«Оружием пропаганды»

      Комментарии к записи «Оружием пропаганды» отключены

«Оружием пропаганды»

Готовя наступление на СССР, Германия уделила огромное значение и его идеологическому оформлению. Во главу угла был поставлен лозунг о борьбе национал-социализма «за спасение Европы от нашествия большевистских дикарей». Ещё 21 мая 1935 года Гитлер в речи о внешней политике Германии сказал: «Отечественные моральные воззрения диаметрально противоположны воззрениям Советской республики…

Германия спасла Европу от коммунизма… Национал-социализм не имеет возможности призывать собственных германских соотечественников, приверженцев национал-социализма, к помощи совокупности, которую мы вычисляем смертельным отечественным неприятелем». Готовя наступление на СССР, Германия уделила огромное значение и его идеологическому оформлению. Во главу угла был поставлен лозунг о борьбе национал-социализма «за спасение Европы от нашествия большевистских дикарей».

Ещё 21 мая 1935 года Гитлер в речи о внешней политике Германии сказал: «Отечественные моральные воззрения диаметрально противоположны воззрениям Советской республики… Германия спасла Европу от коммунизма… Национал-социализм не имеет возможности призывать собственных германских соотечественников, приверженцев национал-социализма, к помощи совокупности, которую мы вычисляем смертельным отечественным неприятелем».

В распоряжении Командования сухопутных сил Германии от 6 октября 1941 года отмечалось: «Необходимо всегда подчёркивать то, что Германия есть лишь неприятелем большевизма, но ни в коей мере — неприятелем советских рабочих. Наоборот, победа Германии принесёт кроме этого и тут освобождение и закончит бесстыдное рабство рабочих».

Для развертывания психотерапевтической войны практически в каждой военной и гражданской структурах Германии были созданы особые отделы, несущие ответственность за агитационную деятельность. В Вермахте они подчинялись Управлению по делам пропаганды, созданному 1 апреля 1939 года. При военных группах функционировали пропагандистские роты и отделы пропаганды.

К моменту нападения на СССР в германских армиях на советско-германском фронте насчитывалось 17 таких рот. В их состав входили армейские журналисты, фото-, кино- и радиорепортёры, персонал по обслуживанию радиоавтомобилей и киноустановок, эксперты по распространению и изданию разной литературы, плакатов, листовок, сотрудники фронтовых газет. Помимо этого, войска СС на Восточном фронте в первой половине 40-ых годов двадцатого века имели семь взводов пропаганды.

Центральным агитационным органом являлось Министерство пропаганды и народного просвещения, созданное 13 марта 1933 года, имевшее особый Восточный отдел со структурным подразделением «Винета» (работа пропаганды в восточных районах).

В ведение «Винеты» входила подготовка печатных материалов — листовок, антибольшевистских брошюр, изданий и т.п. — для оккупированных германскими армиями прифронтовой зоны и территорий. Потом в круг деятельности «Винеты» вошли театральные труппы, отдельные пропагандисты, обслуживавшие восточных рабочих, занятых в сельском хозяйстве и немецкой промышленности, «хиви».

Первоначально главный состав сотрудников Восточного отдела складывался из ветхих эмигрантов. Но скоро из-за их примитивной агитационной деятельности, позванной непониманием политических настроений советских людей, они были заменены на лиц, добровольно перешедших на сторону немцев, и интеллигенцию, вывезенную из оккупированных областей.

«Винета» включала в себя пара национальных секций: украинскую, эстонскую, латышскую, белорусскую и русскую. Последняя была самая многочисленной — около 800 чел. Главой русской секции был ветхий эмигрант, георгиевский кавалер А.П. Альбов. Во главе всей организации стоял врач философии Ханс Хумпт (H. Humpt). По окончании капитуляции Германии Хумпт был выдан британцами советской стороне и, по последовательности свидетельств, погиб в лагере в Челябинске. Его помощником являлся К.А.

Шпицлей (K.A. Spitzley). По окончании окончания войны Шпицлей занимал должность начальника прессы при Аденауере. Со стороны СД «Винета» контролировалась майором Штунде (Stunde).

Имеется сведения, что по окончании капитуляции Германии майора Штунде видели в Берлине в форме советского полковника, руководившего арестами и розысками бывших сотрудников «Винеты».

Восточный отдел Министерства пропаганды и народного просвещения имел подотделы активной пропаганды с отделениями по выпуску листовок и брошюр, газет, плакатов по организации выставок, применению мобильных громкоговорителей, и подотделы кино-, радиопропаганды, культуры, книжной связи, комиссаров по особенным поручениям. Также, при Генштабе германской армии имелось особое управление по пропаганде среди населения оккупированных территорий.

Вермахт вёл пропаганду на армии Красной армии, население прифронтовых и фронтовых районов и особенно на население оккупированных районов. Не считая армии, для того чтобы рода пропаганду осуществляло Министерство оккупированных восточных территорий, возглавляемое А. Розенбергом, и созданные при нём особые подразделения.

Разглядывая население СССР как «унтерменшей», германское руководство рассчитывало на стремительный успех агитационных мероприятий. Но эти расчёты на начальной стадии советско-германской войны не оправдали себя. Примитивность листовок, согласно точки зрения советских ветеранов войны, вызывала не только хохот, но и недоуменный вопрос — «неужто немцы идиоты?»

Во многих случаях в составлении таких агитационных материалов учавствовали русские белоэмигранты. Возможно, их представление о советских (как раз советских, а не русских) людях слабо отличается от германской точки зрения. Нелепость таковой продукции рождала в среде трезвомыслящей советской интеллигенции и русской эмиграции идея о влиянии на германские агитационные органы советской агентуры.

Не лучше обстояло дело и с кинопропагандой. Реакцию на неё населения оккупированных территорий высказал германский комиссар в Ивановке Киевской области. В собственном донесении в высшие инстанции он писал: «Я обязан указать, что демонстрация фильмов не воображает для нас никакого средства пропаганды, напротив, делает упор кино как средства пропаганды на последнее место.

Население заявляет, что оно таких жалких фильмов ещё не видело».

Одним из наиболее значимых средств пропаганды стало распространение и издание печатных материалов.

размах и Оперативность этого вида деятельности и полной мере проявились на Украине. Тут, кроме Киева, большие полиграфические фирмы функционировали в Днепропетровске, Житомире, Кировограде, Полтаве, Ровно. В Подолии и на Волыни (Луцк) трудились две больших типографии, печатавшие материалы для всей оккупированной Украины.

Типографии трудились во многих городах Белоруссии, в Прибалтике (в Риге и Вильнюсе), в ряде городов России — в Дно, Брянске, Смоленске, Пскове, Орле и др.

Главную массу печатной продукции составляли листовки и газеты. Так, по сообщению берлинской газеты на русском «Новое Слово» за 26 июля 1942 года, на оккупированных восточных областях к этому времени издавалось 140 газет на девяти языках: 7 германских, 15 эстонских, 21 латышская, 11 литовских, 1 польская, 6 белорусских, 18 русских, 60 украинских и 1 татарская. Еще 50 планировалось открыть в скором будущем.

Распространялись кроме этого издания «ловушки» — газеты, брошюры и журналы, замаскированные под советские. К примеру: «Правда», «Новый путь», «Новая судьба», «Красная звезда», «Красногвардейская правда», брошюры серии Воениздата «Библиотечка красноармейца» и др.

Но самая массовой агитационной печатной продукцией являлись листовки. Для оккупированных территорий их громаднейшее количество печаталось на начальной стадии войны. Но и тут представители «высшей германской расы» не учли культурный уровень «недочеловеков». Тексты типа «Иван, переходи к нам, мы тебя накормим и разрешим покурить» не впечатляли бойцов Красной армии.

А уровень качества германских листовок, как смеялись советские воины, не разрешало применять их кроме того для самокруток, а только чтобы оправиться. Позднее место примитивных «приглашений к столу» заняли отдельные оттиски разных распоряжений, воззваний, плакатов и объявлений.

В отличие от Германии, которая подготавливалась к агитационной деятельности заблаговременно, СССР вступил в психотерапевтическую борьбу уже с началом войны. Для решения данной задачи были задействованы огромные силы. Об успешности данной акции свидетельствует хотя бы тот факт, что многие сюжеты советских агитационных материалов позднее были использованы в информационно-психотерапевтической войне США и других западных государств против СССР.

Узнаваемый американский эксперт по ведению и организации пропаганды в годы Первой и Второй мировых войн П. Лайнбарджер отмечал в собственной книге «Психотерапевтическая война», что русские в данной области творчески использовали опыт прошлого и настоящую изобретательность. За их упрочнениями пряталась предусмотрительная политика.

Вопрос об открытии «фронта без огня», т.е. ведение пропаганды на население и войска Германии был рассмотрен на наибольшем уровне 25 июня 1941 года. В данный сутки ответом Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства было образовано Советское бюро военно-политической пропаганды. Его рабочим органом стал 7-й отдел (позднее управление) Главного политического управления. Скоро аппараты 7-х отделов развернули собственные действия на всех фронтах.

Уже в июле 1941 года издавалось 18 газет на зарубежных языках, из них 10 — на немецком. Начались регулярные передачи по радио на немецком, финском, румынском языках. За первые семь дней войны в Москве было издано 67 листовок тиражом 90 миллионов экземпляров. Был налажен выпуск листовок и на фронтах.

Листовки распространялись силами авиации и особыми артиллерийскими средствами. Принимали участие в этом разведподразделения и партизанские отряды. Необходимо заметить, что уже с самого начала войны как отделы, так и должности офицеров и армейские отделения спецпропаганды в политотделах дивизий были укомплектованы работниками, имевшими опыт научной и педагогической деятельности, знавшими зарубежные языки.

В их числе были филологи, историки, экономисты, и писатели, поэты, журналисты, видные советские живописцы.

Содержание фронтовой пропаганды Красной Армии определялось следующими направлениями:

— разъяснение честного характера войны со стороны СССР, разоблачение как виновников войны лично его окружения и Гитлера;
— показ роста сил Красной Армии и, так, неизбежности поражения Германии;
— пропаганда плена как возвращения и пути спасения по окончании войны на родину.

Эти главные направления дополнялись и конкретизировались в соответствии с военно-политической обстановкой, ходом боевых действий, политико-моральным состоянием армий соперника.

На начальной стадии войны в условиях германских побед главным доводом стал тезис: «Вы измеряете ваши удачи числом пройденных километров, мы же измеряем отечественные удачи числом стёртых с лица земли германских дивизий. Отечественную территорию мы заберём обратно, ваших же дивизий вам ни при каких обстоятельствах не вернуть».

Первые удачи войск СССР под Москвой, Ростовом, Тихвином были использованы для конца провала мифа и доказательства блицкрига о непобедимости германской армии. Неспешно стали меняться и выговоры агитационных материалов. Их центральным положением стало заявление, что Советская армия не сражается с германским народом.

В 7-х отделах расширялась работа по систематическому изучению политико-морального и психотерапевтического состояния личного состава вражеских армий. По существовавшему порядку, органы разведки передавали в отделы трофейные письма, фотографии, ежедневники, газеты и другие печатные издания. По окончании анализа поступавших материалов информация из них употреблялась в листовках, обращениях, звукопередачах, что содействовало увеличению достоверности отечественной пропаганды.

Увлекательна история с советской листовкой «Признательность Гитлера». В ней были использованы трофейные документы, из которых следовало, что ефрейтор Эрнст-Альберт Вульф долгое время не имел возможности добиться от правительства округа Варен-Мюритц предоставления пособия его старой матери. Не добившись справедливости, ефрейтор пал на Восточном фронте. Листовка заканчивалась вопросом: «А ты, германский воин, готов дать собственную молодую судьбу за признательность Гитлера?»

Распространённая на фронте листовка позвала громадной резонанс среди военнослужащих германской армии. Данный факт заставил командование Вермахта направить влияниям округа Варен-Мюритц запрос. Те, со своей стороны, обеспокоенные высоким вмешательством, поспешили решить данный вопрос положительно.

Так фрау Вульф посредством советских пропагандистов взяла, наконец, собственное пособие.

Напоследок хотелось бы привести текст одной листовки, выполненной с свойственным русскому человеку юмором, действительно, в этом случае, в контексте с войной, достаточно мрачноватым. Направлена она была советским гражданам, пребывающим на оккупированных немцами территориях.

«В собственных плакатах германские захватчики предлагают крестьянам оккупированных районов «удобрять почву умеренно перепревшим навозом».

По этому случаю, работники колхоза одной из сёл, занятой немцами, написали германскому начальнику: «Скота у нас нет — его ваши воины перерезали. Навоза также нет. Имеется лишь немцы.

Ими мы и удобрим отечественную многострадальную почву».

Население данной деревни ушло в партизаны и по сей день беспощадно уничтожает германских угнетателей».

Окороков А., «Мастер Ружье»

Пропаганда как абсолютное оружие. Открытая лекция Валерия Соловья

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • В. г. федоров «в поисках оружия» часть 1

    Предисловие редакции: С настоящего номера редакция издания «Техника – молодежи» начинает печатание военно-исторических мемуаров врача технических наук…

  • В. г. федоров «в поисках оружия» часть 8

    Заседания конференции заканчивались. Лишь сейчас мы взяли мало свободного времени, дабы осмотреть Лондон. В случае если в Японии в течение первых двух…

  • «Катюша» – оружие победы

    Первое появление в Великой Отечественной войне ракетных установок БМ-13, прозванных потом «катюшами», выяснилось для немцев громадной неожиданностью….

  • В. г. федоров «в поисках оружия» часть 5

    Помощь русской армии в ее «оружейном голоде» не имела возможности ограничиться лишь исправлением и сбором ружей, кинутых на полях сражений. Так как…

  • В. г. федоров «в поисках оружия» часть 2

    На следующий день по окончании выхода из Владивостока отечественный пароход уже приближался к берегам Японии. Чуть брезжил восход солнца, показалась…

  • В. г. федоров «в поисках оружия» часть 7

    Курьерский поезд мчал нас к Лондону. Я с интересом наблюдал на раскрывающийся ландшафт Шотландии. Вершины гор были покрыты снегом, а по отрогам зеленели…