Плавучая база летающих лодок «акицусима». япония

      Комментарии к записи Плавучая база летающих лодок «акицусима». япония отключены

По мере совершенствования техники ВМФ, совершенствовалась и оборонительная теория японского императорского флота, предусматривающая перехват наступающего американского флота во всё более отдалённых от берегов Японии районах Тихого океана.

Но повышение расстояний потребовало и совершенствования сил, и средств разведки, которая должна была вовремя найти вражеский флот на максимально удалённых пределах и вскрыть состав его сил и походный порядок. Начиная с 20-х гг. XX века в японском императорском флоте эта задача во всё возрастающей степени начала возлагаться на многомоторные летающие лодки дальнего радиуса действия.

Но при действиях с баз, расположенных на самих Японских островах, кроме того большой дальности полёта этих летающих лодок не имело возможности хватить для огромных просторов Тихого океана. Для обеспечения действий летающих лодок требовались базы по всей территории Японии и в первую очередь на тихоокеанских островах.

Само собой разумеется, летающие лодки владели огромным преимуществом над колёсными базисными самолётами в плане базирования – им не нужна была взлётно-посадочная полоса, но и они не могли обойтись без регулярного ремонта и технического обслуживания. Японский флот прилагал громадные упрочнения для развитой сети прекрасно оборудованных гидроаэродромов, но этих упрочнений всё равняется было не достаточно для создания надлежащей сети базирования летающих лодок на столь широком театре.

Плавучая база летающих лодок «акицусима». япония

Тогда японские адмиралы решили создать для летающих лодок плавучие базы, благо флот уже имел обширный опыт применения гидроавиатранспортов для развёртывания передовых баз одномоторных гидросамолётов. Наряду с этим первым кораблём обеспечения базирования летающих лодок именно и стал гидроавиатранспорт «Камой» [2], переоборудованный для обеспечения действий летающих лодок на протяжении ремонта во второй половине 30-ых годов двадцатого века [3].

Но, флот не планировал останавливаться на судах-переделках и ещё до окончания переоборудования «Камой» запланировал постройку особого корабля для обслуживания летающих лодок – будущей «Акицусима».

Неспециализированные эти Кораблестроительная программа

Постройка плавучей базы летающих лодок «Акицусима» была запланирована по 4-й программе завершения армейских приготовлений флота («Дайёндзи кайгун гумби дзю:дзицу кэйкаку», сокращённо – «Мару ён кэйкаку»), принятой в 1939 г. Строительный номер по программе – корабль № 131 [4].

Бюджетная цена постройки корабля была выяснена в 11825000 иен.

Эта сумма распределялась следующим образом:

  • • 176049 иен на административные затраты,
  • • 5706958 иен – цена корпуса,
  • • 2753279 иен – цена механизмов,
  • • 1140296 иен – цена артиллерийского оружия,
  • • 217479 иен – цена минного оружия,
  • • 307605 иен – цена штурманского оружия,
  • • 925756 иен – цена электрооборудования,
  • • 432999 иен – цена оружия связи,
  • • 164579 иен – цена авиационного оружия.

По Программе кораблестроения армейского времени 16-го денежного года эры Сёва [5] («Сё:ва дзю:року нэндо сэндзи кэндзо: кэйкаку», сокращённо – «Мару кю: кэйкаку» («Экстренная программа пополнения флота»), принятой в 1941 г., предполагалось строительство однотипного корабля (строительный номер по программе – корабль № 303), что кроме того успел взять наименование – «Негромкая». «Негромкая» должна была быть заложена на верфи Кавасаки сразу после спуска на воду «Акицусима», с плановым вводом в строй в последних числах Января 1943 г., но в связи со спешными приготовлениями к приближающейся войне закладку сперва отложили, а в осеннюю пору 1942 г. отменили совсем.

По Модифицированной 5-й программе завершения армейских приготовлений флота («Кай мару го кэйкаку»), принятой 21 сентября 1942 г., предполагалось строительство ещё трёх однотипных судов со строительными номерами 5031-5033, но, ни один из этих судов не был заложен. Заказ был отменён в 1943 г.

Заглавия и классификация

«Акицусима» официально классифицировалась, как плавучая база гидросамолётов («суйдзёжи бокан»). Классификация плавучая база летающих лодок («хико:тэй бокан») употреблялась полуофициально.

«Акицусима» – поэт. Остров стрекозы, одно из древних поэтических имён Японии.

История появления проекта

Начальные замыслы предполагали постройку плавучих баз летающих лодок двух типов: громадной и малой. Громадная плавбаза представляла собой большой, быстроходный и прекрасно вооружённый корабль, что должен был функционировать совместно с главными силами флота в открытом океане. Малая плавбаза должна была снабжать базирование летающих лодок на якорных стоянках.

Громадная плавучая база летающих лодок («о:гата хико:тэй бокан» [6]), должна была иметь следующие тактико-технические характеристики:

  • • Водоизмещение стандартное 9950 тысячь киллограм;
  • • Водоизмещение на опробованиях 11000 тысячь киллограм;
  • • Протяженность по ватерлинии 173 метра;
  • • Энергетическая установка: двухвальная паротурбинная, мощностью 30000 л.с.;
  • • Скорость 25 узлов;
  • • Дальность плавания 8000 миль (14 уз ); Оружие: восемь 12,7-см зенитных орудий в четырёх спаренных артиллерийских установках, шесть 25-мм автоматов в двух строенных установках и два противолодочных бомбомёта;
  • • Авиационное оружие: 4 гидроса-молёта-разведчика, 4 летающих лодки на палубе, 2 летающих лодки на буксире, одна катапульта для летающих лодок и одна катапульта для гидросамолётов-разведчиков;
  • • Бронирование: борт 65-75 мм; палуба 25-30 мм;
  • • Летный боезапас: 32 [7] 800-кг, 80 500-кг, 152 250-кг, 144 60-кг авиабомбы; Запас горюче-смазочных материалов: 1200000 л авиабензина, 100000 л смазочного масла.

Малая плавучая база летающих лодок («когата хико:тэй бокан» [8]) должна была иметь следующие тактико-технические характеристики:

  • • Водоизмещение стандартное 2350 тысячь киллограм;
  • • Водоизмещение на опробованиях 2500 тысячь киллограм;
  • • Протяженность по ватерлинии 97 метров;
  • • Энергетическая установка: трёхвальная дизельная, мощностью 6750 л.с.
  • • Скорость 20 уз;
  • • Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах;
  • • Оружие: четыре 12,7-см зенитных орудия в двух спаренных артиллерийских установках, четыре 25-мм автомата в двух спаренных установках и два противолодочных бомбомёта;
  • • Авиационное оружие: всего корабль имел возможность обеспечить базирование трёх летающих лодок, наряду с этим одна летающая лодка имела возможность всегда находиться на палубе;
  • • Летный боезапас: 16 800-кг, 8 500-кг, 54 250-кг, 30 60-кг авиабомбы;
  • • Запас горюче-смазочных материалов: 458000 л авиабензина, 37000 л смазочного масла.

* * *

Но по окончании рассмотрения этих вариантов было решено сперва выстроить плавучую базу средних размеров водоизмещением на опробованиях 3550 тысячь киллограм. На заседании представителей МГШ и МТД в августе 1938 г. были выяснены характеристики нового проекта:

  • • Водоизмещение на опробованиях 3550 тысячь киллограм;
  • • Протяженность по ватерлинии 110 метров;
  • • Энергетическая установка: 2 дизеля суммарной мощностью 8000 л.с., 2 винта;
  • • Дальность плавания 8000 миль на 14 узлах;
  • &ЖД; Оружие: четыре 12,7-см зенитных орудия в двух спаренных артиллерийских установках, четыре 25-мм автомата в двух спаренных установках;
  • • Летный боезапас: 245 авиабомб калибром 60-800-кг;
  • • Запас авиабензина 600 т.

* * *

В соответствии с начальному проекту корма корабля должна была быть покатой (по примеру слипа китобойных плавбаз) для вытягивания летающей лодки на верхнюю палубу лебёдками. Слипу был придан наклон в 9° и кромка юта была заглублена ниже ватерлинии на 1,2 метра. При вытягивании летающей лодки на палубу в кормовые балластные цистерны должно было приниматься 100 тысячь киллограм воды, и кромка юта притапливалась на 1,75 метра ниже ватерлинии, облегчая подъём лодки на палубу.

Но штаб авиации флота начал настаивать на том, что минимальная глубина заглубления кромки юта при вытягивании летающей лодки на палубу не должна быть менее 3 метров, чего на разрешённом проекте обеспечить было нереально. И тогда было решено устроить транцевую корму с замечательным краном, что бы поднимал летающую лодку на верхнюю палубу, а водоизмещение корабля было увеличено. Так и показался базисный проект № J-18, по которому в октябре 1940 г. и была заложена плавучая база «Акицусима».

направляться подчернуть, что при предстоящем планировании кораблестроительных программ японцы возвратились к идее двух типов плавучих баз летающих лодок – громадной и малой. В проект 5-й программы по завершении подготовки флота к войне были включены одна громадная плавучая база летающих лодок базисного проекта № J-24 (строительный номер по программе 809) и шесть малых плавучих баз летающих лодок базисного проекта № J-25 (строительные номера по программе 803-808).

Их стандартное водоизмещением составляло 11000 и 3300 британских тысячь киллограм, а плановая бюджетная цена постройки этих плавбаз была выяснена 19 июля 1941 г. в 50 521000 иен и 22292000 иен соответственно [9]. Технические детали проектов остаются малоизвестными, за исключением того, что суда должны были иметь возможность нести кроме этого и гидросамолёты-истребители: шесть на громадной плавбазе и три на малой.

Но 5-ю программу так и не утвердили и заказы на постройку этих судов не были выданы.

верфи и Строительство

Корабль № 131 был заложен на верфи компании Кавасаки в Кобэ 29 октября 1940 г., 30 июня 1941 г. кораблю присвоено наименование «Акицусима», построена 25 июля 1941 г., введёна в строй 29 апреля 1942 г.

Описание конструкции Чёрта корпуса

Корпус корабля имел протяжённый полубак, транцевую корму, маленькую носовую надстройку и одну маленькую, прямую дымовую трубу.

По высоте корпус имел пять палуб, размешавшихся в такой последовательности (сверху вниз):

  • • палуба полубака («сэнсюро: кампан»);
  • • верхняя палуба («дзё: кампан»);
  • • средняя палуба («тю: кампан»);
  • • нижняя палуба («ка кампан»);
  • • трюмная палуба («сэнсо: кампан»).

Для уменьшения размахов бортовой качки корпус имел боковые кили.

  • • Водоизмещение стандартное 4650 тысячь киллограм;
  • • Водоизмещение на опробованиях 5000 тысячь киллограм;
  • • Протяженность большая 114,80 метра;
  • • Протяженность по ватерлинии при водоизмещении на опробованиях 113,00 метра;
  • • Протяженность между перпендикулярами 108,7 метра [10];
  • • Ширина большая 15,80 метра;
  • • Глубина корпуса 9,69 метра;
  • • Средняя осадка при водоизмещении на опробованиях 5,40 метра.

Шпация была переменной по длине и на разных участках корпуса составляла:

  • • носовой перпендикуляр – шп.32 и шп.98-133 – 600 мм;
  • • шп.32-44 и шп.87-98 – 900 мм;
  • • шп.44-86 – 1200 мм;
  • • шп.86-87 – 1000 мм.

Надстройки

Носовая надстройка судов имела по высоте четыре яруса.

На самом верхнем ярусе надстройки – крыше компасного (ходового) мостика («расинканкё: тэнгай») размешались зенитный бинокуляр, штурманский дальномер, два сигнальных прожектора, пост управления зенитным огнём и антенна радиопеленгатора.

На компасном мостике, в его передней части размещалась ходовая рубка, побортно – посты наблюдения за воздушной и надводной обстановкой, оснащённые бинокулярами, а в тыльной части – сигнальный мостик.

Следующий ярус надстройки – мостик зенитных автоматов [11]. На его крыльях, по бортам настройки, размешались 25-мм зенитные автоматы, а в тыльной части: фок-мачта, 90-см боевой прожектор и ещё одна антенна радиопеленгатора.

Самый нижний ярус надстройки никак не именовался, а помещения, расположенные в нём, считались расположенными на полубаке. На этом уровне размешались перегрузочные посты снарядов зенитных орудий и командный пункт боевой части связи, совмещённый с приёмной радиорубкой.

Кормовая часть корабля предназначалась для обслуживания и размещения четырёхмоторной летающей лодки.

В самой корме корабля размешалась маленькая надстройка, на которой был установлен тяжёлый 35-тонный электрический кран. Машинное отделение крана размешалось на нижней палубе, в шнобель от румпельного отделения. Башня крана имела высоту над верхней палубой 23 метра, над ней возвышалась грот-мачта, предназначавшаяся для растяжки радиоантенн, достигая высоты практически 30 метров. Вылет стрелы крана составлял 21 метр.

Большой и массивный подъёмный кран, установленный практически на самой корме, был самая приметной подробностью архитектуры корабля.

Приблизительно посередине между дымовой трубой и подъёмным краном размещались маленькая рельсовая дорожка и массивный поворотный стол. На них на кильблоках и устанавливалась летающая лодка, поднятая с воды для обслуживания и/либо ремонта.

Броневой и конструктивной подводной защиты корабль не имел.

Оружие Артиллерийское оружие

Артиллерийское оружие «Акицусима» включало четыре 12,7-см зенитных орудия тип 89 в двух спаренных артиллерийских установках и четыре 25-мм автомата тип 96 в двух спаренных установках.

12,7-см орудия размешались на палубе полубака в носовой части корабля и между дымовой трубой и надстройкой. АУ № 1 была модель А1 модификация 1 (с коробчатым щитом, защищающим орудийную прислугу от водяных брызг и ветра), АУ № 2 -модель Аг Сектора обстрела составлял 300° для АУ № 1 (150° л.б. – 0° -150° п.б.) и 260° для АУ № 2 (65° -155° п.б. и 65° -155° л.б.). Фундаменты артустановок опирались на среднюю палубу.

Погреба снарядов 12,7-см орудий размешались в носовой части корабля под нижней палубой. 12,7-см патроны подавались из погребов элеваторами, наряду с этим патроны для АУ № 1 подавались из погреба прямо в перегрузочный пост в передней части носовой надстройки. Подача к АУ № 2 была устроена пара сложнее.

Сперва патроны из погреба подавались на среднюю палубу, где они вручную переносились во второй элеватор, расположенный дальше в корму, и уже этим элеватором подавались в перегрузочное отделение в кормовой части носовой надстройки. Такую схему было нужно принять по причине того, что АУ № 2 была очень сильно смещена в корму относительно погребов. Из перегрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками.

25-мм автоматы размешались на крыльях мостика, побортно от носовой надстройки. Погреб снарядов 25-мм автоматов размешался в носовой части корабля перед погребами снарядов 12,7-см орудий. 25-мм патроны подавались из погребов на среднюю палубу, откуда вручную переносились на мостик.

Готовый к выстрелу боезапас хранился в кранцах первых выстрелов, расположенных конкретно рядом с самими автоматами.

Совокупность управления огнём, прожекторы и дальномеры

Для управления огнём 12,7-см зенитных орудий служил комплекс устройств управления зенитным огнём тип 94. Пост управления огнём размещался на крыше компасного мостика, а вычислительно-решающий прибор в ЦАП под надстройкой.

Зенитные автоматы совокупности управления огнём не имели и наводились от местных прицелов.

В посту управления зенитным огнём тип 94 устанавливался 4,5-м стереоскопический зенитный дальномер. Не считая него, на крыше компасного мостика устанавливался один 1,5-м штурманский дальномер тип 96.

В тыльной открытой части мостика зенитных автоматов был установлен один 90-см боевой прожектор тип 92. Прожектор имел дистанционное наведение от манипуляторной колонки, оснащённой зенитным бинокуляром, установленной на площадке между опорами треногой фок-мачты.

Не считая боевого прожектора корабль оснащался двумя 60-см сигнальными прожекторами. Дополнял средства световой сигнализации 2-кВт топовый сигнальный пламя.

Противоминное и противолодочное оружие

«Акицусима» имела две пары средних параванов-охранителей. Главные параваны хранились на палубе полубака около его среза, а запасные – на верхней палубе сходу за срезом полубака. уборка и Постановка параванов производилась посредством особых кран-балок, установленных у среза полубака.

Противолодочное оружие корабля включало один бомбомёт тип 94, установленный на палубе кормовой надстройки, и шесть бортовых бомбосбрасывателей, установленных на верхней палубе побортно от кормовой надстройки.

Авиационное оружие

По проекту суда предназначались для обеспечения базирования четырёхмоторных летающих лодок тип 97 (Н6К) либо тип 2 (Н8К). Количество авиационных снарядов, топлива, продовольствия и пресной воды рассчитывались из расчёта ведения военных действий авиагруппой из восьми летающих лодок в течение 14 дней.

Летный боезапас включал 30 800-кг, 15 500-кг, 100 250-кг и 100 60-кг бомб и 36 авиаторпед. Торпеды хранились в погребе, совмещённом с торпедной мастерской, расположенном на нижней палубе, в диаметральной плоскости корабля. Авиационные бомбы и пиротехника хранились в отдельном погребе под торпедным погребом.

Элеватор для бомб и подачи торпед выходил на верхнюю палубу с левого борта от рельсовой дорожки летающей лодки.

С правого борта от торпедного погреба размешалась кладовая запасных авиамоторов, а с левого борта – пост их наладки и проверки. Помимо этого, на нижней палубе размешалась кладовая авиационной боевой части.

В шнобель от торпедного погреба размешались корабельные мастерские ремонтно-строительной работы: электрическая, столярная и механическая.

Ещё потом в шнобель размешались кладовая швартовных якорей и бочек для летающих лодок и авиационные мастерские: оружейная и приборная.

Для размещения, при необходимости, дополнительных предметов снабжения и/либо личного состава на верхней палубе за дымовой трубой были устроены лёгкие надстройки из плотного брезента на железном каркасе. Из них ближайшая к носу была постоянной (в ней штатно хранились элероны и запасные пропеллеры летающих лодок), две другие -разборные (в них штатно хранились разборные плотики, с которых производилось обслуживание летающих лодок на якорных стоянках). Тут же были установлены две грузовых стрелы для погрузки-выгрузки предметов снабжения.

Цистерны авиационного бензина размешались в двух группах в средней (восемь цистерн) и кормовой (две цистерны) частях корабля. От смежных отсеков цистерны отгораживались узкими коффердамами шириной 550-600 мм.

Запас авиационного бензина составлял 600 [12] тысячь киллограм.

Энергетическая установка

На корабле была установлена двухвальная дизельная энергетическая установка.

Четыре основных четырёхтактных дизель-мотора тип Кампон №22, модель 10, с бескомпрессорным впрыском горючего, имели проектную мощность 2000 л.с. и трудились попарно, через гидравлическую передачу типа «Вулкан», на два вала.

Дизель-моторы были установлены одном машинном отделении, протяженность которого составляла 14 400 м. Выхлопные коллекторы дизелей выводились в дымовую трубу.

вспомогательные механизмы и Генераторы

Электроэнергетическая совокупность корабля включала три дизель-генератора на 270 кВА [13].

Кроме этого в состав ЭУ входило два вспомогательных паровых котла, установленных в одном котельном отделении, расположенном перед машинным отделением.

скорость и Выходная мощность

Проектная суммарная мощность на валах составляла 8000 л.с. Проектная скорость хода 19 узлов.

дальность плавания и Запас топлива

Полный запас горючего 455 тысячь киллограм. Проектная дальность плавания 8000 миль на 14 узлах.

рули и Винты

Корабль имел два винта и один балансировочный руль.

шлюпки и Катера

По проекту корабль должен был нести 6 плавсредств: два 12-м особых катера, один 9-м моторный катер, два 9-м гребных спасательных катера и одну 6-м рабочую шлюпку [14].

Гребные спасательные катера размещались на поворотных шлюпбалках побортно от носовой надстройки. В убранном положении катера устанавливались на тележки, на которых по особым рельсам они могли быть задвинуты под крылья мостика. рабочая шлюпка и Моторные катера устанавливались на кильблоках в кормовой части верхней палубы (наряду с этим рабочая шлюпка устанавливалась в 12-м катер л.б.).

Их спуск на подъём и воду с воды производился кормовым краном.

Особые катера предназначались для развозки оружия по летающим лодкам, стоящим на якорях. Любой катер имел возможность забрать две авиационные торпеды.

Экипаж

Штатный экипаж «Акицусима» насчитывал 19 строевых офицеров, 4 офицера особой работы, 8 мичманов, 97 матросов-и унтер 210 офицеров. Всего 338 человек [15].

Потому, что корабль являлся плавучей базой авиационной группы, то на нём были предусмотрены: запасная каюта капитана корабля в которой имел возможность поместиться флагман, каюты командира офицеров и каюта авиагруппы штаба авиагруппы. Для офицеров-лётчиков имелись многоместные каюты, для унтер-офицеров – кубрики приблизительно с сорока спальными местами. Кроме этого имелись бессчётные помещения для офицеров и унтер-офицеров авиатехников.

Для личного состава авиагруппы кроме этого имелись собственные кают-компания, камбуз, гальюны и лазарет. направляться подчернуть, что в штат плавбазы не входил персональный состав авиагрупп, действия которой она снабжала, – кроме того если они практически размещались на борту корабля.

Окраска

В отличие от подавляющего большинства японских судов «Акицусима» ещё на протяжении приёмных опробований была окрашена в весьма уникальную, экспериментальную камуфляжную окраску, созданную инженер-капитаном 3 ранга (кораблестроителем) Фукуи Сидзуо. Её главной задачей было сделать корабль менее заметным на фоне берега, для чего на носовую треть корпуса поверх простого «гункан иро» наносились камуфляжные полосы светло-зелёной («усумидори иро») краски [16], а носовая оконечность, верхняя часть надстройки, пост управления зенитным огнём, мачта, труба, часть борта и кормовой кран, пребывавшая в тени от крыльев стоящей на папубе корабля летающей лодки, покрывались светло-зелёными пятнами маленького размера.

Помимо этого, у ватерлинии на корме и носу белой краской были нарисованы буруны, каковые должны были создать видимость того, что «Акицусима» движется с громадной скоростью. Наряду с этим камуфляж был нанесён лишь на вертикальные поверхности, включая фок-башню и мачту крана, а палубы его не взяли.

артиллерийские установки и Металлические палубы полностью окрашивались тёмно-шаровой краской. Подводная часть корпуса окрашивалась в тёмно-красный цвет. верхушка и Ватерлиния дымовой трубы красились в чёрный цвет.

25-мм автоматы не окрашивались и были цвета воронённого металла. чехлы и Парусиновые обвесы мостиков на приборах и орудиях были белого либо весьма яркого серого цвета.

Палуба полубака от носового флагштока до волноотвода перед носовой артустановкой имела железный рифлёный настил, а за волноотводом и до среза полубака она была покрыта широкими поперечными полосами линолеума, характерного для японского флота красно-коричневого цвета. Полосы закреплялись на палубе узкими латунными планками. Верхняя палуба от среза полубака и до самой кормы имела железный рифлёный настил.

Тыльная открытая часть компасного мостика была застелена линолеумом, а мостик зенитных автоматов имел железную рифлёную палубу. На носу корабля, над форштевнем, устанавливался императорский герб – золотая шестнадцатилепестковая хризантема.

Модернизации армейского времени

Практически сразу после ввода в строй на «Акицусима» была уменьшена высота дымовой трубы, дабы расширить углы обстрела 12,7-см артустановки № 2.

Модернизация «Акицусима» была совершена в марте 1944 г., на верфи арсенала флота Йокосука. На корабле были совершены следующие работы:

  • а) на марсе фок-мачты была установлена антенна РЛС ОВНЦ № 2-1, а между опорами фок-мачты было оборудовано помещение для размещения аппаратуры станции;
  • б) на крыше компасного мостика был оборудован КП ПВО;
  • в) спаренные зенитные автоматы на крыльях мостика были заменены строенными. Дополнительно, один строенный автомат был установлен конкретно за дымовой трубой, и ещё три таких же – на надстройке кормового крана. Два одноствольных автомата были установлены на КП ПВО и ещё один – на полубаке, в самом носу корабля. Всего стало шесть строенных и три одиночных 25-мм автомата;
  • г) оборудование для размещения летающей лодки было снято, а между кормовым краном и дымовой трубой были установлены три рельсовые дорожки, на которых имело возможность разместиться пять торпедных катеров либо танкодесантных катеров типа «Дайхацу», установленных на особые тележки [17].

После этого, в августе 1944 г., на верфи арсенала флота Курэ «Акицусима» была переоборудована в импровизированную плавучую мастерскую. Необходимость для того чтобы переоборудования была позвана утратой 30 марта 1944 г. плавмастерской «Акаси», а японский флот остро нуждался в корабле, талантливом оперативно проводить аварийные ремонты повреждённых судов в передовой территории. Правильные мотивы выбора для данной задачи как раз «Акицусима» малоизвестны, но возможно высказать предположение, что большую роль сыграло наличие на борту ремонтных мастерских и особенно тяжёлого крана.

История работы корабля

Единственный корабль обслуживания громадных летающих лодок особой постройки японского флота был построен 25 июля 1941 г. на верфи Кавасаки в Кобэ. 29 апреля 1942 г. «Акицусима» вошла в строй и была приписана к ВМБ Йокосука. В тот же сутки в должность капитана корабля вступил капитан 1-го ранга Маюдзуми Харуо. Наряду с этим с 1 мая 1942 г. корабль был включён в состав 25-й воздушной флотилии 11-го воздушного флота.

Его задачей в составе этого соединения было обеспечение действий громадных летающих лодок-разведчиков из состава авиагруппы авиации флота «Йокогама» (1 ноября 1942 г. переименована в 801-ю авиагруппу).

15 мая корабль вышел из Йокосука в Рабаул, где размешался штаб флотилии. По дороге он доставил припасы на остров Сайпан. Прибыв в Рабаул 24-го числа, «Акицусима» стояла в том месте до 7 августа 1942 г., в то время, когда ей выпала честь выйти в собственный первый боевой поход для обеспечения операции японского флота против американских сил, высадившихся на острова Флорида и Гуадалканал.

Вопреки популярному мифу о том, что японские адмиралы собственных подчинённых за людей не считали и не заботились об их спасении, даже в том случае, если это были элитные лётчики морской авиации, первый боевой поход «Акицусима» имел лишь одну цель – спасение экипажей самолётов. Особенную важность данной задаче придавал тот факт, что примененные в атаке американских судов у Гуадалканала пикировщики D3A из состава базировавшейся на Рабаул 2-й авиагруппы авиации флота не имели запаса горючего, достаточного для возвращения в Рабаул по окончании атаки Гуадалканала.

Более того – опасались, что топлива может не хватить кроме того до применяемой японцами якорной стоянки у острова Шортленд (к югу от острова Бугенвиль). Как раз исходя из этого «Акицусима» была послана в пролив Гизо между островами Велья-Лавелья и Коломбангара, пребывавший практически на полдороге от Гуадалканала до Шортленда. Не обращая внимания на опасность уничтожения корабля американцами, японские руководство предпочло рискнуть, но обеспечить спасение лётчиков.

Подобрав всего один экипаж из состава 2-й АГ, 10 августа плавбаза возвратилась в Рабаул. Но уже 15-го числа корабль опять отправился в район Соломоновых островов, где с 16 августа по 13 ноября 1942 [18] г. «Акицусима» снабжала действия японской гидроавиации на базе Шортленд. Наряду с этим с 25 сентября её перевели в яркое подчинение 11-му воздушному флоту, руководившему всеми силами морской авиации на Соломоновых островах.

Вероятнее, обстоятельство заключалась в том, что он был единственным кораблём обеспечения авиации особой постройки.

13 ноября 1942 г. корабль отправился на докование в Йокосука, куда прибыл 12 декабря. По дороге на протяжении стоянки в Рабауле (14 ноября – 4 декабря) в должность капитана корабля вступил капитан 1-го ранга Такао Ёсими. Пройдя докование (23-30 декабря), корабль оставался в Японии до 15 января 1943 г., в то время, когда опять отправился на базу Шортленд (прибыл 28 января), по дороге завезя личный состав и самолёты в Ка-виенг и Рабаул.

Но на базе Шортленд «Акицусима» не пробыла и месяца – уже 21 февраля 1943 г. она отправилась к японским Мандатным островам, перевозя базисное имущество 201-й истребительной авиагруппы, персональный состав которой был послан в Японию на переформирование. Затем с марта по июнь 1943 г. корабль был на атоллах Джалуит и Макин, снабжая действия громадных летающих лодок-разведчиков 802-й авиагруппы. 6 июня «Акицусима» покинула Джалуит и отправилась в Йокосука (прибыла 25 июня), но не прямо, а с заходом на Шортленд и в Рабаул.

По прибытии в Японию корабль ожидало новое задание – он должен был снабжать действия летающих лодок 801-й авиагруппы в операции по эвакуации гарнизона с острова Кыска. Скоро загрузив на борт имущество авиагруппы, 30 июня 1943 г. «Акицусима» покинула Йокосука и уже 6 июля прибыла в залив Касивабара (сейчас – Северо-Курильский) на острове Парамушир. Наряду с этим по дороге корабль на дни (2-3 июля) зашёл в Хакодатэ.

«Акицусима» снабжала действия 801-й авиагруппы на алеутском направлении до 29 августа 1943 г., в то время, когда корабль повёз имущество авиагруппы обратно в Йокосука (прибыл 2 сентября). В том месте в руководство кораблем, наконец, смог вступить капитан 1-го ранга Фудзимаки Ёсинори, назначенный ещё 26 августа.

Новому его экипажу и командиру скоро нашлась работа: Япония без промедлений усиливала гарнизоны на Мандатных островах, применяя для перевозки подкреплений каждые подходящие суда. В следствии «Акицусима» уже через 14 дней по окончании возвращения с Парамушира отправилась из Йокосука в Шанхай (вышла 16-го, а прибыла 20 сентября 1943 г.), где приняла на борт армейские части, предназначенные для перевозки на Трук (покинула Шанхай 24 сентября, прибыла на Трук 2 октября).

14 октября корабль вышел с Трука и 21 октября пришёл в Йокосука, откуда 3 декабря опять вышел к Труку. Наряду с этим в ноябре 1943 г. корабль переходил из Йокосука в соседний порт Йокогама для докования (10-23 ноября).

«Акицусима» прибыла на Трук 9 декабря 1943 г. и отстаивалась на атолле целых два месяца. Лишь в первых числах Февраля 1944 г. корабль сделал два транспортных рейса с военными подразделениями на остров Понапе.

На протяжении атаки Трука американской авианосной авиацией (с авианосцев 58-го своевременного соединения) 17 и 18 февраля 1944 г. «Акицусима» была повреждёна. 17 февраля около 03:20 в корабль попали две 454-кг бомбы, скинутые самолётами с авианосца «Энтерпрайз»: одна поразила корабль перед мостиком, а вторая попала в кормовую оконечность, повредив кран для погрузки самолётов. На следующий сутки в центральную часть корабля попала ещё одна бомба, привёдшая к сильному пожару.

Но, повреждения не сказались на способности корабля передвигаться и 18 февраля «Акицусима» смогла выйти с Трука на остров Мерейон, перевозя флотский 68-й охранный отряд. Прибыв на Мерейон на следующий сутки, уже через 3 дня «Акицусима» отправилась в Японию, куда и прибыла 14 марта (в Йокосука; с заходом на Палау и Сайпан). Наряду с этим на самом страшном участке – от Мерейона до Палау – плавучую базу закрывал эсминец «Харусамэ».

«Акицусима» не покидала вод метрополии до сентября 1944 г. За это время она успела пройти две модернизации, два раза пройти докование и два раза поменять подчинение (с 4 марта – придана 14-му воздушному флоту (вероятнее, в ожидании главного сражения в центре Тихого океана, которая была территорией ответственности этого воздушного флота), с 18 июля – напрямую Объединённому флоту).

5 сентября 1944 г. «Акицусима» вышла из Сасэбо и отправилась в порт Модзи, что она покинула утром 8 сентября в составе конвоя «ХИ-75». 13 сентября конвой прибыл в Такао, что покинул на следующий сутки, направляясь в Сингапур.

17 сентября «Акицусима» и транспорт «Сайгон-мару» отделились от конвоя и направились в Манилу под эскортом 30-го дивизиона эсминцев («Юдзуки» и «Удзуки»), Правда эскорт не помог обезопасисть конвой от атаки американской подлодки, потопившей «Сайгон-мару» утром 18 сентября неподалеку от Манилы. «Акицусима» посчастливилось не нарваться на американскую торпеду и добраться до Манилы без повреждений. Более того: корабль смог пережить без повреждений и замечательный налёт на Манилу американской палубной авиации (38-е своевременное соединение), состоявшийся 21 сентября. Но японское руководство решило не соблазнять судьбу, и в тот же сутки «Акицусима» отправилась на якорную стоянку в бухте Корон, находившуюся в центре Филиппинских островов между островами Бусуанга и Кулион.

Корабль прибыл на место назначения 22 сентября и встал на рейд в узком проходе между островками Лахо и Манглет к западу от бухты Корон. Как раз тут утром 24 сентября 1944 г. корабль нападали более чем тридцати самолётов 38-го своевременного соединения, отлавливавшего суда, ушедшие из Манильской бухты. Около 09:05 в наступление на «Акицусима» и пребывавший к северу от неё танкер «Окикава-мару» пошли истребители «Хэллкет» из 31-й истребительной эскадрильи [19] с авианосца «Кэбот» (CVL28 «Cabot»).

Не обращая внимания на достаточно плотный зенитный пламя, лётчики смогли два раза поразить «Акицусима» в центральную часть. Попадание привело к серьёзнейшему пожару, а через пробоины начала поступать вода – к 09:15 корабль уже имел сильный крен на правый борт.

Около 09:15 в кормовую часть «Акицусима» попала ещё одна бомба – в этом случае, вероятнее, с пикировщика Кертисс «Хэллдайвер» (японцы подчернули, что бомба была «громадная»), Ужасный взрыв практически переломил корабль пополам [20] – «Акицусима» скоро повалилась на левый борт и ушла на дно. Не обращая внимания на то, что корабль был неподалеку от берега, и помощь по спасению команды, оказанная быстроходным № 41 транспортом и тральщиком «Т-102», спасти удалось меньше половины экипажа: 26 офицеров [21] и 25 матросов. 4 матроса и 82 офицера погибли вместе с кораблём [22].

Корабль был исключён из перечней флота 10 ноября 1944 г. Останки корабля хорошо сохранились и сейчас являются одним из популярных мест для визита любителями подводного плавания.

  1. Предположительно база Такума на побережье Внутреннего Японского моря, о-в Сикоку.
  2. Переоборудованный из танкера.
  3. направляться подчернуть, что любой гидроавиатранспорт японского флота уже имел ограниченные возможности по обеспечению базирования громадных летающих лодок. Таковой корабль имел возможность обеспечить вооружение и заправку летающих лодок (за исключением авиаторпед и тяжёлых бомб, штатно не включавшихся в боекомплект авиагруппы гидроавиатранспорта), мелкий ремонт и отдых экипажей летающих лодок, не требующий извлечения их из воды. Исходя из этого работы по переделке «Камой» не были чересчур широкими.
  4. Весьма интересно подчернуть, что официальное стандартное водоизмещение корабля было заявлено в 5500 тысячь киллограм, что превышало фактическое.
  5. 1941 денежный год.
  6. Предположительно базисный проект № J-13.
  7. По другим сведеньям – 52 шт.
  8. Предположительно базисный проект № J-14.
  9. Цена корпуса громадной плавбазы летающих лодок составляла 17800000 иен, цена механизмов – 4624000 иен, всего 22424000 иен на группу А. Цена оружия составляла 27137000 иен. Неспециализированная цена групп А и В-49 561000 иен. Дополнительно выделялись деньги на административные затраты – 960000 иен. Цена корпуса малой плавбазы летающих лодок составляла 5112000 иен, цена механизмов – 4000000 иен, всего 9 112000 иен на фуппу А. Цена оружия составляла 12750000 иен. Неспециализированная цена фупп А и В – 21 862000 иен. Дополнительно выделялись деньги на административные затраты – 430000 иен.
  10. По другим сведеньям – 109,00 м.
  11. В японской терминологии легко мостик («канкё:»).
  12. По другим сведеньям 689 тысячь киллограм.
  13. Вольт-ампер – единица измерения электрической мощности в совокупности СИ, эквивалентная ватту (Вт). Употребляется в качестве единицы измерения величины полной мощности переменного тока.
  14. направляться подчернуть, что последовательность источников даёт пара другой состав корабельных плавсредств «Акицусима», в частности: два 12-м моторных баркаса, два 9-м гребных спасательных катера и одна 20-футовая рабочая шлюпка. Неизвестен, был ли проектный состав плавсредств поменян на протяжении строительства либо это какая-то импровизация армейского времени.
  15. По другим сведеньям 545 человек. Быть может, это число включает лётный состав, но правильных данных нет.
  16. Одна полоса с левого борта была тёмно-серого («но:хай иро») цвета.
  17. Наверное, по окончании данной модернизации «Акицусима» имела возможность не просто перевозить ТКа, но и помогать их плавучей базой, благо всё нужное для этого оснащение (моторная и торпедная мастерские, торпедный погреб, цистерны для бензина) на её борту уже имелось.
  18. За исключением маленького выхода на расположенный рядом о-в Бука (30 августа – 3 сентября).
  19. Начальник – капитан 3-го ранга Д. Дж. Уоллес, что кроме этого руководил авиагруппой корабля.
  20. Наверное, взрыв бомбы привёл к взрыву кормовых цистерн с авиабензином.
  21. Включая капитана корабля, капитана 1-го ранга Фудзимаки.
  22. По иронии судьбы рядом от «Акицусима» под атакой была и первая база летающих лодок – «Камой», – к тому времени уже переоборудованная обратно в танкер. Но «Камой» посчастливилось сохраниться на протяжении данной атаки, не смотря на то, что и не без повреждений.

источник: Владимир СИДОРЕНКО, Евгений ПИНАК «Плавучая база летающих лодок «Акицусима»» «Арсенал-Коллекция» № 9’2013

Navy Field . ru Promo

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: