Сторожевые корабли российской империи, часть i (орлы отечества)

      Комментарии к записи Сторожевые корабли российской империи, часть i (орлы отечества) отключены

Хорошего времени дней, коллеги. Сейчас я начинаю публиковать собственные наработки касательно сторожевых судов Российского Императорского флота в моей альтернативе. Так как тема весьма объемная, то буде разбита на пара частей, и сейчас обращение отправится о первых представителях этого класса.

Рассмотрены будут 4 типа, от бензиновых патрульных судов начала XX века до главных рабочих лошадок РИФ в годы ВОВ.

Вступление

Сторожевые корабли российской империи, часть i (орлы отечества)

Я вот как бы не фанат малого флота, но пр. 122А красив.

Увлечение малым флотом по большому счету для меня нетипично. Обстоятельств тому хватает – основная из них пребывает в том, что штучные либо практически штучные громадные суда куда несложнее воспринять и понять, чем серии из десятков, в противном случае и сотен однообразных судов, да и элементарное правило размер имеет значение еще никто не отменял. Но понимаете, как время от времени не редкость – сидишь, никого не трогаешь, пишешь альтернативу по Карфагену, в этот самый момент каааак накрыло…

В общем, решил возвратиться до тех пор пока к флоту, и до тех пор пока желание заниматься им распространилось более на современные (в случае если правильнее – послевоенные) суда.

В этот самый момент понеслась волна заморочек, характерных для меня. В первую очередь, я не могу заниматься более поздними судами, не проработав более ранние (не смотря на то, что имеется и исключения из этого правила), а так как проработаны у меня пока только броненосцы, то современный флот начать раскуривать не было никаких шансов. Но имеется пара классов судов, каковые появились недавно, и потому шансы как возможно стремительнее заняться современкой с ними были выше.

Самым большим из них стали СКР, либо сторожевые суда – так что дело пошло, и по сей день я уже практически закончил отрисовку и проработку ветки развития судов этого класса.

Увижу кроме этого, что классификация судов у меня собственная, и на нее отпечаток накладывает еще царская традиция разделения судов на ранги. Кроме этого я не имел возможности не постараться упростить все то обилие разных типов судов в ВМФ СССР в действительности, и привнести какую-то рациональную струю, и более сосредоточиться на тяжелых судах. Потому количество серий судов также потеряло работу .

К чему я говорю все это? У меня нет никаких громадных охотников на ПЛ, малых охотников, да и СКР не совсем настоящие СКР. В случае если проводить аналогии с западной традицией, то СКРами у меня будут корветы, а фрегаты возьмут наименование миноносцев (и в том месте ветка развития кроме этого будет идти сплошной, с конца XX века и до современности, пройдя от номерных миноносцев, через настоящие СКР типа Ураган и до 11356, либо около того).

Так, акцентирую внимание сотрудников на том, что по моей классификации СКР – это суда прибрежного радиуса действия маленького водоизмещения, предназначенные в первую очередь для ПЛО, а после этого и для ПВО, т.е. по зарубежной классификции мои СКР – это корветы. В задачи не закладывается бой с судами соперника (разве что с катерами) либо оперирование в открытом море – для этого будут строиться миноносцы (несложнее говоря – фрегаты), да и массовость по защите берега будут снабжать среди них и сторожевые катера (настоящие малые охотники и другие).

Как и в прошлых статьях про броненосцы, я буду обрисовывать только неспециализированную историю судов, и укажу на трансформации в том месте, где настоящие образцы были переделаны под изюминки альтернативы. Обстоятельство кроется в многочисленности обрисовываемых судов – я, простите, дуба дам, в случае если постараюсь обрисовать судьбу тех сотен и десятков сторожевиков, про каковые будет поведано в данной статье.

Сторожевые суда Мюльграбеновской верфи

Непростой вопрос, что же это такое – сторожевик, либо же моторный катер, либо что. Будем вычислять, что корабль.

Опыт РЯВ по применению разных классов судов был столь богатым, что на его осознание требовалось совершить не одно заседание в МГШ. Анализировалось все – вооружение и бронирование броненосцев, разные типы ЭУ, крейсера и их боевые качества, будущее миноносцев и эсминцев.

Одним из самых увлекательных вопросов был анализ применения миноносцев на внешнем рейде Порт-Артура в качестве патрульных судов – многие устаревшие миноносцы, каковые уже не было возможности применять по прямому назначению, артурцы вооружили 12,7-мм мелкими пушками и пулемётами, снятыми с броненосцев за ненадобностью. В следствии патрульные суда обрушивали на вражеские легкие силы, наводнившие внешний рейд Порт-Артура, целый град из снарядов и крупнокалиберных пуль, прошивающих узкий металл обшивки миноносцев того времени.

Наряду с этим ответственной составляющей оставались как раз 12,7-мм пулеметы – их мощь была неприятным сюрпризом для японцев, и они очевидно не смогли противопоставить им ничего. Как следствие – казалось бы устаревшие суда нашли действенную нишу, держа под контролем подступы к входу на внутренний рейд и выдерживая противоборство с японскими легкими силами. Тогда же в первый раз в среде моряков появилась мысль сторожевых судов, чьей обязанностью была защита подходов к морским базам от легких сил соперника и патрулирование в ночных условиях.

Мысль эта была оценена Балтийским флотом, что захотел заполучить и в собственный распоряжение пара таких судов. Случилось это уже в значительно поздние времена, в то время, когда развитие взяли и флотский и – подводные лодки чины начали озадачиваться методами борьбы с ними.

Но, делалось это неохотно, при большой недооценке подводников всеми, не считая экипажей самих подводных их проектировщиков и лодок, так что ничего лучше, чем установить 87-мм пушку, талантливую по всплытии перевоплотить подлодку в кучу плавучего металлолома, на патрульный корабль придумать не смогли. В качестве ЭУ было решено применять двигатели внутреннего сгорания вместо привычных паровых автомобилей – они снабжали куда более стремительную реакцию судов на приказ выхода в море, и к тому же были легче, чем паровые машины.

Проект разрабатывался силами Мюльграбеновской верфи в Риге, по имени которой и взял наименование. Но, индивидуальные имена самим судам не присваивались, вместо этого они имели литерно-циферную маркировку МБ.

Всего для Балтфлота было выстроено 8 единиц, еще 4 корабля были собраны из готовых наборов Севастопольским морским заводом [1] для Черноморского флота, и 12 – для потребностей Тихоокеанского флота в Порт-Артуре. В мирное время они употреблялись в основном как пограничные суда, но с началом Первой Мировой возвратились к своим главным функциям.

Но, очень отметиться в военных действиях им не довелось – являясь судами прибрежными, сторожевики редко сталкивались с соперником, и этих стычек за войну выяснилось не так уж и большое количество. Однако, для охранения входов и ежедневной рутины патрулирования в военно-морские базы эти суда были достаточно успешными, не смотря на то, что и маленькими. Во многом это было обусловлено недооценкой этого типа судов, не смотря на то, что имелась и не меньше уважительная обстоятельство – их время еще не настало.

МБ1 – МБ24 – 8 единиц для БФ, 4 единицы для ЧФ, 12 единиц для ТФ, 1910–1913 гг.

Водоизмещение: 156 тысячь киллограм

Размерения: 45,5?5,5?1,8

Механизмы: 2 вала, 2 ДВС, 2?600 л.с. = 16 узлов

Дальность: 250 миль (12 узлов)

Оружие: 1?75/50-мм пушка, 3?12,7-мм пулемета, 1?381-мм торпедный аппарат

Экипаж: 5/28 человек

Что другого – корабль есть развитием другого типа судов, что был удален из альтернативы, а тот был увеличенной газолинкой – миноноской Никсона, каковые строились в Соединенных Штатах для России на протяжении русско-японской войны.

Тип СКР-1

А вот это уже что-то! СКР-1 собственной персоной.

Одной из основных изюминок ранних сторожевых судов РИФ было то, что официально они не существовали, будучи запасными судами по официальным документам. Высшие чины русского (и не только русского) флота не считали маленькие и плохо вооруженные суда чем-то очень полезным, и потому не строили их и не уделяли им хватает внимания. Частично это отношение было верным, но с возникновением на морях подводных лодок обстановка изменилась.

Еще в РЯВ русские подводные лодки успели хорошо продемонстрировать себя [2], но данный их опыт остался фактически не увиден штабными чинами, каковые списали их удачи на личную храбрость и удачу экипажей. Но начало Первой Мировой, в частности большие удачи подлодок [3] продемонстрировали острую необходимость поиска средств борьбы с ними. Ныряющие боеприпасы были не хватает действенными, но новоизобретенные глубинные бомбы (в Англии в 1914 году, в Российской Федерации – в 1915 [4]) угрожали стать чем-то более действенным для борьбы с врагом, прячущемуся под толщей воды.

Ну а для глубинных бомб требовались суда-носители. И в случае если в открытом море главную функцию ПЛО на себя забрали миноносцы, то в прибрежной территории требовался несложной, недорогой и одновременно с этим достаточно действенный корабль для защиты баз от подводных лодок, и самое основное – данный класс решили все же узаконить, официально создав в 1915 году ранг сторожевых судов.

Первые официальные суда этого типа были спроектированы коллегией инженеров Балтийского и Черноморского флотов, при содействии финских и николаевских судостроительных фабрик. Как и при с Мюльграбеновскими судами, вместо названий им присваивались литерно-циферные наименования – и традиция аналогичной маркировки сторожевых судов в виде СКР-*** прочно утвердилась в русском флоте.

Это были довольно малые и простые суда, вооруженные двумя 107/60-мм пушками, двумя сравнительно не так давно принятыми на вооружение 25-мм рельсами и автоматическими пушками для сброса глубинных бомб на корме. В перемещение сторожевики приводились паровыми машинами, стандартными для маленьких портовых судов – это должно было удешевить и ускорить постройку судов. Балтфлот заказал 8 единиц, столько же заложили в Николаеве и для Черноморского флота.

Суда аналогичного ранга заказал и юный Северный флот – скорее из спортивного интереса, чем для настоящих потребностей. Все они вступили в строй в течении 1915–1917 годов и достаточно хорошо зарекомендовали себя, не смотря на то, что и существовали жалобы на их недостаточную скорость хода. Захотели тихоокеанцы и подобные корабли – но, из-за разных неприятностей их удалось заложить только в первой половине 20-ых годов XX века, и постройка 12 единиц шла очень медлительно.

Но они вступили в строй сходу с 102/60-мм универсальными орудиями – другим судам этого типа еще требовалось пройти модернизацию.

СКР-21 по окончании модернизации – сейчас и с продвинутыми функциями ПВО!

Но это была не последняя модернизация этих судов. В середине 30-х годов все суда решили мало подтянуть под современные требования ПВО, положив минимум средств при максимуме отдачи.

От замены ЭУ на дизельную отказались, как и от радикальной перестройки надстроек – вместо этого 107/60-мм установки заменили на более легкие 87/55-мм, ветхие 25-мм автоматы заменили на новые, а по бокам от надстройки в середине корпуса расположили площадки для 37-мм спарок, почему было нужно делать вырезку в фальшборте и наращивать спонсон. Теоретически это разрешило расширить боевые возможности судов, не смотря на то, что по факту из-за устаревшей ЭУ и массивной архитектуры, ограничивавшей углы обстрела орудий, польза от этих судов возросла незначительно. Не помогла кроме того установка гидроакустических станций в конце 30-х годов – производить на большом растоянии от баз старичков уже никто не планировал.

Однако, они прожили достаточно продолжительно, и приняли достаточно активное участие во Второй мировой, не смотря на то, что и на запасных ролях. Из 32 выстроенных судов 9 были утрачены на протяжении военных действий, 7 были списаны из-за взятых износа и повреждений механизмов, а остальные 16 исключили из перечней флота сразу же по окончании окончания войны. Но, они еще прослужили какое-то время в качестве блокшивов, плавучих казарм и других запасных единиц – кое-какие из них употребляются до отечественного времени.

СКР-28 по окончании модернизации середины 30-х годов.

СКР-1 – СКР-20 – по 8 единиц для БФ и ЧФ, 4 единицы для СФ, 1915-1917 гг.

СКР-21 – СКР-32 – 12 единиц для ТФ, 1924-1928 гг.

Водоизмещение: обычное 400 тысячь киллограм, полное 530 тысячь киллограм

Размерения: 52?7,5?3,4 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ, 4 котла Нормана-Макферсона, 1400 л.с. = 15 узлов

Запас горючего: 60 тысячь киллограм угля

Оружие: 2?107/60-мм орудия, 2?25/60-мм зенитных автомата, 2 бомбосбрасывателя

Экипаж: 5/49 человек

В середине 1920-х 107/60-мм орудия заменены на универсальные установки.

В середине 1930-х 107/60-мм универсальные орудия заменены на 87/55-мм, вместо 2 25/60-мм автоматов установлены 2?2 37/60-мм и 2 25/80-мм автомата.

Что другого – корабль полностью повторяет корабль Голубь, с стилизацией и небольшими изменениями под мою рисовку.

Тип СКР-33

Когда-то это был МО-IV, но по окончании каникул в деревне у бабушки он увеличился в размерах практически вдвое.

К постройке сторожевых судов в Российской Федерации возвратились в середине 30-х годов. Высшие чины каким-то образом умудрились потерять стремительное устаревание противолодочных сил прибрежного радиуса действия, и только инициатива снизу разрешила начать кое-как исправлять обстановку. На этот раз проектированием сторожевиков занялся МТК, в свете прогресса авиации было решено кроме противолодочной функции привить сторожевикам и противовоздушную.

Так как суда планировалось строить уменьшенного водоизмещения, то вместо 2 107-мм орудий было решено установить 1 87/55-мм универсальную пушку, созданную на базе подобной военном арт. совокупности. Кроме этого, на сторожевики установили спаренный 37-мм зенитный автомат и 2 25-мм автомата нового типа – все это разрешило вычислять маленький корабль достаточно прекрасно защищенным от атак с воздуха (как для судов таких размеров).

Для борьбы с подводными лодками планировалось применять глубинные бомбы двух типов. Обнаружение обеспечивалось шумопеленгаторной станцией. В качестве силовой установки выступали три 850-сильных дизельных двигателя, трудившихся на 3 вала.

В целом эта серия сторожевиков была достаточно спорной. С одной стороны, это были достаточно хорошие прибрежные сторожевые суда, талантливые при потребности выступать и в роли эскорта ближних конвоев, но с другой – их было очевидно мало, и дальность хода их была не на высоте.

Всего планировалось выстроить около 50 единиц этого типа, но в конечном итоге выстроили только 20 штук, чего было очевидно не хватает для обеспечения надежной противолодочной обороны всех военно-морских баз на 4 главных ТВД. Обстоятельства аналогичного до конца малоизвестны – очень возможно, что на решение об отказе от этих судов повлияли их малые размеры как для универсального прибрежного корабля, что предопределило маленькой модернизационный резерв, так и разработка нового систем обнаружения и противолодочного оружия.

В следствии ставка была сделана на перспективный 122-й проект, что в свете будущих событий выяснилось скорее верным ответом, чем неточностью. Ну а суда типа СКР-33 затерлись на протяжении Второй мировой собственными более массовыми и действенными собратьями. Из 20 выстроенных единиц до конца войны дожили 15, но и они были исключены из состава флота в конце 40-х годов, по окончании чего след их теряется.

Весьма интересно кроме этого да и то, что проект СКР-33 был реализован в союзную Греческую империю [5], где всего аналогичных судов было выстроено еще около 20 единиц. В том месте они кроме этого принимали участие на протяжении Второй мировой и понесли заметно тяжелые потери, чем их русские собратья.

СКР-33 – СКР-52 – по 4 единицы для БФ, ЧФ и СФ, 8 единиц для ТФ, 1934-1936 гг.

Водоизмещение: 170 тысячь киллограм

Размерения: 41,7?4,8?1,7 м

Механизмы: 3 вала, 3 ДВС, 3?850 л.с. = 24 узла

Дальность: 800 миль (14 узлов)

Оружие: 1?87/55-мм универсальная пушка, 2?37/60-мм и 2?25/80-мм автомата, 2 бомбосбрасывателя

Экипаж: 4/34 человека

Что другого – корабль есть увеличенным до неприличия МО-IV, практически подтянутым до ранга громадного охотника за ПЛ. Делался намерено как предтеча проекта 122.

Проект 122

СКР-53, либо громадные охотники пр. 122 в моей альтернативе. Но, для того чтобы ранга судов у меня нет, а вот сторожевые суда – имеется.

В первую очередь 30-х годов в РИФ начала утверждаться традиция именовать серии не по головному кораблю, а по сквозному номеру проекта. Происходило это не сходу и не со всеми судами, и без того уж произошло, что сторожевики стали одними из последних судов, каковые перешли на это обозначение, и первой их серией новой маркировки стали суда проекта 122. Разрабатывался он во многом на базе СКР-33, но купил множество новых изюминок.

Конструкторы, проектировавшие 122-е сторожевики, усилили зенитное оружие, добавив спарку 37-мм и один 25-мм автомат. Кроме этого были установлены новейшие штоковые бомбометы и не меньше новые гидроакустические станции, расширявшие возможности обнаружения подводных лодок. В качестве силовой установки выступали 1200-сильные дизели, трудящиеся на 3 вала.

В целом сторожевики оказались достаточно несложными и недорогими, но одновременно с этим прекрасно вооруженными и независимыми – что для корабля прибрежной территории действия существенно расширяло спектр решаемых задач. Сторожевые суда пр.

122 сейчас имели возможность не только защищать базы от подводных лодок, но и проводить ближние конвои, бороться с вражескими торпедными катерами, охотиться за ПЛ далеко от мест базирования, поддерживать и высаживать десант – возможности применения больше зависели от талантов их начальников, чем от каких-то конструктивных недочётов [6]. Простота конструкции кроме этого обусловила и достаточно стремительную постройку судов этого типа, что выяснилось особенно нужным в военное время, в то время, когда потребность в малых судах превысила каждые вероятные предвоенные прикидки.

В следствии на потребности четырех флотов было выстроено 262 сторожевика проекта 122 – причем их постройка велась с 1938 года и впредь до начала 1950-х. Суда, выстроенные на различных фабриках, мало отличались друг от друга, имелись собственные отличия и во внутренностях – более поздние суда приобретали новые образцы радионачинки и другие модификации оружия. Пара единиц были выстроены с древесными корпусами.

По окончании войны многие из этих судов были реализованы зарубежным государствам – Греции, Алжиру, Ливии, Египту и другим, где служили в качестве патрульных судов еще пара десятилетий. В Русском Императорском флоте сторожевики проекта 122 числились до конца 60-х годов, в то время, когда уже безнадежно устаревшие суда были реализованы на слом либо на гражданские потребности. Исключением стали только 2 единицы – СКР-114 был поставлен на гранитный постамент в Севастополе в качестве монумента, а СКР-229 переоборудовали в корабль-музей и поставили на вечную стоянку на Неве.

Кроме этого суда пр. 122 строились и за границей, на Греции и верфях югославии.

СКР-53 – СКР-314 – в составе БФ, ЧФ, СФ и ТФ, и на экспорт, 1938–1950 гг.

Водоизмещение: стандартное 295 тысячь киллограм, полное 330 тысячь киллограм

Размерения: 50,1?6,3?2,2 м

Механизмы: 3 вала, 3 дизеля, 3?1200 л.с. = 21 узел

Дальность: 2000 миль (12 узлов)

Оружие: 1?87/55-мм орудие, 4?37/60-мм и 3?25/80-мм автомата, 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомета

Экипаж: 5/41 человек

Что другого – корабль полностью соответствует настоящему примеру (правильнее, пр. 122А), с правками на особенности моей альтернативы и рисовку – громаднейшие трансформации коснулись артиллерии, которая заменена в полном составе.

Примечания

1) Перепрофилированным на судоремонт задолго до РЯВ.

2) Об этом как-то позже – тему подводных лодок я до тех пор пока развивать не желаю.

3) Время от времени так и хочется сообщить подводка, но моря и океаны у нас не водочные. К счастью, либо к сожалению – кроме того не знаю…

4) В Англии вправду в 1914, а в Российской Федерации… Честно, не знаю кроме того. Но будем вычислять, что в альтернативе это случилось как раз в 1915 году.

5) По окончании победы в ПМВ и греко-турецкой войне в распоряжение эллинов перешел значительная часть и Константинополь Малой Азии, в следствии чего в первой половине 20-ых годов XX века король эллинов провозгласил себя императором, а государство – отреставрированной Византийской империей. Но, Византией официально это государство так и не стало называться, оставшись Грецией. И да, на троне в Греции сидят Романовы, так что вопрос проливов для России по окончании ПМВ в неспециализированном-то кроме того и не следует.

6) Не смотря на то, что скорость возможно было бы и больше сделать, но я ж скромный…

War Thunder — Классификация малого флота — часть вторая (Сторожевые корабли и мониторы)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: