно-конструкторские опробования ракеты Х-31А на двух самолетах Су-24М (Т-6М30 и Т-6М37), завершившиеся 21 октября
1988 года с хорошим результатом. Национальные совместные опробования ракета Х-31А прошла на Су-24М с 20 марта по 7 декабря 1989 года. На протяжении них фактически все ракеты поразили мишени.

Ракета Х-31А на транспортировочной тележке.

Ракета Х-31А.

Ракета Х-31А. 

Серийное производство ракеты Х-31П на Калининградском производственном объединении «Стрела» (сейчас ГНПЦ «Звезда-Стрела») началось во второй половине 80-ых годов XX века, ракеты Х-31А — в первой половине 90-ых годов XX века.

Ракета Х-31П выполнена по обычной аэродинамической схеме с Х-образным размещением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные совокупности:

— планер. Выстроен по конструктивной схеме полумонокок, при которой каркасы отсеков имеют силовую обшивку, подкрепленную шпангоутами, и складывается из корпуса, технологически делящегося на три отсека, четырех консолей крыла и четырех рулей. Выполнен из жаропрочных сталей и титановых сплавов, в маленьком количестве употребляются кроме этого композитные материалы и дюралюминий;

— комбинированную двигательную установку 31ДПК, включающую маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 31ДП с топливной системой и блоком запуска и положенный в его камеру сгорания стартовый ускоритель 31ДТ-1 с заливным зарядом жёсткого горючего;

— пассивную радиолокационную ГСН. На ракете устанавливаются сменные ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), унифицированные по конструктивно-технологическим, электрическим и информационным связям;

— комплексную совокупность управления ракетой КСУР-72, включающую блок управления БУ-75 серии 2 (два датчика линейных ускорений не сильный-ВД-20с, три свободных гироскопа ГС-12В1, три измерителя угловых ускорений ИУУ-М-3, два вычислителя продольного канала, вычислитель крена, стабилизатор формирования и устройство команд) и четыре пневматических (рабочее тело — азот) привода ППН-24, отклоняющихся дифференциально и употребляющихся для управления по тангажу и стабилизации и курсу по крену;

— осколочно-фугасную боевую часть. Складывается из корпуса и размещенного внутри его разрывного заряда с дополнительными детонаторами. По внутренней поверхности обечайки корпуса, в ее верхней передней и нижней задней частях вклеены полуцилиндрические осколочные блоки, воображающие собой комплект размещенных на тонколистовой подложке металлических элементов с полуготовыми осколками;

— контактное взрывательное устройство КВУ-77 в составе совокупности контактных датчиков СКД-77 и двух предохранительно-аккуратных механизмов 099М5. Все датчики (четыре Б-48-1 инерционно-волнового действия и четыре 108Д5 реакционного действия) поделены на два свободных канала, любой из которых подключен к собственному ПИМу;

— пневмосистему, складывающуюся из трех пневомблоков с азотом, разных редукторов, пироклапанов, трубопроводов и штуцера;

— систему электропитания, включающую источники электричества (ампульная батарея БА-501 и блок питания БП-77М) и электрическая сеть (электрожгуты, разъемы стыковки, контроля и безопасности, блок автоматики БА-77М-01 и предохранительный механизм ПМ-77).

Ракета Х-31А в большой степени унифицирована с ракетой Х-31П и имеет неспециализированные с ней планер, двигательную установку, электропитания и системы электроавтоматики, рулевые приводы. Вместо ПР ГСН установлена АР ГСН АРСН-31, за которой размещаются радиовысотомер А069 и проникающая боевая часть с модернизированной совокупностью контактных датчиков. В составе КСУР-72 был установлен новый блок управления БУ-77 вместо БУ-75.

Ракета Х-31А на МАКС-2003.

В строевые части ракеты Х-31П и Х-31А не поступали, поскольку доработка носителей для их применения не проводилась из-за отсутствия денежных средств. К настоящему времени выполнены успешные пуски ракет Х-31П с трех самолетов МиГ-27М, одного МиГ-27К и одного Су-24М. Пуски ракет Х-31А выполнялись с двух самолетов Су-24М (один из которых делал пуски и Х-31П) и одного из опытных образцов МиГ-29М.

МиГ-27К с перспективной ракетой Х-31П.

Ракета Х-31А есть первой тактической противокорабельной ракетой (ПКР), предназначенной для оружия ударных самолетов фронтовой авиации, и авиационных аналогов не имеет. ВМФ располагает ракетами с подобным типом двигательной установки («Москит», «Оникс»), но при стартовой массе порядка нескольких тысячь киллограм их тяжело разместить на самолетах фронтовой авиации. За границей аналогов ракеты Х-31А не существует.

На базе Х-31П в 1980-1989 годах была создана мишень М-31, предназначенная для имитации противорадиолокационных отработки и ракет совокупностей ПВО. От противорадиолокационной ракеты она отличается конструкцией второго отсека, где размещены радиовысотомер А069, приемоответчик для внешнетраек-торных измерений, телеметрическая аппаратура, совокупность ликвидации. Трансформации коснулись кроме этого одного из хвостовых обтекателей, где проложены электрожгуты для трассера, установленного в хвостовой части.

Траектория полета мишени такая же, как и у ракеты Х-31П, но на конечном участке предусмотрен маневр безопасности, на протяжении которого мишень выходит на высоту 60 м, направляться на ней и после этого пикирует за позицией РЛС, на которую она наводилась. Летно-конструкторские и национальные опробования М-31 были совершены с 26 марта по 10 июня 1989 года и закончились с хорошим результатом. На протяжении них с опытового самолета Су-24М было выполнено 5 пусков.

Варианты окраски ракет Х-31. Рисунок 1.

Варианты окраски ракет Х-31. Рисунок 2.

Варианты окраски ракет Х-31. Рисунок 3.

Тактике-технические эти ракеты Х-31П / Х-31А:

Протяженность ракеты, мм: 4700 / 4700
Диаметр ракеты, мм: 360 / 360
Размах крыла, мм: 914 / 914
Стартовая масса ракеты, кг: 592-594 / 610
Большая дальность при высоте пуска:
— большой, км: 110 / 50
— минимальной, км: 40 / 30
Минимальная дальность при высоте пуска:
— большой, км: 15 / 10
— минимальной, км: 15 / 10
Диапазон высот пуска, км: 0,1-15 / 0,1-12
Диапазон скоростей пуска, М: 0,6-1,3 / 0,6-1,3
Скорость полета ракеты:
— большая, м/с: 950 / 950
— средняя (на дальности, км), м/с: 750 (45) / 750 (на 30)
Время управляемого полета, с: 120 / 120
Располагаемая перегрузка, g: 10 / 10
Точность (Екво), м: 5 / 5
Тип боевой части: ОФ / Пр
Масса боевой части, кг: 85,5 / 94,5
Тип двигателя: ПВРД + РДТТ / ПВРД + РДТТ
Тип совокупности наведения: ПР / АР

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-почва».
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. системы и Боевые комплексы день назад, сейчас на следующий день.

Тактическая противокорабельная ракета Х-35Э(Kh-35E)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: