(Не очень) альтернативный флот программы 1898-го года. часть 5.3 игра крейсеров — тем временем в европе…

Глубокоуважаемые сотрудники! Результаты первого ген. сражения в Желтом море поставили Японию в непростое положение. В следствии усилилась напряженность и в отношениях Русском и Английской Империй. Положение усугублялось и твёрдой Российской/Болгарской „блокадой“ подходов к Суэцу для яп. контрабанды.

Достаточно заявить, что за неполных три месяца российский и болгарский торговые (частные) флоты пополнились 7 и 4 соответственно конфискованными Морским судом в Кавале торговыми пароходами (2 германских, 1 итальянский, 2 голландских и 6 английских). Еще семь достались на торгах вторым клиентам (в основном греческим).

Но хуже всего было задержание болгарским эсминцем Летящий английского парохода с 280-мм осадными мортирами для японской армии. Его сопровождал новейший брон.крейсер английского флота Кент, приписанный к Китайской станции. В то время, когда пароход под английским торговым флагом проигнорировал требование Летящего остановиться для проверки, последний не посвенился открыть огонь 100-мм орудием – сперва в воду по курсу, а позже и на поражение – в дымовую трубу.

В один момент эсминец развернул собственные 2?2-450мм торпедных аппарата в сторону Кента. Не ожидавший таковой наглости начальник Кента не посмел вмешаться, а запросил по радио указаний из Александрии. Командующий Средиземноморского ескадрона ничего путного не приказал – все-таки торговец нарушал морское право, а болгарский эсминец – нет.

В следствии Русский императорская армия обогатилась тяжелыми орудиями (лишь 2 остались в Болгарии), и вдобавок один счастливчик обзавелся недорогим пароходом.

(Не очень) альтернативный флот программы 1898-го года. часть 5.3 игра крейсеров - тем временем в европе...

Болшой ЭМ Болг. флота типа Летящий – 1902 г.

Такое положение (очертающееся усиление и быстрое поражение японии РИ) английском правительством было оценено как невыносимое. До тех пор пока было нужно резервные 12“ стволы (вместо поврежденных и расстрелянных) япам отправлять около Африки.

Что делать? Надавить на громадную Р. Империю выяснилось несложнее, чем на балканскую державу, которая соседей не опасалась, и ничего в Британии не реализовывала/брала. Начать войну?

Еще одну бурскую? Но тут за спиной у них РИ! А и Турция от БИ уплыла – так что, десант в Беломорием делать?

Посрамиться на всем мире неудачей?

Полтора месяца спустя в Александрии внезапно показались множество японских армейских моряков. Оказалось, что Британия реализовала ЯИ два корабля – Суифтшур и Трайомф. Воображать их, думаю, нет необходимости, эти Ocupado и Vacante попали в Королевский флот случайно, чтобы не достаться русским. Протест российского посла в Лондон был покинут без ответа. Кроме того не торопили япов с покиданием порта (формально египетского).

Поговаривали, что в етот кредит Японии смогут быть включены и два броненосца типа Канопус (Албион и Глори с китайской станции).

Разумеется, Британия выбрала „прокси“ вариант реагирования. Таковой поворот дел запустил три довольно свободных процесса в Российской Федерации.

  1. Постарались остудить союзника. Не тут-то было! Фердинанд Сакс Кобург Гота был очень честолюбивый монарх, к тому же и у болгарского генералитета вскружились головы от прошлых удач (1903 года). Они считали, что раз сражаешься – то вести войну всеми методами до победы, не нужно „византийничать“. По большому счету то, оказывается, не отлично, в то время, когда ответы принимают армейские, а не политики.
  2. Не смотря на то, что прямой конфликт с БИ был маловероятен, Балтфлот подготавливался к (вероятной) обороне столицы. Прекрасные победы минного оружия в текущей войне и отсутствие других возможностей подтолкнули делать ставку на ЦМП.

Потому, что 2 ТоЕ – 3 новых ЭБр типа Ретвизан (Суворов, Бородино и Орел) и 3 БпК (Олег, Жемчуг и Изумруд) уже пребывала в Красном море на пути к ДВ, ГМШ решил их не возвращать. Гоняться в Средиземном море за етих „новых японцев“ броненосцами не следует, все равно они превосходили в скорости; лучше совсем решать войну на ДВ. А с БИ такими силами бодаться – боже сохрани!

  1. В вост. Средиземноморье началась гонка боеготовности между новоявленными Цукуба и Икома, и только что вошедшим в строй Рюрик 2 – начальник кап. 1 ранга Матусевич Николай Александрович. По случаю назначения командующим Средиземноморского отряда РИФ его произвели в контр-адмиральское звание.

Матусевич Николай Александрович

Болгарский флот (подчиненный оперативно Матусевичу) в отсутствие собственного флагмана готовил…. верно, минные позиции на подходах к Кавале, прикрытые 190-мм береговой батареей с острова Тасос. Тренировались атаки миноносцев накоротке – из за греческих островов в южном Эгейском море. Производили по веренице букс. щитов залпы по 2-4 учебных 450-мм торпед.

БрК Черноморец осуществлял дальнее прикрытие рейдеров около Крита (громадных эсминцев), не очень рискуя, потому, что его скорость (под 20 уз.) не уступала японцам (те также под 20 уз). Димитрию Донскому (Л.Ф. Добротворский) с Мономахом, но, было нужно больше отстаиваться в порту, а их экипажи выступили частично донорами для Рюрика 2.

В ‚маркизовой луже“ арт. помощь ЦМП планировалась, не считая батарей береговой обороны, и с наличных (ветхих) судов, в частности: (наличный состав Балт. Флота)

Отряд ЕБр Николай 1; Александр 3; Наварин

Отряд ББО 3х “адмиралов”

Учебный отряд; БрК Нахимов, Память Азова, Петр 1,

Бп заградители и Крейсеры Светлана, Бриллиант, Адмирал Корнилов

Мореходные канонерки Угрожающий, Храбрый

Для стремительного создания минных банок, на все подходящие суда ставились сбрасыватели и рельсы в корме.

Но вот загвоздка – у всех (не считая Петра Великого и Светланы) устарелая либо неудачная артиллерия с малой дальностью стрельбы. Приходилось уповать на миноносцы (также не первой юности). Действительно, новые уже строятся, но пока…

Создана была программа модернизации ветхих судов, прежде всего новыми дальнобойными пушками. Так, приступили к :

  1. Созданию новой 12“ пушки с большей длиной ствола на базе 12“/40 и под новые боеприпасы (см. снарядный скандал…)
  2. Создание новой 2-орудийной башни под такие пушки. Дабы имели возможность вписать ее в ветхие (малого диаметра) барбеты, по рекомендациям американского консультанта Железного завода (для Крамповских башен бородинцев…) собирались ставить пушки близко одну к второй в общей люльке. Сие ответ вело к большой экономии размеров и веса, но… Стрельба двумя стволами имела возможность вестись лишь последовательно с малым промежутком (1,5 с, большое количество позднее 0,03 с) либо громадным (полузалпами с донаводкой), но в этом случае скорострельность падала.
  3. Создание модернизированного 10“/45 и нового 10“/50 и 8“/50 орудий для ББО и других судов.
  4. Перевооружение Нахимова на 2?8“/45(50) башни для Баяна с увеличенным углом верт. наводки.
  5. Перевооружение императоров на 1?2-12“/52 башня и 5?1-8“/45(50) однооруд. башни для Баяна с увеличенным углом верт. наводки. 4 из них – на места 9“ казематов и пятая – на юте. Для ускорения работ – сперва лишь палубные восьмидюймовки на означенных местах
  6. Замена устаревших 2-8“ и 1-6“ канонерок на палубные 3?8“/45 увеличенным углом верт. наводки.

Рюрик 2 взял в боекомплект новые боеприпасы – болг. „тяжелой шрапнель“ и австр. полубронебойние (СРС – 22кг ВВ). Прикидочно, его носовой залп (6?240 мм; 229 кг, 2,5 в/мин) и бортовой (7?240 мм) не очень сильно уступали таковым у Цукуба и Икома (8?254 мм; 227 кг, 2-3 в/мин) и превосходил носовых (4?254 мм). Второй калибр япов (до 14?190 мм на борт) но настораживал.

Болгарский Черноморец имел возможность добавить нам лишь 3?194 мм. Разумеется, за счет более высокой скорости Матусевичу надлежит выбирать дистанции, на которых казематные 190 мм неэффективны. Как выяснилось, на таковой громадной дистанции и личный пламя уже был неэффективен.

Перевооружение ветхих судов Балтфлота (вот любимые реконструкции :))

Разумеется, это окончится уже по окончании войны, но нужно затевать уже на данный момент. Да и незанятые фабрики нужно загружать J:))

Планировавшийся обьем работ содержал (по отрядам судов):

1. ББО. Планировалась стрельба на громадной расстоянии по тралящим судам. Кроме того теоретические 63 каб. Ушакова и Сенявина не снабжали их безопасность от ответного огня вражеских броненосцев из-за минного поля.

Потому, что это требовалось на данный момент же, а разработка башен и новых пушек потребовала еще время, решили на Апраксине, где находились электрифицированные башни типа Победы с 35 гр. углом возвышения, ограничиться новыми усилением и стволами станков под больший заряд. При начальной скорости 792 м/с дальность достигла 21 800 м со ветхими боеприпасами и 23 200 м с новыми.

На двух остальных установили новопроизведенные башни (в ветхой кожуре) того же типа с некоторыми усовершенствованиями и изменениями, но данный процесс растянулся на год. В боекомплект включили упомянутые болг. боеприпасы с тяжелой шрапнелью.

2. Императоры. Вся артиллерия (аж три калибра, без ПМ) устарелая. Разработка 305-мм/50 пушки (Обухов) продвигалась удачно, одноорудийной двухстволой башни (Железный з-д) – также. Ее диаметр вписывался в барбет Александра 3. Сроки, но, подгоняли, да и задний свес башни задевал и потребовал переноса колодца (и боевой рубки) с проводами штурвала и маш. телеграфа. Предстояло решать и что делать со ветхими казематными девятидюймовками.

Наконец для реализации был принят очень занимательный проект инж. Кутейникова.

Проект включал замену орудий 305 мм/30 (2?51т ствол) не на 305-мм,а на 254-мм башню как у ББО. Передние 9“/35 (22т ствол) заменялись также на 254-мм казематные (!) орудия. Их угол горизонтальной наводки составлял лишь -5/+30 гр. от ДП, а заряжались они (механизированно) лишь при нулевом угле к ДП и +10 гр. возвышения.

Последний угол и был для тех установок минимальный, дабы не разрушать бортов дульными газами при выстреле. Потому, что поставленная на большой станок пушка высовывалась вверх, дабы обеспечить вертикальные углы от +10 до +35 градусов, палуба (крыша каземата) переработана в передней части, а в жилую палубу сделали заглубление под откат. Залп по носу достиг 4 тяжелые пушки. Вот какие конкретно Балтийские тараны! (лишь дальнобойные).

Все якоря заменены на с-му Холла, добавлены кормовые. Планировалось на меньших глубинах поставить корабль на обширно расставленные якоря носом к защищаемому участку ЦМП и неотёсанную наводку на цель создавать выбиранием якорных цепей. Наряду с этим водяным балластом имел возможность придаваться и дифферент для повышения угла ВН.

Второй способ предполагал перемещение вперед/назад на минимальной скорости, при которой корабль слушался руля. Предложение поставить подруливающие устройства сочли через чур прожектерским.

Задние 9“, как и ветхие 6“ на станках с бортовом штыре, заменили на 152-мм/45 Кане. Дополнительно на палубе разместили патронные 102-мм (как на Баяне), потому, что для стоящего на якоре корабля угроза от вражеских мелкосидящих минных судов была большая. Потому, что вес новой арты был меньше прежней, усилили передний броневой траверз, доведя его до верхней палубы.

Ют не срезали (как в реале), а в ставших ненужными адмир. салоне и др. разместили учебные классы.

3. Наварин. Потому, что погон ветхих башен под 305-мм/35 заходил над котельным и машинным помещением соответственно, установить новые русские башни без переработки их низа не представлялось вероятным. Было предложение заказать во Франции (для экономии времени) Цесаревские башни с коническими барбетами, но под новые русские 12“/50. Но рост цены переделки привёл к в ее целесообразности для ветхого корабля.

Для тех целей дешевле было бы установить такие башни на какой-нибудь самоходной шаланде новой постройки. Исходя из этого ограничились некоторым поднятием барабана ветхих башен и перестановкой зубного сектора для повышения верт. угла наводки. С -4/+12,5 угол стал +0,5/+17 гр. Пошаманив с сортом бездымного пороха, достигли дальности в 67 каб. (12 400 м).

Не близко, но для популярных тогда расстояний боя хватало. Ответственна в тот момент была и быстрота переделки. Заменили кроме этого ветхие шестидюймовки в каземате на 6“/45 Кане.

Нужно заявить, что позже аналогичной переделке подверглись и остававшиеся в строю два черноморских броненосца с 12“/35 артой – Чесма и Георгий Победоносец (с -2/+15 на +1/+18гр.) При применении новых снарядов с обтекателями дальность достигла 80 каб. (14 810 м).

4. Нахимов. Тут помой-му ясно – установка 2?8“/45 башен (с крейсеров) вместо 2?8“/35 барбетов. Но эти башни имели малые для работы на ЦМП дальность и углы возвышения в 80 каб. (ветхими) и 94 каб. (новыми боеприпасами). А ведь 15-узловое судно уже было крейсером только по имени.

Да и 8“ шрапнели на громадной дальности уступали в эффективности более большим калибрам.

Наконец решили ставить 254-мм одноорудийные башни конструкцией как на Рюрике II, со своей стороны подобные (итальянские же) на переднюю башню Кассуги. Осмотр последнего, затонувшего по верхную палубу у о. Элиот, и навел на такое ответ. Угол верт. наводки был увеличен до максимальных для той конструкции 28 гр.

Само собой разумеется, заменили и шестидюймовки.

Так создали внушительную группу (6 шт.) 254-мм дальнобойных защитников ЦМП за исключением Наварина. Последний, не смотря на то, что и менее дальнобойный, внушал уважение собственными 12“ 455-кг боеприпасами.

Про приспосабливание остальных судов Учебного отряда (Память Азова, Адмирал Корнилов и пр.) к минным поставкам поведаем в второй раз, а сейчас самое время взглянуть, что в Восточном Средиземноморье произходит.

Японцы при дворе короля Артура

Своеобразный статут Египта как английский протекторат при формальном сохранении прав Турции стал причиной международного скандала. Продолжительное нахождение японских судов в Александрии привело к ноте протеста РИ и ЦБолгария перед Высокой порты и Форин офиса. Турки ответили, что не смотря на то, что Египет входит в империю, управление территории передано ВБ.

Последние ноту приняли к сведению Тогда новый виток противостояния запустил болгарский глава министерства внешей политики Рачо Петров, заявивший, что раз за Египет никто не отвечает, то ЦБ предпримет действия против отцепников и начнет минирование портов и акватории! Угроза для Суэцкого канала взорвала европейскую дипломатию. Объединиться против нахалов с Балкан помешало не столько интернациональное право, сколько разногласия между великими.

В самом щекотливом положении была Франция. Наметившимся сближением с Британией было нужно пренебречь – она ни в коей мере не имела возможность заменить утрату русского союзника перед лицом Центральных сил, а последние ограничились объявлениями о недопущении угроз морской торговли. Французский демарш расшевелил англичан, и они наконец объявили, что японские суда покинут Александрию в дальнейшем им разрешается заход в английские порты не более чем на 24 часа, правда не уточняя, по какое количество раз….

Первая встреча с Цукуба и &не;Икома случилась к юго-востоку от Крита. Громадный эсминец болгарского флота Храбри привычно отправился на досмотр к дымному облаку на южном горизонте. Количество дыма, но, настораживало, и его начальник мичман I ранга Георги Купов заранее распорядился дать полный движение. Выяснилось – своевременно.

Около японских крейсеров быстроходных броненосцев II класса, идущих на север, были два 30-узловых бывших английских разрушителя – Грифон и Локуст – под японским флагом.

Скорость Храброго – 27уз. не внушала оптимизм удрать от них, а вот оружие разрешало не через чур опасаться. Дело в том, что против их двух 12-фунтовых (76 мм) пушек противостояли 3?100 мм болгар. Трансформации в проекте Вулкана (наблюдаем схему вверх), сделанные при заказе, пребывали в установке двух двухтрубных 450-мм ТА вместо однотрубных, а на месте третьего (заднего) устанавливалась еще одна пушка – так как предполагалось их применение в прошлой войной как раз как эрзац-крейсеров (минных 🙂 Это, как и увеличенная автономность под восток Ср. моря, подняло водоизмещение до 700 т.

Пушки – прекрасно, но лучше удирать на север, не нужно испытывать судьбу, потому, что в компании „ЦиИ“ успешное 76-мм попадание, снизившее скорость, означало смертный решение суда, как произошло раньше с Адзумой. В эфир полетело донесение Матусевичу, чей флагманский Рюрик II пребывал в 90 милях севернее, около греческого острова Касос.

Тут сделаем отклонение и разглядим предварительные замыслы сторон.

Японский адмирал Дева (как раз его отправляли) получил приказ после достижения начальной боевой готовности активными действиями прекратить хозяйничанье флота союзников на коммуникациях к Суэцу, впредь до нанесения ударов по портам его базирования. Гнать суда к Японии не следовало, чтобы не нарваться на 2ТоЕ, да и комуникации серьёзнее. Недочёты замысла заключались в неготовности к минным постановкам и (ожидаемых) проблемах собственного базирования.

Замысел Матусевича противодействовать ожидаемой японской офанзивой стоял на трех китах:

  1. Погонно-ретирадных схватках Рюрика, пользуясь превосходством в скорости. Дело в том, что бортовые залпы „ЦиИ“ (8?254 мм и 14?190 мм) намного превосходили его 7?240 мм, а вот по корме и носу обстановка другая. На их 4?254 мм и (не более) 2-4?190 мм он отвечал бы 6?240мм. Болгарский крейсер Черноморец (под 20 уз., 3?194 мм) имел возможность сопровождать Рюрика с дистанции и повышенным вниманием из-за скорости и тонкой брони как у японцев.
  2. Предлагаемый Пишоном торпедный coup de sort с болгарских миноносцев на кинжальной расстоянии из-за бессчётных греческих островков по увлекшимся преследованием японцам. Забегая вперед, напомним, что это сработало, а мичман Купов стал сходу капитан-лейтенантом.
  3. При чего – укрытие за минными полями в Кавала. Действия на коммуникациях выполняют лишь громадные болг. ЭМ числом 4 шт.

Перед тем как Болгария вошла в войну, с Черного моря в Эгейское перешли и 4 из 6-ти 100-тонных миноносцев типа Дръзки (26 уз.; 2?450-мм ТА; 2?47 мм)

Торпедоносец Дръзки

Кроме этого в Кавале пребывали и 2 русских миноносца №221 и 222 (по 150 т) и ЭМ Бедовый (350 т, 2?76 мм, 3 ТА альттипа „Кит“)

И вот пробил час определить, чьим замыслам суждено сбыться….

ПРОДОЛЖЕНИЕ направляться

Плотный узор

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: