Специалисты по «рамам» в истребительной авиации ввс ка и вмф

      Комментарии к записи Специалисты по «рамам» в истребительной авиации ввс ка и вмф отключены

На войне, как на охоте, среди бойцов, занимающихся истреблением соперника, бывают трофеи рядовые, а бывают самые почётные. Так, среди снайперов особенным успехом считается «завалить» вражеского офицера, среди артиллеристов – поджечь тяжелый танк, среди подводников – разрешить войти на дно большой боевой корабль, и т.д. У советских летчиков-истребителей периода ВОВ таким очень славным трофеем считался германский разведывательно-корректировочный самолет «Фокке-Вульф» ФВ-189, прозванный у нас «Рамой» за характерную двухбалочную компоновку.

Специалисты по «рамам» в истребительной авиации ввс ка и вмф
«Рама» по окончании вынужденной посадки на брюхо (http://waralbum.ru)

С одной стороны, не было в германской авиации второй автомобили, столь люто ненавидимой командирами и солдатами всех родов наземных армий («прошлась над позициями рама – ожидай в недалеком будущем бомбовозов с гостинцами на голову»), с другой – данный тихоходный двухмоторный аппарат владел хорошей маневренностью, замечательным оборонительным оружием и высокой боевой живучестью, что делало его уничтожение очень тяжёлым и страшным делом кроме того для искушенных воздушных бойцов. Для того, чтобы выяснить, как непросто было сбить «Раму», достаточно обратиться только к одному фрагменту бессчётных воспоминаний советских летчиков, в частности – к строчкам книги Два раза Храбреца СССР Владимира Лавриненкова «Возвращение в небо»:

«Сближаясь с соперником, я совсем не думал о вероятных сложностях боя. Экипаж «Рамы» складывался из трех человек, включая стрелка, об этом я знал от товарищей, и это не смущало. Мне казалось, что такую громадную, неуклюжую машину я собью с первой атаки.

Лишь бы подойти к ней на малую расстояние.

А «Рама» внезапно начала удирать. Не просто пикировать либо планировать на собственную территорию, а каким-то незнакомым маневром сползала вниз по спирали. Я погнался за ней.

Перекрестные линии на прицеле «Кобры» не имели никаких делений, исходя из этого летчику требовался большой опыт, дабы при стрельбе совершенно верно определять упреждение. Я прицелился, но эволюции, каковые совершала «Рама», свели на нет мои упрочнения.

– Анатолий, стреляй! – приказал я Плотникову, выходя из атаки.

За моим ведомым «Раму» обстреляли и Тарасов с напарником. Но она, сильно подворачивая под атакующего, выходила из поля обстрела и тянула на собственную территорию.

Я летел на машине Морозова, имевшей номер 01. Но внезапно услышал в наушниках: «Семнадцатый, не определю вас!» Сказал кто-то из тех, кто был на командном пункте отечественной воздушной армии либо штаба фронта. Выходит, в том месте знали, кто ведет морозовскую машину!

А я непростительно промазал… «Любой ценой нужно срочно сбить вражеского разведчика!» – решил я. Но вначале нужно было ответить на голос почвы. Я включил передатчик.

– Я – «Сокол-семнадцать». Надеюсь, в ближайшие 60 секунд вы определите меня. Я – «Сокол-семнадцать». Прием.

Опять осмотрелся. Нужно мной раскинулась спокойная синева, а на земле бушевал пламя, над ним вздымались клубы пыли и дыма. «Рама», по всей видимости, уже сфотографировала позиции войск СССР и, петляя, устремилась под огневую завесу собственных зенитчиков.

Я отправился в наступление. Отечественный славный начальник Лев Шестаков постоянно требовал, дабы мы стреляли по неприятелю лишь с маленькой дистанции. На предельной скорости я преследовал «раму».

Повторяя ее извилистую линию, не смотря на то, что это пришлось тяжело, я включил тумблеры всех огневых средств. 26 вражеских самолетов сбил я уже в воздухе, а данный избежал автострады на глазах у моих начальников. Ударю же его так, дабы разлетелся вдребезги!

До «Фокке-вульфа» оставалось метров пятьдесят – семьдесят. Я выдержал еще секунду. Автострады прошили оба фюзеляжа. Стрелок не ответил.

Дальше все совершалось словно бы само собой. Я желал обойти «Раму», но то ли мой самолет развил столь громадную скорость, что я опоздал отвернуть в сторону, то ли «Рама», утратив управление, непроизвольно скользнула В том же направлении, куда сворачивал я? Быть может, обстоятельством всему был необычно широкий фюзеляж «Фокке-вульфа»? Лишь нам двоим не хватило места, дабы разминуться.

Крылом «Кобры» я задел хвостовое оперение «Рамы». От удара меня бросило вперед. Грудью натолкнулся на ручку управления, головой ударился о прицел. Мой самолет с одним крылом (второе отломилось), переворачиваясь, падал к почва. От резких перемещений при падении я пришёл в сознание.

Правой рукой очень сильно надавил на катастрофический рычаг. Створку как будто бы оторвало ветром. Попытался продвинуться к отверстию, помешали ремни.

Освободившись от них, я вывалился на крыло. Струей воздуха меня смело с него…»

Германские пехотинцы осматривают сбитую «Раму»

Из архива Дмитрия Карленко

Среди трех тысяч советских асов, лично сбивших на протяжении войны 5 и более самолетов соперника, тех, кто имел на боевом счету сбитую «Раму», довольно немного – всего порядка семи сот людей. Еще меньше тех, кому удалось отпраздновать победу над ФВ-189 два раза, и крайне мало – кому посчастливилось послать на землю три таких самолета и более.

Громаднейшего успеха в борьбе с ненавистными корректировщиками добились двое советских летчиков-истребителей, причем «пальму первенства» поровну дробят между собой представители моряков и армейцев: по 5 подтвержденных личных воздушных побед имеют на боевом счету Храбрецы СССР Николай Федорович Краснов, сражавшийся в составе 402-го, 116-го, 31-го и 530-го истребительных авиаполков ВВС КА, и Аркадий Федорович Селютин из 4-го Гвардейского ИАП ВВС Балтфлота.

Герой Советского Союза Николай Федорович Краснов (коллекция автора)

Первый начал сражаться в июле 1941 года и до собственной смерти в авиакатастрофе 29 января 1945 года успел выполнить более 400 боевых вылетов и сбить лично 41 самолет соперника. Второй начал сражаться на два года позднее и до конца войны в 324 вылетах записал на собственный счет 17 личных воздушных побед.

В числовом отношении к числу вылетов удачи Селютина как раз в борьбе с «Рамами» выглядят пара больше, он кроме этого в первых рядах и по «скорострельности»: чтобы сбить 5 разведчиков, ему пригодился всего месяц (первая победа 07.07.1944, пятая – 09.08.1944), тогда как Краснов одерживал собственные победы в течение более чем полугода (первая «Рама» сбита 10.09.1943, пятая – 17.03.1944). Одновременно с этим, не нужно забывать, что Краснов одерживал собственные победы в периоды интенсивных военных действий на южных участках фронта, при твёрдом противодействии вражеской авиации и ЗА, а Селютин в довольно спокойных условиях стабильного участка фронта при фактически полном превосходстве в воздухе советской авиации. Не лишним будет подчернуть, что оба летчика все собственные победы одержали на истребителе Ла-5.

Герой Советского Союза Аркадий Федорович Селютин (коллекция автора)

Вторую ступень «пьедестала почета» (в случае если в принципе вероятно применить подобную спортивную терминологию к реалиям воздушной войны) занимают пилоты, имеющие на боевом счету по 4 лично сбитые «Рамы»:

  • Кучеренко Петр Максимович (297-й ИАП, всего 12+9 побед, летал на Ла-5);
  • Яшин Виктор Николаевич (157-й ИАП, всего 26+1 победа, Як-1, Як-9);
  • Семенов Василий Иванович (107-й Гв.ИАП, всего 13 +1 победа, Як-1);
  • Сухов Константин Васильевич (16-й Гв.ИАП, всего 22+0 победы, «Аэрокобра»);
  • Ревуцкий Виктор Константинович (72-й Гв.ИАП, всего 12+0 побед, Як-7);
  • Тимофеенко Иван Васильевич (9-й Гв.ИАП, всего 18+3 победы, Як-1, «Аэрокобра»);
  • Харенко Николай Михайлович (163-й ИАП, всего 15+0 побед, Як-9).

Наряду с этим два первых пилота в перечне кроме четырех личных побед имеют на своем счету по одной «Раме», сбитой в группе. Петр Кучеренко есть, Наверное, самым «скорострельным» летчиком среди «охотников за рамами»: чтобы сбить четырех неприятелей, ему пригодилось всего 9 дней (первая победа 25.07.1943, четвертая – 02.08.1943).

Перечень «медных лауреатов» отечественного мнимого пьедестала, сбивших лично по три «Рамы», более широк, вместе с тем в масштабах общего числа летчиков-асов очень мал и насчитывает всего 19 фамилий.

100 Лет ВВС России. Проходы Авиации Пятница 10.08.2012

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: