Пьяный век. послевкусие возрождения…

      Комментарии к записи Пьяный век. послевкусие возрождения… отключены

В 1500-е гг. жили и творили А Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, чьи совершенные творения воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость и красоту. В литературе в это время появился И роман – «Гаргантюа и В Пантагрюэль» Франсуа Рабле, Сервантес написал «Дон Кихота», Монтень – свои мудрые «Опыты».

В 1500-е исследованы новые земли и сделаны открытия и изобретения в механике, географии, геометрии, гидравлике, знаменовавшие рождение современной науки. В 1543 г. поляк Николай Коперник доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, а фламандец Везалий, опираясь на многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подробнейше описал тело человека. В XVI в. английский врач У. Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, и, наряду с алхимией, возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты.

Именно в XVI в. итальянский историк искусства Джорджо Вазари, обозначив новый этап в истории мировой культуры, вводит в обиход термин «эпоха Возрождения», которым мы привычно пользуемся. И здесь, у верхней границы, она представляется столь величественной и непогрешимой, что кажется забавным, что именно это столетие получит у будущих историков эпитет «пьяного века».

Знаменательным оказался уже 1500 г., предварявший «пьяное столетие». В немецком городе Гейдельберге ремесленники соорудили гигантскую бочку, вмещавшую 455 тыс. л вина. (К слову, в Гейдельберге находится сейчас самая большая в мире из сохранившихся с тех времён бочек – на 185500 л.) В наши дни чудесную бочку наверняка вписали бы в Книгу рекордов Гиннесса, тогда же в её честь в Германии выпустили памятную монету.

«Заказчиком» уникального бондарного изделия выступил архиепископ фон Шпеер из Кенстенбурга, и предназначалась она для сбора «десятины» вина, взимаемой с крестьян. Этим вином он поощрял и награждал нужных людей, а также расплачивался с челядью и стражей. Попятно, что какая-то часть из почти полмиллиона литров вина предназначалась также для личного потребления архиепископа.

Католическое монашество и духовенство, как свидетельствует европейская история, с зелёным змием были на «ты», проявляя порой изрядную смекалку по части изобретения горячительного. Особенно отличались этим монахи-бенедиктинцы. Одному из них, Базилиусу Валентинусу, в 1406 г. удалось опытным путём получить неизвестную летучую, легко воспламеняющуюся жидкость со своеобразным запахом и сильно выраженными опьяняющими свойствами.

Продукт показался его современникам так хорош, что получил название aqva vitae – «эликсир жизни». Другое его название – spiritus, что означает душа или дух, хорошо знакомый нам спирт.

Пьяный век. послевкусие возрождения...

Ещё один послушник монастыря Святого Бенедикта Дон Бернардо Винцелли в 1510 г., смешивая ангеликовый корень, мелиссу, мяту перечную, мускатный орех, гвоздику, кардамон, корицу, мёд и спирт, изобрёл бенедиктин – крепкий ароматный ликёр жёлто-зелёного цвета, сладкого, жгуче-горьковагого вкуса.

Среди немецких духовных пастырей особо отличился епископ Иогапн Фуггер, который завещал потомкам ежегодно выливать на его могиле бочку вина с тем, чтобы

«его тело могло продолжать впитывать в себя эту вкусную жидкость».

Да и известный немецкий реформатор христианства Мартин Лютер, хотя и гневался, что

«немецкий дьявол – это добрая бочка вина»,

и сетовал, что

«вся Германия зачумлена пьянством»,

сам был боль-ши-и-им любителем пива.

В XVI в. напитки на любой вкус – спирт, виноградное вино продавались в Германии буквально на каждом углу Но особенно было любимо немцами пиво, до сих пор считающееся их национальным напитком. В 1516 г. баварским герцогом Вильгельмом IV был издан закон, но которому предписывалось варить пиво исключительно ответственно и только из ячменя, хмеля и чистой воды и запрещалось использовать

«другую пачкотню».

В историю этот документ вошёл под названием Райнхайтсгебот (нем. Reinheitsgebot – буквально «приказ о чистоте»).

Заботой проникнуто и распоряжение городских властей Нюрнберга, известное как «Нюрнбергская колымага». Так называлась большая повозка, которая в XVI-XVII вв. ставилась в ночное время у дверей наиболее посещаемых питейных заведений. Специально назначенные городские служащие укладывали в неё напившихся горожан и развозили по домам, чтобы торопящиеся утром на занятия школяры могли

«быть избавлены от лицезрения неприглядного зрелища».

Среди прочих соображений делалось это и дабы

«уберечь выпивших горожан от валяния в грязи».

По свидетельству тогдашних непьющих немецких историков, вроде Себастьяна Франка, издавшего в 1528 г. книгу «Об ужасном пороке пьянства», от чрезмерного потребления горячительного

«стон стоял во всей стране».

Справедливости ради, надо сказать, спросом книга пользовалась, и в последующие 80 лет после напечатания выдержала ещё девять изданий. Но пить немцы меньше не стали, и те, кто с обличительным произведением знаком не был, продолжал предаваться любимому занятию, придумав питейный обряд, закрепляющий дружбу и братство – брудершафт (нем. Bmderschaft – братство).

Он благополучно пережил века.

Что же касается знаменитого изделия гейдельбергских бондарей, то, прослужив архиепископу почти 25 лет, оно было захвачено восставшими крестьянами. Добравшись до заветной бочки, «революционеры» устроили прямо в хоромах архиепископа большое пиршество, и, напившись допьяна, были захвачены властями и публично пороты.

Впрочем, по сравнению с саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великодушным (1501-1554), не раз пускавшимся в нетрезвом виде в различные военные авантюры, не в меру захмелевшие крестьяне, можно сказать, отделались лёгким испугом. Большой любитель пива Иоганн Фридрих, считавший потерянным день, когда ему не удавалось выпить, едва не поплатился за своё пристрастие головой.

24 апреля 1547 г., когда должна была состояться решающая Мюльбергская битва, он, изрядно выпив, проиграл сражение, попал в плен к германскому императору Карлу V и был приговорён к смерти. Что уж там заставило победителя сжалиться, неизвестно, но курфюрста помиловали, но последние 28 лет жизни ему пришлось провести в заключении.

«Выпивка – за пенс, солома даром»

Такие роскошные условия предлагались в XVI в. любителям спиртного в Англии. Их писали гфяо па вывесках лондонских кабачков, трактиров и пабов, с очень давних времён ставших неотъемлемой частью жизненного уклада британцев.

Как и немцы, англичане тоже много пили пива. Правда, «выпивка за пенс» для нетрезвых джентльменов не всегда могла закончиться бесплатной соломой. Поэтому посетители портовых пивных предпочитали пить пиво желательно в прозрачных стеклянных кружках, внимательно просматривая его на свет, так как вербовщики могли незаметно опустить на дно шиллинговую монету с королевским профилем.

А бесплатное пиво и шиллинг в придачу означало то же, что и письменное согласие служить на флоте.

Кроме пива, «пьяное столетие» подарило вначале английским, а затем и всем европейским питухам множество новых напитков. Едва появившись, быстро завоевал всеобщую любовь английский джин – особая водка крепостью около 47°, которая перегонялась с можжевеловыми ягодами и настаивалась на корне аира.

Всё в том же XVI в. из Вест-Индии в Англию был завезён ром, изготавливаемый из перебродившего сока сахарного тростника. В Европе попробовали изготовить свой – из свекловичной патоки. Закончился опыт европейского ромоварения неудачей – как предполагают современные специалисты из-за отсутствия особых тропических дрожжевых грибков, так что напиток сей пришлось по-прежнему импортировать из-за океана.

Запасы рома были обязательными в те времена па всех морских кораблях, как на военных, так и на торговых, – его ежедневная порция гарантировалась в письменных контрактах, заключавшихся с моряками. Что диктовалось далеко не заботой руководства о вредных привычках подчинённых, – в холодных водах океана, как говаривал знаменитый английский пират Вудс Роджерс,

«хорошая выпивка для моряка нужнее одежды».

Собственно и на королевский флот эта традиция попала от «джентльменов удачи», грабивших корабли, идущие в Европу с богатствами из Центральной и Южной Америки.

Для проверки качества рома традиционно использовался такой способ. В пего подбавляли немного воды и несколько крупинок оружейного пороха. Смесь подогревалась, и должна была взорваться.

Если этого не случалось, значит тот, кто продавал ром, хотел нажиться, разбавив его водой.

Мода на тот или иной напиток, заведённая моряками, для Англии дело столь же естественное, как для Франции – изобретение спиртных напитков монахами. Предполагается, что всё в том же XVI в. моряки придумали также пунш – горячий коктейль из алкогольных напитков, фруктовых соков и пряностей.

Виски, как инновация

Право считаться изобретателем виски до сих пор оспаривают Шотландия и Ирландия. Шотландцы утверждают, что секрет производства виски попал к ним от крестоносцев, принёсших рецепт с Ближнего Востока. Ирландцы же уверены, что «родителем» виски является христианский миссионер и покровитель Ирландии – Святой Патрик.

Кто бы ни был первым – крестоносцы или любивший поддать покровитель ирландцев – в XVI и XVII вв. производство и потребление этого напитка широко распространилось вначале среди населения Британии, а затем и по миру.

В Англии родилась в своё время и традиция корпоративных вечеринок. Зачинателями её считаются студенты Оксфорда, старейшего университета Европы, основанного ещё в XII в. Оксфордские пирушки проводились но специально установленному ритуалу несколько раз в год. Попойка в обязательном порядке заканчивалась пры-ганием с моста в Темзу. Вылезшие па берег мокрые студенты обязаны были прочитать наизусть что-нибудь из Вергилия или Овидия.

Публика отвечала одобрительными аплодисментами, на что чтецы отвешивали им своеобразные поклоны: они поворачивались спиной, снимали штаны, наклонялись и показывали голый зад. Такое вот милое развлечение!

Хмельнов и другие

Для русского народа «пьяный шестнадцатый», совпав с начавшимся процессом формирования на Руси фамилий, оставил в этом довольно яркий след. До нашего времени дошли, например, такие «алкогольные» фамилии: Бардин, Брага, Брагин, Брагинский, Бражник, Бражников, Винник, Винников, Ви-нодаров.

Виноделов, Винокур, Винокуров, Водопьянов, Гуляев, Гульнов, Загульпов, Кабаков, Кабачииков, Кирюхин, Корчмарёв, Нагульнов, Наливайко, Наливайкин, Опохмелов, Петров-Водкип, Пивных, Пиводелов, Пивоваров, Пиволюбов, Похмелкин, Пьянков, Пьянцов, Пьяных, Рюмин, Рюмкин, Сытин, Хмелёв, Хмелевский, Хмельницкий, Хмелыюв и другие. Аналогичная тема звучит и в фамилиях других пародов Европы…

В Москве многие из алкогольных фамилий произошли от прозвищ, которые получали те, кто служил в Сытном дворце (название происходит от «сыты» – популярного в те времена напитка, представлявшего собой мёд, разведённый водой). В XVI-XVII вв. эта хозяйственная служба Московского Кремля обеспечивала напитками царский стол, многочисленную придворную свиту, послов и гостей.

В ведении Сытного дворца находились палаты для отпуска водок, вин и других напитков, изба винного сидения, где было установлено несколько десятков перегонных кубов, клюшная изба, в которой по заказу готовили различные водочные настойки, поварня для приготовления приказного пива, т.е. сделанного по заказу (приказу). Продукция хранилась в погребах, один из которых предназначался специально для хранения заморских (фряжских) вин.

В XVI в. появился и свод житейских правил и наставлений, оказавший длительное влияние на уклад русской жизни, – «Домострой». Автором этого замечательного литературного памятника считается священник Сильвестр, ставший впоследствии советником молодого царя Ивана Грозного.

По попятным причинам, наряду с различными нравственными и житейскими советами, в «Домострое» даются подробные советы, касающиеся употребления хмельных напитков.

Вот некоторые из них:

«Когда пригласят тебя па пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. И хозяин с этим – к тебе упрёк: спать к себе не идёшь, а его домочадцам нет и покоя и времени для других гостей. Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными».

Есть и наставления и угощающему хозяину:

«Если случается приветить приезжих людей, торговых ли, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных – то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздать по чипу и достоинству каждого человека. А если гости или гостьи между собой разругаются – их унимать осторожненько, а кто уже не в себе – бережно препроводить ко двору его и от всякой драки по пути уберечь».

Любопытно, что в последний год века – 1600 – в Германии при дворе пфальского курфюрста Фридриха IV организовалось общество сторонников умеренности, члены которого подписали договор о воздержании от спиртных напитков сроком па два года. Главный пункт его звучал так:

«Обязуюсь не выпивать каждый раз за столом более 7 стаканов, а в течение дня – не более 14 стаканов вина. Также разрешается выпивать один стакан водки или какого-либо другого крепкого напитка. Для утоления возможной жажды допускаются только пиво и минеральные воды».

Даже в наше, немало пьющее, время «умеренность» в виде 14 стаканов вина, стакана водки, а сверху ещё и пивка могла бы показаться несколько странноватой. И всё же в начале XVII в. это было действительно серьёзное ограничение. Ведь только-только закончилось предыдущее «пьяное столетие». Хотя чего уж там – завету героя из романа величайшего писателя пьяного века Франсуа Рабле:

«О, добрый Бахус! В честь твою, я, тринкнув, чарку разопью»

человечество верно и поныне.

источник: Татьяна СОЛОВЬЁВА «Послевкусие Возрождения…» «Техника-молодежи» 09/2012

Итальянское Возрождение

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: