Т-28 на французский лад

      Комментарии к записи Т-28 на французский лад отключены

История советского среднего трёхбашенного танка Т-28 началась со случайно замеченного в Англии новейшего танка компании «Виккерс» А9, что по аналогии со известным лёгким «Виккерс-6 тысячь киллограм» неофициально именовали «Виккерс-16 тысячь киллограм».

Т-28 на французский лад

Первоначально, в замыслах советской закупочной рабочей группе, совершающей мировое турне для ознакомления с мировым танкостроением, приобретение данной автомобили не значилась. В соответствии с перечня, в том месте были образцы танкетки Виккерс-Карден-Лойд, лёгкого шеститонного и среднего двенадцатитонных танков, конечно большой пятибашенный А6Е1. Все танки от концерна Виккерс-Армстронг.

Но, потому, что британцы категорически отказались реализовывать собственные танки в единичных экземплярах, было нужно оформить солидный договор на 20 танкеток, 15 «шеститонников» и столько же «двенадцатитонников».

Сделка по неповторимому пятибашенному «Индепендент» не состоялась, а возможность продажи новейшего «шестнадцатитонника», очень приглянувшегося советским товарищам, кроме того не рассматривалась. Однако, по сути, лишь для него отечественные функционеры опять посетили Англию. Но, Виккерс отказался реализовывать «тайную машину», которую предполагал втюхать собственной армии.

Но встречное предложение британцев о разработке специально для СССР аналогичной автомобили с «нагрузкой» в виде серии таких автомобилей от Виккерса, или второй военной техники на ту же, очень кругленькую сумму, отечественным товарищам показалось очень не удачным и от него культурно отказались. Однако, отдельным, очень шустрым участникам делегации, удалось выведать главные ТТХ «шестнадцатитонника» и кое-какие особенности его конструкции.

Вот на базе той информации (в первую очередь касательно компоновки) и начались в СССР работы над будущим средним трёхбашенным танком Т-28.

Хороший оказался танк – факт – кроме того, как вычисляют многие танкофилы – это был по большому счету лучший коммунистический довоенный танк. Но, таким он стал лишь к середине 30-х. Наряду с этим, что жалко – к тому времени, он, за одно, успел и устареть.

Его 30 мм лобовая и 20 мм бортовая броня уже совсем не соответствовали уровню ПТО армий самые развитых государств, а оружие в виде короткостволой трёхдюймовки в сочетании со не сильный бронированием, не хорошо доходило для ответа большинства задач, стоящих перед средним танком РККА. Дальность прямого выстрела той пушки была меньше чем расстояние, на которой 30 мм броня ещё кое как «держала» 37 мм бронебойный боеприпас, а её же бронепробиваемость (правильнее отсутствие такой) оставляло танк практически невооружённым против лучше защищённых новых танков соперника.

И такие в мире уже показались. В случае если прежде, считалось, что для борьбы с жестяными лёгкими танками, Т-28 может с успехом применять кроме того трёхдюймовую шрапнель с поставленной на удар дистанционной трубкой, то к середине 30-х от таких надежд не осталось и следа. Чтобы успеть вывести из строя танк соперника раньше, чем он сотрёт с лица земли тебя – нужна скорострельная пушка с приличной дальностью прямого выстрела. Пушка Т-28 не имела ни того, ни другого.

Другими словами, произойди сражаться, кроме того лёгкие танки с картонной вооружением и бронёй в виде танковой версии малокалиберной ПТП, могли успеть поразить Т-28 перед тем, как он в них попадёт, а ПТП соперника, имела возможность подбить его перед тем, как танкисты сумеют нейтрализовать противотанковое орудие.

Единственное с чем у Т-28 всё было прекрасно, это массированный пулемётный пламя в весьма широком секторе.

Наряду с этим, танк был громадным, сложным, не технологичным. Так спрашивается – стоило ли по большому счету городить такую махину, лишь для одного качественного параметра — массированного пулемётного огня?

Не буду утверждать, что превосходный (а по сравнению со всеми вторыми советскими танками 30-х он как раз превосходный) Т-28 перебежал дорогу конструированию новых средних танков по большому счету, но не считая его колёсно-гусеничной формации Т-29, другие средние танки в СССР на важном уровне больше не разрабатывались, пока это не стало возмутительным и потребовалось его сделать безотлагательно и любой ценой. Вот и оказалось так, что практически вытянутый собственными разработчиками за уши из категории лёгких в категорию средних Т-34, на практике был очень тесным, слепым и неудобным, но наряду с этим, значительно дороже, чем Т-28!

Сейчас, к альтернативе, которая строится или на том, что британцы НЕ продемонстрировали советской делегации собственный новенький шестнадцатитонник, или продемонстрировали, но, отечественные товарищи его оценили не так как в РИ, сделав вывод, что три башни для среднего танка – это сложно и не технологично, соответственно неоправданно дорого (что в принципе – чистая правда!)

Но во Франции, отечественной делегации удалось взглянуть другую новинку – французский средний танк В-1, существенно лучше защищенный и значительно важнее вооружённый в плане артиллерии.

Ясно, что французская машина вероятнее дороже британской, но, во первых – тут по крайней мере очевидно за что ты платишь, а во вторых, Т-28 и не предполагалось производить такими массовыми сериями как «шеститонник» либо «Кристи».

Вот её-то компоновку и решили забрать за образчик для проектирования отечественного среднего танка.

В РИ, прототип Т-28 был вооружён для среднего танка открыто слабо – практически как его британский визави.

37 мм пушка с пулемётом в основной башне и по пулемёту в малых. Бронезащита в противопульные 20-16 мм по большому счету никуда не годилась. Да и бегал тот прототип ещё открыто паршиво. Исходя из этого для серийного производства, практически было нужно разрабатывать новый танк.

Большой, лучше защищённый и вооружённый. С замечательным двигателем и значительно усовершенствованными агрегатами трансмиссии и подвески.

В АИ, не считая компоновки, столкнулись с теми же проблемами. Но в то время, когда в ходе подготовки к серийному производству их решили, танк оказался посильнее вооружённым и лучше защищённым.

Сопоставляем. В РИ, на танк поставили две пулемётные башни и одну основную – здоровую и тяжёлую, унифицированную с тяжёлым танком Т-35А. Башнища хоть и была просторной, трёхместной, но установка в ней трёхдюймовой пушки, лишила заряжающего постоянного места.

В сражении он трудился стоя, а на марше, кое как умещался на откидном сиденье.

В другой машине, та же пушка размещается в лобовом странице корпуса, и жёстко закреплена в горизонтальной плоскости. Т. е. по горизонтали её наводит мехвод поворотом всей автомобили. Учитывая, что стрелять ей будет необходимо сугубо прямой наводкой по целям на дистанции не потом 500-600 м, это естественно.

В вертикальной же плоскости, пушку наводил заряжающий. Исходя из этого, не обращая внимания на всю кажущуюся сложность (от которой французы в собственных В-1 не страдали совсем) мехводу и заряжающему трудиться в просторном БО было комфортно – тем более что стрельба из трёхдюймовки ни при каких обстоятельствах не была интенсивной и уж тем более не имела возможности вестись на ходу. Вместо громадной громоздкой и тяжёлой башнищи, на танк установлена башня от серийного однобашенного Т-26 со спаркой 45 мм пулемёта и пушки с соответствующей экранировкой.

Потому, что от трёх башен отказались в пользу одной НЕ большой, целый сэкономленный вес разрешён войти на усиление бронезащиты.

Так, сейчас, танк, имея более приличное бронирование, имел возможность смело вести бой с жестяными лёгкими автомобилями, с уверенностью поражая их из того же оружия, что стояло на них, плюс имея трёхдюймовку для арт помощи как пехоты, так и себя лично.

(Танк Т-28. Серия 34-37 г.г. Боевая масса 26,5 т. Броня: лоб корпуса – 37 мм, борт – 28+10 мм, корма 28 мм. Башня 15+15 мм. Оружие: 76,2 мм пушка КТ-28, 45 мм пушка 20К, 2 7,62 мм пулемёта ДТ.

Двигатель М-17Л 450 л.с. Макс. скорость 40 км/ч. Запас хода 180 км. Экипаж 4 чел.)

В 1937-ом году танк модернизировали с учётом битв в Испании, (где лёгкие ПТО использовались уже не просто обширно, а массово) и информации, что уже в нескольких государствах во всю идут работы по созданию танков – впредь до малых пехотных, с противоснарядным бронированием, выдерживающим обстрел из малокалиберных танковых и ПТ пушек.

Вместо башни Т-26, модернизированный Т-28А взял модифицированную башню от экспериментального танка Т-111 (Т-46-5). Это был тогда ещё настоящий «хайтек» – башня была изготовлена способом броневого литья с большой толщиной стены аж в 60 мм.

Потому, что из-за собственной сложности Т-111 в серию не отправился (к сожалению), то на базе его башни, специально для модернизируемого Т-28 создали весьма похожую двухместную башню толщиной брони 45 мм и более замечательной за счёт удлинения ствола 45 мм пушкой, талантливой тем же патроном (но с новыми, качественными снарядом и пороховым зарядом), разламывать более толстую броню. Для удобства работы начальника, предусмотрели и маленькую командирскую башенку.

Толщину брони корпуса также увеличили так, как разрешала подвеска. Вместо «окурка» КТ-28, установили более замечательную Л-10 с возможностью ГН в секторе 3 гр. на борт (как у фактически всех полевых пушек ПМВ и что французы так же внедрили на своём B-1bis), что разрешало не напрягать через чур довольно часто ходовую-танка и механика водителя для правильного прицеливания.

(Танк Т-28А. Серия 37-39 г.г. Боевая масса 29 т. Броня: лоб корпуса – 42 мм, борт – 30+10 мм, корма 30 мм. Башня 45 мм.

Оружие: 76,2 мм пушка Л-10, 45 мм пушка 20К, 3 7,62 мм пулемёта ДТ. Двигатель М-17Т 500 л.с. Макс. скорость 45 км/ч.

Запас хода 180 км. Экипаж 4 чел.)

Мощность двигателя увеличили с 450 до 500 л.с. и установили на танке новую скоростную трансмиссию (как на РИ Т-28А).

Не обращая внимания на запуск и успешные испытания модифицированного танка Т-28А в серию, эту модель разглядывали как переходную к принципиально новой версии данной же автомобили.

К концу 30-х всем стало совсем ясно, что место замечательной пушки, талантливой поражать танки соперника всех классов, не в корпусе, откуда сподручно стрелять лишь по статичным полевым укреплениям, а в башне. И такая версия Т-28 показалась в начале 39-го года. Потому, что башня была новая, тяжёлая, трёхместная, мощно бронированная и с замечательной длинностволой трёхдюймовой пушкой Ф-34, исчерпавшую собственный запас по нагрузкам подвеску Т-28 заменили на подвеску от тяжёлого танка Т-35А.

Как и другие «сдавшие» агрегаты. Башня была литой, потому, что опыт броневого башенного литья для умелого Т-111 в данной АИ не был забыт впредь до начала работ по тяжёлым танкам, а удачно использован вначале для Т-28А, а позже и для Т-29.

(Танк Т-29. Серия 39-41 г.г. Боевая масса 34 т. Броня: лоб корпуса – 60 мм, борт – 45 мм, корма 45 мм. Башня 60-45 мм.Оружие: 76,2 мм пушка Ф-34, 3 7,62 мм пулемёта ДТ. Двигатель М-17Ф 520 л.с.

Макс. скорость 42 км/ч. Запас хода 180 км. Экипаж 5 чел.)

Эта версия танка взяла новый индекс Т-29 и выпускалась с 39-го года до начала ВОВ. Правильнее её массово (в ожидании качественной доводки тяжёлого танка КВ) штамповали в Питере впредь до начала эвакуации фирм оборонки на восток и эти танки доставили захватчикам самые громадные хлопоты на Северо-Западном фронте, где их было особенно большое количество и каковые, в отличие от недоработанного Т-34 были более чем боеспособные.

Не обращая внимания на то, что по окончании эвакуации питерских фабрик на Урал выпуск Т-29 был прекращён в пользу Т-34М, много этих танков сумели дожить до победы – благо употреблялись они, в первую очередь, в обороне фактически подступов к Ленинграду и, не обращая внимания на постоянные утраты, имея за спиной в близи от фронта хорошую рембазу, по неоднократно восстанавливались, опять и опять шли в бой и благополучно дожили до победы (для многих Т-29 боевая карьера закончилась с капитуляцией Курляндской группировки и Финляндии вермахта).

Кстати, немцы, и Т-28 и тем более Т-29, классифицировали как тяжёлые танки. В вермахте, трофейные Т-29 были первыми среди вторых советских танков начального периода ВОВ, широко применялись и весьма ценились за недостижимую для Т-34 эргономику и несравнимую с КВ надёжность. В финской армии Т-29 (как трофейные, так и практически поголовно выкупленные у СССР по окончании войны, модернизировались и состояли на вооружении практически до конца 60-х годов 20-го века.

Выпуск РИ Т-28 (Т-28А) и АИ Т-28, Т-28А и Т-29

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

1941

всего

РИ Т-28/28А

41

50

32

101

39

96

131

13

503

АИ Т-28

40

50

60

100

50

300

АИ Т-28А

100

150

50

300

АИ Т-29

150

250

300

700

АИ

40

50

60

100

150

150

200

250

300

1300

Р.с. в виде ИМХО. Если бы в РИ Т-28 производили более массово, вовремя модернизировали в должном верном направлении и объёме, не спешили с переходом на массовый выпуск «сырого» КВ до его полной доводки (а выпуск КВ перед войной был развёрнут намного масштабнее, чем прежде производили Т-28), то, быть может, и с крупносерийным выпуском Т-34 возможно было бы повременить, ограничившись партией учебных автомобилей, но форсированно подготовиться к серийному выпуску Т-34М.

Что же касается АИшного Т-29, то, опять-таки ИМХО: как знать, в случае если в РИ отечественные конструктора так и не решились на отказ от трёхбашенной схемы Т-28 в пользу однобашенной, то решиться на очевидный перенос замечательной пушки из корпуса в башню, им было бы возможно несложнее? По крайней мере, те же британцы на своём «Черчилле» решились именно на это, причём на протяжении войны.

Альтернативная История. Танкомир 26-27-28. Т-29, Т-30

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Начать войну на старой технике. т-34 и т-34м из танка т-28.

    Ещё на протяжении проектирования и начала постройки умелых танков СМК и КВ основной конструктор ЛКЗ Котин предвидел, что запуск в производство совсем…

  • Вааще альтернативный т-28

    Сентябрь 1932 г. Строение министерства обороны на ул. Фрунзе. Кабинет наркома по морским делам и военным К. Е. Ворошилова. Присутствуют: хозяин кабинета…

  • Флакон от т-28

    Уже в середине 30-х, танков у РККА стало не просто большое количество, а довольно много. Вероятно кому-то это не нравится, кто-то уверен в том, что…

  • Основной бтр французского государства – lorraine 37l/38l/39l/41l

    Сокрушительный разгром Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века наложил на ВС данной страны того периода печать «неудачников» и…

  • Танкомир 26-27-28 (часть 2.2) эволюция т-28

    Тяжёлый танк Т-28 каким-либо значительным модернизациям до 1938-го года практически не подвергался. Практически. Его только настойчиво доводили до ума в…

  • Американская "черепаха" т-28 (т-95)

    В сентябре 1943 г в Соединенных Штатах была запущена программа разработки последовательности тяжелых боевых автомобилей. Изучения, совершённые…