Проект линейного корабля водоизмещением 35000 тонн. российская империя

Последние годы, предшествовавшие Первой мировой, ознаменовались совершенствованием и небывалым подъёмом в области военно-морских оружий. Особенно прогрессировала корабельная артиллерия, где очевидно наметилась тенденция к отходу от классического 305-мм калибра в сторону его повышения. Не оставались наряду с этим в стороне и вопросы улучшения броневой защиты.

На этом фоне тактико-технические элементы еще пребывавших в постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь» уже смотрелись более чем скромными.

Учитывая создавшееся положение, и необходимость подготовки данных для составления будущей кораблестроительной программы, Морской генштаб (МГШ) к октябрю 1913 года создал «Главные задания для линкоров Балтийского моря».

Проект линейного корабля водоизмещением 35000 тонн. российская империя

На их базе к концу марта следующего года под управлением генерала И. Г. Бубнова был создан проект для того чтобы корабля с составлением объяснительной записки, последовательности чертежей и ориентировочным подсчетом некоторых нагрузок.

Но, потому, что указанные задания не являлись официально утвержденными, то и проект носил скорее концептуальный темперамент, либо, как заметил сам Иван Григорьевич в объяснительной записке, он должен был только дать

«схему для дискуссии разных вопросов, относящихся к будущему броненосцу».

Строительство таких судов предусматривалось замыслами развития Морских сил Балтийского моря, в соответствии с которым состав его эскадры к 1924 году должен был насчитывать восемь, не считая четырех типа «Севастополь», новых линкоров, вооруженных 406-мм орудиями.

Предлагаемый читателям подбор документов из фондов Российского госархива ВМФ именно и знакомит с этим неизвестным моментом в истории отечественного кораблестроения. В связи со большим количеством. «Главные задания…» публикуются в виде отдельных извлечений, каковые, однако, в целом достаточно полно отражают взоры экспертов МГШ. Их подход, обоснования и трактовку к разным элементам будущего линкора.

К тому же, как это будет видно из документа, применение новых линейных кораблей не привязывалось жестко к бассейну Балтийского моря. Так, предъявлялись требования обеспечить мореходные качества для океанского плавания при любых погодных условиях, а к устройствам способности и судовому – оборудованию функционирования не только в северных широтах, но и в тропиках.

Так как при подготовке к печати «Главных заданий…» извлечения из них приведены в пара другой, нежели в документе, последовательности, то последовательность подзаголовков и заголовков, и их нумерация опущены. Со своей стороны таблицы нагрузок и объяснительная записка (не считая массы стали в составе веса и корпуса котельной установки) приводятся всецело, без сокращений. Потому, что в публикуемых материалах фигурирует существовавшая тогда в Российской Федерации британская совокупность мер, то напоминаем, что 1 фут (1′) равен 0,3048 м, а 1 дюйм (1) – 25,4 мм.

* * *

Главные задания для линкоров Балтийского моря Вступление

Каждый корабль создается из элементов и любой элемент предъявляет требования на место и вес, время от времени вразрез с требованиями вторых элементов. По-видимому, на данный момент техника и средства в стране не смогут выполнить полностью, без ущерба приятель для приятеля требования всех элементов, а потому каждый корабль есть компромиссом, где одно жертвуется в пользу другого…

Главным типом современного боевого корабля есть линкор. Его назначение – вести бой с подобными себе судами соперника. Для исполнения собственной боевой работы линкор обязан владеть следующими элементами…

Для Балтфлота своевременные мысли фиксируют углубление. Последнее же влечет за собой определенное обычное водоизмещение.

Так, элементы линкоров, создаваемых для Балтийского моря, должны вместиться в определенное водоизмещение.

Неспециализированные условия

Для линкоров для Балтийского моря устанавливается углубление не более 30 футов. водоизмещение и Остальные размерения не устанавливаются. Нужно сохранить одновидность и по возможности однотипность с броненосными крейсерами типа «Наварин» [1].

Элементы перемещения (механическая часть)

Из-за как тактических (необходимость иметь превосходство над скоростью возможного соперника и ни за что не иметь ее меньше), так и стратегических, линкор должен иметь в полной мере обеспеченную (при обычном сжигании угля и нефти) скорость в 25 узлов в продолжении 12 часов (длительность опробования на полный движение). Двигатели устанавливаются турбинные.

…раз выбранная совокупность [турбин] должна быть установлена на всех судах одного тактического соединения (дивизия). Число [гребных] винтов должно быть четное, причем вращение их должно быть внаружу (что вызывается удобством маневрирования).

Район плавания определяется из своевременных мыслей и должен быть не меньше 5000 миль при ходе не меньше 15 узлов (экономический движение).

При указанном запасе горючего (обычном) корабль обязан развивать полную скорость (25 узлов).

На линейных судах должны быть установлены котлы миноносного примера для чисто нефтяного отопления. В случае если установка чисто нефтяных котлов не представится вероятной, то нужно иметь котлы универсального типа, другими словами отапливающиеся как углем, так и нефтью в отдельности, так и смешанным горючим.

Котельные отделения по возможности должны вмещать меньшее число котлов. Для удобства управления котлы должны быть установлены топками друг к другу… Трубы главного паропровода должны быть установлены с обоих бортов в однообразном количестве, причем линия труб с каждого борта обязана пропускать достаточное количество пара для развития полного хода… Для большего обеспечения паром механизмов очень нужно поместить машинное отделение между двумя группами кочегарок.

Горение горючего должно быть по возможности бездымное… Хранилища горючего должны быть вычислены не меньше чем на полный запас горючего.

Угольные ямы должны быть поперечные и бортовые, помимо этого, допускаются палубные угольные ямы.

Устройство поперечных угольных ям вызывается следующими мыслями:

  1. необходимостью иметь в сражении задраенными бортовые угольные ямы, для обеспечения от проникновения воды при получения пробоины в яме;
  2. необходимостью иметь при полном ходе надежное поступление угля к средним котлам.

Вместимость [поперечных] угольных ям должна быть достаточной для полного хода в течение 10 часов. В них обязан вмешаться обычный запас угля.

Для обеспечения первого пункта горловины бортовых ям должны задраиваться под напором поступающей из пробоины воды и находящегося в яме угля. Причем по окончании таковой задрайки водонепроницаемость горловин должна быть обеспечена.

Для обеспечения 2-го пункта (при отсутствия поперечных ям) из палубных ям должны быть выведены в кочегарку соответствующее число ссыпных шахт, причем они должны быть вычислены на постоянное поступление угля к топкам, достаточное для форсированного хода.

Чтобы не было перегрузки угля из одних ям в другие, угольные ямы допускаются только в течении угольных котельных отделений.

Должна быть предусмотрена неестественная тяга, достаточная для развития полного хода кроме того при утрата всех дымовых труб.

Эволюционные элементы

Рули должны быть установлены в диаметральной плоскости. Воздействие рулями должно производиться электрической энергией. Любой руль должен иметь как минимум несколько двигателей, питающихся энергией с обоих бортов любой (4-кратное обеспечение для каждого руля).

Двигатели должны быть влагонепроницаемого типа для обеспечения сохранности двигателей, при затопления рулевых отделений.

По окончании постановки ручек [машинного телеграфа] на стоп линкор по инерции не должен проходить более трех собственных длин.

Артиллерия

…главные задания для основной артиллерии:

  1. пробивная свойство должна быть достаточной для пробития современной брони, равной по толщине калибру орудия на дистанции в 100 каб[ельтовых] при обычном ударе;
  2. орудие должно владеть достаточной меткостью на дистанции в 100 каб.;
  3. меткость должна быть обеспечена не меньше чем на 200 выстрелов;
  4. орудие должно развивать громаднейшую мощь при мельчайшем калибре.

Разглядев… технические данные 16, 15 и 14 орудий, на основании вышеприведенных мыслей для основной артиллерии корабля. Морской генштаб пришел к следующему заключению:

…сравнивая силу отдельных орудий видно, что при соблюдении практически тех же баллистических данных преимущество остается за 16 орудиями, поскольку последние имеют бронепробивную силу полностью и существенно превосходящую таковую у 14 и 15 орудий. Сохранение же меткости обеспечено у 16 орудий не в меньшей мере, чем у 14 орудий.

Сделав… сравнение, Морской генштаб основывается при выборе калибра орудий на нижеследующем: так как артиллерийская мощь на судах, как элемента хорошего, должна быть развита в вероятно большей мере, поскольку каждое отдельное 16 орудие значитльно лучше 14 и без того как на отечественных дредноутах уже установлено по 12 орудий основной артиллерии независимо от калибра (на типа «Севастополь» XII– 12 орудий. натипа«Наварин»Х11– 14), то на понижение числа орудий ни за что идти запрещено, а потому на следующей серии лин[ейных] кор[аблей] должно быть установлено двенадцать 16 орудий, изыскав экономию веса в размещении орудий в башнях и понижение некоторых излишних требований, предъявляемых к механизмам башенных установок, раз корабль из-за своевременных мыслей ограничен водоизмещением.

Так [Морской] генштаб останавливается для орудий на 16 калибре… при условии установки не меньше двенадцати таких орудий.

Для дредноутов отечественного флота до сих пор были приняты трехорудийные башни. Башни этого типа позволили установить на отечественных судах но двенадцать орудий большого калибра. Но уже на последних отечественных судах мы пришли, по-видимому, к предельному для Балтийского моря рациональному водоизмещению при существующих своевременных требованиях.

Так, установить двенадцать 16 орудий в 4-х трехорудийных башнях не представляется вероятным. Ввиду этого направляться изыскать другой метод размещения орудий в башнях. Французское государство перешло к 4-орудийным башням [2].

Устройство 4-орудийных башен с независимым наведением каждого орудия, по-видимому, не позволит достаточной экономии в весе и, помимо этого, размеры башни по ширине так возрастают, что установка ее на судах с фиксированными размерениями не представляется вероятной. Исходя из этого казалось бы самый правильным перейти к установке 4-орудийных башен, установив в них по 2 орудия на одном станке. Настоящая установка обязана дать большую экономию, что предоставит шанс на будущих линейных судах установить три 4-орудийные башни типа двустволок.

Так, на линейных судах Балтийского моря должны быть установлены три 4-орудийные башни типа двустволок с 16 орудиями.

Размещение башен на корабле должно давать возможность сосредоточить по одной цели в громаднейшем пространстве по горизонту всю артиллерию. Это требование приводит к линейному расположению башен с громаднейшими углами обстрела на оба борта. Нужно иметь все башни расположенными на одной высоте. Исключение допускается для башни, находящейся на полубаке.

Высота осей орудий над WL [ватерлинией] и удаление башен от штевней должно снабжать возможность стрельбы из орудий в любую погоду. Для обеспечения живучести башни должны быть расположены подлине корабля равномерно. Место на палубе около башен должно быть чисто, поскольку в другом случае поврежденными надстройками смогут быть заклинены башни.

Башня обязана воображать, при размещении в ней требуемого числа орудий, цель мельчайшей поражаемости при падении снарядов под углом в 10°.

Вертикальное наведение должно быть вычислено на стрельбу в пределах от мельчайшего, допускаемого установкой (в зависимости от размещения башен на корабле) угла, до угла в 18°, причем допускается, дабы при стрельбе в пределах более чем 15° орудие становилось на определенный угол заряжания.

Каждые два орудия должны наводиться самостоятельно механическим двигателем и иметь отдельного наводчика… Должна быть предусмотрена возможность соединения всех 4-х орудий на залп.

Башня при [горизонтальном] наведении обязана устанавливаться без вибраций. При выстреле из крайних орудий угол проворачивания должен быть мельчайший (не более 2°).

В пределах от мельчайшего угла понижения до угла возвышения в 15° заряжание должно производиться при любом положении орудия, не прерывая наводки.

Заряжание должно снабжать как минимум несколько выстрелов в 60 секунд из каждого орудия при условии боевой стрельбы.

Корабельный набор для орудий большого калибра должен быть вычислен не меньше чем на сто выстрелов. Все погреба должны быть вычислены на вмещение (в обычном грузу) всего корабельного набора… Чтобы не было детонации снарядов при взрыве мины заграждения они должны быть расположены не ниже платформы. Для той же цели и для обеспечения большей неуязвимости погреба должны быть в достаточной мере удалены от бортов.

Должно быть предусмотрено устройство охлаждения погребов с таким расчетом, дабы температура в них не подымалась бы выше обычной (25°R) [3] при плавании в Средиземном море летом.

Противоминная артиллерия

Повышение… калибра противоминной артиллерии до калибра, могущего выполнить в дневном эскадренном бою уничтожение современного миноносца на дистанции настоящего минного выстрела, другими словами повышение этого калибра до 8-9 с сохранением всех других требований, повлечет за собой большое повышение водоизмещения… На основании вышеизложенных мыслей направляться остановиться для противоминной артиллерии на 130-мм калибре либо совсем от нее отказаться.

Скорость стрельбы должна быть не меньше 12-ти выстрелов в 1 60 секунд. Удобство заряжания должно быть обеспечено при всех вероятных углах снижения и возвышения в районе всего угла обстрела.

…нужно, дабы по возможности большее число орудий имело возможность стрелять прямо по носу.

Любой сектор обязан воображать из себя отдельный плутонг, и в каждом плутонге должно иметься по три орудия. Так, на линейных судах должно быть 8 плутонгов и не меньше 24 орудий противоминной артиллерии.

Высота портов и удаление орудий от штевней должны снабжать воздействие артиллерии в любую погоду. Размещение противоминной артиллерии должно давать возможность функционировать одновременно главной и противоминной артиллерии.

Погреба противоминной артиллерии должны быть вычислены на… 250 выстрелов на орудие… заряды и Снаряды должны быть распределены по погребам равномерно на каждое орудие.

Погреба должны быть расположены за главным бронированием и по возможности ниже WL.
На корабле должно быть установлено 4 салютных пушки (47-мм), по две на борт…

Противоаэропланные пушки

На линейных судах должны быть предусмотрены противоаэропланные пушки.

Броня

Ввиду неосуществимости при настоящем состоянии техники сделать палубы и борт непробиваемыми, есть необходимость отыскать такую совокупность бронирования, при которой повреждения, наносимые боеприпасами, были бы… наименее вредны для жизненных частей корабля, другими словами постараться нейтрализовать боеприпас раньше, чем он достигнет этих частей… Так, есть как бы необходимость запрятать корабль в особенную броневую коробку, которая приняла бы первый удар и взвела бы трубку [4].

Эта коробка обязана удовлетворять следующим условиям: так как воздействие снарядов по палубе как фугасных, так и бронебойных подобно и только фугасное, то верхняя палуба (крыша коробки) предназначается только чтобы вынудить подействовать [на] взрыватель – это нижний предел ее толщины.

Иначе, как показал опыт, боеприпас, взрываясь при проходе палубы, взведшей взрыватель, причиняет ее обломками громадные разрушения палубам, расположенным ниже [5].

Чтобы не было этого явления [верхняя] палуба должна быть сделана из для того чтобы материала и должна быть так узка, дабы ее осколки по возможности не наносили бы вреда следующей за ней палубе. Из этого условия определяется второй предел ее толщины.

Вторая броневая палуба предназначается для яркой защиты жизненных частей корабля – она должна быть так сильна, дабы не пропускать ни одного обломка верхней бортов и палубы коробки вовнутрь корабля. Ей ставится только один предел толщины. Второй же явится только следствием разумной экономии в трате веса па пассивные элементы.

Не считая этих двух палуб никаких броневых палуб быть не должно.

При рассмотрении толщины бортового бронирования необходимо иметь в виду два рода снарядов – боеприпас, снабженный взрывателем с замедлением, и боеприпас с взрывателем, действующим более либо менее мгновенно (будь то бронебойный либо фугасный).

…если не представится вероятным толщиной бортовой брони коробки и расстоянием до основной брони обеспечить при любом замедлении взрывателя взрыв между броневыми поясами, то придется на известных расстояниях мириться с проникновением бронебойных снарядов, снабженных трубками с замедлением, в жизненные части корабля.

Что же касается снарядов, снабженных трубками без замедления, то взрыв таковых неизменно возможно локализован между двумя броневыми переборками.

Так, бортовая броня коробки обязана удовлетворять следующему: при взрыве фугасного боеприпаса она по возможности не должна проламываться и давать трещины, а в случаях пробития, пробитие не должно быть больше, чем от действия бронебойного боеприпаса.

Роль следующего пояса основной брони, конкретно закрывающего жизненные части, содержится в ограничении распространения взрыва за его пределы, другими словами она сведется на удержание осколков и обломков, и и на противостояние (на продавливание и пролом) фугасу бронебойного боеприпаса.

Верхняя бортовая броня коробки при действии боеприпаса, снабженного трубкой без замедления, обязана играться по отношению к основной броневой палубе ту же роль, что и верхняя палуба коробки, другими словами взводить трубку и давать легкие и малые обломки. Иначе, в данной броне недопустимы те громадные проломы, каковые вероятны в верхней палубе. Так, толщина по ее отношению к фугасу обязана удовлетворять требованию давать только трещины и проломы, не раскрывая брони и не давая больших и бессчётных обломков.

Тыльная переборка по возможности обязана локализовать воздействие фугасных и бронебойных снарядов, взорвавшихся при встрече с верхним поясом бортовой брони коробки, другими словами обязана противостоять осколкам фугасных и бронебойных снарядов и маленьким обломкам.

…обязана являться непосредственным продолжением основной бортовой брони, поскольку ею отсекается та часть основной броневой палубы, которая является непосредственным прикрытием жизненных частей корабля. Часть основной палубной брони между бортовой броней коробки и главным броневым поясом обязана выполнить роль тыльной переборки для главного броневого пояса по отношению к тем боеприпасам, каковые направятся вниз, минуя тыльную переборку.

Что касается траверзов, ограничивающих жизненные части корабля с кормы и носа, то их роль подобна роли главного броневого пояса…

Площадь главного его высоты и бронирования над WL определяются требованием прикрыть все жизненные части корабля…

Углубление брони ниже WL определяется требованием защиты жизненных элементов, при громаднейшем могущем быть крене, и от действия снарядов на недолетах [6].

Носовая часть корабля, для сохранения мореходных особенностей, должна быть обеспечена бронированием от образования в борту громадных отверстий. Носовая часть по высоте главного броневого пояса должна быть защищена броней, дающей только трещины и незначительные проломы.

Выше главного пояса броня возможно более не сильный, ее назначение обеспечить борт от разворачивания.

Незащищенные части корабля не допустимы… Незащищенными смогут быть покинуты только те надстройки на верхней палубе, каковые никакого боевого значения не имеют. Но их нужно иметь вероятно меньше, поскольку будучи сметаемы фугасными боеприпасами и разлетаясь громадными кусками по палубе, они легко смогут заклинить башни и тем вывести их из строя.

Что касается бронирования отдельных элементов, то необходимо заметить следующее:

  1. бронирование башни: являясь главным органом действия, башни должны быть защищены вероятно лучше… Любая пара орудий в башнях должна быть отделена друг от друга броневыми траверзами;
  2. дымовые трубы на высоте башен должны быть защищены от неправильной формы и действия осколков пробоин (высота бронирования определяется тем требованием, дабы дым из уничтоженных труб не мешал бы действию основной артиллерии и управлению кораблем). Чтобы не было распространения дыма по палубам, в особенности при неестественной тяге, дымовые кожухи должны быть защищены броней…
  3. головки рулей, их приводы и моторы, не находящиеся за главным бронированием, должны иметь местное бронирование…
  4. боевая рубка, являясь сосредоточением органов управления, должна быть защищена в вероятно большей мере, которую на данный момент может дать техника:
  5. радиотелеграфная рубка должна быть помещена за главным бронированием:
  6. прожекторы со всеми собственными приспособлениями должны убирать[ся] за главное бронирование;
  7. …казематы противоминной артиллерии должны быть защищены броней… той же толщины, что и броня верхнего борта;
  8. источники запасном энергии и коридоры электрических проводов должны пребывать за главным бронированием…

Для линкоров Балтийского моря возможно наметить следующие толщины бронирования [7]. Бортовая броня коробки не меньше 11, основная бортовая броня не меньше 3, бронирование оконечностей не меньше 8, верхняя бортовая броня верхнего пояса и казематов в оконечностях не меньше 5.

траверзы и Тыльная переборка между орудиями не меньше 1, палубные траверзы – в соответствии с бортовой броней. Верхняя палуба не меньше 1 1/2, скосы и средняя палуба не меньше 3. Броня вращающейся части башни: передние стены не меньше 16; боковые стены не меньше 12–8: шиты у амбразур не меньше 3; траверзы между орудиями не меньше 1: крыши рубок не меньше 8 [8].

Неподвижная броня башен над верхней палубой не меньше 15, между броневыми палубами не меньше 10.

Бронирование труб, дымовых кожухов не меньше 3.

Бронирование боевой рубки при современном состоянии техники не имеет возможности удовлетворить намеченным требованиям, но по крайней мере вертикальное бронирование рубки нужно делать не меньше 18, Пояс между броневыми палубами не меньше 14. Внутренняя труба (зашита проводов) не меньше 3.

Крышу не меньше 8 и палубы между ярусами рубки не меньше 3. Центральный пост прикрыть местной коробкой в 3. Щиты у орудий противоминной артиллерии не меньше 3.

Что касается местной их приводов и защиты рулей, то они будут в зависимости от бронирования бортов в данном месте.

Надлежит обратить внимание на крепление брони. Вся броня, где то разрешают местные условия, должна быть соединена на шпунте.

Для смягчения удара броня должна быть поставлена на древесной подкладке…

Обеспечение плавучести (непотопляемости)

Обеспечение плавучести достигается подразделением корабля достаточным числом влагонепроницаемых переброк. Корабль должен быть подразделен влагонепроницаемыми переборками в таком обоюдном соответствии, дабы он, вынося вероятно громадные повреждения (взрыв мины около переборки между двумя самыми громадными отсеками), оставался бы на воде и утрачивал бы плавучесть раньше, чем остойчивость, другими словами тонул бы не переворачиваясь.

Тут направляться подчернуть, что при необеспеченной плавучести и боевой остойчивости бронированием, продольных влагонепроницаемых переборок на корабле не должно быть, другими словами крен обязан выравниваться машинально.
в течении главного бронирования корабль должен иметь три дна.

Минное оружие

…на данный момент мине должно быть отведено должное место среди наступательного оружия на протяжении боя основных сил.

Оно есть сейчас не только как оружие случайной ночной атаки, не только как оружие эксплуатации победы, но везде есть рвение применить его в сражении основных сил [9].

По крайней мере на каждом линкоре должно быть установлено не меньше 9 подводных аппаратов с борта, что даст в тактическом соединении (дивизии) 36 аппаратов, что примерно соответствует числу аппаратов в дивизионе миноносцев.

Сети

Сети должны закрывать целый борт, шнобель и корму. Очень нужно иметь сети, каковые возможно было бы нести поставленными на ходу. Скорость корабля наряду с этим должна быть не меньше скорости корабля, идущего за тралящим караваном. Протяженность шестов (расстояние сети от борта) обязана в полной мере снабжать корабль от повреждений при взрыва мины в сети…

Сети должны быть закреплены так надежно, дабы они ни за что не могли бы отдаться самопроизвольно кроме того при попадания в совокупность их крепления… Время постановки сетей не должно превосходить 15 мин.. Время уборки должно равняться времени съемки с якоря и ни за что не должно ее задерживать…

Тралящее приспособление

Для обеспечения кораблю вероятной неуязвимости от мин заграждения и дабы все же он имел бы некую свободу маневрирования, корабль должен быть снабжен особенным тралящим приспособлением… будучи поставленным, не должно уменьшать скорости корабля больше, чем значительно уменьшается скорость корабля, идущего за тралящим караваном. Тралящее приспособление на протяжении боя должно легко и просто ставиться и убираться конкретно с корабля. Время… для уборки и постановки… должно измеряться минутами.

Управление. Внутренняя сообщение

Для централизации управления на линейных судах должна быть установлена одна боевая рубка и при ней центральный пост. Боевая рубка должна быть двухъярусной. Боевая рубка должна быть снабжена всеми устройствами… по всем профессиям.

Рубка по величине должна быть достаточной для вмещения всего личного состава, предусмотренного… [правилами работы по всем специальностям].

Конкретно (для обеспечения голосовой передачи) под боевой рубкой, но ниже WL (для обеспечения большей живучести) должен быть устроен центральный пост.

…на линейных судах должно быть установлено 6 прожекторов диаметром в 110 см, убирающихся за броню.

Уборка должна быть устроена подобно принятой на германском флоте (телескопическая).

Для плавания мирного времени должны быть установлены легкие, древесные, разборные рубки: штурманская, ходовая и командирская. Рубки эти должны быть оборудованы устройствами для плавания мирного времени.

Внешняя сообщение

Для управления огнем бригады на линейных судах (в центральном посту) должен быть установлен радиотелеграф малой мощности… Мощность его определяется протяжением бригады линкоров в сражении (не меньше 1½ мили).

Радиотелеграф (как для дневной, так и для ночной сигнализации). Этого рода сигнализация помогает для связи между береговыми станциями и судами на расстоянии, определяемом своевременными мыслями. Для данной цели на линейных судах должен быть установлен радиотелеграф громадной мощности, с районом действия в 1500 миль… В случае если эта мощность радиотелеграфа допускает, то для поддержания радиосети должна быть установлена всего лишь одна мачта.

Мачта обязана занимать центральное положение. Мачты должны быть оборудованы приспособлениями и реями для подъема флажных сигналов.

Мачта имеет только эти два назначения, а исходя из этого должна быть легкой, по возможности древесной.

Подводная сигнализация (как для ночного, так и для дневного действия) [10]. На данный момент вопрос о подводной сигнализации находится в стадии разработки. На линейных судах должна быть установлена самая идеальная на данный момент подводная сигнализация.

Переговоры должны вестись как на ходу, так и на якоре. С

Непотопляемая «Полтава» — МИР24

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: