Многоцелевые летающие лодки yokosuka h5y1 (cherry). япония

      Комментарии к записи Многоцелевые летающие лодки yokosuka h5y1 (cherry). япония отключены

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за громадную помощь в редактировании данной статьи.

Продукцию японского военно-морского авиационного арсенала значительно чаще именуют по городу, где была расположена его штаб-квартира – городу Йокосука (Yokosuka), не смотря на то, что настоящее наименование организации пара раз изменялось, и все эти заглавия были вторыми – более долгими и тяжелее запоминающимися. В первой половине 30-ых годов двадцатого века он был назван Морским авиационным арсеналом (Kaigun Kokusho, сокращенно Kusho), весной 1939 года переименован в Морской авиационно-технический арсенал (Kaigun Koku-Gijutsu-sho, сокращение Kugisho), а в феврале 1945 года наименование изменилось еще раз – на Первый морской технический арсенал (Dai-Ichi Kaigun Gijutsu-sho, либо сокращенно Ichi-Gisho).

Однако, обилие наименований не отменяет того факта, что арсенал во время второй мировой принадлежал к важнейшим техническим и научно-исследовательским учреждениям Императорского флота. Он был основан ещё во второй половине 60-ых годов XIX века в двадцати километрах к югу от Йокогамы у Токийского залива рядом от пустынного тогда местечка Йокосука.

Арсенал занимался строительством и разработкой судов, артиллерийского оружия, снарядов, торпед, а с авиационной 1913 техники и мая года. В те годы он был известен называющиеся Военно-морской арсенал Йокосука (Yokosuka Kaigun Ko-sho, сокращенно Yokosho). В 1919 году в арсенале было создано особое подразделение – Военно-морской летный НИИ (Kaigun Koku Shikensho).

Скоро университет увеличил штат и пополнился зарубежными экспертами, прежде всего из Германии.

Первыми работами авиационного подразделения арсенала стали постройка в 1913 году копий поплавковых гидросамолётов французской компании Farman и американской Curtiss, а в 1914 году руководство арсенала предложило Тикухэю Накадзиме (?? ???; Nakajima Chikuhei) применять собственные мощности для постройки первого отечественного самолёта. Затем в Йокосуке было создано множество морских самолётов (включая и автомобили палубной авиации), часть из которых была запущена в серийное производство у зарекомендовавших себя компаний и поступила на вооружение.

К началу Второй мировой на вооружение Императорского флота были приняты учебные гидросамолеты-бипланы K2Y1/2 и K4Y1, торпедоносцы-бомбардировщики B4Y и миниатюрный гидросамолет-разведчик E14Y, специально разработанный для применения с подводных лодок. Возможно, самым известным самолетом марки Yokosuka, созданным во время второй мировой, стал палубный двухместный пикирующий бомбардировщик-разведчик D4Y Suisei, которому союзниками было присвоено обозначение Judy.

Не нужно забывать двухмоторный бомбардировщик P1Y Ginga (обозначение союзников Frances) и самолеты других типов. Кроме этого известен и реактивный самолет для исполнения особых атак MXY7 Ohka (обозначение союзников Baka), изготавливавшийся в разных модификациях.

В 1934 года (2594 по японскому классическому календарю) штаб Императорского флота выпустил спецификацию 9-Shi, потребовавшую создания несложной и недорогой летающей лодки, талантливой делать патрулирование и перевозку грузов, дополняя в этом создававшуюся в соответствии со спецификацией этого же года тяжелую четырехмоторную летающую лодку Kawanishi H6K (обозначение союзников Mavis). Эта задача была поручена Морскому авиационному арсеналу.

Созданный инженерами арсенала самолёт, взявший обозначение H5Y1, во многом был похожим «старшего брата» – четырёхмоторный H6K компании Kawanishi. Летающая лодка H5Y1 взяла вытянутый фюзеляж с двухреданным дном, расположенную в носовой части закрытую кабину для четырех членов экипажа, застекленные стрелковые позиции в крайних передней и задней точках фюзеляжа и крыло с прямоугольным центропланом, установленным над фюзеляжем по схеме «парасоль» при помощи совокупности подкосов.

Хвостовое оперение H5Y1 кроме этого было подобно Kawanishi H6K: стабилизатор размешался на вздымающейся задней части фюзеляжа, расширенной для размещения задней турели, а на середине его размаха сверху были установлены два киля вертикального оперения. Первые экземпляры отличались от последующих пара более рулями направления и высокими килями без роговой компенсации.

Под трапециевидными консолями крыла на опорах были установлены простые поддерживающие поплавки. Конструкция самолета была цельнометаллической из алюминиевых сплавов; рули и элероны имели железный каркас и полотняную обшивку. Громадных размеров закрылки по конструкции были близки к закрылкам Фаулера, а в элеронах употреблялась громадная осевая компенсация для парирования момента рыскания (элероны Фрайза).

В качестве силовой установки были выбраны два 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi MK1A Shinten 21, развивавших на взлете по 1200 л.с. и вращавших трехлопастные железные винты изменяемого шага.

Потому, что арсенал в Йокосуке ещё не имел производственных мощностей, разрешавших строить столь громадные летательные аппараты, то два прототипа летающей лодки H5Y1 должен был изготовить 11-й военно-морской арсенал в Хиро. Их постройка была закончена во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

На протяжении опробований стало известно, что изготовитель пара повысил вес и размеры самолёта если сравнивать с документацией, созданной в Йокосуке. Как следствие, автомобили имели недостаточную тяговооруженность; дали себя знать и кое-какие структурные просчёты. Конструкторам было нужно опять возвратиться к чертёжным доскам, и следующие экземпляры H5Y1, изготовленные уже в Йокосуке, совершенно верно соответствовали заданию.

Но ЛТХ были достаточно плохими. Впечатляла только длительность полёта, достигавшая 21,5 часа.

Серийное производство началось только во второй половине 30-ых годов двадцатого века, и кроме краткого H5Y1 эти автомобили взяли и официальное «долгое» наименование – «летающая лодка тип 99 модель 11» (2599 год по классическому японскому календарю). Вооружены они были тремя 7,7-мм пулеметами «тип 89» – по одному в носовой, хвостовой и открытой верхней турелях. На главных подкосах крыла имели возможность устанавливаться держатели для подвески 125-кг бомб.

История эксплуатации этих летающих лодок была не через чур долгой и запоминающейся. Они выступали по большей части на запасных ролях: в качестве учебных, транспортных, пассажирских на местных линиях (кое-какие автомобили летали с гражданской регистрацией). По окончании начала войны H5Y1 нашли ограниченное использование в качестве противолодочных патрульных летающих лодок.

Уже в начале 1941 года H5Y1 сняли с производства, изготовив в общем итоге только 20 автомобилей (включая прототипы). По окончании появления самолетов-разведчиков союзников над Йокосукой и обнаружения ими H5Y1 летающим лодкам данного типа было присвоено обозначение Cherry.

Многоцелевые летающие лодки yokosuka h5y1 (cherry). япония
схемы многоцелевой летающей лодки H5Y1

одна из первых (возможно прототип) изготовленных летающих лодок H5Y1 с отличиями в вертикальном оперении

серийная летающая лодка H5Y1 на наземной стоянке; Йокосука, прибл. 1942 год

взлетает летающая лодка H5Y1 с гражданским обозначением J-AAMG

разборка поврежденной летающей лодки H5Y1

прототипы и серийные летающие лодки H5Y1 были окрашены по одной схеме: верхние и боковые поверхности темно-зеленого цвета, нижние – светло-серого. На фюзеляже за кабиной наносилась прекрасно заметная красная с белой окантовкой полоса, предостерегавшая от вращающихся пропеллеров. Опознавательные символы (хиномару) имели узкую белую окантовку

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Yokosuka H5Y1 (Cherry)

Назначение: многоцелевая летающая лодка

Компания-производитель: 11-й военно-морской арсенал (Хиро), Военно-морской авиационно-технический арсенал (Йокосука)

Экипаж: 6 чел.

Силовая установка: два 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi MK1A Shinten 21, взлётной мощностью по 1200 л.с. (882 кВт), с трёхлопастными железными винтами изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 31,57 м
протяженность 20,52 м
высота 6,71 м
площадь крыла 108,00 м?

Вес:

безлюдного 7365 кг
взлетный 11 500 кг

Лётные характеристики:

большая скорость на уровне моря 305 км/ч
крейсерская скорость 220 км/ч
время комплекта высоты 3000 метров
практический потолок 5280 м
практическая дальность 4730 км
длительность полета 21,5 ч

Количество изготовленных: 20 экз.

источник: Miroslav Balous. Yokosuka H5Y1 (Cherry) // Letectvi+Kosmonautika 4/2015, с.34-35 (Letadla 39-45). Чертёж – Petr Kolmann

Начало 2 Мировой.1.09.1939 г.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: