Штурмовик ил-102.

      Комментарии к записи Штурмовик ил-102. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1982 г.Штурмовик ил-102.

Летом 1991 года плательщик налогов в первый раз заметил умело-экспериментальный самолет Ил-102 («ОЭС»). Штурмовик сильно напоминал Ил-40, запущенный в серийное производство в середине 1950-х годов, но так и не вступивший в громадную судьбу. Летные опробования Ил-40 были удачно закончены в январе 1955 года и началось его внедрение в серию на Ростовском авиационном заводе. Но во второй половине 50-ых годов двадцатого века все работы были прекращены из-за решения об упразднении штурмовой авиации.

Пять практически достроенных самолетов умелой серии в осеннюю пору 1956 года были разобраны на металл.

Во второй половине шестидесятых годов прошлого века в авиационных изданиях снова замелькало, казалось, забытое слово штурмовик. Опыт боевого применения и эксплуатации истребителей-бомбардировщиков продемонстрировал, что они не в состоянии заменить над полем боя бронированные летающие танки. По всей видимости, первыми в СССР начали разрабатывать реактивный штурмовик в ОКБ П.О.Сухого.

За ним, в негласное соревнование по созданию самолета поля боя включились сотрудники ОКБ С.В.Ильюшина.

К идее бронированного штурмовика в ОКБ Ильюшина возвратились во второй половине шестидесятых годов прошлого века, в то время, когда в соответствии с требованиями ВВС, на базе ближневосточных конфликтов и опыта Вьетнама, снова заинтересовавшихся штурмовой авиацией, был предложен проект самолета Ил-42, являющегося глубокой модернизацией Ил-40. Штурмовик предполагалось оснастить двумя ТРД АМ-5Ф (2х3250 кгс).

Его обычная взлетная масса составляла 16 480 кг, большая взлетная — 17 470 кг, масса безлюдного самолета 12 190 кг, топлива — 4170 кг, брони — 700 кг, большая бомбовая нагрузка — 1400 кг. Согласно расчетам штурмовик должен был развивать скорость 997 км/ч, иметь практический потолок 11 600 м и практическую дальность 1115 км.

В конкурсе проектов штурмовиков, совершённом в июне 1969 года, принимали участие, кроме этого, ОКБ А.С.Яковлева, представившее проект Як-25ЛШ, А.И.Микояна (проект МиГ-21ЛШ) и П.О.Сухого (Т-8). В следствии конкурс «прошли» Т-8 и МиГ-21ЛШ, а работы по Як-25ЛШ и Ил-42 было решено прекратить.

Но разработка «ильюшинского» двухместного штурмовика была все же продолжена под управлением Г.В.Новожилова в инициативном порядке. Если сравнивать с Ил-42 новый самолет, взявший обозначение Ил-102, имел поменянную форму носовой части фюзеляжа с улучшенным обзором вперед-вниз, новые, более замечательные двигатели, намного более сильное оружие.

Самым главным отличием Ил-102 от Су-25 стала вторая кабина для стрелка. По всей видимости, это событие сыграло самую негативную роль в судьбе автомобили. Компоновка Ил-102 не отличалась от Ил-40, но это была совсем новая машина, в случае если возможно так выразиться, в стиле «ретро». За тридцать лет, лежащих между ними, через чур очень многое изменилось в авиастроении. Показались более экономичные ТРД, новые технологические процессы и конструкционные материалы.

А об оборудовании и сказать не приходится. Случилось не только понижение его веса, но и расширение решаемых задач. Обновились средства спасения экипажа.

Универсальные катапультные кресла К-36Л у летчика и К-36Л-102 у воздушного стрелка надежно выручают сейчас во всем диапазоне высот и скоростей, и на протяжении стоянки.

При беглом осмотре Ил-102 возможно понять, что изменилась конструкция основных опор шасси, убирающихся в обтекатели под крылом, поворотом против потока. Тем самым освободилось место для дополнительных внешних узлов подвески оружия. Новая аэродинамическая компоновка крыла разрешила отказаться от гребней на его поверхности.

Не вдаваясь в подробности технического описания, напомним, что только применение ТРД РД-33И («изделие 88И») с возросшей на 60% тягой стало причиной повышению взлетного веса до 22000 кг, а боевой нагрузки до 7200 кг.

массы самолёта и Увеличение габаритов потребовало отхода от классической «ильюшинской» схемы бронирования: конструкторы отказались от единого бронекорпуса, включающего в себя главные крайне важные части самолета (как это было сделано на Ил-2, Ил-10 и Ил-40). Броней было решено обезопасисть кабины экипажа, и, частично, двигатели и совокупность подачи горючего. Топливные баки лишили бронирования, сконцентрировав их в центре фюзеляжа.

Спереди и позади их экранировали кабины экипажа и оборонительная стрелковая установка, с боков — двигатели, а снизу — пушка. Боевая живучесть самолета была повышена за счет применения губчатого заполнителя баков. Ил-102, как и прошлые советские «хорошие» штурмовики, взял кормовую оборонительную пушечную установку.

Предполагалось, что использование ИК-активных помех и ловушек, в сочетании с высокой маневренностью штурмовика, и парой глаз воздушного стрелка, пристально замечающего за задней полусферой и вовремя оповещающего летчика об угрозе, разрешит снизить эффективность ракет соперника. В следствии вражеский истребитель будет должен воспользоваться пушечным оружием и сам попадет под пламя скорострельной ГШ-23Л.

«Наступательное» пушечное оружие, как и на Ил-40, было решено выполнить подвижным: 30-мм пушка имела возможность устанавливаться в двух положениях — горизонтальном для стрельбы вперед, и под углом к горизонту.

Работы по программе Ил-102 шли достаточно вяло: сказывался недочёт средств и «полулегальный» статус самолета. Управление Минобороны выступало против ильюшинского штурмовика, считая его создание излишним распылением сил при наличии намного более «продвинутой» программы Т-8 (Су-25). Но к началу 1982 года постройка умелого Ил-102 все же завершилась.

20 января машину осмотрел главком ВВС П.С.Кутахов, в целом, поддержавший работы по этому самолету. Благосклонно относился к Ил-102 и министр авиационной индустрии И.С.Силаев. Но позиции МО как и раньше оставалась негативной. Более того, глава МинОбороны Д.Ф.Устинов категорически запретил Г.В.Новожилову «заниматься самодеятельностью». Но ОКБ все же продолжило работы по самолету.

Для «конспирации» ему было присвоено ни о чем не говорящее наименование ОЭС-1 (умело-экспериментальный самолет-1), а летные опробования решено было проводить в самых «партизанских» местах — в Белоруссии. Первый полет Ил-102 состоялся 25 сентября 1982 года. Машину пилотировал шеф-пилот ОКБ, заслуженный летчик-испытатель С.Г.Близнюк.

В 1982-1984 годах было выполнено, в общем итоге, 250 полетов, на протяжении которых не произошло ни одной поломки либо важного отказа бортовых совокупностей. Была показана высокая маневренность штурмовика, минимальный радиус виража составил всего 400 м.

В первой половине 80-ых годов XX века самолет перелетел на аэропорт ЛИИ МАП (г. Жуковский), где и был поставлен на консервацию в ангар ОКБ им. Ильюшина. К тому времени уже было развернуто полномасштабное серийное производство штурмовиков Су-25, перед которыми Ил-102 не имел какое количество-нибудь важных преимуществ, за исключением наличия очень спорного в тактическом отношении оборонительного стрелкового оружия.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века программу снова постарались «реанимировать», но к тому времени уже изменилась внутриполитическая ситуация в стране, был забран курс на снижение финансирования «оборонки». Помимо этого, было принято принципиальное ответ о выводе войск СССР из Афганистана. В этих условиях Ил-102 совсем лишился всякой возможности.

Его «прощальным поклоном» стал Столичный аэросалон 1992 года, где Ил-102 ненадолго стал «звездой», по окончании чего совсем канул в небытие.

Техническое описание.

Самолет Ил-102 выполнен по обычной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом. Конструкция планера имеет высокую технологичность. 80% обшивки образовано страницами одинарной кривизны, воздухозаборники имеют круглое сечение.

Фюзеляж — типа полумонокок. В его центральной части размещены гермокабины летчика и бортового стрелка, между которыми расположены топливные баки. По бокам хвостовой части фюзеляжа установлены два аэродинамических тормоза довольно малый площади.

Фонари кабин стрелка и летчика образованы плоскими бронестеклами. Стреловидное двухлонжеронное крыло имеет довольно толстый профиль, что разрешило разместить в нем грузоотсеки для бомбового оружия. Крыло снабжено закрылком, занимающим приблизительно 2/3 размаха.

На верхней поверхности крыла расположены двухсекционные интерцепторы. В кабинах установлены катапультные кресла К-36Л, снабжающие покидание самолета на высоте и нулевой скорости. Совокупность спасения экипажа имеет устройство синхронного катапультирования одностороннего действия: летчик, катапультируясь сам, машинально катапультирует и стрелка, что, но, не имеет возможности катапультировать летчика.

Самолет оснащен трехопорным шасси с двухколесными главными опорами, снабженными пневматиками низкого давления, что разрешает эксплуатировать штурмовик с грунтовых аэропортов. Носовая стойка вынесена на большом растоянии вперед и убирается в фюзеляж поворотом назад (подобная компоновка снабжает хорошую проходимость, но занимает количество носовой части фюзеляжа, где у других самолетов в большинстве случаев размещается БРЛС либо оптико-электронное оборудование).

Главные стойки убираются в особые крыльевые гондолы поворотом вперед. В разобранном виде Ил-102 может перевозиться на двух стандартных ЖД платформах либо в фюзеляже самолета Ил-76. Умелый самолет не имел полного набора оборудования. В будущем предполагалось оснащение штурмовика современными оптикоэлектронными совокупностями.

В отогнутых вниз законцовках крыла установлены антенны совокупности радиотехнической разведки «Береза-Л».

Самолет Ил-102 оснащен двумя ТРДД И-88 (2х5380 кгс), созданными в ОКБ Изотова и являющимися бесфорсажным вариантом двигателя РД-33.

На подфюзеляжном качающемся лафете, фиксирующимся в двух положениях, установлена двухствольная 30-мм пушка 9А-4071К с боекомплектом 500 снарядов. Установка легко, в течение нескольких мин., возможно демонтирована в аэродромных условиях. Высвобождающийся внутрифюзеляжный количество употребляется для подвески бомбового оружия либо установки дополнительного топливного бака.

В хвостовой части фюзеляжа размещена турель с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. Ее патронные коробки находятся в передней части хвостовой секции фюзеляжа, на удалении около трех метров от орудия. Такое ответ разрешило пара расширить боекомплект и переместить его ближе к центру весов самолета.

Подача снарядов к пушке происходит при помощи особого механизма электроподтяга ленты, которая подается в подвижную часть орудия через сквозную ось нижнего вертикального шарнира.

Большая масса бомбовой нагрузки Ил-102 — 7200 кг. В каждой консоли крыла расположены три грузоотсека, талантливых вмещать бомбы калибром до 250 кг. Суммарная боевая нагрузка на внутренних узлах подвески (последемонтажа подфюзеляжной пушки) может быть около 2300 кг. Имеется восемь узлов внешней подвески (шесть под крылом и два под фюзеляжем). Вся боевая нагрузка поднимается на борт при помощи встроенных электролебедок.

В отогнутых вниз законцовках крыла установлены блоки выброса ИК-дипольных отражателей и ловушек «Автомат-Ф». Ракетное оружие включает УР класса «воздух-поверхность» С-25Л с лазерным полуактивным наведением, ракеты класса «воздух-воздух» Р-60М и Р-73, НАР разных типов.

ЛТХ:

Модификация: Ил-102
Размах крыла, м: 16,90
Протяженность самолета, м: 17,75
Высота самолета, м: 5,08
Площадь крыла, м2: 63,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 13000
-обычная взлетная: 18000
-большая взлетная: 22000
Горючее, кг
-внутреннее, кг: 3700
-в ПТБ, л: 1930
Тип двигателя: 2 х ДТРД РД-33И
Тяга нефорсированная, кгс: 2 х 5320
Большая скорость, км/ч: 950
Перегоночная дальность, км: 3000
Практическая дальность, км: 1000
Практическая дальность на громадной скорости, км: 750-800
Боевой радиус действия, км: 250-300
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 2
Оружие: одна поворотная в вертикальной плоскости сдвоенная 30-мм пушка 9А-4071К (500 снарядов) и две 23-мм ГШ-23 в подвижной установке в хвосте (60 снарядов, 2400-3200 выстр/мин)
Боевая нагрузка: 7200 кг на 16 узлах подвески (включая 6 отсеков в крыле на бомбы до 250 кг); УР «воздух-воздух» Р-60М, Р-73; УР «воздух-почва» Х-23, Х-25, Х-29, Х-58. HУРСы всех калибров бомбы всякие, в т.ч. корректируемые, до 500 кг, пушечные контейнеры (УАК-23-250, СППУ-1-23).

Умелый Ил-102 на взлёте.

Тяжелый штурмовик Ил-102 на авиавыставке.

Ил-102 на авиавыставке.

Ил-102 на авиавыставке.

Ил-102 на авиавыставке.

Ил-102 на авиавыставке.

Ил-102 на авиавыставке.

Ил-102 на авиавыставке.

ФАБ-250 в бомболюках Ил-102.

Подкрыльевые узлы подвески с блоками НАР на Ил-102.

Подфюзеляжная 30-мм пушка 9А-4071К на Ил-102.

Кормовая турель Ил-102.

Кормовая турель Ил-102.

Кабина пилота Ил-102.

Ил-102. Рисунок.

Ил-102. Компоновочная схема.

Ил-102. Схема.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Возвращение «Силача».
Михаил Жуков. Иллюстрированный каталог авиации мира. Ил-102.
Время и Авиация. А. Юргенсон. Последний летающий танк Страны Советов.
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. Ил-102: Кто против?
Крылья Отчизны. Михаил Левин. Новые «горбатые».
Авиационная и ракетная техника. Штурмовики Ил-102 и Су-25ТК.
Владимир Ильин. истребители и Штурмовики-бомбардировщики.
Роман Астахов. Русская Сила. Штурмовик Ил-102.
Фотоархив сайта russianplanes.net

Ил-102

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Штурмовик ил-20.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1948 г. В конце 1930-х — начале 1940-х годов главным и фактически единственным тактическим приемом…

  • Штурмовик ил-40.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Во второй половине 40-ых годов XX века завершились заводские летные опробования…

  • Палубный штурмовик як-38м.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1983 г. За 10 лет, прошедших по окончании первого взлета, Як-38 прошел всесторонние опробования,…

  • Штурмовик особого назначения — шон.

    Разработчик: ЦКБ, Н.Н.Поликарпов и С.А.Кочеригин Страна: СССР Первый полет: 1931 г. Параллельно работам по ТШ-2 на базе штурмовика ЛШ-1 был создан легкий…

  • Штурмовик су-25.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1975 г. В середине 1960-х годов армейские теории США и СССР кардинально изменились. В случае если…

  • Альтернативные штурмовики су-21. ссср

    Этот материал из серии моделей отечественного германского коллеги dizzyfugu был мной переведен и существенно переработан. Желаю выразить громадную…