Радиоуправляемая модель ракетоплана
конструкции В. Ковалёва Фюзеляж модели ракетоплана складывается из двух функциональных частей — носовой, служащей для монтажа бортовой аппаратуры радиоуправления, крыла и двигателя, и хвостовой, несущей элементы оперения. Носовая часть выполнена в виде двух симметричных «корок», отштампованных в особой форме (пуансон и матрица) из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм на эпоксидном связующем марки К-153 с введением в середину «сандвича» пластины легкой бальзы толщиной 1 мм. «Корки» стыкуются по плоскости симметрии только по окончании монтажа внутренних подробностей конструкции.
Нижняя и верхняя продольные переборки, как и две передние переборки шпангоута, вырезаются из бальзы толщиной 4 мм и подгоняются по месту в готовых «корках». Верхняя продольная дополнительно улучшается накладками из того же материала в двух местах: перед крылом и в зоне паза под механизм фиксации «ушек» крыла в сложенном положении. Шпангоут двигательного отсека — усиленный, образован стеклотекстолитовой стенкой толщиной 0,3 мм и накладкой из бальзы.
Вся полость за этим шпангоутом заполнена бальзой, в которой прорезаны цилиндрические каналы под контейнер двигателя и трубчатую хвостовую балку. Последняя воображает собою выклейку из трех слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм и одного углеткани толщиной 0,13 мм, с наклейкой дополнительного слоя железной фольги толщиной 0,015 мм.
Внешний диаметр по переднему торцу балки 15 мм, по хвостовому срезу — 9 мм. Перед сборкой носовой части фюзеляжа из «корок» узким острым ножом вырезают подробности, потом образующие две крышки: нижнюю, отсека рулевых машинок, и боковую, для доступа к блоку и приёмнику питания, которая подвешивается шарнирно на паре штифтовых петель.
Предварительно еще нужно совершить по стыку боковин антенну; смонтировать по левому борту штеккерное гнездо и неснимаемые элементы соединений радиоаппаратуры. Сборка носовой части проводится, как и все другие клеевые операции, на К-153. В один момент устанавливается и контейнер двигателя, заблаговременно выклеенный на оправке из композиционного материала (на протяжении отверждения связующего нужно осуществлять контроль обоюдное положение главных частей, от которых зависят углы атаки крыла, хвостовой балки и оси двигателя),
Работа над фюзеляжем оканчивается вклейкой подмашинной платы из стеклотекстолита толщиной 1,2 мм с вклепанными в нее резьбовыми втулками М2; усилением и обрамлением нижнего окна стеклотекстолитом толщиной 0,2—0,3 мм; монтажом четырех резьбовых грибков фиксации крыла и одного — для крышки отсека рулевых машинок (последняя кроме этого по торцам улучшается стеклотекстолитовыми накладками, позади ставятся два фиксирующих штифта из проволоки 0,6 мм); просмолкой открытых участков древесины и, наконец, отделкой фюзеляжа. В передней территории контейнера двигателя сверлятся сквозные отверстия под нить механизма фиксации сложенных «ушек» (пережигаемую в полете вышибным зарядом МРД), по окончании чего они оконтуриваются узким стеклотекстолитом. Стабилизатор модели имеет симметричный профиль.
Твёрдая обшивка образована равно как и на боковинах фюзеляжа — панелями из стеклоткани с бальзовой прослойкой (тут ее толщина 0,7-—0,9 мм), подготовленными в соответствующих формах.При сборке панелей между ними монтируются: законцовочные подробности из бальзы, рейка и лонжерон, разрешающая потом отделить руль высоты. Лонжерон (по сути, это распорка панелей) — из древесины толщиной 2 мм.
Толщина готового стабилизатора в центре равна 6 мм, а масса — 9 г. Руль высоты навешивается на пяти шарнирных петлях, собранных из жести и нержавеющей проволоки, причем для надежности фиксации жестяные элементы надсекаются ножницами для образования на боковых сторонах необычных зазубрин. Кабанчик руля выпилен из стеклотекстолита толщиной 1 мм.
Киль целой, переклеен из бальзовых заготовок толщиной 3 мм. Как и на горизонтальном оперении, руль поворота отрезается по окончании окончания работ, навешивается на двух петлях и имеет подобный кабанчик. Для привода рулей в балки проложены две тяги из углепластика, отформованные на оправке 02 мм и имеющие стенку 0,15 мм.
Через окна в задней части балки совершены не эти трубки, а их проволочные оконцовки длиной около 90 мм (проволока ОВС 0,6 мм), каковые, со своей стороны, несут стеклотекстолитовые наконечники с вильчатыми элементами для стыковки с кабанчиками. Масса одной трубчатой тяги — в пределах 2 г, при необыкновенной жесткости на изгиб. В передние торцы их ставят дюралюминиевые вилки для сочленения с руль-машинками.
Крыло складывается из откидных ушек и «центроплана». Обшивка несущих плоскостей —твёрдая, силовая, образована бальзой толщиной 1 мм; на каркас комплекта накладывается в виде уже готовых панелей с внешней обшивкой из дюралюминиевой фольги толщиной 0,015 мм (центроплан) либо металлизированной лавсановой пленки такой же толщины («ушки»). Лонжерон двухполочный: любая полка — пластина углепластика толщиной 0,26 мм (два слоя по 0,13 мм), между ними установлена бальзовая «стена».
Все нервюры — из бальзы: толщина страницы для заготовки 2 мм. В центре крыла вклеивается бальзовая вставка-нервюра, а по всем финишам — нервюры из бальзы толщиной около 8 мм.
При сборке предварительно подробности каркаса клеят на нижней части панелей обшивки, по окончании чего обшивку, продавив по передней кромке изнутри, поднимают со стапеля и формируют верхнюю часть. Торцевые нервюры дополнительно усиливаются за счет наложения стеклотекстолита толщиной 0,2 мм. Крепление крыла на фюзеляже осуществляется четырьмя винтами М2, с целью проведения которых в центральной нервюре заклеиваются тонкостенные железные стаканчики с расширениями под головки винтов.
Подобно оформляется и отверстие под пережигаемую нить Снизу, сходу за лонжероном, монтируется древесная вставка с двумя титановыми ушками (толщина страницы — 1 мм), в которых вращается трубчатый дюралюминиевый фиксатор сложенных «ушек». Последний собран из двух подробностей — главной, со спиленными на половину диаметра финишами, и маленького колечка, контрящегося зачеканенным в нем проволочным рычагом.
Эта подробность, развёрнутая вперед, проворачивает трубку на 180° и, в один момент взводя пружину, переводит фиксатор в положение «закрыто», в то время, когда концевые полутрубки по окончании захвата штырьков на финишах сложенных «ушек» обращаются спилами к нижней поверхности центроплана. В этом положении рычаг, поддерживающий переднюю кромку крыла, захватывается нитью, которая после этого идет по верху центроплана, входит в соответствующее отверстие в нем и, наконец, проводится через полость контейнера МРД. По окончании срабатывания вышибного заряда она пережигается, освобождая рычаг, и он быстро разворачивается под действием пружины назад, в положение «открыто» (в месте удара полезно установить на нижней обшивке маленькую резиновую подкладку).
Так трубчатый фиксатор обращается пропилами наружу и «ушки» освобождаются. Пружина фиксатора навита из металлической проволоки 0,5 мм и имеет 15 витков. Один из ее финишей заводится за титановое «ушко», а второй вставляется в отверстие в середине трубки.
Шарниры подвески «ушек» делают одновременно и функции раскрывающей пружины. Любой складывается из девяти отрезков пружины типа сальниковой (по 18 витков). Прямые финиши их последовательно (попарно) заведены в тонкостенные трубочки и запаяны в них. По переднему и заднему финишам шарнира дополнительно ставятся двухвитковые пружины, делающие роль лишь петель; через целый комплект проходит ось из металлической проволоки 01 мм.
Под соединения пружин в торцевых нервюрах сверлятся отверстия, и шарнир во взведенном состоянии заклеивается.
Нужно подчернуть, что при применении на крыле вогнуто-выпуклых профилей (каковые не сказываются на взлетных чертях при данной схеме модели, но смогут улучшить ее планирующие особенности) в срединных участках хорды приходится выдвигать шарнир при его заклейке в нервюрах, дабы соблюсти прямолинейность оси. Ракетоплан оборудуется аппаратурой «WеЬга» РМ51 с блоком питания, складывающимся из аккумуляторная батарей Д-0,1 (четыре штуки суммарной массы 30 г). Рулевые машинки имеют большой момент на выходном элементе 1,1 кгс-см.
Марка ракетного двигателя МРД 40-10-4. Установочные углы для всех главных подробностей модели равны нулю.Центровка всецело укомплектованной модели 47% САХ крыла. Углы отклонения рулей: для киля (руль поворота) ±25°, для стабилизатора (руль высоты) ±20°. Средняя высота взлета ракетоплана около 400 м, причем последние 150 м набираются по инерции в течение работы замедлителя МРД.
Коррекция траектории взлета вмешательством в управление при как следует изготовленном ракетоплане не нужна.
Ракетоплан Colibri
Увлекательные записи:
- Резиновый бак для таймерной модели самолета класса f1c и f1j
- Радиоуправляемый самолет класса f3a
- Строим модели ракет, что должен знать новичок и с чего начать
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Кордовая пилотажная модель самолета класса f2b
КРЫЛО выполнено по классической наборной схеме. Необычно отсутствие твёрдой обшивки лобовой части консолей, что в сочетании с очень облегченным…
-
Одноконсольная кордовая гоночная модель самолета класса f2a
Одноконсольные кордовые гоночные модели самолетов прочно завоевали позиции в классе F2A. На соревнованиях тяжело отделаться от мысли, что летает…
-
Резиноматорный планер класса в1
Перед тем как приступить к постройке КРЫЛА, с большой точностью переведите с чертежа профиль плоскостей и изготовьте из фанеры три шаблона нервюр (один ,…
-
Кордовая модель самолета для воздушного боя класса f2d
Конструкция модели отработана входе целой серии постройки и экспериментов последовательности умелых «бойцовок». Не обращая внимания на внешнюю простоту —…
-
Кордовые модели самолета класса f2b и f2d
Основной целью при проектировании модели самолета был в тягость аэродинамической схемы для увеличения маневренности. Так как как раз к ней сейчас в…
-
Скоростная кордовая модель самолета класса f2a
Пришел мальчишка в авиамодельный кружок. Через пара занятий он твердо решает дать собственные силы кордовым скоростным аппаратам. Как вы думаете, на…