Несостоявшиеся сверхдредноуты. французские линкоры типа «нормандия»

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «суда были 4-х орудийны».

Несостоявшиеся сверхдредноуты. французские линкоры типа «нормандия»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Франция включилась в «дредноутную гонку» с явным опозданием. В то время, когда английский «Дредноут» уже сошел на воду, во Франции неспешно разворачивалась программа строительства серии из шести броненосцев типа «Дантон».

К 1910 году английский, германский и американский флоты уже располагали эскадрами дредноутов, суда этого класса были заложены в Российской Федерации и Японии, но только затем французский парламент одобрил кораблестроительную программу, предусматривавшую постройку четырех судов типа «Курбэ». При обычном водоизмещении 23500 т они несли двенадцать 305-мм орудий, имели скорость 20 узлов и были защищены 270-мм броневым поясом.

Проект был, мягко говоря, не через чур успешным: броня не снабжала надежной защиты от бронебойных снарядов современных крупнокалиберных орудий, размещение артиллерии исключало одну башню из бортового залпа, к тому же необходимость вписать размеры корабля в габариты существующих доков предопределила низкие мореходные качества. Но французов ожидал еще один удар.

Строительство серии еще не началось, как стало известно о закладке британцами «Ориона» – первого в мире сверхдредноута, основной калибр которого складывался из десяти 343-мм пушек. Не прошло и года, как постройку сверхдредноутов с 356-мм артиллерией начали Соединенные япония и Штаты. Дабы выправить обстановку, по инициативе морского министра М. Делькассе, в кораблестроительную программу 1912 г. в спешном порядке включили постройку трех линкоров типа «Бретань».

Не имея времени на создание принципиально нового проекта, французские кораблестроители переработали чертежи «Курбэ», заменив основной калибр на десять 340-мм орудий в пяти двухорудийных башнях, но большая часть недочётов перекочевало из ветхого проекта в новый.

Однако, упрочнения министра не пропали бесплатно. Депутаты одобрили предложенную им масштабную восьмилетнюю кораблестроительную программу, предусматривавшую создание ядра флота из – ни большое количество ни мало – 28 линкоров. Из этого числа 11 единиц уже пребывали в строю (2 типа «Патри», 4 типа «Либерте» и 6 типа «Дантон»), четыре были заложены по программе 1910 г., три намечались к закладке по программе 1912 г., два – по программе 1913 г., два – по программе 1914 г., четыре – по программе 1915 г. и два последних – по программе 1917 г. Так, у конструкторов стало возмможно подойти к проектированию следующей серии более шепетильно…

В декабре 1911 г. Технический отдел Морского министерства изучил доклад, посвященный проекту линейных кораблей типа «Бретань». В нем, например, говорилось, что наличие средней башни есть невыгодным с тактической точки зрения, и рекомендовалось отказаться от нее в последующих проектах французских дредноутов, намечавшихся к закладке по кораблестроительной программе 1913 года.

Первые требования к данному кораблю Морской генштаб сформулировал в феврале 1912 г. Размеры существующих французских доков накладывали важные ограничения на проект: протяженность не должна была быть больше 172 метров, ширина – 27,8 м, осадка – 8,8 м, что, со своей стороны, ограничивало водоизмещение величиной порядка 25000 тысячь киллограм, а скорость – 20-21 уз. Наряду с этим моряки потребовали, дабы по защите и вооружению будущий линейный корабль как минимум не уступал «Бретани» и владел наряду с этим 21-узловым ходом. В качестве главного калибра первоначально рассматривались 406-мм орудия нового типа, в то время не существовавшие кроме того в проекте, но уже в марте Морской генштаб остановил собственный выбор на 340-мм орудиях с длиной ствола 45 калибров, подобным устанавливавшимся на линкорах типа «Бретань».

Потому, что ограниченные размеры не разрешали разместить на корабле более пяти двухорудийных башен, экспертами Морского генштаба было предложено новаторское ответ – четырехорудийные башни, проект которых бралась выполнить узнаваемая компания «Сен-Шамон». При таких условиях оказалась возможность усилить оружие будущего линейного корабля за счет размещения на нем двух четырех- и двух двухорудийных башен по линейно-возвышенной схеме.

В случае если же расчеты показывали, что нагрузка на конце делается чрезмерной, то в качестве запасного варианта допускалось возвратиться к проекту «Бретани», внеся в него нужные улучшения (в первую очередь, рекомендовалось расширить, как это быть может, толщину главного пояса). Подобным образом разрешалось поступить в том случае, если проект четырехорудийной башни не готовься к тому моменту, в то время, когда необходимо будет приступать к закладке судов.

К апрелю 1912 г. Технический отдел подготовил два варианта проекта – А7, предусматривавший оружие из пяти двухорудийных башен, как у «Бретани», и A7bis, в котором предлагалось разместить основной калибр в трех четырехорудийных башнях, что снабжало преимущество в два орудия. Потому, что проект A7bis давал еще и экономию водоизмещения порядка 600 тысячь киллограм [1], то 5 июля 1912 г. флот сделал однозначный выбор в его пользу.

Средняя артиллерия в начальном варианте складывалась из двадцати двух 138-мм орудий, после этого вместо четырех из них решили установить двенадцать новых 100-мм пушек (при равной весовой нагрузке), но потому, что последние так и не были своевременно приняты на вооружение, то в окончательном варианте возвратились к батарее единого калибра, но увеличив число 138-мм орудий до двадцати четырех. Технический отдел собирался разместить их в необыкновенных спаренных казематных установках, но при таких условиях не получалось обеспечить достаточную гибкость сосредоточения огня на угрожаемых направлениях, исходя из этого в итоге средняя артиллерия взяла привычное казематное размещение – восемь групп по три орудия в каждой. Бронирование если сравнивать с «Бретанью» было усилено, что стало причиной росту осадки – в полном грузу она превышала 9 м.

Разработчиками проекта было подготовлено два варианта силовой установки: первый – с четырьмя паровыми турбинами прямого действия, как на типе «Бретань»; во втором предлагалась комбинированная установка с двумя паровыми турбинами, трудившимися на внутренние валы, и двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения, трудящимися на внешние валы и предназначавшимися для крейсерского хода. Это должно было обеспечить заметную экономию горючего, поскольку турбины прямого действия того времени были достаточно «прожорливыми». В конечном счете, этот вариант и был выбран для четырех судов, пятый же должен был составить одну дивизию в тремя строившимися линейными кораблями типа «Бретань», исходя из этого для него была выбрана чисто турбинная силовая установка.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Корпус

В окончательном варианте проекта новые линейные корабли имели длину между перпендикулярами 170,6 м, по ватерлинии – 175,0 м, громаднейшую – 176,4 м, ширину 27,0 м и осадку 8,65 м. Высота надводного борта на форштевне составляла 6,85 м, на ахтерштевне – 4,6 м. Водоизмещение при полной нагрузке достигало 25230,766 т, исходя из этого в документах новые линейные корабли обозначались как «25200-тонные».

Так, суда типа «Нормандия» были меньше любого из зарубежных сверхдредноутов первого поколения (английский «Айрон Дьюк» – 25820 т, германский «Кёниг» – 25390 т, американский «Пенсильвания» – 31400 т), не говоря уже о более замечательных линкорах с 15-дюймовой артиллерией главного калибра (английский «Куин Элизабет» – 27500 т, итальянский «Франческо Караччоло» – 29260 т).

В архитектуре судов четко прослеживаются черты, обычные для французского кораблестроения начала XX в. Корпус имел очень тяжеловесные очертания: прямой форштевень, медлено закруглявшийся к килю; совсем плоские палубы, без подъема к носовой части; борта без привычного завала вовнутрь; маленький развал носовых шпангоутов. Иначе, очень необыкновенной была форма кормовой оконечности с двумя параллельно расположенными рулями балансировочного типа площадью 20,7 м?.

Линейные корабли имели протяженный полубак, тянувшийся до самой кормовой башни, и необыкновенную форму носовой надстройки, широкий нижний уровень которой простирался практически от борта до борта. Благодаря ей носовая башня размешалась высоко над уровнем ватерлинии, что должно было уменьшить ее применение в свежую погоду. Лаконичный силуэт дредноутов завершали две широкие дымовые высокая грот и трубы-мачта.

Неспециализированный вес корпуса составлял 6969,61 т, коэффициент неспециализированной полноты корпуса – 0,60.

Силовая установка

В подробностях силовые установки всех пяти судов отличались друг от друга. «Нормандия» и «Фландр» оснащались турбинами совокупности «Парсонс», «Гасконь» – совокупности «Рато-Бретань», а «Лангедок» – совокупности «Шнайдер-Золли». Ступеней заднего хода турбины не имели, исходя из этого ходить кормой вперед линейные корабли имели возможность только под паровыми машинами. Они же снабжали 16-узловую крейсерскую скорость.

Для последнего корабля серии – «Беарна» – предназначался четырехваль-ный турбозубчатый агрегат совокупности Парсонса. типы и Количество котлов кроме этого были разными: «Нормандия» и «Гасконь» должны были взять по 21 водотрубному котлу Гюйо – Дю Тампля, «Фландр» и «Лангедок» – по 28 котлов Бельвилля, «Беарн» – 21 котел Никлосса. Все они имели смешанное отопление.

Рабочее давление пара – 20 атм.

Силовая установка занимала в средней части корпуса четыре отсека, поделённых отсеками погребов средней противоминной главного артиллерии и башни калибра. Полагая от носа, шли котельные отделения №1 и №2 с шестью котлами в каждом (на линкорах с 21 котлом), после этого погреба 138-мм калибра, самое громадное котельное отделение №3, в котором стояло девять котлов, подбашенное отделение средней башни, отделение главных и машинное отделение конденсаторов.

Главные механизмы размещались в пределах одного влагонепроницаемого отсека, поделённого двумя продольными переборками на три отделения. Четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения находились в изолированных отделениях, причем их конденсаторы были вынесены в отдельный отсек, в то время как турбины совместно со своим конденсатором размешались в общем отделении. На паровой магистрали в машинном отделении имелось три основных паровых клапана.

Любая паровая машина имела возможность трудиться независимо, а турбины трудились лишь совместно: пар поступал сперва в турбину большого давления, после этого в турбину низкого давления и из нее сбрасывался на конденсатор.

Проектная мощность силовой установки составляла 32000 л.с., что должно было обеспечить скорость полного хода 21 уз. Наряду с этим имелась возможность короткого повышения мощности до 45000 л.с. и скорости – до 22 узлов. Суда приводились в перемещение четырьмя винтами, наряду с этим внешние были четырехлопастными диаметром 5,2 м и шагом 6,37 м (частота вращения на полном ходу – 115 об/мин), а внутренние – трехлопастными диаметром 3,1 м (280 об/мин на полном ходу).

На «Беарне» на внутренних валах подобным образом устанавливались турбины совокупности Парсонса прямого действия без ступеней заднего хода; аналогичными были и винты. На внешние валы трудились турбозубчатые агрегаты, включавшие турбины большого и низкого давления (любая – со встроенной ступенью заднего хода), и крейсерские турбины большого и среднего давления. Турбины трудились на одноступенчатый редуктор.

Диаметр ведущей шестерни ТВД составлял 224 мм, ТНД – 483 мм, ведомой шестерни редуктора – 2240 мм. Частота вращения ТЗА на полном ходу – 260 об/мин. Внешние винты были трехлопастными диаметром 3,34 м.

Обычный запас горючего для всех линейных кораблей составлял 1800 т угля в ямах и 300 т нефти, но применяя все свободные помещения запас угля возможно было довести до 2700 т. В соответствии с расчетам, суда имели возможность преодолеть 6500-6600

миль экономичным 12-узловым ходом. С повышением скорости дальность плавания заметно уменьшалась и составляла 3375 миль на 16-узловом ходу и всего 1800 миль на полном.

Для выработки электричества предназначались четыре турбогенератора большой мощностью по 400 кВт, напряжение бортовой сети – 220 В.

Бронирование

Совокупность броневой защиты линейных кораблей типа «Нормандия» в общем повторяла примененную на первых двух сериях французских дредноутов. Основной броневой пояс защищал целый борт по ватерлинии, за исключением маленького участка в корме. В средней части корабля он имел толщину 300 мм, в носовой оконечности утончался до 180 мм, а в кормовой – кроме того до 120 мм.

Над ним размешался верхний пояс толщиной 240 мм, что закрывал пространство от барбета носовой башни до кормового каземата средней артиллерии. Еще выше на участке между барбетами носовой и средней башен главного калибра имелся каземат из 160-180-мм плит.

Линейные корабли имели две броневые палубы – основную и нижнюю. Обе имели толщину по 50 мм, но нижняя снабжалась 70-мм скосами, примыкавшими к главному броневому поясу немного выше его нижней кромки. В носу броневая палуба спускалась к форштевню в виде угольника, примыкая на нему к нижней кромке броневого пояса.

В соответствии со взорами того времени, защита артиллерии соответствовала ее калибру. Башни линейных кораблей имели толщину лобовой плиты 340 мм, 250-мм боковые стены и 100-мм крышу; барбеты были 280-мм. Боевая рубка защищалась 300-мм плитами.

Противоторпедная защита имела глубину на миделе около трех метров и включала одну противоторпедную переборку из трех слоев 10-мм стали.

В общем итоге на броню приходилось 7637,365 т нагрузки, т.е. чуть более 30% от полного водоизмещения.

Оружие

Основной калибр составляли двенадцать 340-мм орудий модели 1912М с длиной ствола 45 калибров. Такое орудие весило 66 950 кг и вело пламя 555-кг бронебойными боеприпасами (фугасный боеприпас примера 1915 г. весил 465 кг). От пушек примера 1912 г., находившихся на линкорах типа «Бретань», оно отличалось увеличенной с 790 до 800 м/с начальной скоростью. При угле возвышения 18º дальность стрельбы достигала 18000 м. Орудия размещались в трех четырехорудийных башнях – на носу, на корме и в средней части.

Любая башня складывалась из двух «полубашен», имевших системы подачи и собственные погреба. Боезапас включал 100 снарядов на орудие (в каждой башне хранилось еще по 10 снарядов); скорострельность достигала 2 выстрелов в 60 секунд. Пара орудий каждой «полубашни» размешалась в общей люльке, так две половины одной башни имели возможность вести пламя совместно либо раздельно.

Неспециализированный вес башни составлял 1500 т, она имела электрический привод горизонтального наведения, в то время как вертикальная наводка обеспечивалась гидравликой. Высота оси цапф над ватерлинией составляла 11,1 м для носовой башни, 9,8 м для средней и 7,55 м для кормовой, в горизонтальной плоскости они имели возможность наводиться соответственно в секторе 140, 150 и 135 градусов на любой борт.

Управление огнем главного калибра обеспечивалось пятью 12-футовыми (3,66 м) дальномерами. Два из них размешались на боевой рубке, три вторых – на крышах башен, наряду с этим любая из башен была снабжена в качестве резервного поста управления стрельбой. Для освещения целей ночью предназначалось пять 90-см прожекторов.

Средний калибр был представлен двадцатью четырьмя 138,6-мм орудиями примера 1910 г. с длиной ствола 55 калибров, являвшимися стандартными для всех прошлых французских дредноутов. Эта пушка имела раздельно-гильзовое заряжание и придавала 31,5-кг фугасному боеприпасу начальную скорость 840 м/с, что снабжало дальность стрельбы до 15100 м. Скорострельность составляла 5-6 выстр./мин. На судах противоминная батарея была сгруппирована в восьми казематах по три орудия.

World of warships — Dunkerque Командир в подарок (Дюнкерк)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: