Модель ракеты категории s7 – копия геофизической ракеты р-5в

Модель ракеты категории s7 – копия геофизической ракеты р-5в

На мой взор, для «специализации» в копиях самый подходят образцы из серии первых советских баллистических ракет, созданных в ОКБ-1 под управлением СП. Королёва. Полагаю, что постройка моделей-копий отечественных ракет в большой степени содействует патриотическому воспитанию молодёжи.

Пуски первых исследовательских ракет, начиная с созданных на базе Р-1, стали проводить в первой половине 50-ых годов XX века, Р-2А — с 1957 года.

Предстоящим развитием их стала ракета Р-5, позже — Р-5М, на базе которой была создана целая серия исследовательских геофизических ракет от Р-5А до Р-5ВАО. В первой половине 60-ых годов двадцатого века появилась последующая модификация — ракета Р-5В (время от времени её обозначают В-5В). Она имела стабилизированную головную часть для изучения ультрафиолетового излучения Солнца.

Сферический контейнер (высотная астрофизическая обсерватория — ВАО) размещался под коническим обтекателем, что отделялся от ракеты по окончании активного участка её полёта. Ракету Р-5В с успехом возможно реализовать в полётных демонстрациях модели-копии.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ РАКЕТЫ

Итак, с выбором прототипа мы определились. Полагаю, я «уговорил» будущих копиистов: строим модель ракеты Р-5В. Её технические данные: протяженность — 22,66 м; протяженность головной части — 5,5 м; диаметр корпуса — 1,652 м; размах стабилизаторов — 3,452 м; стартовая масса — 29,5 т; время работы двигателя — 120 с. Большая высота полёта около 500 км.

Масса поднимаемого нужного груза достигала 1350 кг. Управление полётом ракеты Р-5В осуществлялось аэродинамическими и газовыми рулями. Конструкция ракеты Р-5В — не сложная.

Целый её корпус длиной 17,16 м сварной, с клёпаным усилением являлся баками горючего — жидкого кислорода и этилового спирта. Электропроводка, кабели были вынесены наружу и закрывались гаргрота-ми и коробками. Вверху корпус имел конус (оживальной формы) длиной 1,837 м, к которому крепился приборный отсек длиной 2,05 м.

В головном обтекателе (протяженность его — 3,48 м) размещались (в зависимости от программы полёта) герметичные кабины для животных, шар-зонд, приборы и датчики для геофизических исследований и забора проб. Ознакомившись с главными техническими данными прототипа, выбираем степень его уменьшения. На мой взор, для категории S7 самый приемлем масштаб 1:25.

Протяженность модели наряду с этим получается 906,4 мм, громаднейший диаметр корпуса — 66,08 мм. На моей памяти многие модели-копии, в особенности призёров соревнований имели именно таковой масштаб.

Остаётся пересчитать все размеры с таким уменьшением и сделать рабочий чертёж. Сразу же «заложим» материал изготовления — чертёжная бумага толщиной 0,2 — 0,25 мм. Для изготовления модели-копии нужно выточить три оправки (лучше — из металла): для главного корпуса диаметром 65 мм и длиной около 650 мм; переходного конуса оживальной формы длиной около 110 мм с диаметром на базисной длине 99 мм — 65 и 54,8 мм; верхнего цилиндра (приборного отсека) — длиной 100 мм и диаметром 54,8 мм.

Все диаметры оправок должны быть уменьшены на 1 мм (по 0,5 мм на толщину стены). Корпус клеят из двух слоев чертёжной бумаги с применением казеинового клея на оправке диаметром 65 мм. Не забывайте, что бумага наряду с этим даёт громадную усадку, но подробности получаются существенно тверже, чем при применении вторых клеев.

Бумажную заготовку размерами 600×430 мм (волокна бумаги постоянно располагают на протяжении оправки) обматывают один раз (в один слой) на протяжении оправки.

Оставшуюся поверхность промазывают клеем, мало разрешив ему подсохнуть, туго наматывают на первый слой и шепетильно проглаживают всю заготовку. По окончании просушки заготовку корпуса обрабатывают наждачной бумагой и покрывают двумя слоями нитролака. После этого, зажав оправку в патрон токарного станка, торцуют корпус до нужного размера по длине 587 мм.

Частота вращения наряду с этим минимальная — около 100 об/мин.

И тут же, на станке, наносят карандашом разметку сварных швов, по окончании чего клеят на ней отрезки узкой хлопчатобумажной нитки, имитируя сварные швы. После этого, поместив оправку около ведра с водой, снимают полученный корпус. Таким же методом изготавливают и верхний цилиндр (приборный отсек), протяженность его — 80 мм.

Переходный корпус, имеющий оживальную форму, изготавливают способом папье-маше. Делают это так.

Легко нагревают оправку и смазывают её мастикой либо воском. После этого вырезают из писчей бумаги лепестки длиной 110 мм и шириной на финишах 30 мм и 25 мм. Смачивают их, смазывают клеем ПВА и накладывают на оправку широкой стороной на больший диаметр. На один слой нужно 8 — 9 лепестков, ширина перехлёста лепестков — 5 — 7 мм.

Всего необходимо наклеить 5 — 6 слоев. По окончании просушки оправку с заготовкой зажимают в токарном станке и на малых оборотах обрабатывают поверхность наждачной бумагой и мелким напильником.

После этого, при вращающемся патроне, наносят слой жидкой шпаклёвки, позволяют просохнуть и опять обрабатывают. В случае если имеется неровности, нужно опять прошпаклевать, обработать и обрезать остро отточенным резцом по нужной длине — 99 мм. Соединение элементов корпуса выполняют следующим образом.

Из липы вытачивают три втулки: одна (нижняя) играет роль силового шпангоута; две вторых помогают для скрепления корпуса, приборного отсека и переходного конуса. Ширина втулок — 22 мм и 13 мм.

Толщина стенок — 2,5 мм. Сперва втулкой диаметром 54,8 мм соединяют конусный элемент и верхний цилиндр, а в нижнюю (кормовую) часть главного корпуса вклеивают силовой шпангоут шириной 48 мм. Наряду с этим соединяемые подробности нужно установить вертикально на ровную плиту, а сверху придавить маленьким грузом.

По окончании подсыхания совсем собирают корпус, вклеивая в его верхний (вольный) финиш на эпоксидной смоле вторую втулку диаметром 65 мм, и ставят два (уже склеенных) элемента — приборный отсек и конус (небольшой цилиндр).

Места соединений легко ошкуривают и покрывают целый корпус нитролаком. В кормовой части корпуса, по окружности, делают четыре фигурных выреза на длину 18 мм. Оставшиеся четыре элемента являются местом крепления стабилизаторов, креплением изнутри подробностей газовых рулей для копийности и опорами при старте.

Все наружные элементы донной части корпуса изготавливают из липы, шпаклюют и красят в чёрный цвет. Крепят их к готовой модели.

Снаружи на всей протяженности корпуса наклеивают нитки, имитируя сварные швы (если не было возможности сделать эту операцию на станке). Отрезки хлопчатобумажной нити длиной более 200 мм предварительно нужно промазать 2 — 3 раза нитролаком с последующим удалением ворса. Все выступающие и наружные подробности (люки, переходные бандажи и пр.) делают из бумаги, имитацию клёпок делают способом прокатки шестерёнки с шагом 1,5 — 2 мм.

Гаргроты для укладки кабелей, штепсельные разъёмы, колодки — из липовых реек соответствующих размеров. Антенны штыревые (их четыре) выпиливают из полосы стеклотекстолита толщиной 2 мм, а рамочные (их шесть), ромбовидной формы, паяют из иголок от шприца диаметром 1 мм. Крепят антенны в месте соединения элементов корпуса, где имеется усиление изнутри втулкой шириной 22 мм.

Предварительно их красят в чёрный цвет. Стабилизаторы (их четыре) вырезают из бальзовой пластины толщиной 6 мм, собирают в пакет на каплях клея и обрабатывают по контуру наждачной бумагой, наклеенной на брусок. Наряду с этим их размеры (длину и ширину) делают на 2 — 2,5 мм меньше. После этого расклеивают и окантовывают все стороны (не считая самой большой) липовыми рейками (для усиления краёв).

По окончании чего доводят их по контуру до нужных размеров и профилируют.

Потом покрывают нитролаком, а боковые стороны оклеивают писчей бумагой, из которой вырезают заготовки и делают имитацию заклёпок. Головной обтекатель вытачивают из липовой заготовки, в облегчают фигурным расточным резцом. Посадочная юбка имеет диаметр 54,8 мм и длину 25 мм.

В связи с тем, что у прототипа обтекатель клёпаный, имитацию заклёпок делают следующим образом.

Из предварительно покрытой нитролаком писчей бумаги (плотность 80 г/м3 ) вырезают по шаблонам четыре заготовки: две — на верхний конус, две — на нижний. На них чертят линии клёпок и прокатывают шестерёнкой. (Кстати, так же имитируют клёпку и на кормовой части корпуса). Затем клеят их на обтекатель и снова покрывают нитролаком. Имитация наружных элементов — из чертёжной бумаги и липовых реек (люки).

Разрешив хорошо просохнуть, обтекатель красят в белый цвет.

ОТДЕЛКА и ОКРАСКА МОДЕЛИ РАКЕТЫ Выбор красок сейчас достаточно широк. Обрисованная выше модель окрашена нитрокрасками различных цветов в соответствии с чертежу. Чтобы не было потёков и задувов окраску направляться создавать по частям — раздельно корпус, стабилизаторы и т.д. Маркировки (надписи, линии опор, номера подробностей) выполнены дэкалями.

Запускается модель на одном двигателе МРД-20-10-4. Стартовая масса — около 285 г.

Зачетные испытания дальнобойной ракеты Р-5М с ядерным зарядом (1956)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: