С корабля — на поле боя

      Комментарии к записи С корабля — на поле боя отключены

К началу Первой Мировой германская армия была оснащена большим числом тяжелых артиллерийских орудий, но на начальной стадии этого выяснилось не хватает. Рвение переломить движение военных действий закономерно послужило толчком к поиску уникальных армейских приемов и к созданию новых образцов оружий. Один из выходов виделся в увеличении могущества артиллерии.

Кроме разработки новых конструкций, принимались и паллиативные меры, одной из которых стало приспособление замечательных морских орудий (корабельных и береговой артиллерии) для применения на сухопутном театре боевых действий.
15 cm Feldkanonel.R. L/40 и I.R. L/45

Приспособление к применению на суше орудий, состоявших на вооружении морской артиллерии, являлось более надежным если сравнивать с разработкой новых совокупностей и потребовало меньших затрат материальных затрат и ресурсов времени.

К тому же, на этом дороги имелись и значительные препятствия. Морские орудия, владеющие громадной повышенной скорострельностью и начальной скоростью, достаточно скоро изнашивались. В случае если для скоротечного морского сражения это событие не имело особенного значения, то для сухопутного ТВД воображало громадную проблему.

Боеприпасы морской артиллерии, предназначенные для пробития брони судов и имеющие толстые стены и небольшой разрывной заряд, мало доходили для борьбы с наземными целями. Помимо этого, широкая номенклатура снарядов морских орудий затрудняла их снабжение снарядами. Установки морских орудий были неподвижны, исходя из этого их лафеты имели особенные конструкции с небольшими откатами и с ограниченным вертикальным обстрелом.

Морские орудия были так тяжелы, что их приходилось перевозить по железным дорогам до места установки на позиции. Одновременно с этим сухопутные орудия сопоставимой мощности отличались значительно меньшей массой, и для них хватало автомобильной тяги.

С корабля - на поле боя

По указанным обстоятельствам большая часть морских орудий было приспособлено для стрельбы с ЖД установок. Так, к примеру, для применения на суше приспособили орудие 15 cm SK L/45 компании семь дней, первоначально предназначавшееся для судов типа «Brummer», крейсера «Blucher» и последовательности вторых. ЖД модификация этого орудия была названа 15 cm SK «Nathan».

Но из любого правила бывают исключения. Так, одной из артиллерийских совокупностей, приспособленных для работы на сухопутном театре боевых действий, стало 15 см Feldkanone IR компании Krupp («IR» — от «I Raderlafette», т.е. практически «на колесном ходу»). Это морское орудие конструктивно было весьма близко к 15 cm SK L/45.

В следствии доработок удалось взять весьма замечательное дальнобойное орудие (дальность стрельбы достигала 18,7 км), которое, но, отличалось большим весом — 11820 кг (по другой информации, 11500 кг). Оно имело возможность буксироваться трактором, а при необходимости — в разобранном виде и посредством гужевой тяги. Для увеличения проходимости на колеса имели возможность наряжаться башмачные ободья.

15 см Feldkanone IR изготавливались в двух вариантах, имевших фактически аналогичные лафеты и отличавшихся конструкцией артиллерийских стволов и противооткатных устройств: у I.R. L/40 (в отечественных источниках — «пушка со стволом в 40 калибров») цилиндры противооткатных устройств размешались сверху казенной части ствола, а у I.R. L/45 — с боков. Щитки орудий обоих вариантов изготавливались лично и имели личные, не смотря на то, что обычно и несущественные, отличия. Снаружи стволы I.R.

L/40 и I.R. L/45 возможно выяснить по характерным уступам в их средней части.

До наших дней сохранились как минимум несколько 15 cm Feldkanone I.R. Орудие L/40 возможно заметить в австралийском Сиднее, a L/45 — в г. Варна, в Музее ВМС Болгарии.

«Samuel»

Еще одним морским орудием, переоборудованным в сухопутное, было 17 cm SK L/40 «Samuel», либо 17 cm Schnelladekanone I.R. (I.R. означало «I Raderlafette», a SK — «Schnelladekanone», от германского schnell — скоро). Это орудие кроме этого было произведено компанией Krupp и первоначально предназначалось для судов типа «Braunschweig» и «Deutschland». Углы горизонтальной наводки «Samuel» составляли 8°, а вертикальной — от 0° до +45°.

17 cm Schnelladekanone I.R. использовались на фронте с марта 1917 г. По некоторым данным, в «Samuel» переоборудовали около 70 морских орудий. Отдельные совокупности имели личные имена, к примеру «Moses». На Западном фронте 17 cm Schnelladekanone I.R. были сведены в двухорудийные батареи (организовали не меньше таких 15 батарей).

Орудие выяснилось весьма замечательным и действенным — большая дальность стрельбы достигала 24 км (по другой информации, 26,4 км). Но за выдающиеся показатели было нужно заплатить габаритами и значительной массой — орудие весило более 23500 кг, что очень затрудняло его транспортировку кроме того механической тягой с применением раздельной возки. В данной связи было предложено применять «Samuel» в варианте 17 cm Schnelladekanone Е.Е от «Eisenbahn», т.е. ЖД.

Орудие смонтировали открыто с сохранением штатного лафета на ЖД платформе. В вариант 17 cm Schnelladekanone Е переоборудовали около 30 «Samuel».

Большинство 17 cm SK L/40 была захвачена союзниками в конце войны на Западном фронте. Так, по окончании войны, у Бельгии имелось шесть орудий этого типа, еще 14 союзники нашли уже по окончании перемирия и стёрли с лица земли ответом союзной контрольной рабочей группе. Пара орудий, оставшихся во Бельгии и Франции, со своей стороны, уже на протяжении Второй мировой стали германскими трофеями.

На сегодня сохранившиеся экземпляры «Samuel» не известны.

Фото из архива А. Кириндаса.

источник: А. Кириндас «С корабля — на вооружение боя» «и поле Техника» №6/2014 г.

С КОРАБЛЯ НА БАЛ — Корейские сериалы на русском

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: