Многоцелевой истребитель су-30мки.

      Комментарии к записи Многоцелевой истребитель су-30мки. отключены

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1997 г.Многоцелевой истребитель су-30мки.

20 апреля 1994 года в Дели произошло совещание российско-индийской коммисии по сотрудничеству в области авиации. На нем была рассмотрена возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. Затем переговоры с Индией о закупке самолетов этого типа велись еще два года.

30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан договор о поставке в Индию 40 самолетов Су-30К/МК. Договором определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось неспешно и поэтапно наращивать боевые возможности самолета.

К середине марта 1997 года в цехах Иркутского авиационного производственного объединения были полностью собраны первые четыре истребителя Су-30К, предназначенные для индийских ВВС. Автомобили послали в Индию транспортным самолетом Ан-124 «Руслан» в разобранном виде (по два экземпляра). облёт и Сборку на месте осуществляли пилоты и специалисты ИАПО.

Обучение инженерно-технического и летного состава ВВС Индии проводилось в январе-апреле 1997 года на летно-испытательной и доводочной базе ОКБ им. Сухого в Жуковском. Руководил подготовкой пилотов летчик-испытатель Виктор Пугачев.

В последних числах Марта 1997 года в Российской Федерации побывал с рабочим визитом глава Главного штаба ВВС Индии Сатиш Кумар Сарина. На ИАПО он ознакомился с организацией производства истребителей Су-30К. 31 марта в Москве состоялась рабочая встреча Главнокому ВВС России генерала армии Петра Дейнекина и Сатиша Кумара Сарины, на которой обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества двух государств по линии ВВС.

11 июня на авиабазе индийских ВВС Лохегаон вблизи города Пуна (штат Махараштра) состоялась официальная презентация первых восьми индийских Су-30К, каковые до этого удачно совершили последовательность испытательных полетов. С данной даты самолёты официально приняты на вооружение ВВС Индии. В церемонии презентации участвовали глава правительства Индии Шри Гуджал, главноком ВВС Индии маршал Сатиш Кумар Сарина, посол России в Индии Альберт Чернышев, помощник председателя совета директоров ГК «Росвооружение» Олег Сидоренко и бывший председатель совета директоров ИАПО Алексей Фёдоров, и бессчётные приглашенные лица. Выступая на презентации главноком ВВС Индии подчернул, что «…11 июня 1997 года — знаменательный сутки в истории индийских ВВС.» Согласно его точке зрения «… Су-30К — это идеальный истребитель, всецело отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС.»

Расположенная на авиабазе Лохегаон 24-я эскадрилья стала первым подразделением, располагающим этими самолетами.

26 января 1998 года в Индии празднично отметили национальный праздник — Сутки Республики. По установившейся традиции в самом центре Дели состоялся армейский парад, в котором в первый раз участвовали самолеты Су-30К индийских ВВС. Они привлекли общее внимание выполнением над городом фигур высшего пилотажа.

Арестант договор предусматривал, что самолеты Су-30К первых партий будут воображать собой серийные Су-30 с малыми трансформациями в оборудовании и навигационной системе. К 2000-му году планировалось перейти на уровень автомобили практически нового поколения — Су-30МКИ (И — индийский). Возможности этого истребителя должны были уже значительно отличаться от базисного Су-30К.

Его предполагалось оснастить передним двигателями АЛ и горизонтальным оперением-31ФП с управляемым вектором тяги, каковые разрешили бы значительно улучшить маневрирование на малых скоростях полета, и совсем новым оборудованием, благодаря которому он имел возможность бы уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Более поздние этапы договора предусматривали доработку самолетов Су-30К первых партий до отметки последней (Су-30МКИ).

По договору не исключалась возможность и интернациональной кооперации в части поставки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его интеграции в состав комплекса. Индия должна была не просто получить готовые самолёты, но и принять практическое участие в умело-конструкторской разработке бортовых комплекса и систем БРЭО Су-30МКИ.

Конечно, что вся ответственность за создание «интернационального» оборудования и соответствие его черт требованиям договора осталась лежать на экспертах ОКБ Сухого. При создании Су-30МКИ употреблялась отработанная и прекрасно зарекомендовавшая себя совокупность сотрудничества с классическими поставщиками комплектующих и российскими разработчиками изделий при участии экспертов ВВС.

Так, на Су-30МКИ для боевой эффективности и повышения манёвренности предусматривалась установка:
-новой силовой установки на базе двух двухконтурных форсированных турбореактивных двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (УВТ):
-автоматически отклоняемого дестабилизатора (ПГО);
-универсальной РЛС, талантливой обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и четыре из них в один момент нападать, и обнаруживать цели на поверхности почвы либо моря;
-совокупности индикации на многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеях с громадной разрешающей свойством;
-нового оптико-электронного многофункционального прицельно-навигационного комплекса на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной совокупностью на лазерных гироскопах и с совокупностью спутниковой навигации (GPS);
-принципиально новой совокупности объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров совокупностей самолёта, но и внешней тактической обстановки.

Для поражения воздушных целей на Су-30МКИ предполагалось использовать ракеты со всеракурсными радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения, для ударов по наземным и морским целям применять противорадиолокационные ракеты, ракеты и корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, и широкий арсенал неуправляемых средств поражения. Модернизация Су-30К должна была вестись по мере исполнения договора, но работа по новой модификации началась в ОКБ Сухого ещё за год до его подписания. Средства, полученные в виде предварительной оплаты, направлялись (и направляются на данный момент) на финансирование умело-конструкторских работ в ОКБ Сухого, в НПО «Люлька-Сатурн», и на подготовку производства индийской модификации в Иркутске.

Весной 1997 года на умелом заводе ОКБ Сухого завершили переделку одного из серийных самолетов Су-30 (с синим бортовым номером «56») в первоначальный умелый истребитель Су-30МКИ (машина имела заводской шифр Т-10ПМК-1). На килях самолета нанесли маленькую надпись — «Су-30МК» (на начальной стадии опробований начальный бортовой номер сохранялся, но потом его заменили на светло синий «01») Снаружи самолет отличался от серийных Су-30 наличием переднего двигателей и горизонтального оперения с отклоняемым вектором тяги.

Изменилась совокупность управления соплами, которая трудилась не от гидравлической, а от топливной совокупности. 23 апреля истребитель доставили на лётно-испытательную базу ОКБ в Жуковском, где в мае начались его наземные опробования. 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ Вячеслав Аверьянов совершил на нем первый, пятидесятиминутный полет.

На первом прототипе Су-30МКИ установили предсерийные двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, каковые в ходе подготовки к первому полету прошли долгие особые опробования. Как и на Су-37, сопла двигателей Су-30МКИ отклонялись в пределах 15° вверх и вниз, но отличались тем, что плоскость поворота каждого сопла была отклонена на 32? во внешнюю сторону от плоскости симметрии самолета. Так, при дифференциальном отклонении сопел улучшалась и боковая управляемость истребителя на околонулевых скоростях полета.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века второй прототип Су-30 (умелый Т-10ПУ-6 с синим бортовым номером «06») был переделан во второй летный Су-30МКИ (заводской шифр Т-10ПМК-6), что совершил первый вылет 23 марта того же года.

В ноябре 1998 года Су-30МКИ (борт «01») экспонировался на авиационной выставке «Аэро-Индия 98» в Бангалоре. В июне 1999 года машина прибыла в Париж на аэропорт в Ле Бурже для принятие участия в очередном самом респектабельном интернациональном авиасалоне. зрители и Специалисты с нетерпением ожидали выступления Вячеслава Аверьянова, что по окончании прилета выполнил три тренировочных полета, из-за которых самолет был допущен к участию в летной программе салона.

Летчик-испытатель 1-го класса Аверьянов — умелый пилот. Он учавствовал в опробовании самолетов Су-27К (Су-33) и Су-35. Как упомянуто ранее, он поднимал в первоначальный полет Су-30МКИ и полностью проводил его опробования.

До перелета в Париж на двух умелых самолетах Су-30МКИ в общем итоге было выполнено более 140 полетов (по большей части по программе изучения аэродинамики, прочности, совокупности дистанционного управления с отклонением вектора тяги и других самолетных совокупностей).

Параллельно выполнялась программа по комплексу высшего пилотажа с режимами сверхманевренности 12 июня при исполнении демонстрационного полета незадолго до открытия салона умелый самолет управляемый экипажем в составе летчика-испытателя В.Ю.штурмана и Аверьянова-испытателя В.Г.Шендрика, потерпел аварию, но пилоты благополучно катапультировались. Окончательное заключение рабочей группы по расследованию обстоятельств аварии опубликовано не было, но многим экспертам уже во время проведения авиасалона стало ясно, что обстоятельством аварии явилась неточность пилота.

Однако как продемонстрировали предстоящие события авария первого прототипа Су-30МКИ в Ле Бурже не сказалась очень плохо ни на взаимоотношениях с индийскими партнерами ни на предстоящей судьбе самолета. Более того, в августе того же года в ходе проведения демонстрационных полетов Су-30МКИ на авиасалоне МАКС-99 Вячеслав Аверьянов фактически каждый день ошеломлял находившихся специалистов и зрителей каскадом немыслимых фигур, тем самым реабилитировав не только самолет, но и себя.

В соответствии с договору с индийской стороной поставленные Су-30К должны будут в два этапа дорабатываться под стандарт Су-30МКИ. На начальной стадии модернизации предполагается установка ПГО и нового оборудования, на втором этапе — двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, каковые на данный момент уже доведены до стадии разрешающей без каких или неприятностей при необходимости устанавливать их на простые серийные Су-27.

Предполагалось кроме этого что на истребитель будет устанавливаться русский совокупность управления оружием базу которой составит новая большое количество функциональная радиолокационная станция Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой. БРЛС Н-011М «Барс» с ПФАР Х-диапазона в режиме «воздух-воздух» снабжает сопровождение до 15 целей на проходе, правильное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска.

В режиме «воздух-поверхность» БРЛС снабжает картографирование настоящим лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей. Дальность захвата цели типа «истребитель»: в ППС — 120-140 км, в ЗПС — 60 км. Дальность обнаружения в режиме «воздух-поверхность» не меньше: ЖД мост — 80-120 на данный момент, несколько танков — 40-50 км, эсминец — 120-150 км.

На Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) в Екатеринбурге специально для Су-30МКИ создана новая оптико-локационная станция ОЛС-30 которая предназначена для сопровождения и поиска воздушных целей в ИК диапазоне, измерения дальности и определения координат как до воздушных, так и до наземных целей. Она имеет два канала (с лазерным дальномером и теплопеленгатором), снабжена вибростойким приемником микрокриогенной совокупностью охлаждения с увеличенным ресурсом, для нее создано новое математическое обеспечение. Диапазон углов обзора станции по азимуту — 60°, по углу места — 60° вверх и 15° вниз, а ее масса образовывает 182 кг.

Третий по счету, уже предсерийный Су-30МКИ с синим бортовым номером «05» оснащенный полным набором оборудования, был в очередной раз с успехом показан на авиасалоне «Аэро-Индия-2001», проходившем с 7 по 11 февраля 2001 года на авиабазе недалеко от индийского города Бангалор. Летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов каждый день восхищал индийских зрителей, военных и специалистов возможностями данной автомобили.

Решивший лично опробовать самолет в воздухе главноком ВВС Индии маршал авиации Анил Типнис по окончании завершения ознакомительного полета с Аверьяновым остался в полном восхищении заявив «Су-30МКИ — отличный самолет! Ничего аналогичного в собственной жизни я не видел!» При исполнении маршалом некоторых фигур перегрузка достигала 7 единиц. В Индии по лицензии планируется выстроить 140 автомобилей этого типа.

Предполагались четыре этапа развертывания лицензионного производства.

Первый Су-30МКИ выстроенный в Индии из комплектующих русского производства, взлетел в 2004 году (в текущем году намечено выпустить три автомобили). В 2005 году выстроили шесть автомобилей, в 2006-м — восемь, по окончании чего каждый год завод в Насике будет строить по 10 самолетов. Наряду с этим все комплектующие будут уже производиться на индийских фирмах: планер — в Насике, двигатель — в Корапуте, РЛС и бортовая радиоэлектроника — в Хайдарабаде, авионика в Корве, а гидро- и пневмооборудование — в Лакнау.

Для облегчения и ускорения сервисного техобслуживания индийских Су-30МКИ Россия совместно с корпорацией HAL создаст консигнационныи склад, что обеспечит поставку запасных частей индийским ВВС в срок, не превышающий два-три дня. Договор на сумму в 3,3 миллиарда долларов предусматривает кроме этого возможность предстоящей модернизации самолета, но лишь по окончании запуска лицензионной программы на территории клиента.

ЛТХ:

Модификация: Су-30МКИ
Размах крыла, м: 14,70
Протяженность самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-обычная взлетная: 24900
-большая взлетная: 34500
Масса горючего, кг: 9640
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс: 2 х 12800
Большая скорость, км/ч
-на высоте: 2175
-у почвы: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 19800
Экипаж: 2
Оружие: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (наряду с этим любой отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
В её состав входят:
-до 6 УР класса «воздух-воздух» типов Р-27Р/ЭР, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) либо 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1);
-до 6 УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-31А/П и С-25Л; либо 2 УР Х-59МЭ;
-6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД либо 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л;
-свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
-до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ;
-НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена кроме этого подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными совокупностями, ИК-станциями.

Умелый Т-10ПМК-1 борт № 56.

Сборка умелого Т-10ПМК-1 борт № 56.

Умелый Т-10ПМК-1 борт № 01.

Второй прототип Су-30МКИ (Т-10ПМК-6).

Второй прототип Су-30МКИ (Т-10ПМК-6) по окончании взлета.

Второй прототип Су-30МКИ (Т-10ПМК-6) в полете.

Су-30МКИ. Вид спереди.

Су-30МКИ ВВС Индии в полете.

Су-30МКИ ВВС Индии заходит на посадку.

Су-30МКИ ВВС Индии заходит на посадку.

Су-30МКИ ВВС Индии по окончании посадки.

Су-30МКИ ВВС Индии на стоянке.

Передняя кабина Су-30МКИ.

Задняя кабина Су-30МКИ.

Проекции Су-30МКИ (Т-10ПУ-6). Рисунок.

Су-30МКИ ВВС Индии. Рисунок.

Схема вариантов оружия на Су-30МКИ.

Су-30МКИ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Время и Авиация. Вадим Калабанов, Сергей Холод, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать.
Время и Авиация. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Полигон. Ефим Гордон. Новое поколение «двадцать седьмых».
Крылья России. «Су-27 и его модификации».
Андрей Фомин. Су-27: История истребителя.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30.
космонавтики и Вестник авиации. Истребитель Су-30.
Крылья Отчизны. Николай Сойко. В семействе Су-30 — очередное прибавление.
Крылья Отчизны. Игорь Коротченко. Грозный воздушный эквилибрист.
ОАО Научно-производственная корпорация Иркут. Многоцелевой истребитель Су-30МК.
космонавтика и Авиация. Владимир Ильин. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ.
Роман Астахов. Русская Сила. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ.

Многоцелевой истребитель СУ-30. Гроза неба!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: