Альтернативные бронетанковые войска ркка. часть 3. танковые бригады

      Комментарии к записи Альтернативные бронетанковые войска ркка. часть 3. танковые бригады отключены

В РИ тяжелые танковые бригады Т-28 летом 1940 года были обращены на формирование танковых дивизий. Потому, что в предлагаемой АИ танковых дивизий не формируется, а моторизованные дивизии формировались только на базе танковых бригад БТ, то тяжелые танковые бригады Т-28 были сохранены в составе АБТВ Красной Армии. Их развитие в первой половине 40-ых годов двадцатого века шло по двум главным направлениям: модернизация и ремонт танков Т-28 и насыщение новыми тяжелыми танками КВ.

Альтернативные бронетанковые войска ркка. часть 3. танковые бригады

Танк «КВ» установочной серии

Танки Т-35 было решено вывести из состава 14-й ттбр КОВО и передать на завод №183 в Харьков на хранение. Предполагалось, что в будущем на их шасси будут созданы тяжелые САУ, вооруженные 203-мм гаубицами Б-4 и 152-мм пушками Бр-2 либо морскими 130-мм пушками Б-13. Но до начала войны к реализации этих замыслов так и не приступили – харьковский завод был занят массовым выпуском танков Т-34 (В РИ Павлов предлагал очень уникальное использование для танков Т-35:

«из состава 14-й танковой бригады – изъять и передать в МВО для парадов, включив последние в состав мехполка моторизации Красной и Академии механизации Армии имени т. Сталина»).

Танки Т-35 на Красной площади

По новым штатам, введенным в июне 1940 года, тяжелая танковая бригада РГК складывалась из трех батальонов средних танков Т-28 трехротного состава и одного самоходно-артиллерийского дивизиона тяжелых танков КВ трехбатарейного состава (из расчета по одной батарее КВ на любой батальон Т-28). Не обращая внимания на то, что танки КВ классифицировались в Красной армии как раз как танки, а не самоходно-артиллерийские установки, организационно они были сведены как раз в артиллерийский дивизион. Это подчеркивало темперамент их боевого применения – артиллерийская помощь огнем тяжелых 152-мм орудий менее замечательных танков Т-28.

Всего по новым штатам в ттбр РГК должно было быть 111 боевых танков: 95 танков Т-28, 12 танков КВ со 152-мм гаубицей и 4 танка КВ с 76-мм пушкой. Распределялись они следующим образом. Взвод танков Т-28 складывался из 3 автомобилей, рота – из 10, батальон – из 31 танка. Еще 2 танка Т-28 числились во взводе управления бригады.

Два танка КВ со 152-мм гаубицей образовывали взвод, четыре танка – батарею. Три батареи объединялись в дивизион. Помимо этого, каждой батарее придавалось по одному танку КВ с 76-мм пушкой. Формально он считался танком начальника батареи.

Наряду с этим практически в сражении на него возлагалось не только управление действиями батареей, но и борьба с танками соперника и подавление тех огневых средств, трата 152-мм снарядов на каковые есть нецелесообразной. Еще один таковой танк был у начальника дивизиона.

В целях накопления моторесурса боевых танков и подготовки механиков-водителей в составе тяжелых танковых бригад штатным расписанием предписывалось иметь учебную танковую роту в составе 10 учебных танков Т-28 и взвода из трех танков КВ (из расчета по одному на каждую батарею) особой конструкции, о которых будет сообщено ниже. Сама учебная танковая рота входила в состав учебного танкового батальона, где кроме этого велась подготовка рядового и младшего комсостава по вторым профессиям (в частности, в составе батальона имелась учебные ремонтная, транспортная роты и рота связи). Помимо этого, в будущем еще один танк КВ с 76-мм пушкой вошел в состав взвода танков управления бригадой.

Из другой военной техники тяжелая танковая бригада штатно имела 23 средних бронеавтомобилей БА-10 (из них 14 с радиостанциями) и 12 легких бронеавтомобилей БА-20. Распределялись они следующим образом: 17 средних машин БА-10 (из них 8 с радиостанциями) входили в состав отдельной разведывательной роты бригады (2 БА с радиостанциями в управлении роты, три взвода по 2 радийных и 3 линейных БА), 2 БА (оба с радиостанциями) придавались управлению бригады и еще 4 БА (все с радиостанциями) входили по одному в состав взводов управления танковых батальонов и самоходно-артиллерийского дивизиона. Легкие бронеавтомобили употреблялись для связи и придавались числом трех единиц управлению бригады, 4 БА были приданы танковым батальонам и самоходно-артиллерийскому дивизиону, еще 5 БА-20 входили в состав роты связи бригады.

Не считая перечисленных учебного батальона, роты связи и разведывательной роты, в состав тяжелой танковой бригады штатно входил транспортный батальон (складывался из роты подвоза ГСМ, четырех роты подвоза подвоза и рот боеприпасов продуктов и имущества) и ремонтно-восстановительный батальон (складывался из роты ремонта танков КВ, роты ремонта танков Т-28, роты ремонта машин, технической и эвакуационной рот).

Внимание со стороны управления к танкам Т-28 и КВ во многом разъяснялось их очень успешными действиями в войне с белофиннами. Как мы знаем, трудности в прорыве упрочнений Линии Маннергейма стали причиной переоценке возможностей и роли долгосрочной обороны в современной войне.

По окончании зимней войны в СССР стали форсированно развиваться как строительство собственных укрепрайонов, так и производство средств борьбы с долгосрочными упрочнениями соперника (в частности, значительно возрос замысел заказов на выпуск артиллерийских совокупностей громадной и особенной мощности). Изменились замыслы советского руководства и в отношении тяжелых танков. Хотя поскорее расширить численность этого чудо-оружия, советское управление развернуло работы на двух фронтах.

Во-первых, модернизации и капитальному ремонту имеющегося парка танков Т-28. До Января этого года Кировский завод должен был совершить ремонт 380 танков этого типа – по 90 линейных и 5 командирских танков в каждую из четырех тяжелых танковых бригад. Капремонт касался ходовой, двигателя и трансмиссии.

Параллельно с ремонтом проводилась модернизация, заключающаяся в установке замене и дополнительных броневых экранов короткоствольного орудия на новую 76-мм пушку Ф-32. Командирские Т-28К отличались от линейных Т-28М отсутствием бортовых пулеметных башен. За счет этого в танке высвобождался дополнительный количество для организации рабочих мест комсостава. Танки Т-28К оснащались дополнительными аккумуляторная батареями, приборами и радиостанцией наблюдения.

Танк Т-28 с 76-мм пушкой Ф-32

Громадный объем работ по модернизации и ремонту существующего парка боевых танков Т-28 и параллельное развертывание производства нового тяжелого танка КВ не разрешили Кировскому заводу провести в 1940 году ремонт учебных танков Т-28. Вследствие этого на 1941 год был взят заказ на изготовление 100 так называемых ремкомплектов (по 50 в первом и втором полугодиях), включавших двигатель, КПП и другие чаще всего ломающиеся агрегаты и детали танка. С их помощью в армиях должны были обеспечить поддержание на ходу 50 учебных танков Т-28 – по 10 в каждой из четырех ттбр и еще 10 во 2-м Саратовском танковом училище, где шла подготовка на танки Т-28.

Во-вторых, в сторону повышения был пересмотрен замысел выпуска новых тяжелых танков КВ. Первоначально заказ на 1940 год составлял 50 автомобилей. Но в последних числах Мая замысел был поменян в сторону повышения.

Сейчас он выглядел следующим образом: по окончании выпуска установочной серии из 20-ти автомобилей (до конца мая принято лишь 11 КВ, вся установочная серия была закончена в июле), ЛКЗ должен был выпустить 50 танков КВ со 152-мм гаубицей (напомню, что при принятии на вооружении танка КВ в декабре 1939 года обращение шла о танке с 76-мм пушкой) – из расчета по 12 таких танков на каждую из четырех тяжелых бригад РГК, затем завод должен был выпустить 20 танков КВ с 76-мм пушкой (для начальников батарей, бригад и дивизионов). Чуть позднее, в июле (по мере прояснения обстановки с поломками и перегревом трансмиссии и двигателей на протяжении опробований автомобилей установочной серии) к годовому замыслу добавились 20 танков КВ так называемой учебной серии. Так, годовой замысел ЛКЗ по танкам КВ вырос более чем в два раза и достиг 110 единиц: 54 со 152-мм гаубицей и 56 с 76-мм пушкой.

Серийный танк «КВ» со 152-мм гаубицей

Танки КВ установочной серии в течение 1940 года были задействованы в разного рода опробованиях, а частично – сходу посланы в учебные заведения (в частности, по 1 танку КВ со 152-мм гаубицей досталось Ленинградским бронетанковым КУКС и 2-му Саратовскому бронетанковому училищу, помимо этого, по 1 танку КВ с 76-мм пушкой установочной серии взяли Ленинградские БТ КУКС и ВАММ, а Саратовское танковое училище – 2 таких танка). В начале 1941 года танки, примененные в опробованиях, были возвращены на завод, где прошли восстановительный ремонт, по окончании чего в мае 1941 года кроме этого были переданы в учебные заведения (главным потребителем так же, как и прежде оставалось 2-е Саратовское бронетанковое (тяжелотанковое) училище, где с 1940 года велась подготовка на танк КВ, но часть танков досталась ВАММ, Ленинградским и Казанским КУКС, и Киевскому заводу и танкотехническому училищу №92). Итоговое распределение танков КВ установочной серии приведено в таблице 1.

Таблица 1

КВ с 76-мм пушкой

КВ со 152-мм гаубицей

2-е Саратовское БТУ

8

1

Ленинградские КУКС

3

1

Казанские КУКС

2

ВАММ

2

1

Киевское ТТУ

1

Завод №92

1

ИТОГО

16

4

Как было уже сообщено, опробования танков КВ установочной серии продемонстрировали, что трансмиссия и двигатель нового тяжелого танка перегружены и имеют недостаточное охлаждение; благодаря этого, и последовательности конструкторских недоработок элементы трансмиссии довольно часто выходили из строя. Дело дошло до того, что в июле приемка танков была прекращена, а заводу была поставлена задача создать новые бортовые фрикционы, воздушный фильтр и коробку передач, опробование которых совершить на машине № У-7. С этим заданием ЛКЗ более-менее справился к концу осени 1940 года, о чем косвенно свидетельствуют результаты опробований танков КВ в РИ (таблица 2).

Таблица 2

Месяц

Кол-во танков, предъявленных на опробования

Кол-во танков, принятых с 1-го пробега

Процент от числа предъявленных на опробования

Июнь

7

1

14,3%

Июль

15

6

40%

Август

20

5

25%

Сентябрь

32

7

21,9%

Октябрь

52

31

59,6%

Ноябрь

37

23

62,2%

Декабрь

70

59

84,3%

Но в целом обстановка с надежностью танков КВ вызывала у руководства РККА важные опасения. Вследствие этого для укомплектования учебных подразделений было предложено выпустить ограниченную серию автомобилей с ослабленной броневой защитой, за счет чего предполагалось снизить неспециализированную массу танка и, как следствие, избавиться от трансмиссии и перегрузки двигателя. Ответ это принималось еще в июле 1940 года, в то время, когда еще не было известно, справится либо нет Кировский завод с задачей по изготовлению новых, более трансмиссии и надёжных элементов двигателя; но в осеннюю пору, в то время, когда стало ясно, что в ответе неприятностей КВ наметился явный сдвиг, от выпуска танков учебной серии отказываться не стали, сочтя эту идею разумной.

На учебных КВ была снижена толщина лобовых, бортовых и башни и кормовых листов корпуса с 75 до 60 мм, и уменьшена толщина дна в районе боевого отделения и отделения управления с 40 до 30 мм. В следствии масса танка снизилась с 45,7 – 48,0 тысячь киллограм до 42,5 – 43,0, что в совокупности с доработанными КПП и бортовыми фрикционами разрешило взять вправду приемлемые показатели надежности танка.

Всего в первой половине 40-ых годов двадцатого века было выпущено 20 танков учебной серии, из которых 12 было послано в армии (по 3 в каждую из 4-х тяжелых танковых бригад РГК), а оставшиеся 8 – во 2-е Саратовское БТУ (В том же направлении были посланы и два лишние КВ со 152-мм гаубицей из главной серии).

Танки КВ выпуска 1941 года. Кировский завод

В первой половине 40-ых годов двадцатого века кроме мучительной доводки нового тяжелого танка, шедшей параллельно с модернизацией и ремонтом огромного числа ранее выпущенных танков Т-28, Кировский завод проводил грандиозную реконструкцию всего собственного танкового производства: возводились новые цеха, расширялись ветхие, закупалось новое оборудование. В итоге плановое задание на новый 1941 год составило невиданную ранее цифру в 800 тяжелых танков (ранее производственные мощности были вычислены максимум на 150 Т-28 в год), еще 100 танков должен был изготовить Челябинский тракторный завод. Однако, как продемонстрировали производственные показатели в РИ, завод к этому готовься (таблица 3).

Таблица 3 – Выпуск танков КВ на ЛКЗ в первом полугодии 1941 г. в РИ

Месяц

Замысел

Факт

Январь

40

6

Февраль

40

44

Март

50

62

Апрель

65

66

Май

70

70

Июнь

80

80

ИТОГО

345

328

В предлагаемой АИ выпуск танков КВ в первой половине 40-ых годов двадцатого века численно не отличается от РИ. Предполагается, что срыв замысла в январе был связан с завершением работ по замыслу 1940 года, в частности модернизации громадного количества танков Т-28. А вот как следует танки КВ в АИ будут различаться от РИ. Во-первых, не будет заказа на КВ-2, а все танки КВ будут заказываться Кировскому заводу с 76-мм пушкой, о чем будет детально обрисовано ниже в разделе про ЧТЗ.

Во-вторых, они будут пара различаться от производимых в РИ КВ-1.

Взяв в первой половине 40-ых годов двадцатого века хороший опыт при создании учебных КВ, ГАБТУ принимает ответ продолжить подобную практику, в следствии чего на свет появляется танк КВ примера 1941 года либо КВ-1М. Он сохранил от боевых танков КВ 1940 года 75-мм бронирование лба и башни корпуса, а от учебных КВ – 60-мм кормы и бронирование бортов, и 30-мм бронирование дна.

В следствии танки КВ выпуска 1941 года имели массу около 44 т. Попытки установить на танк 41-калиберную 76-мм пушку Ф-34 вместо 30-калиберной Ф-32 натолкнулись на твёрдое нежелание ленинградцев опять ставить в производство «чужую» пушку. В следствии ГАБТУ, памятуя о том, как в прошедшем сезоне ЛКЗ сорвал выпуск танков Т-34, упорно пробуя создавать «собственную» Л-11 вместо заказанной «грабинской» Ф-32, решило закрыть на это глаза – в возможности ожидался или по большому счету новый танк, или, как минимум, новая башня на КВ с 85-мм пушкой Ф-30. Сочтя ее освоение более ответственной задачей, армейские решили лишний раз не злить производственников сменой типа производимого орудия и дали согласие до тех пор пока устанавливать на КВ пушки Ф-32.

Танк «КВ» с 76-мм пушкой Ф-32

Совместно со сменой модификации производимого на ЛКЗ танка сменился и адресат отгрузки этих танков. Завершив в первой половине 40-ых годов двадцатого века оснащение тяжелых танковых бригад РГК танками с противоснарядным бронированием, ГАБТУ взялось за танковые бригады НПП. Связано это было с двумя обстоятельствами. Во-первых и в-главных, создание нового легкого танка с противоснарядным бронированием, а вернее насыщение ими танковых частей, так же, как и прежде относилось к очень отдаленной возможности.

В случае если тяжелые танковые бригады РГК удалось укомплектовать танками с противоснарядным бронированием за счет модернизации ранее выпущенных Т-28 и ограниченного выпуска новых КВ еще во второй половине 1940 года, а в организованные моторизованные дивизии фабрики лихорадочно отгружали новенькие Т-34 В первую очередь 1941 года, то с танковыми бригадами НПП дела обстояли очень безрадосно – новых танков для них не было. Во-вторых, создание нового тяжелого танка с усиленной броней и 85-мм пушкой, которыми планировалось заменить в тяжелых танковых бригадах танки Т-28 выпуска 1930-х годов, откладывалось, как минимум, на последнее полугодие 1941 года, в противном случае и вовсе на 1942 год.

А Кировский завод уже на данный момент готовься производить сотни и десятки новеньких КВ. Как раз исходя из этого, имея с одной стороны недочёт танков с противоснарядным бронированием в бригадах НПП, а с другой – свободные мощности по выпуску КВ, ГАБТУ принимает ответ организовать в каждой танковой бригаде НПП по одному батальону тяжелых танков. Такие батальоны должны были иметь 25 танков КВ любой: три роты по 7 танков, взвод управления и учебный танковый взвод.

В связи со штатным включением в состав танковых бригад Т-26 тяжелых танков КВ в АИ этот вид бригад будет переименован из легкотанковых бригад Т-26 в танковые бригады НПП.

Так, к началу ВОВ за счет выпуска танков КВ в январе – мае 1941 года удалось всецело укомплектовать 10 танковых бригад НПП – 2 в ПрибОВО, 4 в ЗапОВО и 4 в КОВО, т.е. все танковые бригады НПП указанных приграничных округов. За счет июньского выпуска удалось кроме этого укомплектовать 47-ю танковую бригаду МВО и 52-ю танковую бригаду ХВО (в связи с быстро возросшей угрозой войны в июне батальоны тяжелых танков в танковых бригадах НПП формировались уже без учебного взвода и насчитывали по 22 КВ).

В части Ленинградского ВО танки КВ отгружали уже по окончании начала войны: по 15 танков (две роты плюс танк начальника батальона) было направлено в 40-ю танковую бригаду на Выборгское направление и в 35-ю танковую бригаду, безотлагательно перебрасываемую под Псков. Оставшиеся 6 танков КВ июньского выпуска были направлены 34-й танковой бригаде, переброшенной перед войной в Алакуртти.

В связи с тяжелым развитием обстановки в полосе Западного и Северо-Западного фронтов в июле все танки КВ были отгружены лишь их частям – 4 тяжелых батальона взяли войска Западного фронта и 2 – 20-я и 35-я танковые бригады, действующие на Ленинградском направлении. Остаток июльского выпуска был обращен на формирование танковой бригады имени НКСМ, формируемой в Ленинграде за счет добровольцев с танковых фабрик. В августе обстановка не изменилась и танковые части Юго-Западного фронта кроме этого не взяли ни одного КВ, что частично компенсировалось более активной подачей Т-34 с харьковского завода (в АИ в июле 1941 г. случилось разделение по географическому принципу: завод №183 направлял танки для восполнения утрат на Юго-Западный фронт, а СТЗ – на Западный). Но, события по окончании начала войны будут обрисованы в 4-й части

Танки КВ выпуска 1941 года. Челябинский тракторный завод

Как и в РИ, ответ о привлечении ЧТЗ к выпуску танков КВ было принято еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Равно как и в РИ, до специалистов и эвакуации оборудования ЛКЗ в Челябинск, производство танков КВ шло ни шатко ни валко (таблица 4).

Таблица 4 – Выпуск танков КВ на ЧТЗ в РИ

Замысел

(в скобках указан замысел, увеличенный по окончании начала войны)

Факт

1-й квартал 1941 г.

10

4

Апрель

8

4

Май

10

6

Июнь

17

11

Июль

20 (25)

24

Август

20 (25)

27

Сентябрь

25 (65)

27

Октябрь

30 (100)

62

Ноябрь

30 (н/д)

156

Декабрь

30 (н/д)

190

Как видно, уже к июлю завод достиг уровня, что определялся ему к Январю замыслом мирного времени (25–30 автомобилей в месяц), и, по всей видимости, это и был его предел. Наряду с этим неточностью будет вычислять, что во всем виновата только недостаточная мощность самого ЧТЗ. Неприятность была по большому счету со всем комплексом танкостроения на Урале. Так, в отчете военной приемки за июль читаем:

«На август месяц имеется всего четыре корпуса. Получение корпусов с Ижоры мало возможно. Уралмаш даст пять штук к 10-12 августа.

Так выпуск танков в августе определяется наличием корпусов».

Так, личные производственные мощности на Урале (без эвакуации ЛКЗ) я оцениваю в те самые 25–30 танков КВ в месяц. На фоне достигнутых в подобный период показателей ЛКЗ (153 танка КВ в июле и 180 в августе), в АИ мне захотелось «запилить» для выпуска на ЧТЗ какую-нибудь своеобразную модификацию КВ, не предполагающую особенной массовости на фоне численности базисной модели танка.

Возможно, само собой разумеется, было сделать БРЭМ (что на фоне неприятностей буксировки танков КВ кроме того тягачами типа Ворошиловец было бы полезно), но я посчитал, что на шасси КВ окажется через чур тяжелая БРЭМ (кроме того с учетом ослабления брони до 40 мм, всё равняется – ходовая через чур тяжелая) и львиная часть мощности двигателя будет употребляться не для буксировки подбитого/сломавшегося танка, а для движения самой себя. И в АИ я остановился на тяжелой САУ.

К сожалению, в РИ к весне 1940 года глава Автобронетанкового управления Красной Армии командарм 2-го ранга Д. Павлов, до этого предлагавший более-менее здравые вещи, совсем заболел «гигантоманией». На совещании Главного армейского совета РККА, посвященному обобщению боевого опыта войны с белофиннами и соответствующей реструкуризации Красной Армии, проходившему в последних числах Апреля 1940 г., Павлов настойчиво и много раз ставил вопрос о создании «супертяжа»:

«в целях предстоящего и еще большего усиления бронирования оружия вычислять нужным поставить задачу по изготовлению танка прорыва УРов, вооруженного не меньше как 6-дюймовой пушкой с броней 100–120 мм Это сходу снимет с повестки дня постройку всех самоходных артиллерийских совокупностей. По предварительным подсчетам танк с броней 120 мм даст до 70–72 тонны».

По всей видимости, заболевание прогрессировала не по дням, а по часам, потому что практически за день до непосредственного голосования и обсуждения, подкомиссия по Автобронетанковым армиям под управлением того же Павлова подготовила проект ответа ГВС, в котором обращение шла о танке для прорыва УР «вес[ом] не более чем 55 – 60 т» (до знакомства с материалами этого совещания ГВС я грешным делом связывал сроки начала работ над КВ «повышенной массы» с приходом в ГАБТУ Федоренко).

Но в АИ глава АБТУ КА, перед тем как замахнуться на разработку аналогичной «вундервафли», пролистал собственные же предложения более раннего периода. В одном из них, написанном практически за 3 семь дней до упомянутого совещания ГВС и направленном Наркому обороны, кроме «закидывания удочки» на создание «супертяжа» («Для борьбы с ДОТ нужно создать самоходные 152-мм пушки, каковые сводить в полки особенного назначения»), говорилось:

«Использование танков в современной войне не может быть успешным без помощи артиллерии, и опыт прошедшей войны подтверждает это.

Но артиллерия кроме того на мехтяге имеет ограниченную скорость перемещения и очень сильно отстает от танковых армий. Это заставляет нас обратить внимание на гаубицы и самоходные пушки на танковом ходу. Прошли опробования и выпускаются тяжелые 152-мм артиллерийские танки, броня которых разрешает им доходить к цели и расстрелять ее в-упор.

Но эти танки чрезмерно тяжелы и не хватает проходимы Считаю целесообразным уменьшить калибр танковой пушки до 122-мм, поскольку такое много долгосрочных упрочнений, как в Карелии, вряд ли еще встретится, а для борьбы с дерево-земляными упрочнениями калибр 122-мм считаю достаточным. Уменьшение калибра пушки разрешит снизить вес танка и расширить возимый боекомплект, что крайне важно».

В другом, датированном финишем 1939 года, Павлов писал конструторам завода №174:

«Прошу вас предусмотреть кроме этого оружие танка 126 замечательной противотанковой пушкой либо легкой 122-мм гаубицей Для установки для того чтобы оружия разрешается отказаться от вращающейся башни».

Что окажется, в случае если на танке КВ установить 122-мм пушку не во вращающейся башне, а в неподвижной рубке, полагаю, коллеги, вы превосходно себе воображаете. САУ ИСУ-122 видели все. Полагаю, вы меня простите, в случае если за неимением свойств, жажды и времени пририсовывать ствол А-19 к САУ СУ-152, выпущенной на шасси КВ-1с, а не ИСа, я ограничусь только такими картинами СУ-152.

САУ СУ-152 – установка 152-мм пушки-гаубицы на шасси КВ-1с

Самое превосходное в таком подходе то, что как продемонстрировала практика, в таких САУ 122-мм пушку А-19 возможно безболезненно заменить на 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20, т.е. взять тот самый «прорыватель УРов», о котором писал в РИ Павлов, и наряду с этим не вылезти из пределов массы 50 тысячь киллограм (не смотря на то, что, само собой разумеется, и без 100–120 мм брони).

В общем, сопоставив их с тем, что с одной стороны, 152-мм гаубица показалась на танке КВ лишь для борьбы с ДОТами «линии Маннергейма» и в моей АИ для аналогичных задач уже имеется 4 дивизиона по 12 танков КВ со 152-мм гаубицами в составе каждой из 4-х тяжелых танковых бригад РГК. А иначе с тем, что кроме того с 76-мм пушкой танки КВ выпуска 1940 г. были перетяжеленными, что уж сказать про КВ с солидной башней. В итоге и оказалось предложение поставить в производство на ЧТЗ сначала эдакий аналог ИСУ-122 на шасси облегченного КВ-1М выпуска 1941 года, т.е. установить 122-мм пушку А-19 в неподвижной рубке на шасси моего другого КВ.

Из-за чего не грабинскую 107-мм «слонобойку»? Во-первых, такую САУ я желаю запустить в производство уже сначала 1941 года, в то время, когда грабинской пушки еще толком и не было. Во-вторых, имеется кое-какие основания вычислять, что грабинская «слонобойка» удачно прошла опробования лишь на страницах воспоминаний Грабина, а в жизни всё было не столь радужно.

Но в-третьих и в-главных, такая САУ в АИ создается не для борьбы с мифическими тяжелыми танками соперника, в частности как САУ для артиллерийской помощи (не смотря на то, что борьба с танками и не исключается). Исходя из этого при более-менее равной бронепробиваемости выбор между 17-кг и 25-кг боеприпасом сделан в пользу 122-мм ОФС. Как и в РИ, на базе танковой модификации А-19 вероятно создание ее «скорострельной» версии за счет замены поршневого затвора на клиновый.

Если судить по соотношению весов СУ-152 и КВ-1С, экономия если сравнивать с КВ-2 обязана составить порядка 4 тысячь киллограм, т.е. получается выйти на массу КВ-1 выпуска 1940 г. Неприятности перегрузки трансмиссии это, само собой разумеется, радикально не примет решение, но это уже что-то.

Радикального повышения выпуска таких САУ, очевидно, не будет. Что связано с теми же возможностями «Уралмаша» по изготовлению бронекорпусов. Но в целом за счет отказа от вращающейся башни ожидается незначительное понижение трудоемкости изготовления.

В АИ немногочисленные выпущенные до начала войны САУ поступают в 5-ю лтбр УрВО, которая переформировывается в учебную тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду, на базе которой планируется проводить освоение новой САУ в армиях и обучение личного состава. Выбор сделан, во-первых, из-за расположения бригады, а во-вторых, из-за ее не сильный укомплектованности матчастью (по состоянию на 20 октября 1940 г. бригада имела всего 41 Т-26, 13 БТ и 5 БА-20). По окончании начала войны бригада преобразуется в Челябинское тяжелое танковое училище и в июле отправляет на Западный фронт первый самоходно-артиллерийский дивизион.

Судьба этих СУ-122 в АИ мне не совсем ясна. Дело в том, что эвакуации Кировского завода из Ленинграда избежать не удастся, а с его прибытием в Челябинск неизбежно поднимется вопрос о целесообразности в реалиях осени 1941 года одновременного производства двух тяжелых автомобилей на одном заводе.

С учетом того, что завод №172 вряд ли сможет зимний период 1941/42 года выдавать по 150–200 лишь танковых предположений А-19, имеется все основания считать, что с осени 1941 года в производстве на ЧКЗ останется лишь КВ-1М (иначе, отказ от вращающейся башни на САУ делает ее технологически более простой). Действительно, никто не мешает возобновить выпуск этих САУ летом 1942 – на год раньше, чем в РИ пошли СУ-152.

Более того, это разрешит не отказываться от производства в Челябинске тяжелых автомобилей и не разворачивать производство Т-34, с тем дабы еще через год – полтора не свертывать производство Т-34 и опять не возвращаться к выпуску «тяжей». Легко, в то время, когда в условиях маневренной войны лета 1942 года станет ясно, что танки КВ себя совсем исчерпали, то всецело перейти к выпуску САУ на его базе.

Кроме того в условиях позиционной войны на центральном участке фронта толку от таких САУ будет больше, чем от танков КВ с их 76-мм пушками. Потому что штурмовать германские опорные пункты станет намного проще. Ну и само собой разумеется, возможно помечтать о том, что на последнем этапе войны в советских тяжелых САУ будет, как это и предлагалось в РИ, установлена 203-мм гаубица.

Дабы фрицам, засевшим в Познани и фортах Кенигсберга, жизнь медом не казалась.

Легкие танковые бригады НПП

В РИ в предложениях подкомиссии ГВС по организации и системе вооружения бронетанковых армий от 25 апреля 1940 г. значилось:

«На опыте боев в Финляндии полноценной организацией танковых армий продемонстрировала себя танковая бригада. батальоны и Танковые роты стрелковых дивизий, хим. химические бригады и батальоны, как организации применения танков в современном бою, себя не оправдали – подлежат расформированию.

5. Химические танки отдельных химбатальонов и химических бригад обратить на формирование отдельных подразделений либо частей в составе танковых бригад Т-26.

10. Легкие танковые полки – расформировать, обратив персональный состав и материальную часть на укомплектование танковых бригад.

Вместо и вместо легких танковых полков, для подготовки и молодняка комсостава и переподготовки запаса, организовать в каждой танковой бригаде учебный батальон сверх 4-х линейных, обратив его в военное время в запасный.

13. В 1940 г. организовать такое количество бригад, которое обеспечено наличной материальной частью. В округах танковые бригады подчинить главе АБТ армий округа (армии)».

В соответствии с этими предложениями и предлагается реорганизовать части НПП в АИ. Сейчас в составе РККА имелись следующие части, оснащенные танками Т-26 (таблица 5).

Таблица 5 – Танковые части Т-26

Округ

Легкотанковые бригад

Легкотанковые полки

Химические бригады

Ленинградский

35-я – Тёмная речка;

40-я – Выборг

Калининский

4-й – Сычевка

Белорусский

22-я – Каунас;

25-я – Гродно;

29-я – Брест;

32-я – Пружаны

9-й – Гомель

Киевский

26-я – Судовая Вишня;

36-я – Ровно;

38-я – Владимир-Волынск;

49-я – Житомир

Столичный

47-я – Калуга

30-я – Ярославль

Харьковский

52-я – Глухов

Северо-Кавказский

6-й – Каменск

Закавказский

11-й – Тбилиси

22-й – Вагаршапат

Средне-Азиатский

10-й – Мары (?) либо Ташкент

Приволжский

31-я – Вольск

Уральский

5-я – Свердловск, Челябинск

Забайкальский

1-й – ст. Песчанка

33-я – Разъезд №74

1-я ОКА

3-я – Монастырище;

42-я – Ворошилов

2-я ОКА

43-я – ст. Завитая

8-й – Хабаровск

ИТОГО

16

8

3

Как и в РИ, 30-я, 31-я и 33-я химические танковые бригады расформировываются и обращаются на формирование химических танковых батальонов линейных танковых бригад Т-26.

Как и в РИ, 4-й лтп КалВО и 9-й лтб БОВО обращаются на формирование 44-й танковой бригады БОВО/ЗапОВО; 1-й лтп ЗабВО преобразуется в 50-ю танковую бригаду Т-26 ЗабВО; 8-й лтп 2-й ОКА – в 19-ю танковую бригаду Т-26 той же армии; 11-й лтп ЗакВО – в 41-ю танковую бригаду того же округа. Как и в РИ, 22-й сводный лтп, прибывший в Закавказье вместе с 24-й кавдивизией по окончании советско-финской войны, преобразуется в 17-ю танковую бригаду, но в отличие от 7-й лтбр, 17-я лтбр в остается в ЗакВО.

Как и в РИ, 6-й лтп СКВО в мае 1940 г. преобразуется в 7-ю лтбр. Но в отличие от РИ, в связи с разгромом Франции и устранением угрозы франко-английского вторжения на Кавказ, он не переводится в ЗакВО, а остается в СКВО.

Как и в РИ, 49-я лтбр Т-26 весной 1940 г. передается из КОВО в ОдВО.

В отличие от РИ, 10-й лтп САВО летом 1940 г. не обращается на формирование 9-й танковой дивизии, а преобразуется в 31-ю танковую бригаду Т-26 САВО (бригаде присвоен номер расформированной хтбр ПриВО).

В АИ за счет высвобождения танков Т-26 из состава стрелковых дивизий ЛВО 34-я танковая бригада БТ, понесшая большие потери на протяжении советско-финляндской войны, переводится на штаты бригады Т-26 (в РИ танки Т-26 из стрелковых дивизий ЛВО были обращены на формирование 1-го МК, например, танкового полка 163-й мд).

Кроме этого в АИ благодаря тому, что танковые полки 65-й и 109-й моторизованных дивизий ЗабВО формируются на базе танковых бригад БТ, ранее выведенные из состава стрелковых дивизий батальоны танков Т-26 сводятся в новую танковую бригаду Т-26, которой присваивается номер расформированной в ЗабВО 33-й хтбр.

В КОВО танки Т-26, выводимые из состава стрелковых дивизий, сводятся в танковую бригаду, предназначенную для усиления 12-й Армии КОВО. Бригада приобретает номер танковой 4-й бригады БТ, обращенной на формирование моторизованной дивизии.

Танки Т-26, выводимые из состава стрелковых дивизий БОВО, обращаются на формирование танковой бригады, предназначенной для усиления 8-й Армии в Прибалтике. Бригада приобретает номер танковой 27-й бригады БТ, обращенной на формирование моторизованной дивизии.

В следствии аналогичной реструкуризации Бронетанковые армии Красной Армии к концу 1940 года получили состав, указанный в таблице 6 (в таблице отсутствуют 5-я танковая бригада УрВО, обращенная в начале 1941 года на формирование тяжелого самоходно-артиллерийского дивизиона в Челябинске, и 7-я, 8-я и 9-я мотоброневые бригады ЗабВО, размещенные на территории МНР и дополнительно усиленные в АИ одним мотострелковым батальоном любая).

Таблица 6 – Итоговый состав Бронетанковых армий Красной Армии:

Округ

Моторизованные дивизии

Тяжелые танковые бригады РГК

Танковые бригады НПП

Ленинградский

[первая] – Псков

[вторая] – Порхов

20-я – Слуцк

34-я – Лодейное Поле;

35-я – Тёмная речка;

40-я – Выборг

Прибалтийский

[третья] – Вильнюс (входит в МК ЗапОВО)

[27-я] – Рига, Елгава;

22-я – Каунас

Западный

[четвертая] – Борисов;

[пятая] – Белосток;

29-я – Слоним

21-я – Минск

25-я – Гродно;

29-я – Брест;

32-я – Пружаны;

44-я – Гомель

Киевский

[седьмая] – Стрый, Дрогобыч;

81-я – Львов;

[девятая] – Броды;

[десятая] – Проскуров;

146-я – Бердичев

10-я – Шепетовка;

14-я – Житомир

26-я – Судовая Вишня;

36-я – Ровно;

38-я – Владимир-Волынск;

[4-я] – Черновицы

Одесский

15-я – Одесса;

173-я – Первомайск

49-я – Тарутино

Столичный

1-я – Москва;

[пятнадцатая] – Нара-Фоминск

47-я – Калуга

Харьковский

52-я – Глухов

Северо-Кавказский

7-я – Каменск

Закавказский

17-я – Вагаршапат;

41-я – Ленинакан

Средне-Азиатский

[31-я] – Мары

Забайкальский

65-я – Борзя;

109-я – Харанор;

36-я – МНР;

57-я – МНР;

82-я – МНР;

50-я – ст. Песчанка

[33-я] – н/д

Дальневосточный

[двадцать первая] – Ворошилов

3-я – Монастырище;

19-я – Хабаровск;

42-я – Ворошилов;

43-я – ст. Завитая

ИТОГО

21

4

26

Танковые бригады Т-26 в первой половине 40-ых годов двадцатого века находились по штатам, созданным в соответствии с проектом распоряжения Главного армейского совета Красной Армии по организационным вопросам от 26 апреля 1940 г.:

«Танковым бригадам придать следующую организацию:

а) танковых батальонов – 4;

б) разведывательных батальонов – 1;

в) саперных батальонов (без парка Н2П) – 1;

г) рота связи – 1;

д) рота огнеметных танков 20-25 шт. (для бригад Т-26) – 1;

е) транспортный батальон – 1;

ж) ремонтно-восстановительный батальон – 1.

Количество запасных и транспортных автомобилей в бригаде вычислить исходя из необходимости:

а) в подвижных запасах иметь (в том числе и в военных машинах) 2 боекомплекта, 2 заправки ГСМ, 5 суточных дач продовольствия и батальонные наборы запчастей;

б) все ремонтные средства бригады объединить в ремонтно-восстановительном батальоне бригады, изъяв их из частей;

в) постепенного перевода части тыловых органов на гусеничный движение.

3. В мирное время в танковых бригадах иметь кадр запасных батальонов, для переподготовки и подготовки запаса, на базе которых в военное время, по месту дислоцирования бригады, развертываются запасные батальоны – полки, снабжающие подготовку кадра для этих же бригад».

Но в начале 1941 года в связи с началом серийного выпуска танков КВ-1М в составе танковых бригад началось формирование батальонов тяжелых танков, обрисованных выше, в связи с чем бригады стали именоваться не «легкотанковые бригады Т-26», а просто «танковые бригады НПП». На формирование батальонов тяжелых танков обращался кадр одного из четырех батальонов Т-26, а высвобождающиеся наряду с этим танки Т-26 было решено передать в запасные танковые бригады Т-26 окружного подчинения. Весной 1941 года были организованы первые две такие бригады – по одной в Киевском и Западном Особенных военных округах.

Как и при с запасными танковыми бригадами БТ, в запасные бригады Т-26 передавались прежде всего машины и неисправные машины с мельчайшим остатком моторесурса. В будущем, за счет замены в танковых бригадах НПП легких танков Т-26 на танки Т-50, ожидалось поступление в запасные танковые бригады в полной мере боеспособных танков Т-26, в связи с чем не исключалась возможность преобразовать в будущем запасные бригады Т-26 в «боевые» бригады НПП. На первом же этапе от запасных бригад Т-26 в мирное время требовалась подготовка личного состава запаса танковых армий, и постепенное приведение в боеспособное состояние неисправной техники, в военное время – восполнение утрат «боевых» бригад НПП в технике и людях.

ПРИМЕЧАНИЕ. В предложенной АИ создатель не стал ничего мудрить с новым легким танком НПП, идущим на смену устаревшему Т-26. Связано это с двумя событиями.

Во-первых, саму АИ создатель разглядывает как «организационную», а не «железячную», и исходя из этого старается свести к минимуму отличия техники от РИ. Во-вторых, создатель не видит физической возможности дать Красной Армии новый легкий танк в более-менее заметных количествах до начала войны.

Потенциальных кандидатов было три: танк Т-26-5, Т-126СП и Т-50. Танк Т-26-5 являлся предстоящим развитием «двадцать шестого» и потому мог быть освоен в производстве заводом №174 в максимально маленький срок. Дополнительным преимуществом данной автомобили являлось то, что на ней должен был устанавливаться двигатель «744», предназначенный среди них и для установки в танки Т-26 предшествующих серий.

Формально это разрешало не только дать армии новый легкий танк, но и модернизировать (включая значительное усиление бронезащиты) массу ранее выпущенных танков. На деле же основное преимущество этого варианта выбора и стало главным его недочётом – двигатель «744» так и не смогли довести до серии.

Танк Т-126 воображал собой принципиально новую машину. Быть может, если бы ГАБТУ не настояло на еще одном переходе к новому легкому танку – Т-50 – а сосредоточило бы упрочнения на доводке к серии уже результата в лице Т-126, то новые легкие танки покинули бы цеха завода №174 не в первые дни войны, а за пару-тройку месяцев до ее начала. Но принципиально проблему бы это не решило.

Для массового выпуска новых танков требовалось время (потому что танк Т-126 потребовал бы не меньшей реконструкции танкового производства завода №174, чем Т-50) и дизели В-3, выпуск которых в громадных количествах был неосуществим из-за загрузки харьковского завода №75 выпуском дизелей В-2 для танков Т-34 и КВ.

В связи с невозможностью взять много новый легкий танк, кроме того отказавшись от траты времени на разработку Т-50, создатель посчитал более верным «не мудрить», а сохранить всё так, как и было в РИ. Единственное, что я предлагаю – это позволить заводу №174 весной 1941 г. получать деньги для того, чтобы умелые кадры, оставшись без заработной плата, не ушли на другие фабрики. О чем я? М. Коломиец в монографии «Т-50. Лучший легкий танк Великой Отечественной» об данной ситуации пишет так:

«В декабре 1940 года ответом правительства выпуск Т-26 прекращался, и завод начал готовиться к освоению новой автомобили – Т-50. В начале 1941 года цеха покинули заключительные Т-26, принятые представителями военной приемки. Затем завод начал перестройку производства и

Стрельбы третьей бронетанковой бригады ВС США в Польше

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: