Линейные крейсера типа пересвет

      Комментарии к записи Линейные крейсера типа пересвет отключены

«Пересветы» создавались как «мегакрейсера», предназначенные для рейдерства в океане на коммуникациях возможного соперника (под которым в начале их создания подразумевалась Англия), превосходящие по боевой мощи любой вражеский крейсер и талантливые уйти за счёт превосходства в скорости от любого более замечательного корабля. В жертву дальности плавания — и крейсерским качествам мореходности, и скорости — были принесены и огневая мощь, и защита.

Для уменьшения расхода угля на экономическом ходу была применена не привычная двухвальная, а трёхвальная энергетическая установка (подобным образом поступили и на втором океанском рейдере — броненосном крейсере «Российская Федерация»). Реальность, но, опрокинула все расчёты адмиралов: всем трём «пересветам» было нужно выступать в роли простых броненосцев. Но что ещё хуже, опыт эксплуатации этих судов даёт весьма веские основания сомневаться в возможности их успешного применения и по прямому назначению.

А если бы опыт эксплуатации Пересветов был бы пара благоприятнее? Либо не дал бы однозначный ответ?

Линейные крейсера типа пересвет

* * *

25 июля 1903 года Балтийское море покинуло 2 броненосных корабля, предназначавшихся для помощи друг друга. В смысле: броненосец, предназначавшийся для помощи крейсеров – Ослябя и крейсер, предназначавшийся для помощи броненосцев – Баян. Конечно, любой корабль должен был взаимодействовать с собратьями, а оказывать помощь братьям отечественным громадным/меньшим по событиям.

Будущее была благосклонна к русским судам – они благополучно прибыли в Порт-Артур. И в случае если крейсер Баян так и остался один-одинешенек, не отыскав систершипов, то Ослябя благополучно отыскал обоих братьев.

В РИ Ослябя в ночь с 8 на 9 августа при проходе Гибралтарского пролива коснулся дна.

Так, в заканчивающемся 1903 году, Первая Тихоокеанская эскадра имела 8 броненосцев (5 броненосцев 1-го броненосца и 3 ранга 2-го ранга) – Царевич, Ретвизан (новые), Пересвет, Победа, Ослябя (новые, но не сильный), Петропавловск, Полтава, Севастополь (устаревшие, но крепкие).

Наступление на Порт-Артур 27 января 1904 года. Японские миноносцы добились в в цель попало 3 из 12 торпед. Подорваны 2 броненосца (Ретвизан и Царевич) и 1 крейсер (Паллада).

утренний бой и Ночная атака принесли японцам еще одну победу – броненосец Ослябя, делая маневр, зацепил дно и повредил винты. В японской версии повреждение Осляби разъяснялось и успешными пусками торпед (удачно торпедирован) и артиллерийскими попаданиями (удачно поврежден).

Сражение в Желтом море.

Утром 28 июля 1-я тихоокеанская эскадра в составе семи броненосцев – «Царевич» (флагман Витгефта), «Ретвизан», «Пересвет» (под флагом адмирала Ухтомского, ставшего младшим флагманом эскадры), «Победа», Ослябя, и «Полтава» и «Севастополь», четырех бронепалубных крейсеров «Аскольд», «Диана», «Паллада» и «Новик», и 8 миноносцев вышла на прорыв.

Никто не питал иллюзий по поводу того, что эскадра сможет пройти без боя – через чур густа цепь дозорных судов японцев у Артура и через чур близко острова Эллиота, где Хейхатиро Того устроил собственную «летучую» базу для основных сил. И японцы не разочаровали – в 11.30 по левому борту показались дымы броненосцев 1-го боевого отряда.

Хейхатиро Того, как подлинный гурман, не ринулся безоглядно в бой, но вначале бережно совершил последовательность неточностей, и лишь затем начал сражение с дистанции 80 кабельтов.

Бой при Шантунге складывался из 3-х неравномерных фаз, от неравномерных приблизительно по 2 часа любая. Первая фаза боя началась на дистанции 70 либо кроме того 80 кбт, и ближе 45-50 кбт суда противоборствующих сторон не сближались. Вторая фаза была куда занимательнее — в ней командующий японскими флотом Того подставился по полной программе.

Вынужденный догонять русскую эскадру, он поставил собственный флагман «Микаса» именно наоборот середины отечественного строя. В итоге по «Микасе» имели возможность стрелять все 7 русских броненосцев. Вот лишь стреляли русские суда не то что бы совсем не попадая, а попадая не в том направлении (море громадное, в него попасть легче).

Однако статистика вещь великая, броненосец само собой разумеется капля в океане, но в случае если эта капля находится в прицеле, и вдобавок и теория возможности торопится на помощь….Исходя из этого не страно, что русские комендоры, не обращая внимания на минимальную подготовку, попадали по Микасе, до тех пор пока наконец 254-мм боеприпас с Осляби не попал в мостик Микасы. И ничего не случилось. Видно браузерносец был надежно защищен.

Броненосец Микаса все так же шёл …. но неспешно отходя от русской линии, и тем самым увеличивая расстояние. Следующая за флагманом, линия японских броненосцев организованно и послушно следовала за первым кораблем, неспешно отходя от русских.

Обстоятельство маневра японцев крылась в паре вещей. Первая – убит был японский рулевой, что заклинил руль на поворот. Вторая, значительно более важная – смерть фактически всего высшего состава среди адмирала и офицеров Того.

Смерть адмирала Того пагубно сказалась не только на самом броненосце, но и на всей японской эскадре. беспокойство и Растерянность овладело ей.

И не смотря на то, что через несколько часов японцы снова устремились в погоню а также смогли завязать бой, запал японцев иссяк. Наступившая ночь развела обе стороны.

Прорыв во Владивосток стоил русским не только громадных нервов – на судах в топку отправился не только уголь, но и все, что горит (имеется эти, что было нужно пожертвовать парой миноносцев, изъяв с них уголь, а сами миноносцы потопить…..). Но и значительных утрат – броненосец Пересвет, крейсера Паллада и Новик (Новик принял торпеду, предназначенную Царевичу) стали жертвами торпедных атак.

Русских утрат могло быть и больше – но Николай Угодник очевидно забрал вверх над Аматерасу – не обращая внимания на попадание японских торпед в другие русские броненосцы, ни одна из них не сработала. Но, учитывая общее число попаданий – 9 (девять) в броненосцы Полтава, Царевич, Победа и Ослябя, направляться сказать не о недостатке японских торпед, а об неточностях русских моряков (на протяжении боя и не такое привидится).

Не обращая внимания на тактическую победу по очкам, поскольку русские утратили три корабля, а японцы – ни одного (миноносцы японцы не считали), стратегически сражение закончилось проигрышем Японии.

Русская эскадра, не смотря на то, что и взяла значительные повреждения, и пришла в том направлении, где имелись не сильный ремонтные возможности, выскользнула из клещей японского капкана.

Ждя подхода 2ТЭ во Владивостоке, русские адмиралы занялись подготовкой судов к сражению. Японцы пара раз пробовали выманить русских и завязать сражение, но неудачно. По окончании подрыва Микасы на мине (не обращая внимания на расстояние, благополучно дошел к себе) японцы прекратили устраивать подобные развлечения.

К решающему сражению на море обе стороны, к обоюдному удивлению, применили сходные тактические приемы. До этого японцы во всех собственных сражениях действовали двумя флотами, главным и быстроходным… И против китайцев, и при атаке на Порт-Артур.

Словно бы долгий и маленький мечи в японской школе фехтования. В сражении в Желтом море с 1-й Тихоокеанской эскадрой быстроходные броненосные крейсера адмирала Камимуры, действительно, не принимали участие.

Но к новому сражению адмиралы Камимура и Катаока решили функционировать 3 отрядами по 4 корабля. Этого японцам показалось мало, и они допустили построение 2+2 (два броненосца + два крейсера).

Одвременно с этим Иессен, Скрыдлов и Витгефт кроме этого решили функционировать построением 2+2.

Авт. Малореально, но иное не придумал. В другом случае, т.е. как в РИ, нужно, дабы Российская Федерация заложила на Балтике в один момент 8 дредноутов.

Но новые тактические приемы японского флота, не смотря на то, что и причинили русским проблемы, но переломить ход битвы не могли. Русские выставили одних броненосцев больше чем японцы имели броненосных крейсеров.

Проиграв на море, Япония проиграла и войну.

* * *

Русские конструктора учли уроки РЯВ и пожелания офицеров. Новые суда отражали японскую тактику – довольно медленные броненосцы и крыло (2) стремительных крейсеров. Фактически и русский тактика строилась на этом же принципе.

Было решено сходу вырабатывать полубригады: по 2 линейного корабля и 2 линейных крейсера. При необходимости, получалась бригада линкоров.

Исходя из этого в один момент с линкором типа Петропавловск (Петропавловск и Гангут) были заложены и линейные крейсера типа Пересвет (Пересвет и Рюрик).

Линейные крейсера типа Пересвет демонстрировали наглядный пример успешных конструкторских разработок и технического (правильнее чиновничьего) регресса.

Прежде всего, была установка…. тарана. Причем как на линейных крейсерах, так и на линкорах. Логика чинов, ратовавших за таран, была несложной: раз тараны находились на броненосцах, то должны находиться и на линкорах (не нами заведено, не нами и нарушать).

Однако, от тарана на русских дредноутах отказались.

Но высокие чины отыгрались на артиллерии. Родословная подвела Пересветы и сейчас: сохранилось деление «броненосец» с 305-мм и «броненосец-крейсер» с 254-мм артиллерией. А чего желаете, раз были 10-дюймовки на броненосце, извольте и на линейный корабль поставить такие же!

Но, нельзя сказать, что русские линейные крейсера изначально проектировались не сильный всех. Так как в Англии (Владычице морей!) строились линейные крейсера типа Инвинсибл с 230-мм артиллерией – и на их фоне русские 254-мм смотрелись предпочтительнее. Да и в Германии первые линкоры (как линейные крейсера, так и линейные корабли) не могли похвастаться важным калибром, и ограничивались лишь 280-мм артиллерией.

Само собой разумеется, потом выяснилось что Инвинсиблы были вооружены не 230-мм, а 305-мм орудиями, но и тогда преимущество в бортовом залпе было у русских. Так как англичане имели возможность стрелять на борт из 4-х башен 8-ю орудиями крайне редко (по большей части стреляли из 3-х башен 6-ю орудиями), тогда как русские – из 4-х башен и 12 орудиями не имели таких ограничений.

Потому, что 10-дюймовая пушка с длиной ствола в 45 калибров, являвшаяся главным оружием серии броненосцев Пересвет, устарела, решено было безотлагательно создать новое 54-калиберное орудие. Обуховский завод удачно справился с заданием (в один момент создав и 305-мм орудие для линейных кораблей), а Петербургский железный завод параллельно спроектировал трехорудийную башенную установку.

Ставка на 254-мм артиллерию разъяснялась не только преемственностью поколений. России требовался как раз линейный крейсер либо океанский рейдер, и 254-мм калибр разрешал расширить боезапас. Либо же (в зависимости от задачи) расширить дальность плавания.

Вспомогательное оружие было представлено 15 120-мм орудиями – не смотря на то, что в полной мере возможно было поставить 16, в противном случае и 18 120-мм орудий. Но, раз броненосцы типа Пересвет имели меньше вспомогательный орудий, то и линейные корабли типа Пересвет должны иметь меньше орудий. В русле данной логики, установка погонного орудия выглядит уместной: раз были на предшественнике, должны быть и на потомке!

Поступившая информация о том, что Турция также планирует пополнить собственный флот дредноутами, настойчиво попросила от России принятия адекватных мер и на южном направлении. В мае 1911 года царь утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство четырех дредноутов: два линейных крейсера типа Императрица Мария (Императрица Мария и Екатерина Великая) и два линейного корабля типа Князь Константин (Князь Константин и Князь Олег).

В случае если наличие дредноутов еще возможно было трактовать как защиту черноморского побережья, то наличие линейных крейсеров недвусмысленно показывало на то, что Россия не собирается отсиживаться в Черном море. Да и имена линейных кораблей прямо говорили о Проливах: Князь Константин – Константинополь, Князь Олег – формально в честь погибшего крейсера Олег, но учитывая, что именно князь Олег прибил щит к вратам города, что сейчас носит (либо до тех пор пока носил?!) наименование Стамбул…..И это не считая агрессивной риторики всего русского общества относительно храма Святой Софии, которой нужно было возвращать крест.

В случае если черноморские линейные корабли (тип Константин) имели отличия от балтийских (тип Петропавловск) – шире и меньше корпус, то Императрицы были фактически аналогичны Пересветам.

Маленьким отличием стало усиление противоминного оружия. В носовой части было решено установить 2 120-мм (погонных) орудия вместо одного. Так как линейный крейсер будет сражаться в узких проливах Босфор и Дарданеллы, в этот самый момент нужно пламя на шнобель усилить.

Но к моменту закладки крейсеров, архаичность погонных орудий уже перевесила все аргументы государственныхы служащих. В следствии погонные орудия не только не поставили на Императрицы, но и сняли с Пересветов. Наряду с этим вариант поставить 2 120-мм пушки, как и на Петропавловске, был отвергнут.

В 1911 году стапели уже освобождались от двух первых Петропавловсков и Пересветов. Но следующие дредноуты – Измаил и Кинбурн воображали совсем второй тип корабля.

Прежде всего было решено отказаться от деления линейный корабль – линейный крейсер – новые суда воображали единый тип быстроходного линейного корабля. Придя к единому типу, конструктора значительно увеличили размеры – 32,5 тыс. тысячь киллограм и оружие – 12 14 орудий. Но новым судам не суждено было вступить в строй под Императорским флагом.

Начавшаяся 1 августа Великая Война перечеркнула замыслы России овладеть турецкими Проливами. Не довелось Мариям резвиться в Средиземном море под русскими знамёнами. Но вот резвиться в Средиземном море не под русским флагом – было нужно.

Авт. Потому, что Российская Федерация победила в РЯВ, то у нее должна быть вторая внешняя политика. Причем агрессивнее, чем в РИ – и вариант ранней ПМВ кроме того возможнее.

Но решил остановиться на классическом варианте – 1 августа 1914 года.

Не обращая внимания на стратегический проигрыш всех участников начавшейся Войны, тактические удачи были у Германии.

Сперва неправдоподобно легко удалось остановить наступление русских армий в Восточной Пруссии. 1-я и 2-я русские армии совершали такие неточности, что немцы действовали с опаской и умеренно – они опасались умной игры русских. Но русские или перемудрили со своей игрой – или по большому счету не игрались! Осень 1914 года продемонстрировала, что русские, не смотря на то, что и получают побед (по большей части над австро-венгерскими армиями), но их неточности – это правило, а не исключение либо умная игра.

К концу 1914 года инициатива на Восточном фронте перешла в руки германских и австро-венгерских армий.

Декабрь 1914 года принес успех, правильнее УСПЕХ и германскому флоту. Ему удалось разгромить часть английского флота, при минимальных утратах. Практически немцы обменяли «Блюхер» на девять тяжёлых судов соперника – размен более чем удачный (Дредноуты.

Хохзеефлотте против Гранд Флита).

1915 год принес оглушительный успех германской армии на Восточном фронте. Под ударами армий германских армий из Восточной Пруссии и австро-венгерских армий из Карпат, русский фронт был прорван (в РИ наступление было не удачно). В попытке избежать окружения, русское руководство начало отвод армий из польских канн.

Но немецко-австро-венгерские войска, отразив русские атаки, стали наступать не навстречу приятелю приятелю, а устремились на восток – вынуждая войска России отступать и дальше.

Полугодовое отступление русских армий проходило в тяжелых условиях, и в точности в соответствии с законом Мерфи: полегшая кадровая армия, недосток патронов, оставление уже накопленных запасов….Неудачи Западного фронта стали причиной неудачам и на вторых фронтах.

Сперва активизировались турки, сумев, по окончании ожесточенных сражений, оттеснить войска России к границе (в РИ Алашкертская операция закончилась для турок не успехом). Не смотря на то, что предстоящее продвижение турецких армий было отстановлено, стратегическая инициатива на Кавказе перешла к Турции.

После этого активизировалась германо-турецкая резедентура в Иране, и у России с Англией не хватало сил, дабы парировать и эту угрозу.

Имела возможность ли Россия избежать развала фронта? – вероятно. Как писал генерал Деникин, если бы Маньчжурский урок был бы тяжелее, Российская Федерация имела возможность выстоять в 1915 году.

Поражение английского флота и удачи немцев в Российской Федерации поменяли и политическую обстановку – Италия вступать в войну не желала. А вот Болгария и, позднее, Румыния присоединились к войне – на стороне Тройственного Альянса.

К концу 1915 года русский фронт все же был стабилизирован, были достигнуты и победы (над румынскими армиями). Натиск франко-английских армий на Западном фронте заставил немцев временно приоставновить наступление на Россию, а заодно и привести в порядок коммуникации.

За время Великого отступления утраты русской армии составили около 3,5 миллионов человек, утраты Германии, Австро-Венгерской империи, Румынии – около миллиона человек. Великое отступление пошатнуло не только позиции России, но и лично императора Николая-2 (как главнокому) – в начале 1916 года он отрекся от престола. Но успех новой власти – Временного правительства был не продолжительным.

Начавшееся удачно наступление русских армий обернулось сперва победами (тактическими), а после этого поражениями (стратегическими) – силы Тройственного альянса, не отвлекаясь на Западный фронт, опять продолжили наступление на Восточном. В итоге Временное Правительство было свергнуто (и не только из-за неудач на внешнем фронте), а пришедшие ко власти коммунисты заключили с Тройственным Альянсом мир.

Но радость Тройственного альянса, которому удалось победить и вывести из войны одного из соперников, была не продолжительной. США, обеспокоенные удачами Германии (как морскими, так и сухопутными), в начале 1916 года вступили в войну – как раз американские дивизии смогли летом-осенью сдержать натиск немцев на Францию. Но потребовалось еще два года, дабы Германия и Австро-Венгерская империя признали себя побежденными.

Какая же будущее была у русских дредноутов?

Балтика.

1914 год. Активность балтфлота скоро сменилась (по окончании провала наступления в Восточной Пруссии) пассивностью. Но пассивность была оправдана – линейный крейсер Рюрик взял три торпеды от германской подлодки. А Пересвет напоролся на мину.

Оба крейсера своим ходом добраться до баз.

1915 год. Вся четверка балтийских линейных кораблей приняла активное участие в обороне Рижского залива. Но успех на море (к примеру потопление крейсера Асбург) был нивелирован отступлениями на суше.

Черноморские дредноуты в отличие от балтийцев употреблялись куда активнее – опасность от мин либо подводных лодок тут была минимальна. Иначе, и с соперниками было не близко. Ну не считать же соперником для линейного крейсера в 27 тыс. тысячь киллограм и с 12 254-мм орудиями легкого крейсера в 4 тыс. тысячь киллограм и 10 105-мм орудиями? И это не считая, что Екатерина, настигнувшая Бреслау, имела возможность управиться одной лишь противоминной.

Примечательно, что согласно данным германской стороны, крейсерБреслау потонул не от огня русских пушек, а от налетевшего шквала! Что ж, таковой вариант также не исключен, в особенности в случае если перед этим германский город взял последовательность повреждений.

А вот схватка линейных крейсеров – немецко-турецкого Гебена и русской Императрицы так и не состоялась.

На первый взгляд обе стороны имеют приблизительно равные силы. У немцев орудия замечательнее (280 против 254), но у русских их больше (12 против 10). Немцы имеют превосходство в кормовом залпе и носовом (6 и 8 против 3 орудий) но уступают в бортовом (8 против 12). По дальности стрельбы русские превосходили немцев, но более замечательные германские боеприпасы лучше замечать.

Иначе говоря схватка немца и русского в сферическом вакууме – это 50/50. Все зависит от многих условий – погода, кто кого раньше нашёл, желание идти до конца. Но на деле, а вдруг правильнее на Черном море преимущества были у русских. Одержать бескровную победу Гебен просто не мог (возможность незаметно подойти к Императрице и по окончании первого же залпа добиться золотого попадания – нулевая), исходя из этого обращение шла не о бескровной победе.

В этот самый момент преимущества были у русских: кроме того при потопления Императрицы, Россия имела еще один линейный крейсер, а в том месте и два линейного корабля должны были войти в строй. А вот Гебен просто не имел возможности качественного ремонта. И теоретическая победа над императрицей – тут же преобразовывалась в пиррову победу.

Но будущее в очередной раз посмеялась над неприятелями. Гебену и Дамам было нужно вести войну совместно.

По итогам мирного контракта между Германией и СССР, русский флот лишался всех выстроенных дредноутов (по 4 линейных корабля для Германии и Австро-Венгерской империи). Немцы, стремясь нанести второе поражение британскому флоту (дабы позже разгромить в одном-двух сражениях американский флот, а позже совсем разгромить британцев), остро нуждались в линейных судах. Желали немцы взять и Измаилы, но суда были неготовы – причем по вине самих немцев и австро-венгров (частично недопоставив необходимые механизмы, частично отвлекая ресурсы флота).

Кратко о предстоящей судьбе русских линейных кораблей.

Петропавловск – погиб в Ютландском сражении в следствии взрыва боезапаса. Взрыв в первой башне практически оторвал всю носовую часть.

Гангут – по итогам раздела германского флота достался Англии. Британцы, изучив русский корабль, признали преимущества русского дредноута.

Пересвет – по итогам раздела германского флота достался Англии.

Рюрик – послан в крейсерство (не принимал участие в Ютландском сражении), разгромил силы прикрытия и американский конвой – 4 крейсера. Затоплен экипажем из-за опасности захвата.

Императрица Мария – погибла в следствии взрыва боезапаса во 2-й и 3-й башне. Популярна версия (практически одновременный пожар в двух башнях), что смерть линейного крейсера – дело рук русских патриотов.

Екатерина Великая – досталась Италии по итогам войны.

Константин. Достался Турции где взял наименование – Фазли-Аллах (либо Ниметулла). Турки также имели память на исторические события и имели возможность смеяться.

Так как так был назван сдавшийся русский фрегат Рафаил.

Олег потоплен в Средиземном море итальянскими торпедными катерами.

Авт. Вот такая вот альтернатива, местами натянутая.

1. При удаче в РЯВ, и особенно крейсерских сил, вариант с постройкой линейного крейсера (облегченного линейного корабля) – не исключен.

2. Морская победа над Японией, и победа в общем (куда же Япония без флота), закроет глаза армейскому ведомству над всплывшими проблемами в русской армии, и она (армия) будет слабо реформирована (продолжительно реформироваться). Что касается Японии, то ПМВ пройдет без ее участия. Сперва размышления а нужно ли вести войну с белыми, а позже….а для чего сражаться?

Циндао и Германская Микронезия (и другие колонии) будут заняты Великобританией и Россией.

3. Победоносная РЯВ (в целом) снизит кризис власти, и Первой Революции не будет. Но неприятности останутся, и грянут посильнее и раньше.

4. Не исключен вариант, что по окончании победы над Японией император Николай-2 примет решение, что настало время и взять Проливы от Турции. И начало Великой войны в 1908 либо 1912 году, именно Марокканский кризис.

5. Победа над британским флотом нужна для успешного привлечения США и дабы ПМВ закончилась проигрышем Германии. В другом случае Германия в 1916-1917 годах побеждает Францию, и Англия соглашается на мир. Кроме того в случае если Англия и США продолжат войну, то в успешный Оверлорд-17 не верю.

Линейные крейсера Японии типа Kongo История военного кораблестроения часть 3

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: