Пять голов хорошо, а меньше — лучше

Т-35А – неповторимый пятибашенный тяжёлый танк РККА, что в отличие от умелого английского «Индепендент» строился хоть и небольшой, но серией. Причем нужно выделить – не будь того самого британского пятибашенного танка, не было бы и отечественного «пятиглавого дракона» Т-35.

«Индепендент» произвёл сильнейшее впечатление на советскую делегацию, посетившую Англию в рамках громадного турне, посвященного изучению мирового танкостроения, конечной целью которого висел на шее моделей для РККА. Как и другие образцы английской техники, «Индепендент» постарались приобрести, но напрасно, потому, что торговая политика концерна «Виккерс-Армстронг» не предусматривала продажу единичных образцов собственных умелых танков, да ещё и с полными пакетами документации на выпуск. Но в случае если другие типы танков и танкеток тот же Виккерс имел возможность поставить в нескольких экземплярах по в полной мере умеренным стоимостям (что завлекало многих клиентов), то цена тяжёлого пятибашенного монстра была неприемлемой ни для кого – включая и британскую армию, столь не равнодушную к «громадным танкам» со времён ПМВ.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

Но, советской делегации хватило и демонстрационного показа «Индепендент» чтобы тут же загореться идеей сотворения собственного пятибашенника. Каким он вышел – известно. Практически десятиметровая в длину и три с половиной метра в высоту громадина, весом более 50 тысячь киллограм с экипажем в 10 человек, вооружённая тремя пушками и пятью мечтой и пулемётами армейских, заменить его на что-то более боеспособное ещё перед тем как развернулся серийный выпуск.

А чуть попав в боевые части, он мгновенно зарекомендовал себя машиной, годной разве что для парадов – столь огромным было количество неприятностей связанных с эксплуатацией этого чудовища, очевидно позванного к судьбе «сном разума» некоторых советских важных, правильнее безответственных товарищей.

А сейчас, представим себе, что пятибашенный «Индепендент» НЕ произвёл на советскую делегацию впечатления (либо именно произвёл, но сугубо бессмысленностью собственного появления на свет), и она отправилась себе дальше в отыскивании хорошего подражания примера тяжёлого танка (благо Британия в этом турне была только первой остановкой).

Но, наблюдать в этом классе в 1930-м было особенно и не чего. Германского неуклюжего монстра «Гросстрактор», которого немцы слепили в 29-ом, в обход статей Версальского соглашения, отечественные эксперты излазили ещё в «Каме» под Казанью, куда его доставили в разобранном виде и остались от него не в восхищении – из-за чего, фактически и приглядывались к вторым моделям.

В Италии возможно было взглянуть на созданный ещё в конце ПМВ тяжёлый танк «Фиат-2000», но ни оружие, ни бронезащита, ни подвижность этого танка не устраивали уже и самих итальянцев.

Также самое (за исключением очень замечательного оружия), возможно сообщить и о, до сих пор находящемся на вооружении армии САСШ, тяжёлом танке «Либерти» совместной англо-американской разработки так же времён ПМВ. Но, сотня этих последние прямых потомков «ромбов» будет выведена из боевого состава в резерв армии САСШ уже в 1932-ом году.

Французы, собственный новейший средний В-1 дали согласие лишь продемонстрировать в движении, без каких-либо до тех пор пока ещё считающихся тайными технических подробностей, но в полной мере снисходительно отнеслись к просьбе детального осмотра старичка-тяжеловеса FCM 2C, так же как и тяжёлые танки Италии и САСШ опоздавшего на ПМВ. Из 300 заказанных, компания в 1919-ом году изготовила лишь 10 автомобилей.

Особенного впечатления эти не то что тяжёлые – тяжеленные (70 тысячь киллограм!) «громыхалы» на советскую делегацию также не произвели, но их компоновочная схема показалась более удачной если сравнивать с новым британцем в плане массы и размещения вооружения и оптимальности состава. Не напрасно немцы при проектировании собственного «Гросстрактора» применяли как раз схему 2С.

С одной стороны, британская схема размещения оружия выглядит легко совершенной. Но она потому и совершенна, что предусматривает двухярусное размещение и аж пять башен. При том, что при ведении огня на один лишь борт, лишь вперёд либо лишь назад, машинально превращает половину пулемётных башен в балласт.

Французская схема с одной громадной башней в первых рядах и одной малой башней позади – на корме корпуса, разрешала весьма значительно снизить массу оружия и, соответственно его бронирования при не весьма большом сокращении эффективности оружия. Но француз был значительно лучше защищён (45 мм брони против 28 у англа), за что правда и заплатил в два раза большей массой и в два раза меньшей скоростью (что, частично разъясняется отличием в технологическом уровне времени ПМВ и финиша 20-х). Но, для тяжёлого позиционного танка, основная задача которого прорыв очень сильно укреплённых оборонительных полос соперника, бронезащита значительно серьёзнее скорости.

Итак, предположим, отечественные эксперты не повелись на чудную английскую новинку (ну, хотя бы вследствие того что и дорого, и технологически для СССР того времени неподъёмно), а выбрали в качестве примера для компоновки проверенную французскую схему, которую предпочли повторить в собственном «Гросстракторе» и немцы. Как же будет смотреться сделанный по данной схеме другой коммунистический Т-35?

Начнём с прототипа.

(Прототипы РИ и АИ Т-35 обр. 32 г.)

В другом прототипе очень многое как у реальноисторического Т-35-1. Кардинально отличается лишь компоновка. В отделении управления никаких трансформаций.

пулемётчик и Водитель при собственных бронеколпаках со смотровыми щелями над посадочными люками.

А вот дальше никакой подбашенной коробки основной башни нет, как и окружающих её малых башен. Стоит на почётном месте одна основная в гордом одиночестве. Та же самая.

Вместо-ж четырёх малых башен, в кормовой части корпуса установлена одна башня, являющаяся мало модифицированной версией серийной башни лёгкого танка БТ-2. (Первоначально желали в корме ещё и дублирующее отделение управления сварганить, но из-за громадных габаритов МТО длины шасси на эту причуду не хватило).

Между башнями, в середине корпуса, МТО. Двигатель М-6-300. Как в РИ.

Валы, приводящие во вращение ведущие колёса, проходят на протяжении бортов, по бокам от малой башни.

Бронезащита опытного образца (учитывая намного меньший вес машины по сравнению с РИ) доведена до отметки французского 2С (40 мм лоб корпуса, 30 мм борт, 20 мм главная башня и корма. Малая башня 13 мм).

Оружие опять-таки советское, реальноисторическое. Это пулемёты ДТ (по одному в башнях и курсовой), и пушки разработки Сячинтова: особая танковая трёхдюймовая «громадной мощности» ПС-3 в громадной башне и 37 мм «громадной мощности» ПС-2 в малой. Отличие тут одно – на РИ Т-35-1 одноместные малые башни были однообразной конструкции, но отличались по оружию – в двух башнях стояло по пулемёту ДТ, в двух вторых по 37 мм длинностволой 37 мм пушке ПС-2.

Другой танк себе такую роскошь разрешить не имел возможности и вместо одноместной башни с одним же стволом, установили пушечно-пулемётную двухместную башню от серийного БТ-2. И без того же весьма робко защищённую (всего 13 мм – но прототипу больше не нужно – только бы ездить обучился, а другое позже приложится).

Экипаж танка складывался из 7 человек. Двое в отделении управления, трое в основной башне и двое в малой башне.

При переходе к серийному выпуску, в РИ практически было нужно проектировать новый танк – состав оружия пересмотрели в сторону его стандартизации и существенного усиления. Башни сейчас были трёх видов. Малые, унифицировали с плавающими танками, средние, двухместные с Т-26 и БТ (действительно, без кормовых ниш), а основную, с Т-28.

Такая стандартизация настойчиво попросила перекомпоновки корпуса длины и существенного увеличения машины – что практически стал вторым. Соответственно весьма значительно вырос вес, для компенсации которого потребовались и вторая подвеска, и более замечательный двигатель. В общем, как и при с Т-28, для серийного производства потребовалось разработка совсем нового танка.

(Т-35-1 вверху – танк прототип, и Т-35А внизу – серийная машина)

Реализация другого варианта, создания нового серийного танка уже не требует, потому, что замена башен прототипа на унифицированные с Т-28 и Т-26, удлинять корпус потребует в минимальной степени. Но, учитывая приличную ширину «тридцатьпятого» возможно забрать более замечательный мотор М-17 и поставить его вместо М-6 поперёк корпуса, что разрешит ещё и сэкономить на неспециализированной длине МТО. (Не влезет, возможно корпусок и чуток пошире сделать).

А потому, что унифицированные с Т-28 и Т-26 башни нас по собственному штатному бронированию в качестве башен тяжёлого танка прорыва категорически не устраивают, данный недочёт ликвидируем экранированием.

Сейчас, бронезащита уже серийной автомобили обр. 34 г. выглядит так:

Лоб корпуса – 45 мм.

Борт корпуса – 30 мм плюс 10 мм экран.

Корма корпуса – 30 мм.

Основная башня – 20 + 15 мм (экран).

Малая башня – 15 + 15 мм (экран).

Оружие:

76,2 мм пушка ПС-3 (которую в данной АИ удалось-таки запустить в серию) и 7,62 мм пулемёт ДТ установленные раздельно в основной башне. 37 мм пушка «громадной мощности» ПС-2 (которую так же удачно довели до ума и запустили в серию не заморачиваясь с сорокапятками) спаренная с ДТ в кормовой башне.

Ещё один ДТ в отделении управления, которое переделали приблизительно в том же духе, как в РИ – никаких колпаков.

Двигатель М-17Т (500 л. с.) с которым танк массой 41 тонну развивает скорость 36 км/ч.

Экипаж 7 человек.

В таком виде танк выпускался на ХПЗ до 1938 г. Всего, за 4 года серийного производства было выпущено 108 танков и 12 эвакуаторов на том же шасси для четырёх бригад РГК (в составе каждой бригады батальон тяжёлых танков в 27 взвод и машин — 3 автомобили, эвакуаторов).

В 1938-ом году танки были перевооружены новым орудием Л-10, на люках заряжающих установили зенитные пулемёты, а для более эргономичного управления, на основной башне показалась командирская башенка. Все тяжёлые танки РККА были «именными» — каждому присваивалось имя собственное, партийного либо военного деятеля, или храбреца Гражданской войны (на протяжении разных чисток, как раз имена павших легендарных храбрецов были самые «живучими» и соответственно востребованными).

(Другой тяжёлый танк Т-35. 1938 г.)

В то время, когда в 1938-ом году перед конструкторами был поставлен вопрос о замене устаревшего Т-35 на новую машину (Т-36), её «слепили» достаточно скоро и дешево. По большей части, работа заключалась в замене устаревших и уже не выдерживающих нагрузок агрегатов трансмиссии на новые. А вооружения усиления и проблему бронезащиты, решили перекомпоновкой автомобили из двухбашенной в однобашенную.

Кормовую башню ликвидировали, МТО сместили в корму, а на освободившихся «площадях» установили новую сварную башню с 50 мм стенками, вооружённую строенной установкой новейшей грабинской 85 мм пушки (сделанной на базе свеженькой зенитки 52К), 20 мм автоматической пушки ШВАК и пулемёта ДТ. Ещё один ДТ разместили в нише башни как резерв на случай заклинивания маски главного оружия.

Потому, что управляться со строенной установкой оружия было не просто – тем более ворочать «брёвна» 85 мм патронов, башню сделали громадную, просторную (на вырост, под вероятную установку потом и 107 мм пушки) весьма эргономичную для экипажа – благо в тяжёлом танке всё это возможно себе позволить. Не смотря на то, что и вес у таковой башни поболее чем у двух прошлых будет.

Благодаря длиннобазовому шасси (не смотря на то, что оно очень мало дольше чем серийный Т-28), которое укоротили очень мало, танк владел хорошей проходимостью (пускай и с ограниченной поворотливостью). Форсированный двигатель М-17Ф мощностью 650 л. с. разрешал значительно потяжелевшей машине, разгоняться до 36 км/ч.

Бронезащита:

Лоб корпуса 50 мм. Борт 35 + 10 мм. Корма 35 мм. Лоб башни 50 мм. Борт-корма башни 45 мм.

Боевая масса 45 тысячь киллограм.

Такие танки (Т-36) выпускались не продолжительно. Лишь в течение 39-го года. Но за текущий год, ХПЗ и ЛКЗ совместно выпустили около 150 автомобилей, по окончании чего данный танк – по сути, появлявшийся только очередной реинкарнацией Т-35, был заменён в серии уже по настоящему модернизированным Т-36М.

В данной машине были учтены все требования, выдвигавшиеся ГАБТУ по результатам битв в Карелии, где Т-35 и Т-36 продемонстрировали себя с самой лучшей стороны.

Танк Т-36М, отличался от Т-36 дизельным мотором мощностью 600 л.с., торсионной подвеской, укороченным корпусом с более плотной компоновкой МТО и отсутствием в новой литой башне ШВАКа. Но бронезащита была доведена до установленного АБТУ уровня, официально предусмотренного для тяжёлых танков РККА:

Лоб, борт (с учётом экрана), башни и корма корпуса 60 мм.

Боевая масса автомобили наряду с этим выросла практически до 50 тысячь киллограм.

Не обращая внимания на достаточно хорошие ТТХ Т-36М, данный танк, как созданный на морально устаревшей платформе, всё равняется считался нуждающимся в замене на принципиально новый тяжёлый танк. Причём именно на Т-36М проходили обкатку все те новинки, что по окончании нужной доводки будут использованы в танке нового поколения. А до тех пор пока шла его разработка, выпуск Т-36М был в 40-ом году передан на ЧТЗ и до начала ВОВ в том месте успели собрать около 300 автомобилей, каковые шли только на укомплектование матчасти бригад РГК.

По штату 38 г., в них имелся батальон не из 29 как прежде, а уже из 33 тяжёлых танков. В 1940-ом структуру бригады снова пересмотрели, введя в её состав вместо одного два батальона тяжёлых танков.

Всего, до начала ВОВ в СССР было выпущено чуть более 550 тяжёлых танков и организованы 8 отдельных тяжелотанковых бригад (в каждой 66 тяжёлых танков). В Столичном, Киевском, Белорусском и Северо-Западном ВО имелись по две бригады, дислоцированных вблизи «столиц» округов.

С началом войны выпуск танков форсировали, наряду с этим, в Красную армию сохранялось бетонное правило – тяжёлые танки это уровень РГК, бригады дислоцируются лишь в глубине территории СССР около больших промышленных центров, имеют прекрасно укомплектованные работы помощи, замечательную ПВО и их применение в локальных операциях без санкции Генштаба в принципе не допускалось. Вероятно именно поэтому, контрудары танковых бригад РГК под Ленинградом, Москвой и Киевом имели не просто сокрушительный тактический успех, а внесли солидной вклад в разгром немцев на этих направлениях.

Что касается бригад Белорусского военного округа, они понесли огромные утраты в личном составе под Смоленском (в первую очередь от ударов люфтваффе) и утратили практически всю матчасть в постоянных оборонительных битвах (в основном это были ветхие двухбашенные автомобили, каковые под водительством умелых экипажей сражались с гневом обречённых). Остатки бригад были эвакуированы в тыл для получения и пополнения новой матчасти, вместе с которыми, эти бригады РГК заслуженно взяли почётные звания гвардейских.

Р.С. Эта АИ НЕ про точно дорогой многим альтернативщикам-танкофилам «умеренный» тяжёлый танк, годный в отличие от Т-35 для массового выпуска. Нет.

Эта АИ про самый настоящий тяжёлый танк, громадный и наворочанный, что до войны запрещено (да и не требуется) строить много – обычная общемировая тенденция.

Так что фактически даёт эта АИ, поскольку в РИ тяжёлых танков РККА к началу ВОВ имела значительно больше (полсотни Т-35А и аж 636 КВ)? А даёт она то, что в СССР не тратятся большие средства на разработку за умелым, серийного Т-35А, а вдогонку за ним ещё и монструазных Т-39 в нескольких вариантах, ни один из которых, к счастью, не строили кроме того в виде опытного образца.

Но, армия приобретает более лёгкие (если сравнивать с серийным Т-35А), не напрягающие фатально трансмиссию, более бессчётен

ПЕНТА-ТРИК(5 ГОЛОВ) РОНАЛЬДО В МАТЧЕ РЕАЛ М — ГРАНАДА 9-1 HD ОБЗОР ОТ MAXBET

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Один попаданец – хорошо, а много попаданцев – лучше.

    Сперва, в качестве необычной иллюстрации к теме, желаю предложить отрывок из собственного неоконченного романа Палимпсест. (Закончу либо нет – один…

  • Штурмовой т-26

    Однако, на первый взгляд, сложно отыскать рациональное зерно в отказе Тухачевского от работ над однобашенной пушечно-пулемётной версией этого танка – на…

  • Т-28 на французский лад

    История советского среднего трёхбашенного танка Т-28 началась со случайно замеченного в Англии новейшего танка компании «Виккерс» А9, что по аналогии со…

  • Шайтан-арба обр. 1935 года

    И, очевидно, кроме хороших качеств, как и характерно любой модели №1, у него неизбежно на протяжении эксплуатации непрерывно вылезали и всевозможные…

  • Альтернативный т-39

    Детально, историю создания неповторимого пятибашенного позиционного танка Т-35А я расписывать в данной работе не буду: уверен – большинство…

  • Альтернативный первый позиционный танк ркка

    Во второй половине 20-ых годов XX века, при разработке программы танко-тракторно-бронеавтомобильного оснащения РККА, вопрос создания позиционного…