Тактическая авиационная ракета х-23 «гром» («изделие 68»).

      Комментарии к записи Тактическая авиационная ракета х-23 «гром» («изделие 68»). отключены

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1966 г.
Опробования: 1967-1969 гг.
Принятие на вооружение: 1974 г.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века были совершены опробования по применению ракет РС-2УС класса «воздух-воздух» по наземным целям. Таковой вариант применения был признан вероятным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и не сильный боевой части. В 1965 году Вьетнам, успев убедиться в эффективности американской ракеты AGM-12 «Булл-пап» в разгоревшейся Вьетнамской войне, запросил Советское правительство о возможности поставки ракет класса «воздух-поверхность».

В ответ на данный запрос, ОКБ Микояна совместно с Национальным НИИ авиационных совокупностей создали технические предложения по разработке таковой ракеты. Пройдя одобрение на коллегии Министерства авиационной индустрии (МАП) технические предложения были переданы в ОКБ-134 (с 1966 года — МКБ «Вымпел») и на завод № 455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»).

ОКБ-134 разрабатывала ракету под обозначением Х-23 управляемую лётчиком посредством радиокомандной совокупности наведения. Но, выполнить требования по интеграции совокупности наведения в существующие типы самолётов ОКБ-134 не получалось, сроки исполнения проекта затягивались.

Весной 1966 года ВВС СССР приняли предложение завода № 455 о разработке ракеты на базе отработанного принципа наведения по лучу самолетной РЛС и с применением уже производимых заводом узлов серийных ракет РС-2УС и К-8, включая двигатель, элементы корпусов и аппаратуру наведения, базировавшееся на опыте с применением РС-2УС по наземным целям с самолёта МиГ-19ПМ. Главным требованием к ракете было размещение замечательной 100-килограммовой боевой части.

12 марта 1966 года, для разработки КД ракеты взявшей обозначение Х-66, на заводе № 455 приказом № 100 МАП из серийного отдела, сопровождавшего на производстве ракеты РС-2УС и К-8, было создано умело-конструкторское бюро (ОКБ). Начальником нового ОКБ был назначен Юрий Николаевич Королёв.

Двигатель Х-66 заимствовался у К-8, наряду с этим он оснащался двухсопловым блоком, как у ракеты РС-2УС, выводившим истекающие газы по бокам корпуса (так как в хвостовом отсеке размещалась приемная антенна и аппаратура радиокомандной совокупности наведения). С ракеты РС-2УС была забрана совокупность наведения по направленному радиолучу самолётного радиолокационного прицела РП-21 и узел подвески.

Лётные опробования Х-66 были совершены во время с 1967 по 1968 год и закончились принятием её на вооружение, в соответствии с приказу военного министра № 0075 от 20 июня 1968 года. Создание ракеты Х-66 кроме того не обращая внимания на все примененные в ней инновации, в целом возможно разглядывать лишь как «затыкание дыр» в совокупности оружий фронтовой авиации.
Во-первых, использование данных ракет допускалось только с носителей оснащенных радиолокационными станциями семейства РП-21 — некоторых модификациях МиГ-21, очень маленьких МиГ-23С, экспортных МиГ-23МФ.
Во-вторых, на протяжении применения Х-66 исключалось маневрирование носителя: самолет должен был пикировать на цель под углом до 30°. Наряду с этим угол и курс тангажа должны были быть неизменными. Это увеличивало уязвимость носителя к огню зенитных орудий.

Помимо этого, метка прицела на громадных дальностях закрывала цель, кроме возможность наблюдения летчика за ней.
В-третьих, на протяжении наведения ракеты летчику нужно было функционировать так же, как при поражении цели стрелково-пушечным оружием, но цель нужно было удерживать на метке прицела большое время, а не пара секунд. В боевой обстановке пилоту было достаточно тяжело осуществлять постоянное прицеливание корпусом сверхтяжелой автомобили. Данное событие вело к большому понижению точности попаданий.

Так, создание ракеты Х-66 не снимало задач по разработке более идеальной ракеты. В качестве таковой ракеты еще раньше была задана ракета Х-23. Но сам факт начала разработок в калининградском конструкторском бюро подтолкнул управление авиапромышленности ответу передать во второй половине 60-ых годов двадцатого века тему Х-23 от перегруженного МКБ «Вымпел» в ОКБ Калининградского машиностроительного завода, так к этому времени именовался завод № 455.

С 1966 года ОКБ практически сформировалось в отдельную, независимую организацию, которая с 1976 года именовалась ОКБ «Звезда». Со своей стороны Калининградский машиностроительный завод был переименован в Машиностроительный завод «Стрела». Калининградские конструкторы, ознакомившись с аванпроектом выпущенным «Вымпелом», по большей части, применяли тех. решения, касающиеся совокупности наведения, но в остальном, что касается двигателя, «автопилота» и железа, забрали за базу Х-66, которая внедрялась в серию.

Собранные десять ракет Х-23 («изделие 68») испытывались с конца 1967 года по финиш 1969 года. На этих опробованиях было распознано влияние продуктов горения трассера на приёмник радиокомандной совокупности кроме этого размещённый в хвостовой секции, что потребовало доработки ракет.

Национальные опробования ракеты Х-23 в составе оружия самолётов Миг-23 и Миг-23Б были начаты 20 марта 1970 года. К 3 октября 1973 года, моменту завершения ГИ, было выполнено много пробных пусков. В первой половине 70-ых годов XX века Х-23 была принята на вооружение.

Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане распознал большие недочёты этого изделия, связанные, первым делом, с применением радиокомандной совокупности наведения. По окончании пуска ракеты летчику приходилось в один момент совмещать центральную метку прицела с изображениями цели и ракеты, смотреть за обстановкой, маневрировать, уклоняться от зенитного огня и самолётов противника. На базе ракеты Х-23 создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной совокупностью управления.

В будущем в отечественных ВВС ракеты Х-23 и Х-23М были заменены ракетами Х-25МР.

Ракета Х-23 имела аэродинамическую схему «утка». Наведение радиокомандное визуальное по трассеру способом «трех точек». Трассер установлен на кронштейне под хвостовой частью ракеты. Время телеуправления 27 сек. Для наведения ракет Х-23 употреблялась бортовая самолетная аппаратура наведения «Дельта-Н», «Дельта-НМ».

Вероятно использование подвесного контейнера с аппаратурой наведения — «Дельта-НГ». На учебно-боевых самолетах МиГ-23УБ для наведения ракет Х-23 употреблялась встроенная в правую неподвижную часть крыла аппаратура «Дельта-НМ». На протяжении наведения летчик, смотря за трассером ракеты, корректировал ее отклонение от цели перемещениями вверх-вниз и влево-вправо намерено подвижной кнопки — кнюпеля на ручке управления.

При опробованиях выявилась ненадежность наведения — обстоятельством выяснилось влияние трассера, смонтированного рядом с приемной антенной бортовой совокупности наведения «Дельта-Р1М». Рупорная ее волноводы и антенна нагревались и вибрировали. Ликвидируя недочёты, трассер заменили и вынесли под корпус ракеты на кронштейн.

Полуавтоматическое наведение Х-23 осуществлялось посредством теплонеленгатора, отслеживающего полет ракеты по ее трассеру. В этом случае от летчика требовалось лишь удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды. Данный способ был использован в совокупности наведения «Аркан» на Су-24М, где употреблялся телевизионный пеленгатор ракет «Таран-Р», машинально определявший угловые координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию.

Пуск Х-23 был вероятен с пикирования и с горизонтального полета, но по окончании него пилот все же был связан в маневре — ракету необходимо было удерживать в поле зрения и створе радиолуча до попадания в цель. По данной причине дальность пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность атаки снижал и чисто психотерапевтический фактор — натолкнувшись на пламя ПВО, летчик прекращал слежение за целью и все внимание уделял противозенитному маневрированию.

Частично эти недочёты были устранены в модернизированном варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более трассёром и совершенной системой радиоуправления повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5), облегчавшим визуальное сопровождение. Пара поменяна была форма оперения и аэродинамика ракеты. Новое оборудование «Дельта-Р2М» разрешило возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение ракеты.

Пуск ракеты производится с истребителя-бомбардировщика, летящего со скоростью от 550 до 1500 км/ч на высоте от 100 до 5000 м. Угол пуска по отношению к цели от 2° до 40°. Подвеска Х-23 осуществлялась на авиационные пусковые устройства АПУ-68У (УМ).

Двигатель твердотопливный с суммарным импульсом тяги 110000 н/с.

Боевая часть ракеты кумулятивно-осколочно-фугасная, снаряжена замечательным взрывчатым веществом типа ТГ-40. В двух бортовых сегментах боевой части помещено 1488 готовых поражающих элементов — металлических кубиков с ребром 10 мм, каковые при подрыве разлетались вбок и вперед. БЧ снабжала целое поражение небронированных целей в радиусе до сорока метров и уничтожение защищенных объектов с толщиной брони до 250 мм.

БЧ снабжалась неконтактным взрывателем РОВ-19Л, снабжавшим подрыв при пролете над целью, а при прямого попадания срабатывали находящиеся в рулевом отсеке контактные датчики СКД-24.

Для обучения летчиков навыкам боевой работы с ракетой Х-23, спроектирован наземный тренажер ТНР-23.

ТТХ:
Протяженность, мм: 3591 (3630)
Большой диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах крыла, мм: 785
Размах рулей, мм: 424
Стартовый вес ракеты, кг: 289
Вес ракеты в конце активного участка, кг: 225
Вес боевой части, кг: 111
Дальность прицельной стрельбы, км: 2-10
Скорость полета, м/с: 750
Высота применения, м: 100-5000
Круговое возможное отклонение, м: 6
Возможность попадания: 0,56-0,62
Самолет-носитель: МиГ-23, МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23УБ, МиГ-27М, Су-24М, Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-22М, Як-38.

Тактическая авиационная ракета х-23 «гром» («изделие 68»).

Ракета Х-23.

Ракета Х-23.

Ракета Х-23.

Ракета Х-23.

Х-23М. Компоновочная схема.

Проекции Х-23. Схема.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
Издание «Техника-Молодежи» № 2 за 1993 г. Н.Сойко, Н.Якубович. Русские молнии под индексом Х.

Система ракетного наведения

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: