Самый быстрый довоенный газ — газ гл-1. ссср

      Комментарии к записи Самый быстрый довоенный газ — газ гл-1. ссср отключены

Как «ЗИС-спорт» на заводе ЗИС, так ГЛ-1 на заводе ГАЗ воображали первые в предвоенные годы попытки разработки гоночного автомобиля. На варианте ГЛ-1 1938 года стоял форсированный двигатель ГАЗ-M1, разрешавший достигнуть скорости 147,8 км/ч. Позднее, в первой половине 40-ых годов двадцатого века машина взяла мотор ГАЗ-11, новую облицовку радиатора, обтекаемый фонарь над местом гонщика, колпаки колес.

Шасси (трансмиссия, подвеска, тормоза, колеса) было использовано с маленькими переделками от серийного ГАЗ-M1. 22 сентября 1940 года испытатель А. Николаев достиг на ГЛ-1 скорости 161,9 км/ч.

Но от нее нет уже и винтика. Считалось, что пара фотографий в музее ГАЗа – все оставшееся в память о ней. Но 70 лет документы и уникальные фотографии хранились в деревне Великий Неприятель Нижегородской области, в доме одного из первых советских гонщиков Аркадия Николаева, поставившего на ГЛ-1 в первой половине 40-ых годов двадцатого века всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч.

Самый быстрый довоенный газ - газ гл-1. ссср

В первый раз они открыты его сыном Андреем Николаевым.

– Папа много раз повторял, что наименование ГЛ-1 необходимо осознавать как «гоночная Липгарта», не смотря на то, что в действительности конструктором данной автомобили был Евгений Агитов, – поведал Андрей Николаев.

Автомобиль ГЛ-1 был выстроен во второй половине 30-ых годов XX века на базе серийно выпускавшегося с 1935 года ГАЗ-М1. В отличие от самоделок 30-х это первенствовала советская гоночная машина, созданная автомобильным заводом.

На раму установлен 2-местный кузов без крыльев с защитным ветровым стеклом. В левом борту вырез под локоть водителя. Капот, боковины капота и облицовка радиатора были такими же, как у простой «эмки», а вот приплюснутая задняя часть кузова образовывала широкий хвост.

Форсированный двигатель владел увеличенной степенью сжатия, экспериментальной головкой блока цилиндров с увеличенным диаметром клапанов. Его мощность равнялась не 50 л.с., как у серийной «эмки», а 65. Весила машина 1000 кг.

Техником-испытателем стал Аркадий Николаев, выпускник авиационного профтехучилища, студент Горьковского индустриального университета имени Жданова. До войны он трудился на ГАЗе, испытывая все автомобили, каковые создавались коллективом Андрея Липгарта. В его архиве сохранились неповторимые фотографии.

К примеру, редчайшая полноприводная «эмка» с кузовом фаэтон – ГАЗ-61-40, груженная тяжелыми маховиками, идет по воде, поднимая волну, либо взбирается по крутому склону Первый выезд на шоссе М1 с 2-дверным кузовом О том, что ГАЗом была создана такая модель, нет упоминания кроме того в официальной литературе! Но больше всего снимков ГЛ-1. Николаев не разлучался с машиной: ездил на ней, проводил физико-техническое обслуживание, лично готовил особое высокооктановое горючее.

Аркадий Николаев запечатлен чуть ли не на всех архивных фотографиях. Многие из них подписаны известным автомобильным фотокорреспондентом Николаем Добровольским.

Дебют новой автомобили прошёл в 1938 году на соревнованиях в Киеве.

– Главным судьей был Валерий Павлович Чкалов, – пересказывает Андрей Николаев воспоминания отца. – Ему новая машина приглянулась. «Дай, – говорит отцу, – прокачусь!» Вдвоем в кабину залезли. Чкалов как «полоснул»! А в первых рядах – мост! На Украине же мосты горбатые – дорога-то проселочная. Они с этого моста и «дунули» в атмосферу, как с трамплина! Папа сказал, продолжительно летели, метров пятьдесят.

Позже сфотографировались совместно.

В том же году Чкалов погиб. А эта фотография – гонщика и лётчика – до сих пор хранится в доме Николаевых.

На тех соревнованиях Аркадий Николаев сумел развить 143 км/ч. Итог не превышал всесоюзного рекорда скорости 143,266 км/ч, установленного ленинградцем Георгием Клещевым на самодельном «ГАЗ М1 Спорт». Полтора месяца спустя рекорд все же был побит.

На Столичном шоссе города Неприятного 21 октября 1938 года Аркадий Николаев прошел на ГЛ-1 один километр с хода со средней скоростью 147,84 км/ч.

С 1938 года началась работа над модернизацией ГЛ-1. Выпускник индустриального университета Аркадий Николаев начал работату над дипломным проектом «Форсированный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 с верхним размещением всасывающего клапана».

«Автомобильный спорт у нас отстает, – честно написал он в собственной работе. – Все эти рекорды довольно мелки Шестицилиндровый двигатель на данный момент есть базой для развития автомобильного спорта. Двигатель ГАЗ-11 при его некоем реконструировании и форсировке может дать мощность до 110 л.с., оставляя количество без трансформации, что я и ставлю задачей в собственном дипломном проекте. Конечная цель – достигнуть скорости 200 км/ч на машине, намерено выстроенной для этого двигателя».

Выбор мотора был правильным: история продемонстрировала универсальность и надёжность его конструкции. Ни один коммунистический двигатель не был таким долгожителем, как ГАЗ-11. С 1940 года он устанавливался на «эмки», позже самоходные пушки и лёгкие танки, грузовики ГАЗ-51, автобусы ПАЗ-651, автомобили ГАЗ-12 ЗИМ.

Кто на кого повлиял – Николаев на Агитова либо Агитов на Николаева, – неизвестно. Но в первой половине 40-ых годов двадцатого века под управлением Евгения Агитова была выстроена новая гоночная машина на шасси ГАЗ-11 с 6-цилиндровым мотором ГАЗ-11 в 3485 куб. см, форсированным до 100 л.с. Изменились облицовка и капот радиатора – они были заимствованы у седана с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11-73.

У водителя над головой показался обтекаемый колпак, на колесах – аэродинамические колпаки. Масса автомобили достигла 1100 кг. На протяжении официальных соревнований Аркадий Николаев установил безотносительный всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч.

ГЛ-1 стала авангардом заводских разработок, гордостью ГАЗа и знаком скорости СССР. На всех праздниках и горьковских парадах машина шла под управлением Николаева в первых последовательностях.

Весной 1941 года Евгений Агитов приступил к созданию ГЛ-1 третьего поколения. Завершить работу не удалось из-за начала войны. Существует версия о смерти автомобили, выстроенная на устных рассказах очевидцев, – макет был стёрт с лица земли на протяжении бомбежки цехов.

А куда же провалились сквозь землю два первых ГЛ-1 – с 4- и 6-цилиндровым двигателями?

Пробуя это узнать, мы связались с директором музея ГАЗа Натальей Колесниковой. Исчезновение ГЛ-1 она прокомментировала так:

– Машина была разрезана, как и многие машины, каковые не пошли в серию, – для тех лет это было обыкновенным явлением. А как правдива история с бомбой, мы уже не можем проверить.

Но ее 6-цилиндровый мотор жил в самолётах и танках, а по окончании войны – в двигателе ГАЗ-12 ЗИМ.

Будущее же Аркадия Николаева с началом войны начала развиваться по совсем второму сценарию. Он был должен покинуть гонки: его прописали главой станции по опробованию авиационных моторов. Но ген скорости жил в нем так же, как и прежде, и в один раз Николаев самовольно устроил опробования мотоцикла М-72.

– Попросил у сослуживца мотоцикл и отправился на Столичное шоссе – единственное тогда место в Неприятном, где возможно было разогнаться, да да и то узенькая автомобильная дорожка. Отец был в пальто. «Притопил» на этом мотоцикле как направляться – мало! Решил лечь на бак грудью.

Привстал на подножках, дабы пальто заправить на сиденье, а потому, что мотоцикл был чужой, не знал, что одна подножка не закреплена. Она и сложилась. Отец надавил на тормоз, мотоцикл закрутило по шоссе. От мотоцикла ничего не осталось – руль позже с проводов снимали.

У нас до сих пор лежат папины наручные часы, стесанные тогда об асфальт. Позже он вернул товарищу новый мотоцикл с коляской в придачу.

По окончании войны Аркадий Николаев всецело посвятил себя науке. На базе индустриального университета он возглавил умело-конструкторское бюро по разработке льда, мёрзлого грунта и снега. Он создал около 40 принципиально новых автомобилей, каковые стали первыми взломщиками мерзлоты СССР – до них вечный лед знал лишь динамит и кирку.

За одну из них – бурильную установку на базе ГАЗ-67 – он был удостоен Сталинской премии. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Аркадий Николаев возглавил научно-исследовательскую экспедицию, которая в первый раз во всемирной истории достигла Полюса недоступности Антарктиды. Блистательный гонщик-испытатель стал не меньше блистательным ученым.

* * *

Сравнительно не так давно данный автомобиль был воссоздан «Кузовной мануфактурой Александра Бушуева». Посмотрите, что из этого оказалось!

Источники:

  • gaz.auto.meta.ua/blog/458163/samyj-bystryj-dovoennyj-gaz—gl-1/
  • yaplakal.com/forum11/topic270572.html
  • zr.ru/a/101436/
  • aif-nn.ru/society/article/50422
  • https://www.autowp.ru/gaz/gl/

Автомобиль ГАЗ ГЛ-1: страницы истории

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: