Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.
Сейчас, 26 июня, годовщина прошедшей в 1794 году битвы при Флерюсе, в которой французы в первый раз в мире применили разведывательный воздушный шар. Начальник организованной за два месяца до этого первой аэростатной роты капитан Жан-Мари-Жозеф Кутель и генерал Антонин Морло в течение пяти часов пребывали на высоте 200 метров в гондоле водородного аэростата-шарльера, замечая за перемещениями вражеских армий. Полученные сведения они передавали, бросая на землю записки с грузами.
Эти записки срочно доставлялись командующему армией Франции генераду Журдану, что благодаря им имел своевременную и подробную данные о действиях соперника, скрытых от глаз наземных наблюдателей.
Генерал Журдан в сражении при Флерюсе, картина Жана Батиста Маузе. Далеко виден парящий в небе воздушный шар, являющийся непременным атрибутом всех живописных полотен и гравюр, посвященных этому событию. Потом — еще пара картинок XIX века на ту же тему.
Кутель и Морло в гондоле аэростата перед началом Флерюсского сражения.
По окончании Флерюса во Франции организовали вторую воздухоплавательную роту, прикомандировав ее к Рейнской армии генерала Пишегрю. Подразделения воздушной разведки учавствовали в осадах Шарлеруа, Вюрцбурга, Майнца, Рейхштадта, Штутгарта и Аугсбурга, и — в Египетской экспедиции.
Польза от аэростатов была несомненной, но 28 января 1799 года первая авиарота почему-то была расформирована, а 17 ноября 1801 года указом министра обороны Бертье ликвидировали и вторую, а ее персонал перевели в артиллерию. И в будущем, впредь до завершения наполеоновской эры, во Франции не предпринималось никаких попыток возродить военное воздухоплавание.
Я пробовал узнать у собственных друзей, действительно интересующихся наполеоникой, чем было вызвано такое пренебрежение, но никто из них не смог дать вразумительного ответа. Похоже, что Бонапарт был попросту равнодушен к воздухоплаванию и не осознавал его значения, не обращая внимания на анекдоты о том, что он якобы собирался применять армию воздушных шаров для форсирования Ла-Манша.
А вдруг посмотреть на тему шире, то создается чувство, что великий полководец был человеком достаточно косным, недалеким и консервативным во всем том, что касалось научных инноваций. Известна история о том, как он обозвал шарлатаном и выгнал Роберта Фултона, предложившего ему проект подлодки. Удачно испытанный Фултоном в 1803 году пароход, что имел возможность двигаться против течения, также не позвал никакого интереса у будущего императора.
Да и по большому счету, за практически полтора десятилетия правления Наполеона сложно отыскать в памяти хотя бы одно важное техническое новшество, внедренное во Франции, за исключением жаккардовского станка для производства узорчатых тканей.
Французских военных водухоплавателей финиша XVIII столетия именовали аэростатьерами. Слева — аэростатьеры в форме примера 1794 года удерживают баллон, справа — офицеры и солдаты 1-й и 2-й воздухоплавательных рот в обмундировании примера 1798-1801 годов.
источник: http://vikond65.livejournal.com/348379.html
VO150705 011 Военное обозрение Почему Наполеон упразднил авиацию
Увлекательные записи:
- Тайна острова бэк-кап / vynalez zkazy (1958)
- Как оно было на самом деле. золотой теленок
- Альтернативный взгляд на сказку про золушку
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Орёл встал на крыло: русская военная авиация в 1914 году
Ещё за пара лет до Первой Мировой воздушные полёты в Европе были, скорее, культурным феноменом, выросшим из увлечения эксцентричных одиночек. Особенно…
-
ВВС Японии являются авиационную составную сил самообороны Японии и несут ответственность за защиту воздушного пространства. Назначение ВВС содержится в…
-
Русская авиация в первой мировой войне
Во время Первой Мировой (1914 — 1918 гг.) появился и с необыкновенной быстротой начал развиваться, расширяя сферы собственного боевого применения, новый…
-
Русская авиация накануне первой мировой войны
Предшествовавшие Первой мировой годы (1908 — 1914) характеризовались предстоящим развитием авиации. В это время у нас были созданы спортивные самолёты и…
-
Специалисты по «рамам» в истребительной авиации ввс ка и вмф
На войне, как на охоте, среди бойцов, занимающихся истреблением соперника, бывают трофеи рядовые, а бывают самые почётные. Так, среди снайперов особенным…
-
Москва — пекин — токио. первый великий перелет советской авиации
В первый раз замыслы воздушного перелета через всю Россию с запада на восток рассматривались еще весной 1914 г. В качестве воздушного средства…