Парашют глеба евгеньевича котельникова (1872-1944).

      Комментарии к записи Парашют глеба евгеньевича котельникова (1872-1944). отключены

Глеб Евгеньевич Котельников появился (18) 30 января 1872 года в Петербурге. В роду Котельниковых склонность к творческой работе — науке, изобретательству, мастерству — ярко проявлялась в нескольких поколениях. Его папа Евгений Григорьевич Котельников был доктором наук высшей механики и математики в Земледельческом университете. Мать — дочь крепостного живописца — была одаренной дамой. Она прекрасно рисовала и пела.

Глеб Евгеньевич без сомнений также был одаренным человеком. Он пел, играл на скрипке, выступал как дирижер, увлекался фехтованием. С весны 1910 года актёр (псевдоним Глебов-Котельников) в Санкт-Петербурге (с конца 1910 года в труппе Народного дома на Петербургской стороне).

Ко всему другому у него были «золотые руки» слесаря, токаря и портного. Трудовая биография у Котельникова сложилась достаточно пестрая. И все-таки в череде лет, смен занятий он отыскал главное дело собственной жизни — парашют.

Громадную роль в его воспитании игралась мать, хорошая и самоотверженная. Старший брат Глеба Борис Евгеньевич Котельников вспоминал: «Мама ходить к себе домой не обожала, иногда только бывала в театре, а солидную же часть времени посвящала нам, детям, играясь различные пьесы и напевая время от времени целыми вечерами. Еще в Вильно Екатерина Ивановна устроила домашний детский театр со занавесом и сценой.

Ставили небольшие пьески и водевили, читали. Позднее, в Санкт-Петербурге, был устроен домашний кукольный театр».

В то время, когда будущему изобретателю отправился тринадцатый год, папа его, Евгений Григорьевич, увлекся фотографией. Глеб также грезил обучиться фотографировать, но дорогой аппарат папа ему не давал. Тогда Глеб решил сам сделать фотокамеру.

У старьевщика приобрел подержанный объектив, другое – корпус аппарата, мехи – сделал собственными руками. Сам изготовил и фотопластинки по использовавшемуся тогда «мокрому» способу. Готовый негатив продемонстрировал отцу.

Тот похвалил сына, дал обещание приобрести настоящий фотоаппарат и на другой же сутки выполнил обещание.

Летом 1889 года Глеб Котельников был очевидцем неординарного зрелища. В первых числах Июня во многих петербургских газетах показались объявления, извещавшие, что в саду «Аркадия» состоится полет на воздушном шаре и прыжок с парашютом американского воздухоплавателя Шарля Леру. Он видел изготовление к полету, сам полет, а после этого и прыжок человека с огромной высоты.

Парашют медлено опустил Леру в Громадную Невку.

Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века умер папа. При жизни отца Глеб грезил о поступлении в Технологический университет либо консерваторию. Сейчас эти грезы было нужно покинуть.

Настоящей была только военная карьера. Глеб уехал в Киев и поступил в военное училище.
В первой половине 90-ых годов XIX века, окончив училище, Котельников был произведен в офицеры-артиллеристы. Началась военная служба в вылазочной батарее крепости Ивангород.
В крепости Котельников в первый раз заметил наблюдательный аэростат и смог прекрасно познакомиться с его устройством.
Дослужившись до чина поручика, Г.Е.Котельников принял жёсткое ответ уйти с военной работы. Во второй половине 90-ых годов XIX века он просил об увольнении.

Что делать дальше, чему посвятить себя? Это был тяжёлый вопрос для молодого человека. Он решил пойти по стопам собственных родных – отца, дядей, старшего брата – в налог.

Наряду с этим Глеб Евгеньевич замечательно сознавал, что вряд ли и в том месте «отыщет себя», что акцизная работа не удовлетворит его творческую натуру. Но другого выхода он пока не видел. Так в его жизни начался новый этап, без преувеличения, самый безлюдный и тяжелый.

В феврале 1899 года Глеб Евгеньевич женился на Юлии Васильевне Волковой, дочери полтавского живописца В.А.Волкова. Они знали друг друга с детства. Выбор был радостным.

Они прожили совместно в редком согласии сорок пять лет.

Парашют глеба евгеньевича котельникова (1872-1944).Котельников с женой Юлией.

Тяжело было подобрать работу, более чуждую ему, чем налог. Единственной отрадой для Г.Е.Котельникова был местный любительский театр, в котором Глеб Евгеньевич был не только актером, но практически и худруком.
Продолжал он и конструировать. Заметив, как нелегок труд рабочих на винокуренных фабриках, Глеб Евгеньевич создал конструкцию разливочной автомобили. Снабдил парусом собственный велосипед и с успехом пользовался им для дальних поездок.
Но настал сутки, в то время, когда Г.Е.Котельников заключил : нужно сильно поменять жизнь, покинуть налог и без того уже 10 лет прожиты практически впустую. Нужно ехать в Санкт-Петербург. Лишь в том месте возможно приобщиться к настоящему театру. Юлия Васильевна осознавала мужа.

Гениальная художница, она связывала с переездом в столицу громадные надежды, овладеть мастерством художественной миниатюры, которая ее особенно завлекала (к этому времени у них было трое детей).

В сентябре на окраине Санкт-Петербурга, на Комендантском поле, проходил Общероссийский праздник воздухоплавания, первые авиационные состязания русских летчиков. Взглянуть полеты планировали тысячи зрителей.
Праздник уже доходил к концу, в то время, когда случилась страшная катастрофа. Аэроплан капитана Мациевича разрушился в воздухе, на высоте четырехсот метров. Пилот выпал из автомобиля и разбился.

Открытка в память авиатора Мациевича.
Похороны Мациевича.

Г.Е.Котельников в сутки смерти капитана Мациевича был среди публики на одной из трибун Комендантского аэропорта. Он видел стремительное падение и ужасную смерть авиатора. «Смерть молодого летчика в тот памятный сутки, — вспоминал потом Глеб Евгеньевич, — так меня потрясла, что я решил, во что бы то ни начало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». У него, человека, казалось бы, далекого от авиации, трагический случай привёл к сильнейшему стремлению отыскать средство, которое бы предотвратило подобные катастрофы, тщетную смерть летчика. «Я перевоплотил собственную маленькую помещение в мастерскую, — писал Г.Е.Котельников — и более года трудился над изобретением нового парашюта».

Дома, на улице, в театре Котельников постоянно размышлял над тем, как же устроить летный парашют. в один раз, заметив, как одна женщина извлекает из сумочки тугой шелковый комочек, что развернувшись, превратился в громадную косынку, Котельников осознал, каким должен быть его парашют.
Заслуга русского изобретателя кроме этого и в том, что он первый поделил стропы на два плеча. Сейчас парашютист имел возможность, держась за стропы, маневрировать, занимая самоё удобное для приземления положение.
Купол укладывался в заплечный ранец и прыгающий посредством несложного устройства имел возможность вытянуть его в воздухе на расстоянии от падающего либо горящего самолета.

До Котельникова лётчики спасались посредством долгих сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была весьма ненадёжна, к тому же они очень сильно увеличивали вес самолёта. Исходя из этого применяли их очень редко.

Летный парашют Бонна. Схема.

Парашют Шарля Леру. Схема.

Он пришел к жёсткому убеждению, что парашют обязан в полете постоянно находиться на летчике. Тогда в 60 секунд опасности летчик сможет покинуть машину с любой ее стороны, падающую, горящую. Парашют должен быть неизменно готовым к безотказному действию.
И вот что он придумал:
«Парашют нужно уложить в железного ранца, на полке с пружинами, — рассуждал Котельников. — Ранец обязан закрываться крышкой с защелкой. Стоит тогда потянуть за шнур, соединенный с защелкой, как крышка откинется, и пружины вытолкнут стропы и купол наружу. Под напором воздуха парашют раскроется».
В рассуждениях все получалось прекрасно. Но как в конечном итоге будет трудиться парашют? Котельников сделал маленькую модель. Пара раз скинул ее с воздушного змея и остался доволен. Ни одной осечки!

Парашют имел круглую форму, укладывался в железный ранец расположенный на летчике при помощи подвесной совокупности. На дне ранца под куполом размешались пружины, каковые выбрасывали купол в поток, по окончании того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Потом твёрдый ранец был заменен мягким а на его дне показались соты для укладки в них строп.
Такая конструкция спасательного парашюта используется до сих пор.

РК-1. Рисунок.
Парашют РК-1. Схема.
Глеб Евгеньевич Котельников с парашютом РК-1 за плечами.

Он не сомневался, что и настоящий парашют кроме этого будет функционировать надежно, что в авиации его встретят с громадным интересом. Да и как же в противном случае? Так как обращение шла о спасении судьбы авиаторов. Но…

Основное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений главы русских воздушных сил, князя Александра Михайловича, что недвусмысленно заявил: «Парашют в авиации — вещь вредная, поскольку летчики при мельчайшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты смерти».

«Первое время я старался кроме того не вспоминать о парашюте», — говорил Глеб Евгеньевич. Для изготовления настоящего ранца парашюта требовались большие средства. Их у Котельникова не было.
В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова министру обороны В.А.Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и информировал, что «4 августа с.г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз ни одной осечки. Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с машинально выбрасываемым парашютом… Готов испытать изобретение в Красном Селе…».

В декабре 1911 года «Вестник финансов, торговли и промышленности» сказал своим читателям о поступивших заявках, среди них и о заявке Котельникова на собственный изобретение — ранцевый парашют свободного действия, но по невыясненым обстоятельствам патента изобретатель не взял.

Парашют Г.Е.Котельникова РК-1 примера 1911 г. (по чертежам Котельникова).

И внезапно выход нашелся. В первых числах Января 1912 года изобретатель взял письмо, в котором одна петербургская компания, торговавшая авиационным снаряжением, приглашала его «пожаловать для переговоров». Котельников с надеждой отправился на Миллионную улицу, где размещалась контора компании.
Он не верил своим ушам. Спонсором Котельникова стал обладатель столичной гостиницы «Англетер» торговец Ломач. Компания бралась изготовить ранец-парашют. Вправду, уже на следующий сутки были закуплены все нужные материалы, и работа над изготовлением парашюта закипела. Одвременно с этим глава компании Вильгельм Ломач получал разрешения на опробования.

К лету 1912 года такое разрешение было получено.
Первые опробования парашюта были совершены 2 июня 1912 года посредством автомобиля. Машину разогнали и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся.

Сила торможения передалась на двигатель и автомобиль заглох.

Опробования парашюта Котельникова на машине.

Вечером 6 июня 1912 года из лагеря Воздухоплавательного парка в деревне Салюзи, под Гатчиной, встал змейковый аэростат. К борту его корзины был прикреплен четырехпудовый манекен в авиаторской форме.
С высоты 200 метров манекен полетел вниз. Через несколько секунд над ним раскрылся белый купол.

Приземление куклы-манекена с испытываемым парашютом.

Фотографии с опробований парашюта Котельникова.

Монумент опробованию РК-1 в Котельниково.

Все поздравляли Котельникова. Но радоваться, как выяснилось, было рано. Кроме того по окончании того, как манекен неоднократно удачно опустился с аэроплана, ничего не изменилось. Авиаторы все так же летали без парашютов, падали, приобретали увечья, гибли. За 1911 год в авиации всех государств погибло 82 человека.

За 1912 год — 128 человек.

Зимний период 1912-1913 годов парашют РК-1 конструкции Г.Е.Котельникова был представлен коммерческой компанией «Ломач и К°» на конкурс в Руане и Париже. Именно в то время французский полковник А.Лаланс установил премию в 10 тысяч франков за наилучший парашют для авиаторов. Ломач внес предложение Котельникову отправиться в Париж.

Но Глеб Евгеньевич был занят в театре и отправиться не смог. Ломач отправился один.

Демонстрация парашюта происходила в окрестностях Парижа. Манекен был скинут с воздушного шара. А спустя семь дней — с большого моста через реку Сену. А 5 января 1913 года обитатели французского города Руана стали свидетелями неожиданного зрелища. С огромного пятидесятиметрового моста, переброшенного через Сену, прыгнул человек. Сперва он камнем полетел вниз, после этого над ним раскрылся громадный шелковый купол, аккуратно опустивший его на воду.

Парашют сработал блестяще. Отважного испытателя, студента консерватория Санкт Петербурга Оссовского отыскал Ломач. Не смотря на то, что оба раза опробования прошли удачно, но приза русский изобретатель не взял. Его выдали французу за менее идеальный парашют. Но русское изобретение все же взяло признание за границей.

Парашют Котельникова был запатентован во Франции, считавшейся отчизной воздухоплавания.

Скоро разгорелась Первая мировая и тогда об изобретении Котельникова, наконец, отыскали в памяти. Было решено снабдить ранцевыми парашютами экипажи самолетов-гигантов «Илья Муромец». Парашюты изготовили, но они так и остались лежать на складе.

Позднее их передали в воздухоплавательные части и в том месте они спасли не одного воздухоплавателя входе боевых действий.

В начале войны поручик запаса Г.Е.Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Но скоро летчик Г.В.Алехнович убедил руководство о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Скоро Котельникова позвали в Основное военно-инженерное управление и внесли предложение учавствовать в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.

Позже — революция, Гражданская война. Вести из зарубежа доходили с большим трудом. Только в 20-е годы Котельников выяснил, что в Соединенных Штатах в 1918 году был создан летный парашют — также ранцевый.

Действительно, ранец у него был не железный, а матерчатый. Деловитые американцы наладили его массовое производство.

С 1924 года все американские армейские летчики обязательно начали летать с парашютами. Отечественная же страна так же, как и прежде отставала. Дабы снабдить парашютами хотя бы летчиков-истребителей, больше вторых рисковавших судьбой, было нужно за золото приобрести около двух тысяч американских парашютов.

В первый раз в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М.Громов. Это случилось 23 июня 1927 года на Ходынском аэропорте. Он проводил опробования истребителя И-1 на штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600 м покинул самолет. Как мы знаем, что употреблялся парашют американской компании «Ирвин», изготовленный из чистого шелка.

Тогда всем летчикам спасшимся при помощи парашютов данной компании вручался отличительный символ — маленькая золотая гусеница тутового шелкопряда.

Сначала конструктор назвал собственный изобретение «спасательный прибор»; позднее, в то время, когда были изготовлены 70 штук парашютов, на обложке инструкции, положенной в любой ранец, было написано: «Инструкция к обращению с автоматическим ранцем-парашютом совокупности Котельникова» — и существенно позднее Г.Е.Котельников назвал собственный парашют РК-1 (Русский, Котельникова, модель первая). В будущем Котельников существенно усовершенствовал конструкцию парашюта, создал новые модели.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а после этого модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на что 4 июля 1924 года был взят патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте возможно было опускать груз массой до 300 кг. Во второй половине 20-ых годов XX века Г.Е.Котельников передал все собственные изобретения Советскому правительству.

Начало ВОВ Котельников встретил в Ленинграде, где он пережил первую блокадную зиму, после этого был эвакуирован в Москву, где и погиб 22 ноября 1944 года. На Новодевичьем кладбище на его могиле установлен монумент работы скульптора Григория Постникова. На мраморной доске надпись: «Основоположник авиационного парашютизма Котельников Глеб Евгеньевич».

На Новодевичьем кладбище могила Глеба Евгеньевича Котельникова есть местом, где парашютисты неизменно к деревьям привязывают затяжки и ленточки парашютов.

Сейчас парашют стал неотъемлемым элементом техники: с ним спускаются с небес солдаты-десантники, замечательные купола аккуратно доставляют в назначенную танки и точку орудия… Особые парашюты гасят скорость космических судов при посадке на землю. В русском Научно-исследовательском университете парашютостроения создано практически пять тысяч разных модификаций. Правила изобретения Котельникова актуальны и сейчас. Это — надёжность и простота.

Глеб Котельников верил в великую силу мастерства и был хорошим актером. Но собственную самую ключевую роль он сыграл в истории всемирный авиации.

Именем Котельникова в первой половине 70-ых годов XX века названа аллея в Петербурге, на территории бывшего Комендантского аэропорта. С 1949 года деревня Салузи недалеко от Гатчины, где в лагере Офицерской воздухоплавательной школы в 1912 году изобретатель испытал созданный им парашют, названо Котельниково (в первой половине 70-ых годов двадцатого века при въезде в неё открыт памятный символ).

.

.

Перечень источников:
Г.В.Залуцкий. Изобретатель авиационного парашюта Г.Е.Котельников.
А.Г.Агроник, Л.И.Эгенбург. Развитие авиационных средств спасения.

Галилео. История изобретений. Парашют

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: