Самолет мечты. опытный многоцелевой истребитель mirage 4000. франция часть 2

      Комментарии к записи Самолет мечты. опытный многоцелевой истребитель mirage 4000. франция часть 2 отключены

Самолет мечты. опытный многоцелевой истребитель mirage 4000. франция часть 2

Часть 1

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за громадную помощь в редактировании данной статьи.

По словам Сержа Дассо, Mirage 4000 продемонстрировал, что Франция может сделать самолёт не хуже, чем Америка. Это именно и было тем, что мешает

Лётные опробования проходили на авиабазе в Истре, где разместилась важная за опробования самолёта несколько сотрудников компании Dassault. Группу возглавлял Жан-Франсуа Казобьель (Jean-Francois Cazaubiel). В начале 1979 года инженеру Жаку Демазюру (Jacques Desmazures) было предложено заняться сопровождением лётных опробований Mirage 4000.

«Я уже имел опыт управления опробованиями Alpha Jet. Моей задачей было создать методику опробований и организовать их для доводки Mirage 4000. Я говорил с инженерами из конструкторского бюро.

Как при с любым вторым прототипом, шли дискуссии между теми, кто чертил самолёт, и теми, кто его испытывает. Дабы реагировать на каждые трансформации, мы трудились совместно. Я всегда перемещался между Истром и Сен-Клу».

В апреле 1979 года Жан Куру – основной лётчик-испытатель компании Dassault с 1967 года – был должен покинуть должность по окончании того, как в полёте ему стало не хорошо. На этом посту его заменил Жан-Мари Саже. По возвращении из египетского приключения он на протяжении двух полётов на прототипе Mirage 2000-02, состоявшихся 12 февраля и 14 января 1979 года, познакомился с электродистанционной совокупностью управления. Тогда как сборка Mirage 4000 доходила к концу, Жан-Мари отрабатывал полёт на наземном тренажёре,

«что прекрасно воспроизводил поведение самолёта».

К разработке условий полёта прототипа были привлечены инженер ВПП (ingenieur de piste avion) Мишель Бувье (Michel Bouvier) и основной механик Роже Терон (Roger Theron). Бувье вспоминал:

«Прежде всего было нужно обеспечить окончательную сборку самолёта. После этого мы все были заняты предполётными опробованиями, среди них и работами с гидравликой и встроенными совокупностями. На борту было довольно много места.

В то время, когда потребовалось разместить блоки, то у нас был выбор, так было большое количество свободного места».

8 января 1979 года были совершены первые опробования двигателей (point fixe) в самолёте, каковые разрешили машине функционировать самостоятельно. 9 марта 1979 года Mirage 4000 готовься к первому полёту. По необычной иронии судьбы первый полёт Mirage 2000 [1] состоялся практически ровно за год до этого: 10 марта 1978 года.

Полёт был в далеком прошлом подготовлен, но не обращая внимания на общую эйфорию, нужно было проявлять осторожность. Как вспоминал Жан-Мари Саже:

«Первые полёты вы станете ожидать месяцы и месяцы. Это громадная эйфория, громадное наслаждение, в то время, когда они начинаются».

На протяжении первого полёта самолёт развил скорость более чем M=1, что для компании Dassault, наверное, стало традицией: превышение скорости звука было выполнено в первом полёте истребителей Mirage F1, Mirage 2000 и Rafale. Пилоты довольно часто минимизируют диапазон прохода на сверхзвуковой скорости на протяжении первого полёта на прототипе самолёте, но вместе с тем они признают, что выход на сверхзвук положительно воздействует на моральное состояние тех, кто трудился над машиной, и есть хорошей рекламой авиастроительной компании.

Mirage 4000 сильно поразил Жана-Мари Саже:

«Это был вправду весьма и весьма хороший самолёт, что при проверенной компоновке имел хорошую тяговооружённость, нёс громадной запас горючего и важную боевую нагрузку. Наша фирма ступила на территорию, на которой до этого действовали по большей части американцы».

Через 50 мин. двухмоторный самолёт приземлился. По-видимому, у автомобили всё было прекрасно. Этот полёт стал собственного рода подарком к тридцатилетию разработки компанией Dassault реактивных самолётов, начатой в феврале 1949 года с создания истребителя Ouragan.

Но, не обращая внимания на то, что летный и наземный персонал отпраздновали первый полет, Брюно Ревеллен-Фалько был задержан Роже Тероном:

«Тогда как мы выпивали, Роже подошел и, вытащив меня за рукав, сообщил: «Ты знаешь, что в конце полёта коробки силовых агрегатов двигателей опустошили всё масло? У них фактически не было масла: ни у одного, ни у другого!»

Жак Демазюр вспоминает:

«Мы установили правило: летать не более 45 мин.. Мы закончили с квартой масла в маслобаке одной из двух коробок силовых агрегатов двигателей и с половиной кварты в второй. Если бы мы продолжили полёт, то мы бы неподалеку ушли!

Вот из-за чего у нас существует что-то наподобие оккультизма: длительность отечественных первых полётов должна быть ограничена. Ни при каких обстоятельствах не знаешь, что может произойти: возможно утратить горючее, масло либо кислород либо появляться в непростой обстановке».

Для Брюно Ревеллена-Фалько раскрывалась новая страница. У стойки шасси самолёта председатель совета директоров компании Dassault Бенно Клод Вальер (P-Dg Benno Claude Vallieres) сообщил:

«Прекрасно, а сейчас вам нужно заняться следующим самолётом!»

У Ревеллена-Фалько начинался громадной «роман» с истребителем Rafale, а в работах над Mirage 4000 его заменил Тьерри Прунье (Thierry Prunier).

Вечером в 20:00 телевизионные новости показали кадры с места событий. Ведущий канала Antenne 2 прокомментировал:

«Перед вами первый взлёт нового двухмоторного самолёта Марселя Дассо Mirage 4000. Два двигателя дают ему возможность соперничать на всех рынках военной авиации с лучшими американскими истребителями. По словам представителя компании, расчётные характеристики самолёта превосходят характеристики всех существующих на сегодняшний момент самолётов в его классе».

12 марта Mirage 4000 выполнил собственный второй полёт, на протяжении которого были достигнуты скорость M=1,5 и угол атаки 20°. Следующие три полёта были намерено посвящены тестированию «загрубления» электрической совокупности управления. Жак Демазюр растолковывает:

«Задачей было сознательное уменьшение возможностей совокупности по управлению самолётом в целях проверки, что при аварии машина останется управляемой».

В электрической совокупности управления полетом не было распознано никаких неприятностей. Как вспоминает Жан-Мари Саже:

«Это был громадной ход вперёд. Существует разрыв между настоящими отклонениями рулей самолёта и тем, что вы задаёте. Если вы задаёте самолёту задрать шнобель, то вы не понимаете, что происходит позади; этим занимаются ЭВМ, каковые определяют перемещения и положения управляющих поверхностей.

Компьютеры делали те команды, каковые вы задавали, и самолёт отвечает на них».

Вторыми словами: в случае если действия рулей самолёта угрожают его целостности либо выводят его за заданные пределы режимов полёта (к примеру, превышение угла атаки может привести к сваливанию на крыло), то компьютер ограничит отклонение рулей и удержит самолёт в заданном диапазоне режимов полёта.

В состоявшемся 11 апреля шестом полёте была достигнута скорость M=2,0. Следующие два полёта – 5 и 15 мая – были посвящены тестированию отключения переднего горизонтального оперения. 15 мая работа наземного персонала компании Dassault была очень напряженной: в данный сутки кроме этого состоялся первый полет многоцелевого истребителя Mirage 50.

16 мая Жан-Мари Саже передал собственные полномочия шеф-пилоту лётно-испытательного центра (Centre d’Essais en Vol — CEV) майору Луи Роберу (commandant Louis Robert), совершившему на Mirage 4000 полёт длительностью 1 час 25 мин.. 31 мая майора Робера поменял полковник Жак Гийю (Colonel Jacques Guillou) из испытательного центра ВВС (Centre d experiences aeriennes militaires – CEAM), выполнивший на Mirage 4000 часовой полёт. Как вспоминает Ж.-М. Саже, оценки двух офицеров были

«дифирамбическими».

В июне 1979 года самолёт экспонировался на авиасалоне в Ле-Бурже. Перед авиационным салоном было нужно подготовить совершенную программу показательного полёта, не смотря на то, что сам самолёт имел налёт всего лишь 15 часов! 6 июня перед полетом в Ле-Бурже Жан-Мари Саже совершил несколько тренировочных полетов с исполнением фигур высшего пилотажа. В первый раз Mirage 4000 покинул небо Истра. На следующий сутки акробатический полёт был продемонстрирован визитёрам авиасалона.

В первый раз компания Dassault представила два собственных самолёта, оснащённых электрической совокупностью управления.

Мишель Порта (Michel Porta) пилотировал Mirage 2000-01, Ги Мито-Моруар (Guy Mitaux-Maurouard) – Mirage 2000-01, а Жан-Мари Саже выполнил четыре полёта на Mirage 4000. Он вспоминает данный период мало необычно:

«В компании Dassault у нас была собственная особенность: завершать самолёты именно к авиасалону в Ле-Бурже. Были кое-какие ограничения, но не при с Mirage 4000, что был успешным сначала. Я не забываю, что при с Mirage G8 для того чтобы не было».

Показ королю Иордании

12 июня король Иордании Хусейн посетил компании Dassault, на котором были представлены Mirage 2000 и Mirage 4000.

«Перед королём самолёт нужно было представить в самым лучшем виде. Нам удалось подобрать такие настройки, каковые обеспечили самолёту полное применение мощности его двигателей без через чур громадного увлечения скоростью».

18 июня Mirage 4000 возвратился в Истр. Собственный первый полёт на Mirage 4000 Ги Мито-Моруар выполнил 5 октября. Он вспоминает:

«Это был весьма хороший самолёт. Практически – большой 2000, так что пилот в нём не чувствовал себя в непривычной обстановке. В конце полета – с маленьким числом горючего – он управлялся весьма легко».

Потому, что Mirage 4000 был выстроен на личные средства компании, то не было ни одного забронированного для него двигателя. Он летал с моторами, взятыми по программе Mirage 2000, и произошло так, что в последних месяцах года на нём находились двигатели двух различных модификаций! В таком «несимметричном» виде он совершил порядка семи полётов. К счастью, по словам Жака Демазюра,

«двигатели M53-2 и M53-5 практически ничем не отличались, так что никаких поправок в совокупность управления вносить не было нужно».

Непревзойденные характеристики

На данном этапе главной проблемой компании Dassault стал поиск клиента, что бы профинансировал доводку Mirage 4000. В отыскивании внешнего финансирования во второй половине 70-ых годов двадцатого века прошла презентация самолёта главе генштаба Ирака, на протяжении которой Mirage 4000 выполнил собственный первый полет в интересах зарубежной делегации. 6 декабря Жан-Мари Саже выполнил в Истре получасовой демонстрационный полёт. В этом собственном 53-м полёте самолёт снова подтвердил собственные высокие характеристики:

«Самолёт показал стремительный комплект высоты, от старта до высоты 50000 футов (15250 метров) и скорости M=1,8 – что являлось главной задачей автомобили в варианте перехватчика. В данный сутки индикатор на лобовом стекле перестал работать. На высоте 50000 футов и скорости M=1,8 я отключил форсаж и отпустил ручку. Я был на высоте 61000 футов (18600 м) и на скорости M=2,0 и был мало удивлён, появлявшись так высоко!»

Жан Демазюр подтверждает:

«Многие пилоты разгоняли данный весьма замечательный самолёт до скорости в два Маха. 15 мая 1979 года Mirage 4000 развил M=2,17. Высоты 50000 футов и скорости M=1,9 он достигал через 3 60 секунд 45 секунд по окончании старта».

Опробования возобновились 20 марта 1980 года. 28 мая в Бордо была организована презентация перед французской и германской делегациями. Финиш августа был посвящен подготовке к авиасалону в Фарнборо, и 27 числа самолёт вылетел в Англию.

Во время с 31 августа по 3 сентября Mirage 4000 совершил четыре полёта, в каждом из которых Жан-Мари Саже делал практически вертикальный комплект высоты.

«На Mirage III мы имели возможность выполнить эту фигуру только в воздухе и с запасом скорости, в то время как на Mirage 4000 ее возможно было делать чуть ли не сразу после взлёта. Сразу после уборки шасси я вздыбил самолёт. Это наглядно демонстрировало возможности самолёта, что был весьма маневренным, с хорошей тяговооружённостью.

Вторую петлю я сделал на высоте 5500 футов (1677 м)».

4 сентября Жан-Мари Саже возвратил самолёт обратно в Истр. В первой половине 80-ых годов двадцатого века Mirage 4000 совершил 25 полётов.

2 февраля 1981 года лётные опробования Mirage 4000 возобновились. 83-й и 84-й полеты (3 и 5 марта) были посвящены отключению переднего горизонтального оперения. В апреле были совершены дополнительные опробования совокупности управления самолётом. 18 мая в канун авиасалона в Ле-Бурже Mirage 4000 был представлен в конфигурации истребителя и выполнил полет с шестью ракетами Magic.

Восемь полётов были посвящены предварительной подготовке к салону, проходившему с 22 мая до 1 июня.

2 июня Mirage 4000 вылетел в парижский округ, сделав в тот же сутки репетицию собственного выступления. На протяжении салона были выполнены 11 демонстрационных полётов. 8 июня был заменен двигатель самолёта; это потребовало на следующий сутки выполнить контрольный полёт длительностью 35 мин..

По возвращении в Истр опробования возобновились, и 9 июня Mirage 4000 был снова показан перед новой делегацией иракских должностных лиц. В данный сутки самолёт, пилотируемый Ж.-М. Саже, совершил собственный 120-й полет. К сожалению, начавшиеся в сентябре 1980 года боевые действия против Ирана снизили интерес иракской стороны к этому самолёту. Компании становилось всё сложнее финансировать программу Mirage 4000.

16 сентября в Истр прибыла саудовская делегация, которой кроме этого был представлен данный самолёт.

Новый киль из композиционных материалов

Во время с августа по октябрь Mirage 4000 пребывал в цеху, где было совершено ответственное изменение его конструкции: на самолёт был установлен киль из новых материалов. Брюно Ревеллен-Фалько вспоминает события создания киля:

«Очень увлекательным в этом самолёте есть то, что прототип в рекордно маленькие сроки был создан конструкторским бюро и выстроен на заводе в Сен-Клу, причем работы производились в то время, в то время, когда мы мало колебались, дабы поменять его к той либо другой конфигурации. Нами были созданы два киля из композиционных материалов: первый киль имел панели из углеродного волокна и содержал в себе топливный бак. Потому, что показалась разработка создания панелей со встроенными элементами жёсткости, то я в один раз подготовил служебную записку:

«Мы сделаем новый киль».

Никто из персонала не возразил мне! Я, дурак, юный инженер из конструкторского бюро по собственной инициативе начал работы над вторым килем самолёта, что уже летал. Я был вызван г-ном Вальером, что сообщил мне:

«Кстати, что вы решили относительно расходов на второй киль?»».

27 октября Жан-Мари Саже поднял в атмосферу самолёт с новым килем. Ги Мито-Моруар кроме этого участвовал в этих опробованиях, совершив три полёта: 2, 4 и 6 ноября. Полёт 22 декабря – последний в первой половине 80-ых годов XX века (и 136-й полёт самолёта) – был посвящён опробованиям с размещёнными под крылом подвесными топливными баками (безлюдными) и ракетами Magic.

25 февраля 1982 года Mirage 4000 поднялся в воздух с двумя наполовину заполненными подвесными баками; взлетная масса автомобили составила 27 тысячь киллограм. В этом полёте Жан-Мари Саже достиг 10000 часов налёта, и в честь этого события его самолёт сопровождали четыре истребителя-бомбардировщика Mirage IIIE с базы в Дижоне. Возглавлял эту четверку его сын Клод.

Ги Мито-Моруар участвовал в серии опробований с нагрузками, а полёты с мая по август были посвящены подготовке к авиасалону в Фарнборо, куда самолёт вылетел 1 сентября. Кроме классической репетиции он совершил семь демонстрационных полётов, два из которых – 9 и 10 сентября – были выполнены без нагрузки. 12 сентября самолёт был возвращен в Истр.

«Я ощущал себя царем небес»

1983 год был посвящён по большей части авиасалону в Ле-Бурже. Полёты были возобновлены по окончании практически девяти месяцев простоя. Первые два полёта были посвящены системным испытаниям самолёта, по окончании чего последовало исполнение фигур высшего пилотажа и конкретно подготовка к авиасалону.

Этот полёт длительностью 80 мин. был выполнен 24 мая летчиком-испытателем Патриком Экспертоном (Patrick Experton).

На протяжении авиасалона Жан-Мари Саже десять раз делал демонстрационные полёты на Mirage 4000:

«Я применял хороший обзор из кабины. Я ощущал себя царём небес. Это был самолёт-мечта лётчика-истребителя.

Он был весьма удачно оптимизирован».

6 июня 1983 года самолёт возвратился в Истр и выполнил часовой полёт

Никаких заказов на самолёт не поступило, и команда испытателей считала, что программа Mirage 4000 закончена. Самолёт был покинут в Истре в конце взлетно-посадочной полосы.

26 сентября 1985 года, Великобритания и Саудовская Аравия подписали договор «Голубь» (????? – не меньше), включавший в себя заказ 72 боевых самолётов Tornado (48 автомобилей в варианте ударного самолёта IDS [Interdictor Strike] и 24 в варианте перехватчика ADV не меньше Variant]), 30 учебно-тренировочных самолётов/легких штурмовиков Hawk и 30 учебно-тренировочных самолётов Pilatus PC-9. Ответственным в данной сделке было то, что она не являла собой финиш надежд компании Dassault на Саудовскую Аравию, которая опять показала заинтересованность в Mirage 4000. 22 января 1986 года Марсель Дассо так написал об этом:

«Видя, что Франция не принимала участия в создании Tornado и что Tornado без шуток уступает Mirage 4000, король решил заключить контракт о поставке ста Mirage 4000, приёмка которых будет зависеть от возможностей индустрии». [2]

Пр

Истребители Рафаль ВВС Франции на учениях в США / Dassault Rafale

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: