Самолетный командно-измерительный пункт 976 скип.

      Комментарии к записи Самолетный командно-измерительный пункт 976 скип. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина, Бериев
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1986 г.Самолетный командно-измерительный пункт 976 скип.

При опробованиях баллистических и крылатых ракет нужно фиксировать работу их совокупностей в полете. Задача эта сложная — в отличие от самолета, при неисправности ракету не посадишь «на вынужденную» и конструкторам остается лишь разбирать обломки и гадать, где они допустили промах.

По той же причине на ракету не поставишь КЗА — в случае если ракета рванет, от аппаратуры останутся одни воспоминания и все записанные эти пропадут (не говоря уже о том, что ставить ее обычно легко некуда). Единственный выход — снабдить ракету передатчиком и фиксировать работу ее совокупностей посредством телеметрии. Для приема данных помогают специальные самолёты и наземные станции.

Продолжительное время для приема данных помогали самолеты Ил-18СИП (самолетный измерительный пункт), базировавшиеся в г. Ленинск недалеко от космодрома Байконур и обслуживавшие советскую космическую программу. Еще один с нестандартным номером СССР-27220 был в распоряжении ЛИИ им. М.М.Громова и употреблялся при опробованиях ракет.

Но время берет собственный и Ил-18СИП начали готовить замену. Сперва два Ил-76М — СССР-86721 и СССР-86024, соответственно 1977-го и 1979 годов выпуска, были переоборудованы в «ловцы телеметрии», известные как самолёт «676» и самолёт «776». Вместо хвостовой прели у них установлен магнитометр, закрытый обтекателем в виде усеченного конуса; у первой автомобили обтекатель темно-серый с обрубленным финишем, у второй — белый с полусферическим задним финишем.

По бокам киля имеется по одной Г-образной антенне, еще две — над пилотской кабиной, а снизу за носовой опорой шасси — две шлейфовые антенны. Самолеты базируются в ЛИИ им. М.М.Громова.

Наконец, в середине 80-х на базе Ил-76МД был создан самолетный командно-измерительный пункт (СКИП), он же самолет «976». Наименование разъясняется тем, что образцы вооружений у нас именуются «изделиями», а данный самолет взял обозначение «изделие 976».

Эту машину время от времени путают с самолетом А-50, по причине того, что она также «с грибом»: на ней установлен тот же радар кругового обзора «Шмель» с характерной вращающейся антенной в огромном дискообразном обтекателе на двух пилонах за крылом. (По данной причине в ЛИИ самолет прозвали «поганкой».) Но в случае если приглядеться, у этих двух автомобилей больше различий, чем сходства.

СКИП 976 конструктивно является гибрид Ил-76МД и А-50. На нем установлены радиопрозрачные обтекатели для размещения бессчётных антенн. В районе 50-56 шпангоутов на двух пилонах установлен поворачивающийся модуль РФ-2 диаметром около 11 и высотой 1,5 м. В грузовом отсеке смонтирован громадный комплекс экспериментального оборудования в состав которого входят:
-радиотелеметрическая совокупность;
-совокупности траекторных измерений;
-совокупность командного радиоуправления;
-отображения информации и бортовая система обработки;
-ретрансляции информации и система трансляции;
-совокупность единого времени. Аппаратура размещена в самолете на двух палубах. Рабочие места 15 операторов находятся на первом этаже.

Люди имеют все спасения -и необходимые средства жизнеобеспечения при полетах как над сушей, так и над водой.

Не обращая внимания на военное (пускай кроме того испытательное) назначение, самолеты имеют аэрофлотовскую гражданские номера и раскраску СССР-76452 по СССР-7б456. Действительно, на борте вместо привычной надписи «Ил-76МД» написано «976».

У самолета сохранены обе входные двери, грузовой люк, стандартные обтекатели главного шасси, остекление штурманской кабины и кабина стрелка. Вместо хвостовой турели установлен радар обзора задней полусферы в солидном полусферическом обтекателе, а штатный радар наведения пушек снят.

Перед центропланом установлены антенны спутниковой связи, закрытые громадным обтекателем, а на финишах крыла — массивные цилиндрические контейнеры с аппаратурой, на которых смонтированы аэронавигационные огни. Передние и задние части контейнеров радиопрозрачные и закрывают плоские излучатели антенн.

По бокам остекления штурманской кабины установлены четыре длиннющие штанги ПВД (при виде спереди они расположены квадратом). Перед остеклением пилотской кабины смонтированы четыре Г-образные рамочные антенны, две из которых направлены вперед, две другие — назад.

За носовой опорой шасси имеются две громадные шлейфовые антенны, под обтекателями шасси — две громадные и две мелкие Г-образные антенны и две лепестковые антенны. Две таких же громадных Г-образных антенны установлены бок о бок над пилотской кабиной и еще по три — по бокам киля на различном расстоянии друг от друга.

Грузовая кабина битком набита КЗА — на протяжении бортов чуть возможно протиснуться, часть аппаратуры смонтирована кроме того на грузовой рампе.

Автомобили различаются в подробностях. Так, у экземпляров СССР-76452 и СССР-76453 перед грузовой рампой выступает дополнительный датчик в оранжевом обтекателе — «наперстке». Помимо этого, у СССР-76452 сверху и снизу крыльевых контейнеров имеются Г-образные рамочные антенны — такие же, как перед остеклением пилотской кабины.

Самолет употребляется для слежения за испытуемыми ракетами и космическими объектами. С его борта ведется радиолокационное наблюдение за ракетой и запись данных телеметрии на магнитную ленту для расшифровки, а при отклонения ракеты от курса либо происхождения неисправностей дается команда на ее подрыв. В частности, самолеты «976» принимали участие в опробованиях ракетоносца Ту-160, засекая пробные пуски крылатых ракет РКВ-500.

Дальность сопровождения объектов составляла от 400 км — для маловысотных объектов, до 2-3 км — для высотных, а при групповом применении СКИП — более 10 тыс. км. Все они базировались в ЛИИ, интенсивно эксплуатировались и по мере износа ставились на отдаленную стоянку.

Первый СКИП-976 (заводской № 5002) начал эксплуатироваться во второй половине 80-ых годов двадцатого века, после этого вступили в строй еще 4 подобные автомобили. Последний из пяти самолетов был выстроен во второй половине 80-ых годов XX века, а 16 августа 1988 года они «засветились» на протяжении воздушного праздника в Жуковском в Сутки авиации. Забравшись повыше, возможно было видеть все пять автомобилей, выстроенные аккуратным рядком на стоянке.

Найдя «почти тысячу семьдесят шестые», западные журналисты приняли их за прототипы советского АВАКСа (а что они имели возможность еще поразмыслить, заметив Ил-76 «с грибом»?).

У нас же сделали вывод, что скрывать существование СКИПа уже ненужно и на выставке «Москоу Аэроспейс-90» на стенде ЛИИ показался снимок «почти тысячу семьдесят шестого». А 23 мая 1991 года в газете «Совьет Уикли», издаваемой для чужестранцев, показалась статья о ЛИИ со снимком экземпляра СССР-76453 (фюзеляж № 5009; в западных источниках приводился заводской № 0013434009, но это вызывающе большие сомнения — фюзеляжный номер через чур поздний).

Подпись под снимком гласила: «Летающая лаборатория Ил-76 для изучения состава воздуха». Как сказал Козьма Прутков, в случае если на клетке со слоном прочтешь надпись «Бегемот»… На такую «утку» имели возможность купиться лишь люди, далекие от авиации: замечательный радар кругового обзора ну никак не вязался с «изучением состава воздуха»!

Год спустя СССР-76453 был продемонстрирован на МосАэроШоу-92 — на этот раз с правдивой табличкой «Самолетный командно-измерительный пункт». Еще через год на авиасалоне МАКС-93 демонстрировался самолет «976» СССР-76456 (заводской № 0073474208, фюзеляж № 5602), причем визитёры в первый раз взяли возможность осмотреть его изнутри. Данный экземпляр отличается от других «почти тысячу семьдесят шестых» тем, что радиопрозрачные части крыльевых контейнеров не зеленые, а серые.

На данный момент три из них списаны. Свертывание программ создания новых оружий стало причиной упадку и в данной тематике. Возможно остается возможность применения этих неповторимых самолетов в каких-то новых сферах.

В 2004 году в летно-исследовательском университете им. М.М.Громова на базе самолетного командно-измерительного пункта (СКИП) «976» № 76456 создана и прошла опробования новая летающая лаборатория (ЛЛ) для летных опробований новых двигателей инозаказчика. В следствии переоборудования с самолета демонтирован радиотехнический комплекс во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем, а вместо левого внутреннего штатного двигателя Д-30КП установлена особая гондола для умелых двигателей.

По окончании завершения опробований ЛЛ № 76456 в ЛИИ она будет передана клиенту — Китайскому летно-испытательному центру CFTE (China Flight Test Establishment), чьи логотипы уже нанесены на борта самолета.

ЛТХ:

Модификация: 976 СКИП
Размах крыла, м: 50,50
Протяженность самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,80
Большой диаметр фюзеляжа, м: 4,80
Площадь крыла, м2: 300,0
-безлюдного самолета: —
-обычная взлетная: 190000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Большая крейсерская скорость, км/ч: 780
Практическая дальность, км: 6800
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.

976 СКИП на рулежке.

976 СКИП на рулежке.

976 СКИП на рулежке.

976 СКИП по окончании взлета.

976 СКИП по окончании взлета.

976 СКИП по окончании взлета.

976 СКИП в полете.

976 СКИП в полете.

976 СКИП в полете.

976 СКИП заходит на посадку.

976 СКИП. Рисунок.

Проекции 976 СКИП. Рисунок.

.

.
Перечень источников:
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Крылья Отчизны. Лев Берне, Константин Удалов. «Илы» с индексом «А».
Мир Авиации. Петр Батуев. Скипы и Сипы.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Ильюшин, Бериев 976 СКИП».

Ильюшин Ил-976 [ 76455 ] Самолет командно измерительный пункт-СКИП

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: