Тактическая авиационная ракета х-66 («изделие 66»).

      Комментарии к записи Тактическая авиационная ракета х-66 («изделие 66»). отключены

Разработчик: КБ завода №455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1966 г.
Опробования: 1967-1968 гг.
Принятие на вооружение: 1968 г.

С повышением высоты и скорости полёта самолётов фронтовой авиации точность применения классического оружия быстро снизилась. В один момент шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков армий. Всё это стало причиной необходимости разработки нового вида оружия — управляемых авиационных ракет. Опыт войны во Вьетнаме поставил этот вопрос ребром.

В 1965 году, во время интенсификации военных действий (по окончании разрушения ВВС Соеденненых Штатов стратегического моста через р. Красная прямым попаданием управляемых ракет AGM-12 «Булл-пап», примененных с самолетов «Супер Сейбр») вьетнамская сторона попросила советское правительство довооружить самолет МиГ-21ПФМ управляемыми средствами поражения наземных целей. Но в то время СССР подобным оружием не обладал.

Вследствие этого Главным конструктором А.И.Микояном было дано noручение комплексу оружия ОКБ (глава комплекса В.Г.Кореньков) дать технические предложения согласно решению данной неприятности в малейшие сроки. Потому, что задача ставилась применительно к самолету МиГ-21ПФМ, то поиск решения проблемы со всей очевидностью лежал в области устранения недочётов совокупности оружия данного самолета, распознанных при пуске ракет РС-2УС по земле, изложенных в акте № 50. Анализ параметров контура и материалов акта управления ракеты, совершённого сотрудниками НИИ-2 (ГосНИИАС) Р.Д.Кузьминским, Г.А.Кирюшиным и другими, продемонстрировал воможность обеспечения приемлемой точности наведения для действенного поражения целей боевой частью массой 100 кг.

В ОКБ Микояна (В.Г.Кореньков, Н.Н.Завиданов, В.Н.Анисимов др.) совместно с ГосНИИАС (Р.Д.Кузьминский, Г.А.Кирюши В.А.Черке и др.) были созданы технические предложения создания первой отечественной тактической ракеты класса «воздух-поверхность» на базе межвидовой унификации (модернизированный двигатель жёсткого горючего ракеты К-8 класса «воздух-воздух», аппаратура управления, пневмоблок, батарея ракеты РС-2УС класса «воздух-воздух», взрывательное устройство НРС-24 и др.).

По окончании одобрения коллегией МАП технические предложения были переданы на Калининградский машиностроительный завод.

Приказом министра авиационной индустрии П.В.Дементьева, № 100 от 12 марта 1966 года на КМЗ для разработки конструкторской документации ракеты Х-66 создается ОКБ. Главным конструктором ОКБ был назначен Ю.Н.Королев. Для реализации проекта ракеты Х-66 из ОКБ Микояна был переведен В.Г.Кореньков, назначенный на пост помощника главного конструктора.

Летная отработка ракеты Х-66 совершена с 1967 по 1968 гг., и приказом военного министра № 0075 от 20.06.1968 г. ракета была принята на вооружение.

Ракета Х-66 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным размещением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные совокупности:

— планер. Выполнен из алюминиевых (25,5%) и магниевых (24,7%) сплавов, не считая корпусов двигателя и боевой части, выполненных из стали (43%), покрыт антикоррозийным покрытием и технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла, любая из которых имеет элерон, четыре руля и гаргрот;

— двигатель ПРД-204 (изделие З96-Пс64). есть однокамерным однорежимным твердотопливным ракетным двигателем с вкладным пороховым зарядом. Двигатель ПРД-204 имел суммарный импульс 10850 кгс, большую тягу 3500 кг, время работы 4,0-6,7 сек., массу горючего 62 кг, массу снаряженную 118 кг;

— осколочно-фугасно-кумулятивную боевую часть Ф-66, складывающуюся из металлического корпуса, в котором размещено снаряжение (взрывчатое вещество ТГ40) и имеется гнездо для взрывателя. Снабжает пробивание гомогенной брони толщиной до 250 мм и поражение по типу «С» кабины РЛС в радиусе до десяти метров;

— взрывательное устройство ЭВУ-Н-29, складывающееся из взрывателя ЭВУ-Н-29, в литом корпусе которого размещены узел дальнего взведения и элементы электроцепи, и реакционного контакта. Снабжает подрыв боевой части при встрече ракеты с преградой не ранее чем через 4-8 сек. по окончании пуска;

— стабилизации и аппаратуру управления. Она складывается из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по курсу и тангажу ДА-2СА и ДА-3СА, любой из которых включал управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления;

— аппаратуру наведения 5И-1-Б, складывающуюся из штыревой антенны, высокочастотной части приемного устройства, блока и приёмника управления и снабжающую прием радиосигналов с бортовой РЛС сигналов и носителя датчиков линейных ускорений ДА-11 и преобразование их в управляющие токи распределенные по каналам управления;

— воздушную совокупность, складывающуюся из пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для раззаретирования обеспечения и гироскопа работа рулевой машинки, и раззаретирования датчиков ускорений, трубопроводов и коллектора для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков раскрутки демпфирующих гироскопов, раззаретирования рулей;

— электросистему, складывающуюся из аккумуляторной батареи 949Ф, электросети и электрооборудования.

Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, и технологическую взамозаменяемость ее отсеков и агрегатов, что достигается размещение аппаратуры в виде отдельных блоков:
— 1-й отсек является реакционный контакт электровзрывательного устройства, сделаный в форме двух изолированных один от другого конусов;
— 2-й отсек выполнен из двух частей, в которых установлены рулевые блоки ДА-2С и ДА-3С (либо ДА-2СА и ДА-3СА), предохранительный механизм с чекой, бортовой источник электропитания. На корпусе отсека крепятся рули;
— 3-й отсек является боевую часть, с заднего торца которой устанолен взрыватель;
— 4-й отсек — пороховой ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены узлы запуска подвески и контакты двигателя под носитель;
— 5-й отсек — место размещения блока крена ДА-1 А, двух датчиков линейных ускорений, пневмоблока, элементов электрооборудования. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеются бортовой и контрольный электроразъемы;
— 6-й отсек — место размещения аппаратуры наведения.

Серийное производство ракеты началось на Калининградском машиностроительном заводе во второй половине 60-ых годов XX века и к 1972 году было выпущено 1175 ракет данного типа. По окончании 1972 года в ходе серийного производства на Х-66 стали устанавливать:

— двигатель ПРД-228 (изделие 393-11) с ракеты Х-23, имевший если сравнивать с ПРД-204 более высокие энергетические и эксплуатационные характеристики. Он допускал 50 взлетов-посадок вместо 5, имел возможность употребляться в тропических условиях и при кинетическом нагреве ±150°С;

— ампульный пневмоблок (с ракеты Х-23) вместо пневмоблока, что стало причиной изменения в воздушной совокупности ракеты;

— блок питания МБП-66 (включает две термохимические батареи 9Б16) вместо батареи 949Ф, что стало причиной изменения в электрооборудовании и электросхеме ракеты и разрешило повысить дальность прицельного пуска до десяти километров и время управляемого полета до 19 сек.

Главными целями ракеты Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, бронемашины, малотоннажные корабли и железнодорожные эшелоны. По окончании обнаружения цели летчик пикировал на нее, прицеливаясь по коллиматорному прицелу ПКИ с неподвижной маркой, наряду с этим луч РЛС РП-21М был «закреплен» и совпадал с прицельной маркой. Пуск ракет вероятен с пикирования под углом 10-30° как одиночно, так и залпом.

По окончании нажатия боевой кнопки включается часовой механизм программного регулирования усиления по мощности и дальности поступающего на борт радиосигнала, происходит запуск двигателя, ракета сходит с направляющей и летит самостоятельно, стабилизируясь около продольной оси. Приблизительно через 1,5 сек. по окончании схода с пускового устройства Х-66 входит в луч бортовой РЛС носителя и аппаратура наведения начинает производить сигналы для удержания ее на равносигнальной линии радиолуча.

В конце активного участка полета происходит ракета и полное взведение взрывателя всецело готова к подрыву, что происходит при ее встрече с преградой. До этого момента летчик обязан удерживать марку прицела на цели.

Единственным носителем ракеты Х-66 был самолет МиГ-21ПФМ, что имел возможность брать две ракеты, размещавшиеся на правой и левой подкрыльевых точках подвески на пусковых устройствах АПУ-68У.

На точность наведения воздействовали как сам метод наведения, зависящий от дальности, так и состав оборудования носителя, не имевшего САУ, разрешающей демпфировать личные колебания самолета и, следовательно, радиолуча. Центральная марка прицела на предельных дальностях прикрывала малоразмерную цель, мешая прицеливанию.

ТТХ ракеты Х-66 (выпуска 1969 г. / выпуска 1974 г.):
Большая дальность пуска, км:
— с большой высоты пуска: до 6 / до 10
— с минимальной высоты пуска: до 6 / до 10
Минимальная дальность пуска, км:
— с большой высоты пуска: до 3 / до 3
— с минимальной высоты пуска: до 3 / до 3
Диапазон высот пуска, км: 0,5-5,0 / 0,5-5,0
Диапазон скоростей пуска, км/ч: 560-1100 / 560-1100
Скорость полета, м/с:
— большая: менее 700 / 700;
— средняя (на дальности, км): 430-600 / 420-570
— минимальная конечная: менее 300 / 300
Время управляемого полета, сек: до 15 / до 25
Располагаемая перегрузка, g: до 11 / до 11
Точность (Екно), м: 8,2 / 8,2
Размеры ракеты, мм:
— протяженность: 3631 / 3631
— диаметр: 275 / 275
— размах крыла: 811 / 811
Стартовая масса ракеты, кг: 278 / 278
Macca боевой части, кг: 105 / 105
Тип боевой части: ОФК
Тип двигателя: РДТТ
Тип совокупности наведения: по радиолучу
Условия применения: простые метеоусловия
Носители: МиГ-21ПФМ.

Тактическая авиационная ракета х-66 («изделие 66»).

Ракета Х-66 в музее Корпорации «Тактическое ракетное оружие».

Х-66. Рисунок.

Х-66. Схема.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. системы и Боевые комплексы день назад, сейчас на следующий день.
А.В.Карпенко, С.И.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-почва».

Высокоточная Ракета Х-25. Ударная сила

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: