Отдельная бригада крейсеров на средиземном море. часть iii

      Комментарии к записи Отдельная бригада крейсеров на средиземном море. часть iii отключены

Продолжаю полуальтернативу русский флот в Первой мировой.

Первая мировая породила новую тактическую единицу в отечественном флоте — отдельную бригаду крейсеров на Средиземном море.

История ее появления достаточно занимательна.

По окончании русско-японской войны крейсерские силы на Балтике появились в достаточно плачевном состонии. В случае если вычислять два бронепалубных крейсеров каковые остались во Владивостоке, то из 22 боеспособых крейсеров в 1904 к 1906 остались 10. Из них возможно было вычеркнуть устаревший «Память Азова» и открыто не сильный «Бриллиант», так на Балтийском флоте остались броненосные «Громобой», «Российская Федерация» и бронепалубные «Богатырь», Олег», «Диана» и «Аврора», но и эти суда назвать всецело боеспособными не поворачивался язык.

Не смотря на то, что работы по постройке новых судов были развернуты еще до окончания боевых действий было ясно что ближайшие 3-4 года нужно будет довольствоваться тем что имеется, в противном случае что имеется было мягко говоря не в самом лучшем состоянии.

Первоначально собирались сохранить в составе эскадры Балтфлота бригаду крейсеров куда вошли бы самые современные и замечательные суда к ним «богини» в Адмиралтействе уже не относили, но в до 1908 года они систематично входили в состав бригады подменяя крейсера каковые выходили в ремонт, но позднее и «Аврору» и «Диану» вывели в резерв в котором они мирно пребывали до 1910 года в то время, когда одной яркой голове не пришла идея – в чем суть гонять в походы с молодыми матросами и гардемаринами главные боевые суда (а ежегодно флот пополнялся новыми судами для которых требовался подготовленный экипаж) тратя их ресурс в случае если возможно модернизировать для этих целей две бронепалубные «богини» и схожий во многом с ними пришедший с Дальнего Востока «Аскольд». Так в мае 1911 года в море вышло новое соединение русского флота 3-я бригада крейсеров, которая но во многих официальных бумагах именовалась учебной бригадой.

Не считая бронепалубных крейсеров в состав бригады в компанию 1911 года ввели учебный крейсер «Двина» (бывший броненосный крейсер «Память Азова»), но в случае если в плаваньях по Балтике (в сентябре бригада посетила Данию) ветхий корабль еще не сдавал позиций, то в компанию следующего года которая подразумевала дальнее плаванье в Северное море «Двина» уже не годилась и ее совсем перевели в разряд легко учебных судов и передали в состав учебно-минного отряда Балтийского моря. А в состав бригады вошло учебное судно «Океан», таким составом соединение проходило компанию 1912 года, на Северном море и годов 1913 и 1914 компании в то время, когда они несли работу на Средиземном, при том «Океан» так же делал обязанности транспорта при бригаде.

Рассчитывали что в сентябре 1914 года по окончании 4 месячного похода по восточному средиземноморью бригада возвратится в Кронштадт, по окончании чего «Океан» уйдет на капремонт, но война без шуток скорректировала замыслы.

По окончании объявления войны стало ясно что прорваться в условиях превосходства немцев на море в Финский залив крейсера не смогут, уходить на Север так же не имело смысла потому, что в строящемся Романове на Мурмане не было подходящей ремонтной базы, а суда нуждались в ремонте для долгого действия от более обустроенных баз флота. Тогда было решено совершить плановый ремонт во Франции, а в начале 1915 года перевести суда в состав флотилии СЛО, но по окончании вступления в войну Турции крейсера по просьбе союзного руководства оставили на Средиземном море как отдельную бригаду крейсеров.

Сентябрь-ноябрь на судах выбирали силовую установку, чистили корпус и перекрашивали суда из белого (таковой цвет суда взяли еще в 1912) в серый. «Океану» требовался больший ремонт и его провели в Марселе дополнительно установив 4х120 мм орудия перевоплотив во вспомогательный крейсер.

С января 1915 года суда действовали у Палестины и берегов Сирии с целью обстрела судов и уничтожения противника прибрежных пунктов, имевших военное значение.

Совместно с судами союзников «Аскольд», «Аврора» и «Диана» вели разведку, несли дозорную работу у турецкого побережья, высаживали диверсионные группы, вступая в поединки с батареями береговой обороны, боролись с военной контрабандой, досматривая торговые суда у берегов Болгарии (в то время эта страна имела выход к Эгейскому морю), Греции.

Но самым примечательным событием в карьере крейсеров стало участие в Дарданелльской операции крейсера вошли в 6-ю эскадру флота союзников под руководством французского адмирала Гепратта, воображая среди 200 судов и кораблей государств Антанты вооруженные силы России.

Отдельная бригада крейсеров на средиземном море. часть iii

Крейсера Аскольд (на переднем замысле) и Диана на Средиземном море, начало 1916 г.

До конца апреля бригада действовала у Дарданелл. Пара раз входили в пролив и вели пламя по батареям турок на азиатском берегу, закрывая союзные армии на Галлиполийском полуострове. В мае бригада крейсировала в восточную часть Средиземного моря, делая бессчётные поручения союзного руководства.

Крейсера кроме того подверглась атаке U-21 под руководством известного подводника Херзинга но торпеды прошли мимо.

20 июля в Порт-Саиде с пришедшего с Дальнего Востока минного заградителя «Уссури» приняли боезапас.

В первых числах Октября крейсера участвовали в операции флота союзников у побережья Болгарии, вступившей в войну на стороне блока центральноевропейских держав.

15 января 1916 года сводная рота с русских крейсеров принимала участие в союзном десанте, занявшем греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла,

В марте-июле 1916 года бронепалубные крейсера прошли еще один ремонт в Тулоне в этом случае для того что бы перейти все таки в состав флотилии СЛО (правда Аскольду требовалось зайти в Глазго для дополнительного ремонта), осталось дождаться прибывавший с Дальнего Востока «Варяг».

Отряд для переходы был организован и в октябре четыре крейсера — «Аврора», «Диана», «Аскольд», «Варяг», 6 ЭМ и МЗ «Могутай» отбыли на Север. «Аскольд» в середине ноября вошел в док Гринока, а остальные суда 23 ноября кинули якорь на рейде Романова на Мурмане.

Чт же касается громадных крейсеров то их присутствие на Средиземном море с военной точки зрения не имело громадного смысла, но и на Белом море броненосные крейсера были очень не необходимы, что не сообщишь о политической. Наличие военной силы на море пускай и маленьких масштабов заставляло принимать во внимание с русскими заинтересованностями в регионе.

Крейсер Витязь у побережья Греции, 1917 г.

В новый состав бригады вошли броненосные крейсера «адмирал Витязь» и «Макаров», вспомогательный крейсер «Океан» и плавмастерская «Ксения».

Революционные события в Российской Федерации мало оказали влияние на деятельность бригады, суда совершали огневые налеты на турецкое побережье (отличился «адмирал Макаров») пара раз входя в пролив, а в мае 1917 поддерживали действия отдельных частей 2-й дивизии Русского экспедиционного корпуса в Салониках.

В июне 1917 «Витязь» отправился в Тулон для перевооружения и ремонта, а остальные суда по соглашению с греческими властями стали на отдых на о. Корфу, это так же было связано с начавшимися все таки брожениями в экипаже.

Так деятельность бригады до марта 1918 года закончилась.

Триумфальное вхождение крейсеров Адмирал Кузнецов и Петр Великий в Средиземное море

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: