На «веге» к полюсам

      Комментарии к записи На «веге» к полюсам отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье ««Вега» — первая звезда компании «Локхид»».

С 1928 по 1930 год австралийский исследователь капитан Джордж Хьюберт Уилкинс (George Hubert Wilkins) выполнил пара исторических полетов над некоторыми из самых негостеприимных и наименее изученных мест на Земле. Применяя цельнодеревянные самолеты Lockheed Vega, Уилкинс и его команда покорили Антарктику и Арктику, заняв в истории место первой экспедиции, открывшей новые почвы посредством самолетов.

В первой четверти XX века неизученными оставались большие территории земного шара, и большой публичный энтузиазм привёл к частым экспедициям в экзотические государства. Появление надежных самолетов существенно увеличило возможности человечества по достижению этих отдаленных районах, и австралиец по происхождению капитан Джордж Х. Уилкинс заметил очевидные возможности, раскрывающиеся благодаря новой технике.

К 1927 году 38-летний Уилкинс совершил солидную часть собственной взрослой жизни в изучениях. Он был очарован Арктикой и тем, как арктическая погода воздействует на климат во всем остальном мире. Не смотря на то, что он приобрел большую денежную помощь и применял четыре самолета, людей и множество дорогостоящего оборудования, Уикинс действовал с маленьким успехом.

Шепетильно спланированной Уилкинсом экспедиции не удалось выполнить собственных задч из-за нехорошей погоды, несчастные проблемы и случаи с персоналом. К середине лета 1927 года он растратил все полученные средства покровителей и утратил их размещение.

Пробуя спланировать собственный будущее, Уилкинс отправился в Сан-Франциско и, глядя из окна гостиницы, он

«заметил, как далеко промелькнул моноплан самой эффектной конструкции из замеченных мной раньше. Самолет я заметил только мельком, но мне удалось на таком расстоянии различить все его отличительные изюминки. У него не было несущих расчалок, незащищенных средств управления, ничего — лишь летающее крыло. Вид данной автомобили был материализацией грезы.

Самолет привел меня в трепет, что возможно сравнить только с видением по плоти совершенную дамы собственной грезы».

То, что заметил Уилкинс было вправду революционным — это был прототип Lockheed Vega. Самолет, взявший собственное имя Golden Eagle, готовили к гонке Доула к Гавайям, которая к сожалению, закончилась для данной автомобили трагедией. Уилкинс нашёл самолет и перед тем как отправиться в Лос-Анджелес и встретиться с его конструкторами пристально изучил его характеристики.

В то время компания Lockheed базировалась в маленьком строении неподалеку от Ромейн- и Сикомор-стрит (Romaine and Sycamore Street); аэропорт Бербанк тогда еще не был выстроен. Уилкинс встретился с Алланом Логхедом (Allan Loughead) и конструктором Джеком Нортропом. Вторая «Вега» была практически готова, а работы над третьей были лишь начаты. Страшная новость, что на протяжении гонки пропал Golden Eagle, была тяжелым ударом для маленькой компании.

Среди самолетов, принявших участие в гонке Доула, «Вега» имела наивысшие летные характеристики, но она провалилась сквозь землю бесследно вместе с его экипажем из двух человек. Было выдвинуто множество тоерий, но сейчас исчезновение Golden Eagle остается тайной.

У Уилкинса не было денег, дабы приобрести третью «Вегу», а те, кто его поддерживал не желали вносить наличными задаток за вызывающий большие сомнения с их точки зрения самолет. Но успех была на его стороне. В то время, когда нежданно были реализованы останки самолета прошлой экспедиции, то Уилкинс был в состоянии сделть начальный взнос на приобретение этого аэродинамически чистого самолета.

Не смотря на то, что Уилкинс был летчиком, он желал отыскать летчика-специалиста, дабы самому сосредоточиться на вопросах подготовки и навигации экспедиции. Аляскинсий пилот-первопроходец Карл Бен Эилсон (Carl Ben Eielson) был простым человеком, и из двух сильных личностей оказалась хорошая команда.

В соответствии с требованиями Уилкинса «Вега» была модифицирована: самолет был оснащен двигателем воздушного охлаждения Wright J5 Whirlwind, взял дополнительные иллюминаторы, крепления для установки древесных и железных лыж и дополнительные топливные баки, а в нижней задней части фюзеляжа был прикреплен железные направляющие; кроме этого «Вега» была лишена входной двери (экипаж попадал в машину через люк). , если самолет будет должен приземлиться, то фюзеляж мог быть сокращен вдвое и его задняя часть с направляющими употребляться в качестве саней.

На «веге» к полюсам

Хьюберт Уилкинс на заводе компании Lockheed разглядывает двигатель «Веги» Wright Whirlwind. Джордж Хьюберт Уилкинс появился 31 октября 1888 года в Маунт-Байан-Ист (Mount Bryan East), Южная Австралия. Тринадцатилетним ребенком занимался домашним делом — разведением овец. К концу 1920-х годов — времени полярных экспедиций — Уилкинс успел поучаствовать в незаконном ввозе оружия, похищении людей, военной журналистике и шпионаже (в 1912 году на протяжении турецко-болгарской войны), а в годы Первой Мировой сражаться в составе австралийского летного корпуса

Самолет, окрашенный в оранжевый и светло синий цвета и зарегистрированный как X3903, был отбуксирован в близлежащий аэропорт Роджерс (Rogers Airport), где 9 января 1928 года на нем совершил первый полет Эдди Беллэйнд (Eddie Bellande). После этого прибыл Эилсон и приступил к всесторонним опробованиям «Вега». Самолет был доставлен на аэропорт Мюрок-Драй-Лейк (Muroc Dry Lake) — сейчас авиабаза «Эдвардс» — где с полным набором оборудования смог оторваться от почвы по окончании разбега длиной 2700 футов (823 м).

первая «Вега» Уилкинса была третьей выстроенной компанией Lockheed. Тут X3903 продемонстрирован в Лос-Анджелесе, возможно, в аэропорту Роджерс

После этого самолет был послан в Барроу (Barrow), Аляска, и в марте он готовься к полярному полету. Эилсон и Уилкинс действовали только самостоятельно. В самолете было всего пара навигационных средств, на каковые возможно положиться, не смотря на то, что Уилкинс думал, что благодаря древесной конструкции «Веги» прием радио и работа с компасом будут беспроблемными.

Оснастив лыжами самолет, два храбрых авиатора бельше семи дней ожидали улучшения погоды. На протяжении одной из попыток взлета «Вега» выбежала за пределы взлетно-посадочной полосы и появилась в сугробе. Они смогли отыскать эскимосов и, заплатив им, через пять дней работы лопатами взяли ухабистую взлетно-посадочную полосу длиной около мили (1600 м).

Наконец, 15 апреля погода улучшилась, и по окончании продолжительного разбега «Вега» оторвалась от почвы и начала набирать высоту.

Хьюберт Уилкинс (слева) и Карл Бен Эилсон стоят рядом с оснащенным лыжами X3903, Аляска 1928 год. Эилсон был весьма умелым пилотом, обучившимся летать в 1917 в армии США, а в первой половине 20-ых годов двадцатого века ставшим первым аляскинским пилотом авиапочты. Среди эскимосов Эилсон был известен как «брат орла». Обратите внимание на дополнительную кабину в фюзеляжа «Веги» сзади задней кромки

Количество знаний об данной области Почвы в те годы были таким неполным, что кое-какие ученые предполагали, что в Северном Ледовитом океане была участки суши громадной площади. По окончании пролета над неизведанным территориям длиной приблизительно 1300 миль (2090 км) «Вега» нарушила радиомолчание весточкой Уилкинса, гласившей

«никаких лис не заметили».

Это был тайный код для Американского географического общества, информировавший, что арктической суши не существует. В итоге по окончании более чем 20 часов в воздухе Уилкинс и Эилсон прилемлились в пункте назначения — Шпицберген, Норвегия. Они столкнулись с весьма метелью и сильным ветром, приведшик к тому, что видимости практически не стало. Не обращая внимания на прекращение подачи и плохие метеоусловия горючего Эилсону удалось практически вслепую посадить машину.

Это была неотёсанная посадка на громадный сугроб, но машина скоро остановилась. Уилкинс скоро выскочил с чехлом для двигателя и бидоном, в который он выжал машинное масло, дабы мотор не замерз.

довольно несложная кабина «Веги»

Уилкинс и Эилсон тепло оделись и стали ждать улучшения погоды. Четыре дня спустя они поняли, что находятся на острове, что на неполных морских картах значился как остров Мертвеца (Dead Man’s Island). Уилкинс и Эилсон знали, что должны как возможно скорее взлететь. Утрамбовав снег, Эилсон сел в кабину и запустил Whirlwind на полную мощность, «Вега» не сдвинулась бы с места, поскольку ее лыжи примерзли к снегу.

Уилкинс вылез и начал толкать фюзеляж. Наконец самолет начал перемещение. Повиснув на подножке, Уилкинс постарался забраться обратно в собственный люк, но упал с самолета, в то время, когда Эилсон поднялся в вверх. К счастью, пилот увидел собственного спутника и возвратился на посадку.

В этом случае Уилкинс прикрепил веревочную лестницу к собственному люку, и когда «Вега» начала двигаться, он встал по лестнице и оседлал фюзеляж. В то время, когда самолет ускорился, он осознал, что ни при каких обстоятельствах не достиг бы безопасностного люка. Уилкинс соскользнул, но ударился о хвост и был сбит с ног, скатившись вниз по склону. Эилсон опять возвратился.

Оба летчика были истощены, но решили сделать еще одну попытку. Было решено, что в случае если Уилкинс не сможет забраться в фюзеляж, то Эилсон возвратится, скинет палатку, отправится в отыскивании цивилизации и возвратится за Уилкинсом когда возьмёт больше топлива. Уилкинсу удалось попасть через люк в фюзеляж, и самолет с десятигаллонным (45 л) остатком горючего начал набирать высоту.

Было всего пять миль пути над водой до выхода к суше и поселку Грин-Харбор (Green Harbor). Самолет благополучно приземлился, и в мире вышли новости, что Уилкинс и Эилсон живы. Он был эпический полет протяженностью приблизительно 2200 миль (3540 км), причем по большей части над неизведанной территорией.

Уилкинс был посвящен в рыцари королем Георгом V, тогда как Эилсон взял Трофей Хэрмона и был награжден Крестом лётных заслуг (Distinguished Flying Cross). Возвратившись в Лос-Анджелес, Lockheed Vega купался в лучах славы исторического полета и надежность автомобили быстро увеличила портфель заказов на автомобили этого типа.

Уилкинс и Эилсон на фоне X3903 по окончании арктического полета. Защитная одежда была нужна как исследователям, так и «Веге»

Следующую остановку Уилкинс и Эилсон решили сделать на Южном полюсе. В случае если Северный полюс был по существу неизведанной территорией, то Антарктика была настоящей тайной. Уилкинс связался с Lockheed относительно получения в целях безопасности второго самолета и купил «Вега», которая должна была быть оснащена поплавками.

Уилкинсу самолет был реализован по себестоимости, потому, что его арктический полет принес компании множество заказов. Начальный самолет Vega, X3903, Уилкинса взял имя «Los Angeles» в честь известного газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, что положил $25000 за права на освещение антарктической экспедиции на радио и в прессе. Второй самолет экспедиции взял имя «San Francisco».

Уилкинс и мрачный Эилсон готовится вылететь в антарктическую экспедицию на «Веге» X3903, названной «Los Angeles» в честь спонсора экспедиции и калифорнийского миллионера Уильяма Рэндольфа Херста. В состав спонсоров вошли кроме этого австралийская Vacuum Oil Company, пожертвовавшая продуктов на $10000, и Heintz Kaufman из Сан-Франциско, которая поставила радиоаппаратуру

«Los Angeles» был капитально переделан и модифицирован с установкой поплавков, и к группе присоединился Джон Кроссон (Joe Crosson) — второй ветеран полетов над Аляской. Плывя на корабле в Монтевидео, экипаж передал оборудование и самолёты на норвежское китобойное судно «Hektoria», посланное на остров Десепшен, расположенный в районе Южных Шетландских островов.

Уилкинс ожидал территории, которая будут покрыты снегом и льдом, но теплая погода перевоплотила лед в кашицу, а большинство снега расстаяла. Самолеты установили на лыжи и выгрузили на берег. «Los Angeles» стал первым самолетом, появлявшимся в Антарктиде. Команда выстроила примитивную взлетно-посадочную полосу и установила на «Вегу» колеса.

16 ноября 1928 года Эилсон и Уилкинс стали первыми людьми, полетевшими над Антарктидой. В течение следующих нескольких суток, пилоты пробовали отыскать посадочные площадки получше. 26 ноября Эилсон пробовал сесть на смотревшимся подходящим участке льда, но он частично был пробит.

Самолет был отбуксирован на надёжное место и соленая вода была вымыта из его двигателя. Команда пыталась улучшить собственную примитивную взлетно-посадочную полосу, дабы, наконец, начать воздушную разведку. 20 декабря в 08:20 «San Francisco», раскачиваясь, поднялся в воздух, и Эилсон и Уилкинс отправились в 1300-мильную (2092 км) воздушную разведку. Это первенствовал случай открытия неизведанных земель с применением авиационной техники.

Уилкинс составил карту около 100000 квадратных миль (258900 км?) малоизвестных территорий.

«Вега» X7439 «San Francisco» на лыжах на протяжении антарктической экспедиции. Одна из целей Уилкинса было создание метеорологических станций в Антарктике за южным полярным кругом

Эилсон и Уилкинс возвратились на базу через территории ухудшающейся погоды над некоторыми из самых негостеприимных участков на поверхности Почвы. Погода начала ухудшаться, и исходя из этого была выполнена лишь одна воздушная экспедиция. Две «Веги» были бережно разобраны: их крылья были помещены в наскоро выстроенный командой сарай, а двигатели, хвостовые оперения и фюзеляжи были завернутый в брезент и поставлены на хранение под открытым небом.

После этого экспедиция села на охранявший английской армейский корабль «Флёрюс» (HMS Flerus) и отплыла в Монтевидео.

«San Francisco» на поплавках перед отправкой в Антарктику. Гидросамолет «Вега» для Уилкинса был создан Джерардом Валти, что продемонстрирован держащимся за переднюю и поплавок правую стойку. Уилкинс кроме этого разглядывал возможность применения названного в его честь локхидовского низкоплана «Explorer» с одним главным и двумя подкрыльевыми поплавками, но он был признан непрактичным для применения в Антарктике

По окончании экспедиции Кроссон и Эилсон возвратились на Аляску дабы создать авиакомпанию Alaskan Airways Inc. 9 ноября 1929 года пассажирское судно «Нанук» (Nanuk) грузом мехов на борту на сумму в миллион долларов застрял во льдах Арктики. Эилсон вылетел на самолете Hamilton в задачей снабжения затертого во льдах судна и пропал без вести.

По окончании нескольких недель поисков Кроссон на сибирском побережье отыскал уничтоженный Hamilton, в которого было замерзшее тело Бена Эилсона.

Уилкинс возвратился в Антарктику, дабы продолжить собственные изучения. В экспедиции 1929 года вместе с ним были пилоты Паркер Крамер (Parker Cramer) и Эл Чизман (Al Cheesman). Самолеты были отысканы в том месте же, где и были покинуты, и меньше чем за два дня работы один из них был собран и доведен до летного состояния. Две «Веги» летали и с поплавками, и с колесным шасси.

На протяжении финансировавшихся Херстом годов 1929 и 1930 экспедиций Уилкинс налетал около 3000 миль и доставил множество полезной научной информации.

Уилкинс, второй слева, склонился над картой Антарктиды; слева от него Аллан Локхид. В то время, когда Уилкинс во второй половине 50-ых годов двадцатого века — в возрасте от 70 лет — погиб, он был кремирован, а его прах был забран подлодкой и развеян на Северном полюсе

В то время, когда экспедиция была закончена, Уилкинс и его команда отправились в Аргентину, где две «Веги» были реализованы аргентинскому правительству. В первой половине 30-ых годов двадцатого века исследователь на оставшейся со времен Первой Мировой подводной лодке «Наутилус» постарался пересечь подо льдом Северный полюс, но старое судно сломалось и последняя персональная экспедиция Уилкинса была закинута.

Что стало с «Вегами»? Первая «Вега» — самолет с серийным номером 17 и регистрационным X7439 — взлетала с воды и пребывала под управлением аргентинского правительства до тех пор пока, как сообщается, не разбилась в пампасах в первой половине 30-х годов. Аргентинцы сообщили Уилкинсу, что «Вега» с серийным номером 4 и регистрационным X3903 будет сохранена в музее, потому, что это первенствовал самолет, совершивший трансарктический полет и первый пролетевший над Антарктидой. «Вега» взяла номер аргентинской регистрации R-48, но эта историческая машина было кинута гнить в аэропорту Буэнос-Айреса Морон (Moron Airport).

В то время, когда во второй половине 50-ых годов двадцатого века господин Хьюберт Уикинс погиб, то большая часть антарктического побережья за названными им горами Локхид стала называться побережье Уилкинсона в честь его новаторских изучений с надежными «Вегами».

источник: Michael O’Leary «By Vega to the Poles» Aeroplane, may 2005

Где Полярная звезда?

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: